Жолква

2 views
Skip to first unread message

Public Diplomacy Network

unread,
Feb 14, 2011, 1:30:23 PM2/14/11
to Russk...@googlegroups.com, Maxim Efimov

         Жолква

Подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом, так же и мерой исторического, интеллектуального и культурного значения города не может быть количество его жителей. В случае реального самоуправления и равного распределения экономических и культурных ресурсов словосочетание «малый город» будет лишено негативного шлейфа махрового провинциализма, поскольку города окажутся равновеликими друг другу, как, к примеру, в Италии. Грубо говоря, именно качество человеческого материала определяет ценность и значение того или иного города.

Война и тоталитаризм очень обеднили Украину. Образовавшиеся всевозможные лакуны трудно заполнить, а подчас и невозможно. И если настоящее серо и убого, то на помощь приходит легендарное прошлое, примиряющее с неказистой реальностью. Об истории славного города Жолква (Жовква), в котором я недавно побывал, и пойдёт речь.

Рядом с селом Винники в 1597 году гетманом Станиславом Жолкевским, который умел не только воевать, были построены замок и крепость, вокруг которых возникло поселение городского типа Жолква, получившее в 1603 году магдебургское право. Знаменитый гетман подавлял восстания казаков на Украине, воевал со шведами, с турками. Жолкевский был против войны с Московским государством, считая, что она не соответствует интересам Польши, но всё-таки принял в ней участие. Разбив в 1610 году при Клушине войска Дмитрия Шуйского, он подступил к Москве, где, тем временем, царь Василий Шуйский был свергнут с престола. Жолкевский добился избрания королевича Владислава на московский престол и занял Москву. Узнав о том, что Сигизмунд хочет сам быть московским царём, уехал из столицы, захватив с собой русского царя Василия Шуйского.

Женой Дмитрия Шуйского была дочь опричника Малюты Скуратова Екатерина. У этого брака был расчёт – обезопасить Шуйских от политических репрессий. Скуратов (Григорий Бельский) – любимый опричник и сподручник Ивана Грозного. «Григорий Бельский возглавил опричное сыскное ведомство — «высшую полицию по делам государственной измены», которой до того не было в государственном устройстве. В обязанности Григория Бельского входила организация тотальной слежки за неблагонадежными и выслушивание «изветчиков». Главным средством дознания опричных следователей была пытка. Казни следовали одна за другой». С этого началась история тоталитаризма и политических гонений в России. Все, кто не разделял «руководящей линии», объявлялись «врагами России», «государственными изменниками», «предателями Родины», «агентами влияния». Иваном Грозным был найден ключ к управлению страной – террор спецслужб. «В конце 1569 года Григорий Бельский получил «извет» от Петра Волынского о том, что новгородский архиепископ Пимен и бояре желают «Новгород и Псков отдати литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси злым умышленьем извести». (Историки считают, что Волынский подделал несколько сотен подписей под грамотой тайного сговора с королём Сигизмундом II Августом). В ответ была организована карательная экспедиция. 2 января 1570 года опричная армия окружила Новгород. Малюта Скуратов вёл дознание с неслыханной жестокостью. Опричниками было уничтожено полторы тысячи человек.

Разумеется, опричное войско крепло и разрасталось, и, в конце концов, стало представлять большую опасность для государства, чем боярские заговоры. «Всевластие и безнаказанность привлекали, как выражался Курбский, «человеков скверных и всякими злостьми исполненных», практически единовластно вершивших суд. В своих «Записках о Московии» немецкий наёмник Генрих Штаден, попавший в ряды опричного двора, сообщал: «Опричники обшарили всю страну… на что великий князь не давал им своего согласия. Они сами давали себе наказы, будто бы великий князь указал убить того или другого из знати или купца, если только они думали, что у того есть деньги… Многие рыскали шайками по стране и разъезжали якобы из опричнины, убивали по большим дорогам всякого, кто им попадался навстречу». Опричнина стала хорошо организованной вооружённой структурой, которая могла выйти из повиновения в любой момент. В её ликвидации Григорий Бельский сыграл главную роль».

Монарх разглядел угрозу государству во всевластии силовиков и положил ему конец. Но сама идея не умерла и позже оказалась весьма продуктивной и востребованной в России: тайная полиция, жандармерия, ВЧК, НКВД, КГБ, ФСБ.

История не знает сослагательного наклонения, но оно вполне допустимо для того, чтобы попробовать представить себе иную ветвь развития истории, которая была вероятной. Шизофрения российских государственников достигла своего апогея и привела к массовым политическим репрессиям в СССР и, позже, к «холодной войне» с Западом. А ведь историческое развитие российского государства, а может быть, и всей Европы могло бы быть совершенно другим – более позитивным; наверняка, удалось бы избежать даже нацизма. Запад не раз подавал сигналы на сближение. Вот происходит призвание варягов, вот в Москве польский король Сигизмунд, вот французский император Наполеон. Отсталая Москва не раз могла стать равноценной частью Европы. Согласись на это, наша история пошла бы по другому, прогрессивному пути и не было бы всего того, что нас до сих пор разрушает и убивает. Нет же в Литве, Польше, Франции терроризма, локальных войн, «восстановления конституционного порядка», который унёс жизни сотен тысяч человек. Посмотрим на Финляндию – некогда российскую территорию, – которая сегодня одна из самых некоррумпированных и благополучных стран мира. (Это обстоятельство, однако, не мешает финским властям находить общий язык с коррумпированными карельскими чиновниками и даже награждать их своими государственными наградами).

Россию спасёт только смена власти и полная интеграция в европейское пространство. Кровавые наветы российских силовиков на НАТО, не говоря уже об инакомыслящих, политических оппонентах и правозащитниках, – это не что иное, как проявление всевластия всё той же опричнины, угрожающей народам России.

В Жолкве «сохранился целостный архитектурный ансамбль городской среды, построенный по принципу "идеального города" эпохи Ренессанса. Здесь Пётр I разрабатывал стратегию войны со шведами и гонял палкой своего фаворита Меншикова за его похождения в женском монастыре… С коронованием Яна III Собеского Жолква становится красивейшей и богатейшей летней королевской резиденцией Европы, центром культурной и политической жизни». К слову сказать, в России всё до сих пор так. И пока какой-нибудь региональный руководитель не станет хозяином Кремля, его регион развиваться точно не будет. «Равные размеры Рыночной площади с замком должны были свидетельствовать о равноправии феодальной и городской власти». Насколько сегодня в России 21 века соблюдено равенство местных и федеральных властей? «Доминантой площади выступает парафиальный костел св. Лаврентия, возведённый в 1604-18 гг. Единый ансамбль с костёлом составляет четырёхъярусная колокольня, которая одновременно служила и оборонной башней крепостной стены. В костёле сохранились три богато украшенных алтаря, мраморная крестильня и надгробия, альков. Ряд скульптурных композиций выполнен в XVII в. немецким архитектором и скульптором А. Шлютером, а интерьер в 1687г. оформлял итальянский художник М. Альтамонте. Часть его огромных полотен на исторические темы хранится во Львовской картинной галерее и Олесском замке. В соборе покоится прах Станислава Жолкевского и его жены Регины, князей Даниловичей, Яна III Собеского, его семьи, наследников и других известных людей Речи Посполитой. С северо-запада расположен комплекс василианского монастыря Рождества Христова. В комплекс входит церковь Сердца Христова (1612). Часть великолепного 8-ярусного иконостаса, созданного для храма Иваном Рутковичем в 1697-99 гг., хранится в Национальном музее в Львове. Росписи интерьеров церкви выполнил в стиле модерн украинский художник Юлиан Буцманюк. В комплекс также входит надбрамная колокольня (1721-30), кельи и типография. В Жолкве располагается комплекс Доминиканского монастыря (XVII в.). Две деревянные церкви – Рождества Богородицы (1705, живопись 1708-10, мастерская И. Рутковича) и Троицкая (1720, иконостас Василия Петрановича, нач. XVIII в.) – относятся к выдающимся произведениям галицкой школы народной архитектуры».  

Церковь Сердца Христова

Церковь эта была православной, но после того, как  украинская церковь подвергалась сильнейшей русификации, убеждения галичан изменились. В 1682 году в жолковской церкви уже служили униатские монахи-василиане. В церкви хранятся мощи св. Партения – мученика, погибшего в 250 году в Риме.  В начале ХХ века, при А. Шептицком, церковь перестраивается в неовизантийском стиле и становится вдвое больше. При монастыре основывается издательство и типография. Жемчужина церкви – фрески, выполненные Юлианом Буцманюком. Буцманюк расписал  часовенку при храме в 1910 году. Он сделал фрески и витраж, где соединил традиции романтизма и украинского народного искусства. Христос и ангелы одеты в украинские костюмы, а подле Божьей матери – украинские дети. После этого Буцманюк отправляется учиться в Краков. Молодого художника поддерживает А.Шептицкий, на деньги которого Буцманюк жил в Кракове и путешествовал по Италии, знакомясь с произведениями итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Во время Первой мировой войны художник воюет в легионе украинских сечевых стрельцов. В 1930-х годах он возвращается в Жолкву, преподает в школах и продолжает работу над фресками в жолковском храме. Национальная тема в его творчестве получает новое развитие. Своды церкви украшают сюжеты на тему освободительных войн. Главный мотив сюжетов – примирение и единство украинцев: на фресках Буцманюка рядом стоят православные и униатские герои казацких времен. На фреске «Акт Злуки» изображены панорамы Киева и Львова, а под ними – герои УНР и ЗУНР: Петлюра, Скоропадский, Грушевский, Витовский, Левицкий, сечевые стрельцы и пластуны… Вторая Мировая война и советская оккупация не позволили Буцманюку завершить дело – он лишь наметил фигуры и орнамент резкими мазками, не достигнув такого совершенства рисунка, как в часовне. И расписать-то он успел лишь половину храма. В куполе изображён А. Шептицкий в образе Бога-отца. Художник также изобразил и голодомор. От большевиков Буцманюк бежал в Краков, Мюнхен, а затем – в Канаду. В советские годы храм был передан РПЦ. Новые хозяева уничтожили всё, что не соответствовало московским традициям и советской идеологии – сцены из жизни св. Иосафата, Акт Злуки… В 1935 на территории храма располагалось НКВД. Впоследствии здесь было найдено около 600 черепов с дырками от пуль. Только в 1989 году, когда храм вернули греко-католикам, исторический интерьер храма был восстановлен.

С 1951 г. по 1992 г. город Жолква носил имя прославленного лётчика Петра Нестерова, который в 1913 году выполнил "мёртвую петлю", а в 1914 году погиб в воздушном бою, впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт. Нет единого мнения, кто первым выполнил «мёртвую петлю» – то ли Нестеров, то ли Адольф Пегу. Да это, по-моему, и не так важно. Молодцы и смельчаки они оба!

Жолковская синагога

Евреи начали селиться в Жолкве в конце 16 в. При приближении войска Б. Хмельницкого тысячи евреев-беженцев укрылись в Жолкве и участвовали в защите города от казаков. В 1687 г. король Ян Собеский разрешил строительство укреплённой синагоги. Это, говорят, стало возможно благодаря одной красивой еврейке, которая нашла путь к сердцу сильных мира сего. Еврейская община Жолквы, благодаря благоприятным экономическим условиям, процветала. В конце 18 в. Жолква стала важным центром движения Хаскала. В июне 1941 г. во время немецкой оккупации были сожжены все синагоги. Из 5 с лишним тысяч евреев ко времени вступления в Жолкву советских войск (23 июля 1944 г.) в городе оставалось около 70 человек. Остальные были уничтожены нацистами и украинскими коллаборационистами.

В 1955—1956 годах синагогу частично восстановили и до начала 1990-х использовали как склад. «Здание представляет собой одно из наибольших в Европе оборонительных сооружений в стиле ренессанса; позднеренессансная стилистика дополнена элементами барокко. К синагоге примыкали городские стены и Еврейские ворота. Оборонная синагога имела толстые стены с бойницами, на её крыше можно было устанавливать артиллерию. Жолковская обороная синагога занесена в список «100 памятников мира, которые находятся в угрожающем состоянии» Нью-Йоркского фонда мировых памятников. Несмотря на это, окружённое забором здание по-прежнему находится в неприглядном состоянии. Ходить в эту синагогу в Жолкве, увы, уже некому.

Максим Ефимов

http://maxim-efimov.livejournal.com/54717.html

clip_image002.jpg
clip_image004.jpg
clip_image006.jpg
Reply all
Reply to author
Forward
0 new messages