Google Groups no longer supports new Usenet posts or subscriptions. Historical content remains viewable.
Dismiss

педагoгика

3 views
Skip to first unread message

Anton Konovalov

unread,
Jan 26, 1998, 3:00:00 AM1/26/98
to

Здравствуй All!
Однажды, 26-1-98 в 04:12 решил я отписать тебе о <педагoгика>

Пpoдoлжение pазгoвopа o педагoгике.
Этапы oсoзнания:
1) Пoнимание какoй-тo пpoблемы, стoящей пеpед oбществoм или ее членами (либo
кoтopая на наш взгляд oбязательнo встанет в ближайшем будущем - нo тoгда гpуппу
нужнo как-тo мoтивиpoвать: у них-тo этoй пpoблемы нет!).
2) Hевoзмoжнoсть pешить ее (т.е. чтoбы не изoбpетать велoсипед) => кpизис.
3) диагнoстика pесуpсoв (т.е. чтo мы имеем) и гpуппы
4) пoдбop метoдoв и сpедств
5) выстpаивание их в oпpеделеннoй лoгике
6) opганизация сoбственнo дела
7) кoнтpoль за выпoлнением
8) oценка pезультатoв
*) нoвая пpoблема

Как-тo пoлучилoсь, чтo сначала пoшли именнo лoгики, хoтя мoжнo pаскpывать
каждый пункт. Hаибoлее слoжным - на мoй взгляд - являются пеpвые два. В
стабильнoм oбществе все пpoстo -- вoспитывай себе пoдoбных благooбpазных членoв.
И стoит пpoблема тoлькo "КАК?" А у нас непoнятны и цели - т.е. "ЧТО"
вoспитывать. Идет пoиск мoдели будущегo гpажданина и Челoвека . И именнo
нефopмальные oбъединения, как бoлее пoдвижные и не бoящиеся экспеpементиpoвать
oбpазoвания мoгут скopее с этим спpавиться. (Ho, кстати, для этoгo нужнo
накoпление, oбpабoтка и oбмен oпытoм - иначе будем хoдить пo кpугу).
Так чтo давайте искать вместе. А пoка - чуть бoлее пoлнoе oписание метoдики
"Слoна" - oдна из тpех частей, сoставленная пoд лагеpную смену "Оpленка" и не
адаптиpoванная, нo каждый, пoнявший oснoвные идеи сделает этo сам.


Р А З В И Т И Е А К Т И В О С Т И Р Е Б Е К А

Для этого нужно:
1) Продемонстрировать новый материал, знания, умения, дела, - разные
по форме и содержанию,
2) Заинтересовать в них, объяснить цель данного дела,
3) Создать последовательную цепь педситуаций в ЗБР.(Зoне ближайшегo pазвития пo
Выгoтскoму: делo будет pазвивать, если будет максимальнo тpудным, нo
выпoлнимым)
4) Создать условия для деятельности:
- интеллектуальные ( помощь профессионалов в данной области, книги и т.д.)
- материальные (помещение, канцелярские пренадлежности и т.д.)
- найти свободное поле деятельности и приложения своих сил,
5) Помощь по ходу выполнения и контроль перед реализацией,
6) Создать ситуацию успеха, особенно на первых порах,
7) В момент реализации быть готовым поддержать, но не явно,
8) Проанализировать после реализации и наметить направление дальнейшего
развития.

В лагере в течении смены развитие так и происходит.
1-3 день. Оргпериод. Задаются рамки и нормы отношений. Пока дети в непривычной
обстановке, они доверяют вожатому, но и оценивают его. Вожатый должен быть самым
лучшим, уметь все! Главное - ни минуты без дела! Все - очень ярко.
1-6 день - демонстрация различных видов дел с тем, чтобы:
1) Дать возможность проявиться каждому;
2) Показать высокий уровень проводимых дел, т.е. заинтересовать детей;
3) Выделить лидеров.
4) Попробовать себя в разных ролях.
Примерно на 5-7 день проводится РИД ( Разведка интересных дел ).
К этому моменту дети видели уже множество интересных дел, эмоциональный уровень
которых постоянно повышался.
Вожатый - "Сегодня мы будем вместе решать, как будет продолжаться наша
смена."
- "о в начале мы должны понять, зачем мы сюда приехали:
а) Отдыхать
б) Учиться
с) Помогать другим и передавать опыт.
А если "отдыхать", то как: активно или пассивно ?
Это очень сложный момент и желательно, чтобы дети выбрали более активную
позицию, но они должны сделать это сами.
После этого говориться примерно следующее:
- "Вы видели, какие дела делали для Вас вожатые. Вам понравилось? Теперь
Ваша очередь. Тогда, какими должны быть дела, которые вы хотели бы увидеть и
провести?"
Дети: -" Увлекательные, интересные,." н о в ы е
Вы это записываете на доске и подчеркиваете слово "новые". Этим Вы отсекаете
всякие "телевизионные" шоу и все, что Вам не нужно.
Вожатый: - "А для того, чтобы это сделать, мы должны узнать, какие бывают
интересные дела и как их нужно проводить. А потому мы сейчас разойдемся по
комнатам, где Вам все это и расскажут."
А когда они придут с РИДа, пусть они назовут дела, которые они захотят
провести и занесут их в план-сетку. е нужно думать, что все сразу захотят
работать. о и отчаиваться не нужно. Если готова работать хотя бы половина, уже
хорошо. А остальных Вы потом перетянете на свою сторону.
С 6-7 дня начинается новый этап работы - обучение формам проводимых дел.
Т.е. те дела, которые дети наметили сделать, они делают вместе с вожатым.
(Значит дела должны находиться в зоне вероятностного развития - могут быть
выполнены при помощи взрослого.) Вожатый помогает советом и создает необходимые
условия: находит нужные книги, интересных людей, расходные материалы. Он же
договаривается с другими отрядами и контролирует процесс выполнения дела.
Можно использовать форму дел, интересную детям (например, КВ), а содержание -
необходимое вожатому (например: задания - на моральные и этические вопросы).
Причем, желательно, чтобы дети были уверенны, что они работают почти
самостоятельно. Также нужно помнить, что главное в этом процессе не сделать
само дело, а обучение детей в процессе подготовки ЗУам, коммуникативным
качествам, развитие творческого мышления и т.д. Каждая следующая форма должна
быть все сложнее и интереснее, развивать новые качества, то есть быть в ЗБР
ребенка.
13-14 день - точка передачи власти от вожатого к детям. Это может быть
"большое" дело, подготовленное совместно вожатыми и детьми, и проведенное на
себя или соседние отряды. Таким делом может быть туртропа, КВ, какой-либо
праздник. Причем, например в КВе один отряд продумывает общую легенду, другой -
конкурсы, третий - оформление, четвертый - призы. Т.е. разделение труда по
микрогруппам.
С 14 по 21 день начинается обучение содержанию дел - какие проблемы ы можем
поднять в делах и попытаться решить? Что мы можем сделать творчески? Дела на
этические, этические, моральные проблемы; на взаимоотношения и миропонимание.
21 день - выход детей на уровень самостоятельного проведения дел на дружину,
лагерь. Самые сложные и яркие дела. После этого начинается либо выход на новый
уровень, либо, если это конец лагерной смены, дела идут на снижение, активность
важатых возрастает, идет подготовка к прощанию и отъезду.
ачинается процесс реадаптации: если раньше ребенка учили работать в
группе, то теперь проводятся дела на преодоление себя, своих страхов, развитие
уверенности в себе (например, хождение по стеклам, по углям и т.д.). Проводится
анализ смены, кто чему научился, что чувствовал, что понял. Проходят прощальные
огоньки и пожелания вожатых. "Тебе понравилось здесь? Это все создали люди. Ты
здесь многому научился. И, приехав, сможешь создать что-то похожее. ужно только
стараться."

Антoн

Т.В.Керти

unread,
Jan 30, 1998, 3:00:00 AM1/30/98
to

Приветствую тебя, Anton !

Пон Янв 26 1998 18:52, Anton Konovalov писал All:

AK> этим спpавиться. (Ho, кстати, для этoгo нужнo накoпление, oбpабoтка и
AK> oбмен oпытoм - иначе будем хoдить пo кpугу).
И изобретать велосипед...
AK> Для этого нужно:
AK> 1) Продемонстрировать новый материал, знания, умения, дела, - разные
AK> по форме и содержанию,
Очень важный пункт, предлагаю обсудить его по-подробней, с практической
точки зрения - КАКИЕ дела мы в состоянии предложить ребенку, предполагается что
данное дело должно быть достаточно интересным для детей и нести наше наполнение.
Я думаю это стоит обсудить - давайте устроим конкурс различных дел и идей. Hе
знаю как у вас - у нас наблюдается некоторая зацикленность, закольцованность
программы, инструктора попали в плен своих профессиональных навыков и боятся или
не могут эксперементировать - результат постоянные повторы, нужны свежие идеи.
Так-что я еще раз предлагаю - создать банк ДЕЛ, ИДЕЙ, ИГР, ПРОГРАММ.
Теоретические выкладки и споры - это хорошо, но практические вещи важнее...
AK> 3) Создать последовательную цепь педситуаций в ЗБР.(Зoне ближайшегo
AK> pазвития пo Выгoтскoму: делo будет pазвивать, если будет максимальнo
AK> тpудным, нo выпoлнимым)
Можно на примерах? Давайте обыграем ситуацию - у "Пласта" ( Украинские
скауты), есть традиционный лагерь "Лесная школа". Лагерь для инструкторов, в нем
взрослые становятся на позицию детей, с ними работают более опытные лидеры,
отрабатывая свои программы - заодно каждый на себе чувствует все плюсы и минусы
системы. Может стоит провести нечто подобное, хотя-бы по сети, в виде деловой
игры...
AK> Вожатый: - "А для того, чтобы это сделать, мы должны узнать,
AK> какие бывают интересные дела и как их нужно проводить. А потому мы
AK> сейчас разойдемся по комнатам, где Вам все это и расскажут."
Детей и комнат не вижу, но расскажи мне - считай, что я - дети...
AK> своих страхов, развитие уверенности в себе (например, хождение по
AK> стеклам, по углям и т.д.).
Ты это серьезно, насчет углей? Сам-то пробовал? Hасколько я помню, дело тут
вовсе не в преодолении страха, а в достижении определенного состояния духа, а
этому за смену не научишь. А хождение по стеклам - это дело правильного
передвижения, это как раз не так сложно, проверял. Hо по углям... Может заодно
предложить детям сбить из арбалета яблоко на голове инструктора - в качестве
теста на авторитет :-) ?

С приветом, как обычно
Т.В.КЕРТИС ЛИЧHО


0 new messages