Ядро 5.14 и драйвер Nvidia

Victor Wagner

Коллеги,

Тут такой вопрос - есть ноутбук ASUS FX506LI.
Поставил на него bullseye
Для того, чтобы можно было использовать его wifi

03:00.0 Network controller [0280]: MEDIATEK Corp. Device [14c3:7961]

пришлось поставить туда ядро из 5.14 из testing (по-моему этот
контроллер с 5.13 начиная поддерживается, а в bullseye у нас 5.10)

Но с ядром 5.14 не работает сейчас проприетарный драйвер Nvidia, ни из
bullseye, (460.91.03) ни из bookworm (470.57.02)
Согласно информации на сайте NVidia поддержка ядра 5.14 появилась у них
только в драйвере версии 470.74. В Debian такого нет даже в
experimental.

Правда есть в ubuntu и там он аж до 18.04 сбэкпорчен.

Вот что посоветуете - брать исходники пакета nvidia-graphic-drivers,
заменять в нем NVIDIA-Linux-x86_64-nnn.nn.nn.run на 470.74 и поднимать
версию, или братьь исходники пакета правильной версии из Ubuntu и
пересобирать под Debian? И если из ubuntu брать пакет от focal
(20.04lts) иди impish (21.10)? Кто будет более совместим с Debian
bullseye?

В итоге, понятно, хочется получить пакет nvidia-dkms, который будет
аккуратно пересобирать драйвер при последующих апгрейдах ядра в рамках
5.14 версии (оно ведь наверняка скоро до bullseye-backports доползет).

P.S. Mesa с nouveau на этом ноутбуке показывают 11-12fps в Unigine
Heaven. Хочется, понятно, больше.

--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Alexei Ustyuzhaninov

Здравствуйте!

Буквально вчера собрал из исходников (пакеты linux-source и
nvidia-kernel-source) ядро 5.14 и драйвер 470.57.02.
Все работает.

Andrey Jr. Melnikov

Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru> wrote:
> [...]

> Но с ядром 5.14 не работает сейчас проприетарный драйвер Nvidia, ни из
> bullseye, (460.91.03) ни из bookworm (470.57.02)
Возьми отсюда https://gist.github.com/joanbm/144a965c36fc1dc0d1f1b9be3438a368 патч
положи в /usr/src/nvidia-current-470.57.02/patches/ добавь там-же в series и
пересобери dkms'ом.

Victor Wagner

В Wed, 29 Sep 2021 16:04:38 +0300
"Andrey Jr. Melnikov" <temno...@gmail.com> пишет:
Э, нет. Этот фикс для 465. А в 470 есть еще одно вхождение

поля state из struct task_struct.
--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Victor Wagner

1.03) ни из bookworm (470.57.02)

> Э, нет. Этот фикс для 465. А в 470 есть еще одно вхождение
>
> поля state из struct task_struct.

Был неправ. Патч работоспособный, просто он патчит .h файл, который
включается теперь более одного раза.

Но вот чтобы патч у меня применился при выполнении команды

dpkg --confgure nvidia-kernel-dkms,

его имя пришлось дописывать не в series, а в dkms.conf.

После этого модуль собрался. А вот чтобы он загрузился, пришлось еще
читать

https://wiki.debian.org/SecureBoot, генерировать machine owner key,
инсталлировать его в UEFI, и подписывать модули.

Но нельзя сказать, чтобы в результате этих трудов FPS в Unigine Heaven
сильно вырос.

--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Maksim Dmitrichenko

ср, 29 сент. 2021 г. в 17:52, Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>:
[...]

Более того, это придется делать теперь каждый раз при обновлении ядра или модуля ( В смысле генерить не придется, а вот подписывать надо будет.

--
With best regards
  Maksim Dmitrichenko

Victor Wagner

В Wed, 29 Sep 2021 19:18:28 +0300
Maksim Dmitrichenko <dmit...@gmail.com> пишет:
Ну это касается только самостоятельно скомпилированных модулей.
Нормальные-то модули с нормальной лицензией подпишет мейнтейнер пакета.
А вот проприетарные, которые приходится каждому у себя пересобирать -
увы...

Вообще конечно, немножко у них непродумано. Надо бы уметь в сертификаты
Name constraint-ы прописывать. Что вот вот этот ключ - он только для
подписи модулей, собранных через dkms.

Ну и саму dkms тоже подписать bsign-ом и чтобы проверяла корректность
подписи под пакетом с исходниками, и только потом подписывала.

Но вот bsign-а по-моему в Debian уже лет десять как нет.

Так-то в принципе сделать криптографическую защиту кода по всей цепочке
от загрузчика до прикладного софта, так чтобы для нормального
пользователя это было удобно, а для разработчиков "можно привыкнуть" -
можно.

--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Andrey Jr. Melnikov

Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru> wrote:
> 1.03) ни из bookworm (470.57.02)

> Был неправ. Патч работоспособный, просто он патчит .h файл, который
> включается теперь более одного раза.

fix уже в unstable:

nvidia-graphics-drivers (470.57.02-3) unstable; urgency=medium

* Backport drm_device_has_pdev and set_current_state changes from 470.63.01
to fix kernel module build for Linux 5.14. (Closes: #994860)

> Но вот чтобы патч у меня применился при выполнении команды

> dpkg --confgure nvidia-kernel-dkms,
> его имя пришлось дописывать не в series, а в dkms.conf.

Ну а кто тебе виноват-то, что ты идешь длинными путями?
dkms autoinstall --kernelver $(uname -r) даёт тот-же результат, только без
тормозного dpkg.

> [...]
>
> https://wiki.debian.org/SecureBoot, генерировать machine owner key,
> инсталлировать его в UEFI, и подписывать модули.
А просто выключить всю эту DRM'щину от M$ нельзя?

Victor Wagner

В Thu, 30 Sep 2021 00:36:08 +0300

> Ну а кто тебе виноват-то, что ты идешь длинными путями?
> dkms autoinstall --kernelver $(uname -r) даёт тот-же результат,
> только без тормозного dpkg.

Нет, не тот же. Потому что рано или поздно нужно будет заменять
самостоятельно поправленную конструкцию на штатную. Оно уже в
Unstable, а там глядишь и до bullseye-backports доползет.

> А просто выключить всю эту DRM'щину от M$ нельзя?

Я б лучше еще "замкнутую программную среду" включил, чтобы подписи
требовали не только ядерные модули, но и юзерспейс-программы и
подгружаемые в них .so. Ноутбук у меня для того, чтобы им пользоваться,
а не для того, чтобы ядро хакать. Поэтому лишний уровень защиты от
модификации кода используемых программ скорее полезен.

Но не менять же ради этого Debian на Astra Smolensk 1.7 - там пакетов
меньше. НУ и опять же питоновские и lua скрипты bsign там подписыать не
умеет. Поэтому решение неплоноценное.

Если уж от чего-то отказываться, то не от подписи ядерных модулей. а от
использования проприетарного драйвера. Тем более, что
nouveau вполне подрос и не сильно уступает по крайней мере на
использованном тесте.

--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Eugene Berdnikov

On Thu, Sep 30, 2021 at 08:36:40AM +0300, Victor Wagner wrote:
> [...]
> а не для того, чтобы ядро хакать. Поэтому лишний уровень защиты от
> модификации кода используемых программ скорее полезен.

В этом разделе https://wiki.debian.org/SecureBoot#Secure_Boot_limitations
среди утрачиваемых от всей этой паранойи фишек упоминается

* Hibernation and resume from hibernation.

Это правда? Вам действительно очень нужен такой ноутбук?
--
Eugene Berdnikov

Victor Wagner

в>
> [...]
>
> * Hibernation and resume from hibernation.
>
> Это правда? Вам действительно очень нужен такой ноутбук?

Конечно, нужен. Как правило с ноутбуком все же работать приходится из
квартиры или офиса, где с розетками всё в порядке. А процесс
загрузки-шатдауна достаточно быстрый, чтобы с гибернацией не
связываться.

Опять же - памяти много, а SSD маленький и отводить аж 1/64 всего SSD
на своп как-то жалко. А без свопа размером со всю память, по-моему
гибернация все равно не работает.

--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Andrey Jr. Melnikov

> [...]

> самостоятельно поправленную конструкцию на штатную. Оно уже в
> Unstable, а там глядишь и до bullseye-backports доползет.
Она заменится автоматически. Когда до bullseye-backports доползёт ядро,
туда-же доползёт и драйвер под это ядро. Не вижу смысла из-за одноразового
действия плясать с бубном вокруг dpkg.

Но таков путь самуря^W^H дебианщика - ubuntu вон умеет собирать сразу с
ядром и nivida и zfs.

> [...]
> а не для того, чтобы ядро хакать. Поэтому лишний уровень защиты от
> модификации кода используемых программ скорее полезен.
Ах, вот для кого новый windows будет хотеть исключительно TPM2. Больше
подписей богу подписей. А можно, вы с своей крипто-паранойей будете в
отдельном загончике - на исконно православных Байкалах/Эльбрусах. Там правда
у тебя не будет такой потребности в подписывании модулей ядра от nvidia - за
полным её отсутствием. Как и впрочем, более менее вменяемых видоядер,
ноутбуков и прочего.

И M$ можно понять, за что они так двигают свой UEFI - ворют'с, бабки мимо
кассы уходят. Они бы и биосы с лицензией сделали - купи ключик на сайте на 5
модификаций basic настроек, купи подписку "Сертифицированный UEFI админ" и
ты сможешь даже настроить тайминги у памяти. Отдельно с подпиской "Мамкин
оверклокер" доступны новые, сертифицированные версии UEFI для разгона.
Но я думаю, к этому они тоже дойдут, только чуть позже.

> Но не менять же ради этого Debian на Astra Smolensk 1.7 - там пакетов
> меньше. НУ и опять же питоновские и lua скрипты bsign там подписыать не
> умеет. Поэтому решение неплоноценное.
Да-да, ты ещё браузеры все заставь загружать подписанный javascript и
webassembly. А уж про запуск какой древней виндовой софтины в wine - подумать
страшно.

> [...]
> использования проприетарного драйвера. Тем более, что
> nouveau вполне подрос и не сильно уступает по крайней мере на
Подрос - в смысле, разжирел? Это да. Управление питанием/частотой - оно так
и не научилось, CUDA? А что такое CUDA? Ну да ладно, с этой кудой - как там
с поддержкой 3D ? Всё так-же печально, как и всегда? Только вот смузихлёбы
из GNOME хотят уже давно "примитивно рабочий" 3D, а без него банальное
переключение окошек по Alt-Tab лагает.

PS: А как-же ты живешь, на нутбуке то с отключенным hibernate? От розетки до
розетки? А нет розетки - всё, прощай всё запущеное вместе с питанием?

PPS: Впрочем, 470.57.02 и 470.74 страдают занятным багом, после цикла
suspend-resume все окна firefox'a становятся похожи на цветные такие
абстракции в стиле кубизма. С 460.91.03 такой фигни небыло.

И дальше всё как в старой сказке - фаирфоксовцы тычут в nvidia, что нет
проперти EGL_NV_robustness_video_memory_purge, nvidia обещает эту проперть
родить в 495.xx версии. Хоть за радеоном иди, чтоб простейший firefox
работал.

Eugene Berdnikov

On Fri, Oct 01, 2021 at 12:35:15AM +0300, Andrey Jr. Melnikov wrote:
> PS: А как-же ты живешь, на нутбуке то с отключенным hibernate? От розетки до
> розетки? А нет розетки - всё, прощай всё запущеное вместе с питанием?

Если ненадолго, то в принципе есть suspend, но я бы не смог спать спокойно
даже в саспенде если карта nvidia да ещё и драйвер проприетарный. :)
--
Eugene Berdnikov

Victor Wagner

В Fri, 1 Oct 2021 00:35:15 +0300
> [...]

> PS: А как-же ты живешь, на нутбуке то с отключенным hibernate? От
> розетки до розетки? А нет розетки - всё, прощай всё запущеное вместе

Как я живу описано вот здесь:
https://www.wagner.pp.ru/fossil/advice/doc/trunk/screen.md

Ноутук же он почти-что чистый терминал. НА нем браузер да куча
ssh-сессий на более другие машины с бесперебойниками, бэкапными
дизелями и все такое.

И если я свой ноутбук положу в саспенд, то все равно все сетевые сессии
оборвутся. Со стороны сервера, который таких таймаутов не оценит.

--
Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru>

Andrey Jr. Melnikov

Victor Wagner <vi...@wagner.pp.ru> wrote:
> В Fri, 1 Oct 2021 00:35:15 +0300

> Как я живу описано вот здесь:
> https://www.wagner.pp.ru/fossil/advice/doc/trunk/screen.md
screen, кто бы соменвался. А почему не tmux? У него хоть нет проблем с
цветами в xterm.

> Ноутук же он почти-что чистый терминал. НА нем браузер да куча
> ssh-сессий на более другие машины с бесперебойниками, бэкапными
> дизелями и все такое.
Вот имеено - БРАУЗЕР. В котором живут открытые вкладки, с логинами
действующими до закрытия, странички, которые вчера были, а сегодня уже нет,
и ещё куча всего, включая недописанный коммент в рабочую хреновину.

При укладывании этого всего в suspend/hibernate (а в hibernate я его
отправляю, когда кончается заряд батареи) - оно всё останется.

> И если я свой ноутбук положу в саспенд, то все равно все сетевые сессии
> оборвутся. Со стороны сервера, который таких таймаутов не оценит.

Это пробелмы сервера. То, чего надо чтоб не рвалось - можно и в скрине
запустить, если оно конечно консольное.

Victor Wagner

В Sat, 2 Oct 2021 15:42:09 +0300

> [...]
> действующими до закрытия, странички, которые вчера были, а сегодня
> уже нет, и ещё куча всего, включая недописанный коммент в рабочую

Я никогда не держу открытых вкладок более нескольких часов.

И вы так не делайте - не будете страдать что дюжины гигабайт памяти на
браузер не хватает.

Для сохранения вещей, которые надо хранить существуют не вкладки, а
букмарки.

Если ты не дописал коммент куда либо в течение получаса, закрой
вкладку. Потому что значит его вообще не стоит писать.
И уж во всяком случае в рабочую хреновину - там часто через полчаса уже
и читать-то не стоит.

А странички, которые сегодня есть, а завтра могут исчезнуть, надо
сохранять целиком.

Приучите себя делать логаут из рабочей сессии минимум дважды в сутки -
уходя на обед и заканчивая рабочий день. От того что сессия будет
дважды в день начинаться с чистого листа, ваша продуктивность
существенно повысится.

> Это пробелмы сервера. То, чего надо чтоб не рвалось - можно и в скрине
> запустить, если оно конечно консольное.

Это не проблемы сервера. Это вполне осмысленное и правильное поведение
сервера.

Andrey Jr. Melnikov

> [...]

> Я никогда не держу открытых вкладок более нескольких часов.

> И вы так не делайте - не будете страдать что дюжины гигабайт памяти на
Я от этого не страдаю. Последних лет 10 наверное.

на рабочей машине:
$ ps axfu | grep firefox | awk '{ vsz+=$5; rss+=$6}END {print vsz " " rss}'
61402108 5170960

на ноутбуке:
$ ps axfu | grep firefox | awk '{ vsz+=$5; rss+=$6}END {print vsz " " rss}'
59016632 3996748

Жрёть firefox свои 4-5 гигов - пусть жрёть, там их есть. Чай не windows 3.11
с трумпетом + netscape и всё это на 8 мегабайтах памяти, с жутким свопом на
MFM диск.

> Для сохранения вещей, которые надо хранить существуют не вкладки, а
> букмарки.
Да? А мужики то не знали (С). Сегодня есть страничка, а завтра "сервер
отключен за неуплату" или вообще супер-пупер websiteparking: посмотрите нашу
рекламку и пройдите к манагеру купить домен, если оно вам так надо.

> [...]
> вкладку. Потому что значит его вообще не стоит писать.
> И уж во всяком случае в рабочую хреновину - там часто через полчаса уже
Витус, извини конечно, но это ты сейчас фигню сказал. Есть задачи, на
описание которых приходится потратить день или два. С добавлением логов, с
кусками конфигов и прочей чешуи. Предлагаешь делать комменты в стиле "а-ля
твиттер", по 3 слова но зато раз в 15 минут? В системах с авто-расчётом KPI
по комментам/комитам это наверное да, будет показывать хороший результат.

> А странички, которые сегодня есть, а завтра могут исчезнуть, надо
> сохранять целиком.
Это невозможно спрогнозировать. Сегодня есть некий бложик с умными мыслями,
а завтра всего провайдера роскопозор заблокировал.. Мне теперь чего - всё
сохранять? Впрочем, я их так и сохраняю - то, что представляет определенную
ценность - в pdf и на диск, то, что нужно на прочитать пару раз или
подсмотреть, как там нетривиально надо набрать пару-тройку-десяток команд в
определённой последовательности - в открытых вкладках. И пусть у firefox'а
cache manager напрягается, как там это всё хранить на диске и мне
показывать. Зачем мне делать его работу???
А с учётом "интеллектуальности" поисковых систем, совершенно не факт, что
найдя эту страничку сегодня - можно будет найти её завтра.

> [...]
> уходя на обед и заканчивая рабочий день. От того что сессия будет
> дважды в день начинаться с чистого листа, ваша продуктивность
Да, я так уже делал. Лет 15 назад, когда админил один маленький заводик в
одной очень не маленькой мировой мегакорпарации - там из всех очень нужных
инструментов был mahjong и браузер с анекдотами. Маджонг оставлять висеть
нету смысла - он время считает, а анекдоты всё-равно надо reload каждый
день, а то стареют. Ко всему остальному - увы, приходилось ходить ножками.

А здесь, я совершенно не вижу смысла - зачем делать себе неудобно? Зачем
каждый раз открывать кучу терминалов, запускать браузер, открывать кучу
вкладок в разные веб-морды разного барахала (да будь прокляты те манагеры,
у которых одно решение для управления - web). Что я на этом сэкономлю?

Пихать всё в screen/tmux - это не выход. Все эти мультиплексоры - костыли
разного рода удобности. Да, запустить там какой tcpdump в screen'e и
включить log окошка - это удобно. Но на этом удобства кончаются, а
начинаются проблемы - то scrollbuffer маленький, надо лезть куда-то его
подкручивать, то с SSH_AUTH_SOCK - надо ещё везде скрипты костылить, с
симлинками. Переодически ребиндить C-a в сторону, а то в minicom мешается
или ещё в каком месте.