О популяризации SmallTalk

cauf

to Russian Smalltalk User Group

Я совсем недавно обратил внимание на SmallTalk, да и квалифицированным программистом не являюсь (самостоятельно освоил несколько языков и успешно их применяю время от времени для собственных нужд), но заметил одну интересную вещь, которой хотел поделиться.

Часто вижу в обсуждениях, как люди страдают о низкой популярности St, сетуют на отсутствие учебного материала, статей и живого сообщества. Позвольте, но ведь это все зависит от вас самих!

У нас всех на глазах за пару лет раскрутили с нуля и популяризировали новый язык программирования - golang. Да, за ним стоял "великий и ужасный" Google, но обратите внимание, как именно шло распространение информации в самом крупном русскоязычном IT-сообществе - на хабре. Сперва появились небольшие, но практические заметки об окружении, компиляторе и базовом синтаксисе - то есть самые основы, причем без отрыва от практики. В этих заметках легко разобраться новичку.

Недавно я начал искать инструмент для реализации своих задумок. Требуется гибкая, легкая в управлении и достаточно мощная система графического интерфейса. По всем параметрам подходят St-системы. Однако, проблемы возникли с учебными материалами на русском языке (с английским не очень - хватает на небольшие куски текста, но книгу осилить никак). При этом нет даже простых How-to по работе с системой Squeak или Pharo. Приходится ковырять систему самому методом тыка, изучая единственную более-менее новую книгу "Кирютенко Ю.А., Савельев В.А. - Объектно-ориентированное программирование. Язык Smalltalk" 2006 года, написанную совсем для другой системы. Перевод "Pharo by Example", который собрали в этой ветке, не гуглится, а ссылки за давностью лет уже все битые. В итоге получаем практически полное отсутствие нормального учебного материала по современным свободным системам.

А что же на сайте самого большого русскоязычного IT-сообщества? Да практически ничего. Всего с десяток статей общего характера - то юбилей Алана Кея, то ностальгическое брюзжание, то рассказ, что St используется на производстве (но без каких-либо подробностей), то как систему пишут... А того, что может быть полезно при первом знакомстве, попросту нет.

Вернемся к вопросу о популяризации языка. С подобными трудностями столкнется любой, кто заинтересуется St и после некоторых мытарств, естественно, плюнет на все это. Так почему бы не начать исправлять эту ситуацию? Все присутствующие здесь уже осилили эти системы. Вы обладаете знаниями, которые нужно донести в виде простых наглядных How-to, примеров создания полезных утилит, приемов создания новых виджетов, описания классов систем / подсистем и т.д.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
1. Приличный IT-шник обязан знать английский по определению, а кто не знает, должен изучать. Таким образом, проблем с учебными материалами нет.

2. Успех или неуспех в русскоязычном сообществе вторичен. Первичен успех в международном, англоязычном, сообществе. Если в англоязычном успеха нет, откуда взяться в русскоязычном?

3. В чём смысл и важность успеха ST? В наличии соответствующих рабочих мест.

4. Какой диалект можно было бы пропагандировать в РФ? Одно из требований - он должен быть бесплатным для коммерческого применения. Выбор ровно один = Pharo, но учитывая отсутствие Multihread FFI, выбор равен 0.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
А учитывая количество лет, в течение которых Squeack+Pharo существуют и Multihread FFI так и не имеют, можно только удивляться этому community.

Диалекты Cincom, Instantiations, GemStone (забыл, как сейчас та фирма называется) совсем другое дело, но в России я их шансов не вижу. Тут, извините, деньги надо платить. Или пиратить/нарушать лицензию. Когда уже есть хорошо знакомые, бесплатные инструменты...

Alexander Kogan

to su...@googlegroups.com
Gemstone вполне себе бесплатен. В ограниченой версии. Вот пример сделанный на можно сказать  бесплатной версии https://schrievkrom.wordpress.com/2017/05/16/gemstones-application-example-hbbtv-playout-system/ Когда станет мало образа размером в 50Gb, наверно уже пошло бабло, сложно и раскошелиться немного. Много-нитевость мне кажется зачастую имеет академический интерес чем реальную необходимость. Опять же с Gemstone во многом эта "проблема" решена парадигмой распределенного образа. запускаются 2, 3, 10... да хоть тыщу параллельных виртуалок которые работают в одном образе. Главное распараллелить задачи правильно.  Там естественно возникают свои проблемы. Мощными инструментами надо пользоваться аккуратно. Компания https://gemtalksystems.com

On Jun 18, 2017 8:10 AM, "Victor Metelitsa" <vvm...@gmail.com> wrote:
[...]

http://groups.google.ru/group/sugr
---
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "Russian Smalltalk User Group".

Denis Kudriashov

to sugr

18 июня 2017 г., 16:56 пользователь Victor Metelitsa <vvm...@gmail.com> написал:

4. Какой диалект можно было бы пропагандировать в РФ? Одно из требований - он должен быть бесплатным для коммерческого применения. Выбор ровно один = Pharo, но учитывая отсутствие Multihread FFI, выбор равен 0.

Multihread FFI запланирован для Pharo 7.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Многонитевость никакой не академический вопрос. Без многонитевости как делать вебсайты, обращающиеся к базам данных? Запрос к базе может продолжаться заметное время и без многонитевости подвешивает имидж и тем самым самым всех юзеров, подключённых к нему. В такой ситуации и load balancing непросто делать. Ну, запущу несколько имиджей, а как детектировать подвисание и передавать Seaside-сеансы между ними? Или пусть "центральный" отдаёт страницы и держит сеанс, а "вспомогательные" чисто для связи с СУБД? Смешно. Должно быть работоспособно, но смешно. Народ будет показывать пальцем на такое и смеяться - вот ч кему приводит отсутствие Multithread FFI. Вообще, про Pharo community можно сказать, что доступ к СУБД его практически не волнует. Тогда как многие фирмы без баз данных немыслимы.

Кроме того, хотя живущие за рубежом, возможно, и не в курсе, в России сейчас довольно скверная экономическая ситуация, причём реальных перспектив к чему-то лучшему не видно, скорее можно ожидать дальнейшего ухудшения. Особенно чувствуется в не-Москве.

Ну, и GemStone совершенно отдельная статья - я был бы счастлив работать с такой СУБД, но это выглядит нереальным по куче причин.
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес sugr+uns...@googlegroups.com.

Nikolay Kleptsov

to Russian Smalltalk User Group
Отсутствие многонитевости не мешало обращаться к Mongo, более того Pharo выдерживало более 100 веб запросов, не считая запросы к Vimeo. Да не хватало менеджера памяти, но в последних версиях уже решено.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Отсутствие многонитевости не мешает обращаться, оно всего лишь мешает выполнять относительно длительные запросы к СУБД параллельно. Причём для какого-нибудь малонагруженного вебформума с его элементарными запросами, которые длятся сотые доли секунды, тоже может быть без разницы. А у меня это не так. И ещё, насколько я помню, TCP/IP у Pharo неблокирующий, так что если написать драйвер СУБД, не пользуясь FFI, целиком на Smalltalk, то могло бы быть более-менее. Но написание подобного драйвера для СУБД вроде Oracle и DB2 наверняка будет непростой работой. Придётся заниматься декомпиляцией и реверсным инжинирингом Java-драйверов и т.д. Нормальный, относительно простой, документированный способ - это через DLL, то бишь FFI.

Nikolay Kleptsov

to Russian Smalltalk User Group
Если длительные запросы не удается индексировать тогда без многонитевости никак. У различных баз данных разные протоколы, тоже не могут выработать общий протокол.
Отдельный драйвер для GemStone в Pharo есть?

Dmitry Zamotkin

to Russian Smalltalk User Group
Главная засада с ключевым вопросом: Why Smalltalk? 17 лет назад я на него мог ответить. Сейчас нет.

19 июня 2017 г., 19:18 пользователь Nikolay Kleptsov <kleptsov...@gmail.com> написал:

--
Дмитрий Замоткин

Alexander Kogan

to su...@googlegroups.com
Почему - это вообще вопрос сложный. Стандартный ответ - быстрая прототипизация и абстракция.

Pharo и Gemstone дружат врозь. На сегодняшний день нет реального фреймворка для репликации обьектов между Pharo и Gemstone. Естественно это связно с деньгами. Для VA и VW такая вещь есть - GBS. Поэтому обычный ответ: делаем в Pharo, скажем seaside app, а потом переселяем в Gemstone в production. Идеально, просто сразу делаем в Gemstone. Хотя в настоящий момент есть движуха, на ESUG расскажут. У Gemstone нет своего собсвенного IDE, поэтому Pharo это один из инструментов, поглядеть что же там внутри происходит. Наиболее свежий вариант в активной разработке это https://github.com/feenkcom/gt4gemstone
альтернативно https://github.com/jgfoster/Jade

Dmitry Zamotkin

to Russian Smalltalk User Group
Для того, чтобы на нём быстро прототипировать, нужно поучаствовать в реальных проектах не меньше года. Я вот не смогу никому объяснить зачем выкидывать это время впустую, тратя его на тупиковую ветвь. А если, того хуже такой опыт появится, будете потом плеваться и программировать на всех остальных жабаскриптах и питонах с кислой физиономией.

19 июня 2017 г., 20:27 пользователь Alexander Kogan <abk...@gmail.com> написал:

--
Дмитрий Замоткин

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Оптимизация SQL-запросов не сводится к индексации. Кстати, есть куча случаев, когда индексы бесполезны и fullscan просто лучше. Это я как читавший Льюиса и сдавший экзамен Oracle 1Z0-117 говорю. Есть куча проблем, люди такие вещи годами изучают (и я годами изучаю), а идеальный оптимизатор невозможен. Как бы то ни было, довести до того, чтобы каждый запрос выполнялся за сотые доли секунды, я не могу, сколько бы ни старался и сколько бы книжек ни прочитал.
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес sugr+uns...@googlegroups.com.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
"Они" идут в направлении Smalltalk'а, приобретая его фичи и фичи его IDE (но без его упоминания). Java к восьмой версии (особенно в варианте под названием Kotlin) прошла такой путь, что уже похожа на нормальный язык (как карикатура или как шимпанзе на человека). JavaFX8 несёт очень многое знакомое. Но строгая типизация заставляла/заставляет принимать странные/некрасивые решения и вертеться, как уж на сковородке. Python к ST поближе, но синтаксис нечистый и разработчик всё "улучшает" язык, и IDE какие-то недотягивающие...

Victor Metelitsa

Сергей Глушенко

to Russian Smalltalk User Group
1. Приличный IT-шник обязан знать английский по определению, а кто не знает, должен изучать. Таким образом, проблем с учебными материалами нет.

 Неправы Вы батенька. В настоящее время достаточно доступных переводчиков,  и других способов общения и чтения документации. Я например считаю себя неплохим IT-шником, отличным АСУ-шником - разработчиком, и каким - никаким программистом (по крайней мере пару серьёзных проектов имею за плечами и в текущий момент разрабатываю то же немаленький проект). Английский знаю на очень начальном уровне, но между тем прекрасно общаюсь с несколькими сотнями зарубежных пользователей. Даже перевёл свою программу на английский язык (FLProg). Яндекс переводчик рулит. Ну а если им не нравится мой перевод - пускай они изучают русский. Надо иметь гордость за свою страну и за свой язык.

2. Успех или неуспех в русскоязычном сообществе вторичен. Первичен успех в международном, англоязычном, сообществе. Если в англоязычном успеха нет, откуда взяться в русскоязычном?

Ну а это уже зависит от того лижеш ты пиндосовскую задницу или нет (извините за грубость, но такое уничижительное мнение нашего сообщества меня бесит). Так же прекрасно можно добиться успеха и в нашем сообществе. Опять таки по собственному опыту - сначала мой проект стрельнул в России (поскольку изначально создавался для нашей страны и только в русском варианте), а потом уже ко мне обратились иностранцы с просьбой сделать английскую версию. Причём обратились сами, и готовы даже платить за мой корявый перевод. Так что если ориентироваться на свою страну, и не смотреть с надеждой в глазах на запад, то успеха можно добиться и здесь. А если мечтать как бы сдрыснуть за бугор, тогда да, надо себе имя там делать. А как же страна в которой ты родился. Или посрать на неё?

Dmitry Zamotkin

Сергей Глушенко

to Russian Smalltalk User Group
Ну Гитлера вспоминать не будем))).
Я конечно читаю новости данного сообщества, но сам отписываюсь редко. С Pharo знаком мало, работаю на WV. Но фраза о том что  рускоязычное сообщество не имеет никакого значения меня просто взбесило. Просто хотеть работать надо, и любить хоть немного стану в которой родился и вырос (ну извините, меня воспитывали в советские времена). Я конечно понимаю что сегодня любая школота мечтает стать программистом и свалить за бугор, работать в кремниевой долине и зарабатывать большие бабки, попивая коктели на пляже. Ну и заодно подымая ВЕЛИКУЮ СТРАНУ АМЕРИКА. Ну а свою то кто подымать будет?

m...@sdfgh153.ru

to su...@googlegroups.com
> Надо иметь гордость за свою страну и за свой язык.

Во-первых -- кому нужно? Какие есть доводы в пользу этого мнения? Или
это только мнение? Но тогда вся остальная аргументация рассыпается.

Я вот очень люблю русский язык, хоть это и не взаимно. И мне это
почему-то совершенно не мешает знать английский.

Английский это lingua franca, на нём говорят буквально все люди на
Земле, когда хотят чтобы их мысль смогли понять как можно больше людей
в мире. Поэтому айтишник, если не он хочет вращаться всю дорогу в
манямирке могучих строителей велосипедов на ядерной тяге, так или иначе
вынужден знать английский.

Именно поэтому я считаю, что переводы документации на локальные языки
это одно из наиболее бестолковых вложений людских сил на свете.
Проблему эти переводы не решают, потому что устаревают за считанные
дни. А вот создают уйму, потому что любой перевод содержит ошибки.

> Ну а это уже зависит от того лижеш ты пиндосовскую задницу или нет
> (извините за грубость, но такое уничижительное мнение нашего
> сообщества меня бесит).

Как было бы классно, если бы научные статьи издавались на местных
языках! Какая бы сразу коллаборация попёрла, ух!

Это не мнение нашего сообщества, это объективная реальность. Нравится
она нам или нет.

> А как же страна в которой ты родился. Или посрать на неё?

Никогда не понимал вот этой позиции. Во-первых -- при чём тут вообще
страна? Речь идёт о языке, на котором говорит ВЕСЬ МИР, а не только
ужасные американцы. На английском говорят, например, китайцы, когда
хотят поговорить с не-китайцами. Всё научное сообщество говорит на
английском, весь IT мир на нём говорит.

Это, в общем-то, личное дело каждого: иметь доступ к идеям людей со
всего мира или увлажнять квасным патриотизмом мейллисты.

А во-вторых, я родился с карими глазами, должен ли я гордиться этим?

P.S. Кстати, слово "лижешь" в русском языке пишется с мягким знаком.

Dmitry Zamotkin

Сергей Глушенко

to Russian Smalltalk User Group
Во-первых -- кому нужно? Какие есть доводы в пользу этого мнения? Или
это только мнение? Но тогда вся остальная аргументация рассыпается.

По большому счёту эта фраза всё объясняет.
Кому нужно? Да наверное больше всего Вам самому. Интересно кому то было нужно любить свою страну в годы ВОВ. Если бы никому не нужно было бы - то сейчас бы не было не Вас, ни самой страны. Если конечно не считать ошибкой своё рождение в этой стране. Ну так есть люди которые считают ошибочным пол с которым они родилось. Так что исправить всё можно))))

[...]

Ну так поэтому и надо создавать свои сообщества, и свой софт. Ведь нет практически нормального русского софта, русских сообществ. Особенно в профессиональной сфере. Именно потому что никому не нужно это. Точнее все хотят по быстрому срубить бабла. Ну а где это проще всего сделать. Конечно на мировом рынке. Поэтому и пишут русские программисты софт на английском, а потом другие его самоотверженно переводят с ошибками. Со мной была смешная ситуация. Настраивали систему ГМССБ на судне. Производство - корея  И вот происходит ошибка в софте (там терминал был ещё на win 95 ). Вылетает ошибка - "Петина процедура дала сбой". На чисто русском, хотя сама программа и весь интерфейс - английский. Это были 90-е. Нашего оборудования ГМССБ до сих пор не существует. Может как раз по тому что никому не нужно любить свой язык и свою родину, а все хотят уехать туда где тепло и хорошо платят?

[...]

Ну тут то же не всё так однозначно.
Например мне часто приходится пользоваться испанским переводчиком - очень многие пользователи предпочитают его (для них он родной), просят перевести программу на него, Немец сделал перевод на немецкий (кстати то же часто приходится им пользоваться). К нам на станцию приезжают сервисники шведы, так вот у них вся документация неожиданно на немецком (оборудование сименс), а общаются они с нами на своем (с ними приезжает переводчик). Причём английский они знают то же очень поверхностно. Это только русские типа Вас, почему то считают что в мире есть только один великий и могучий английский язык, а остальные так - себе - какое то неразборчивое бормотание. Ну при таком отношении русский так и останется колониальным языком дикарей.

А во-вторых, я родился с карими глазами, должен ли я гордиться этим?

Я думаю да. Я например родился мужчиной и очень этим горжусь.

Сергей Глушенко

to Russian Smalltalk User Group
Я вообще не представляю программиста без знания английского языка (ну кроме 1С, хаха).

Ну вообще - то язык программирования != английский язык.
В нем просто применяются слова или сокращения из английского. Синтаксис, правила, совершенно другие. Если надо дать какое то название классу или методу, то используются слова которые на слуху или просто знаешь. Ну или Яндекс - переводчик в помощь. Но написать название класса ScadaProject или EditScadaScreenTreeElement я в принципе и без знания английского могу.

И сильно буду удивлен, если вам когда приходилось совместно над кодом.

 Приходилось, шесть лет подряд. Причём из команды английский знал более менее хорошо только один человек. Но между тем как ни странно с проектом справились (cadel.ru)

Настройки подписки и доставки писем: https://groups.google.com/d/optout.

--
Дмитрий Замоткин

Dmitry Zamotkin

Сергей Глушенко

to Russian Smalltalk User Group
Ладно, надо работать (писать русскоязычную программу, для ещё думающей молодёжи нашей страны), а напоследок бородатый анекдот (как раз в тему1812)

В начале 19-го века большинство студентов в вузах изучало французский. В итоге насовали Бонапарту и взяли Париж.
В начале 20-го века большинство студентов в вузах изучало немецкий. В итоге умордовали Гитлера и взяли Берлин.
Сейчас начало 21-го века и большинство студентов в вузах изучает английский... Такого богатого выбора в истории России еще не было.

вторник, 20 июня 2017 г., 1:16:11 UTC+5 пользователь Dmitry Zamotkin написал:
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес sugr+uns...@googlegroups.com.

Дмитрий Замоткин

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Ну, и меня при Советском Союзе воспитывали. Только с тех пор я узнал и кое-что ещё.
"Доступные переводчики", ха. И Первый Канал ТВ.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Русское сообщество не имеет никакого значения, точка. У нас всё импортное - и компьютеры, и средства разработки, и СУБД, и ОС. Несколько десятков человек, получивших известность, програмки, которые у нас пишутся, это такая капля в море... Импортозамещение, ха = наклейка своих лэйблов на опенсорс.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Работа существует для того, чтобы получать за неё деньги. Отказываться от денег по идеологическим соображениям - идиотизм.
Мы с немцами и поляками общаемся на английском.

Victor Metelitsa

to Russian Smalltalk User Group
Мечтаете о войне? Какие там, кстати, в 19 веке в России были студенты и вузы?

Сергей Глушенко

to Russian Smalltalk User Group
Блин, ну хотел же закрыть тему. Но тут такая прозападная личность нарисовалась! У меня прям возникли подозрения насчёт его Киевской прописки, ан нет из Тюмени вроде.

У нас всё импортное - и компьютеры, и средства разработки, и СУБД, и ОС.