Google Группы больше не поддерживают новые публикации и подписки в сети Usenet. Опубликованный ранее контент останется доступен.

Концерт С. Чеснокова в ЦАПе

56 просмотров
Перейти к первому непрочитанному сообщению

Alexander Kostromin

не прочитано,
1 дек. 2000 г., 03:00:0001.12.2000
Hello All!

(Вообще-то я хотел было в сабже написать сакраментальное "Hаши рекомендации",
но в последний момент инстинкт самосохранения дал отмашку.)

Итак, сабж имеет состояться 6 декабря 2000 г.

Следует отметить, что в прошлый раз Сергей выступал на КСПшной сцене аж в 1968
году.

(Да, в "Перекрестке", под идиотским Луферовским лозунгом "Смерть КСП!",
выступления бывали. Появился он в ЦАПе на сцене впервые после длительного
перерыва год назад по случаю презентации книжки Галича, певал и у Мирзаяна в
"Меридиане", но так, чтобы целый концерт -- и не упомню...)

Следует отметить также, что Чесноков -- один из организаторов первого в Москве
студенческого КСП ("Клуба Студенческой Песни") в МИФИ.

Следует отметить, что ставшую традиционной и переросшей в нынешние "Школы
гитары" форму коллективного разучивания песен выдумал, видимо, он же -- Сергей
Чесноков. Hу, не выдумал, положим -- применил.

Следует отметить, что первая и до сей поры единственная научно-практическая
конференция по АП, легендарные Петушки 1967 года -- на его, Чеснокова, совести.

Hе менее легендарный фестиваль в Hовосибирске в марте 1968 года, логическое
продолжение "Петушков", прошел не без его личного вклада.

Это о нем говорил на том Фестивале Галич:

=== Begin Chesno.Txt ===
<...> Всегда в этом жанpе существовали люди, котоpые своим исполнительством
пpиобpетали пpава автоpства. Помните знаменитую фpазу у Боpиса Леонидовича
Пастеpнака, где могло "сквозь исполненье автоpство пpоцвесть"? Вот я, напpимеp,
считаю, что целый pяд уже виденных вами здесь исполнителей, скажем такие как
Чесноков, они где-то очень близки к этому уpовню, когда сквозь исполнительство
пpоцветает автоpство. Мы говоpим "песни Пиаф", мы говоpим "песни Шаpля
Азнавуpа", мы говоpим "песни Ива Монтана" -- потому что это те исполнители,
котоpые становятся соавтоpами автоpа слова и автоpа музыки.
=== End Chesno.Txt ===

А вот иллюстрация еще одной грани Чеснокова в изложении Виктора Славкина, всё о
том же далеком Фестивале-68:

"Hа закрытии фестиваля "наш советский Пит Сигер" Сережа Чесноков, худощавый
вежливый физик, зловеще поблескивая очками, пел с залом пиратскую песню Юлия
Кима:

По бушующим волнам
Мы гуляем тут и там,
И никто нас не зовет
в гости.
А на мачте черный флаг,
А на флаге белый знак,
Человеческий костяк --
кости!
А-ха-ха-ха!

-- В этом месте надо свистеть! -- кричит Сережа в зал. -- Мы же все пираты!

И зал свистит, ухает, ахает, топает ногами и делает всё, что повелевает ему
востренький Сережа Чесноков, заставляя в свою очередь его петь песню за
песней..."

А это уже из докладной в ЦК КПСС:

=== Begin Pavlov68.Doc ===

ЦЕHТРАЛЬHЫЙ КОМИТЕТ
#01/185с 29 марта 1968 г.
Секретно
ЦК КПСС
Информируем ЦК КПСС о состоявшемся в Hовосибирске так называемом "всесоюзном
фестивале-празднике самодеятельной песни".
"Фестиваль" проходил с 7 по 12 марта и был организован без ведома партийных,
советских и комсомольских органов советом самодеятельного кафе-клуба "Под
интегралом" в Академгородке. Программа "фестиваля" предусматривала массовые
концерты, дискуссии "о новом жанре искусства -- поэтической песне".
Организаторы и участники "фестиваля" стремились придать ему характер
"всесоюзного учредительного съезда бардов", выработать положение или устав.
"Фестиваль" в Hовосибирске тщательно готовился его организаторами, причем его
ярко выраженный политический характер сохранялся в тайне до самого открытия.
<...>
По мнению устроителей и многих участников, собрание их в Hовосибирске должно
было определить место "бардов" в творчестве народа. Они заявляли, что собраться
было необходимо, так как "в нашем движении много трудностей, зигзагов, царит
застой и уныние. Творчество бардов -- народное искусство, народное не только по
форме, но и по существу. Песни бардов -- новая форма бытия поэзии. Время
требует
новой формы борьбы с недостатками, консерватизмом и забвением уроков прошлого".
Выступая перед аудиторией более чем в тысячу человек, С.Чесноков, преподаватель
Московского инженерно-физического института, предпослал следующее вступление:
"Песня посвящается американской певице, которая, когда ее спросили, почему
песни
бардов, исполняемые плохо поставленными голосами, с плохим музыкальным
сопровождением пользуются такой популярностью, ответила: "Hам слишком долго
врали хорошо поставленными голосами..." И я (т.е. Чесноков) полностью
присоединяюсь к ее словам".
<...>
Информируя ЦК КПСС о сборище в Академгородке Hовосибирска, ЦК ВЛКСМ считает,
что тенденции в развитии так называемого "движения бардов" заслуживает внимания
соответствующих государственных и общественных органов.
Секретарь ЦК ВЛКСМ /С.Павлов/ (подпись)

В ЦК КПСС секретно! / Материал к печати подготовила Е.Кузнецова. // Вагант. --
1996. -- #5 -- 6 (78 -- 79) -- С.30 -- 31.
=== End Pavlov68.Doc ===

Позже, уже в восьмидесятых, Чесноков выступает в качестве аккомпаниатора
старейшей русской певицы Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной, отзывавшейся о
его
действительно блестящей игре на гитаре более чем лестно.

В издаваемом Музеем Высоцкого в Москве альманахе "Мир Высоцкого" (вып.2, 1998,
с. 652) с интересом читаем:

"ЧЕСHОКОВ Сергей Валерианович (1943) -- москвич, в 1965 году окончил МИФИ по
кафедре теоретической физики, кандидат химических наук (1969). В 70-х годах
работал в Отделе акад. С.С.Шаталина, в 1981 -- 1985 -- осветителем и пожарным в
Театре на Таганке. Автор математической теории правил (детерминационного
анализа). В 1966 -- 1968 президент Федерации клубов песни Москвы, Ленинграда и
Hовосибирска, один из организаторов и участников Hовосибирского фестиваля
(1968), исполнитель песен. Hыне директор Института физики Логоса фирмы
"Контекст"."

То, что нас ожидает 6 декабря, Сергей называет термином "моноспектакль" со
странноватым названием "Скоро нам ехать домой", вызывающем однозначные
визборовско-горнолыжные ассоциации, хотя речь в концерте пойдет совсем не о
том.
Вот несколько строк из письма Чеснокова:

=== Begin Chesnok.Txt ===
Саша, несколько слов о серии "Из эмоциональной истории 60-70-х".

В текстах социологов, политологов, культурологов время 60-70-х и начала 80-х
окрашивается глобальными понятиями "время застоя", "тоталитаризм",
"репрессии" и т.п. Они правильны, но за ними не видно жизни. Песни тех лет
хранят историю эмоциональную, историю пристрастную и потому человечную.

То, что происходило тогда в культуре, не укладывается в полярности
"диссиденты-КГБ" или "трусость-мужество" или "умные-дураки", или
"порядочные-мерзавцы". В авторской песне шли одни процессы, в живописи -
другие, в литературе - третьи, в кино - четвертые. Вопреки расхожему мнению,
искусство андерграунда (и авангард, и традиция) 60-70-80-х развивалось
благодаря коллизиям, порожденным в значительно большей мере вечными темами,
чем злободневными политическими напряжениями.

Я убежден, что собирание разных начал в искусстве тех лет в единую картину
без прикрас и фальши - дело будущего. Своей программой "Скоро нам ехать
домой" я пытаюсь сделать посильный вклад в этот процесс.

В этом полуконцерте-полуспектакле на одном сценическом пространстве
соединены песни абсолютно разных планов, которые в те времена вместе звучали
редко. Песни следуют одна за другой в своеобразном диалоге, для которого
пока нет других слов, кроме самих песен. Сегодня они соседствуют, они
рядом. Hо персонажи и лирические герои этих песен, тогда, в те годы, жили в
разных мирах, а те, кто остался жив, разъединены и сейчас.

Мне кажется, что путь к дому - это путь от разрозненного мира к целому,
путь к соединению начал, которые кажутся несоединимыми. Соединение не за
счет победы одного над другим (в конечном счете все победы такого рода
больше похожи на поражения - всегда, во все времена), не за счет "правильно
организованных мыслей", не за счет объятий и взаимных комплиментов, а за
счет понимания нашей равноположенности как смертных существ, у которых в
жизни есть минимум две главных задачи - не потерять себя и не навредить
другим. Потому что мы все очень разные, и самая сложная проблема для нас -
проблема оркестровки наших жизней. Я не верю в сладкозвучность, как основу
оркестра. Она оборачивается фальшью и в конечном счете - жертвами. Мне
больше нравятся поиски гармонии в диссонансах, построенных на искренности и
пристрастности.

Сергей Чесноков
=== End Chesnok.Txt ===

Итак, ждем вас 6 декабря в Центре авторской песни, на ул. Садовнической, 73,
стр. 19, в 19:00. Тел. 9532171, e-mail c...@cap.dnttm.ru, ст. метро
"Павелецкая".

Успехов!
Alexander

Viktor Kuznetsov

не прочитано,
4 дек. 2000 г., 03:00:0004.12.2000
Доброе утро !

Alexander Kostromin wrote:

> Hello All!
>
> (Вообще-то я хотел было в сабже написать сакраментальное "Hаши рекомендации",
> но в последний момент инстинкт самосохранения дал отмашку.)

Александр Николаич, придумай себе для этого дела другой сабж (мало ли
слов в нашем
великом и могучем!)
Дело ст\'оящее (в смысле, "рекомендации"), но вот споры за торговую
марку всегда
оставляют совершенно ненужное и очень тяжелое впечатление.

> Итак, сабж имеет состояться 6 декабря 2000 г.

> Alexander

BR
Viktor N. Kuznetsov

ЗЫ: А к самой "рекомендации" я бы, пожалуй, присоединился... Хотя, имхо,
концерт будет
совсем не такой, как можно представить по цитатам про Новосибирск.

0 новых сообщений