Fwd: Лекция Виктора Вахштайна "Фрейм-анализ публичной лекции" в Парке Горького

Viatcheslav Maratcha

to Марк Рац, Александр Соколов, Галина Давыдова, Alexander Balobanov, Дмитрий Реут, Липкин Аркадий Исаакович, Карнозова Людмила Михайловна, Ковальский Александр Игоревич, Битехтина Любовь, Розин Вадим Маркович, Семинары по институциональному подходу
Коллеги, в контексте наших обсуждений публичной коммуникации весьма рекомендую это мероприятие.
Виктор Вахштайн - большой талант и умница!
А тем, кто в этот день не в Москве, советую просто прочесть анонс.
В.М.

-------- Пересылаемое сообщение--------
01.06.2015, 15:54, "Шанинка (МВШСЭН)" <msses.com...@gmail.com>:

Приглашаем вас на лекцию Виктора Вахштайна в Парк ГорькогоОткрыть письмо в браузере

Виктор Вахштайн прочитает публичную лекцию "Фрейм-анализ публичной лекции" в рамках лектория "Открытая среда" Шанинки в Парке Горького 3 июня.

Регистрация на лекцию

За последние несколько лет публичные лекции стали неотъемлемой частью «интеллектуального ландшафта» Москвы. Их анонсами пестрят ленты социальных сетей, их транскрипты замещают статьи в списках литературы, количеством пришедших на них отчитываются пиар-отделы. Но для микросоциолога публичная лекция – это фрейм коммуникации, устойчивая и воспроизводимая структура человеческого взаимодействия, доступная наблюдению, анализу и сопоставлению с другими подобными структурами (театральным представлением, судебным заседанием, академической лекцией или художественным перформансом).

Как устроены такие порядки коммуникации? Как связаны «публичность» лекторского высказывания и «публичность» пространства, в котором оно производится? Каковы риторические и нарративные лекторские стратегии? Как, в конечном итоге, фрейм публичной лекции способствует созданию нового языка – языка «популярной науки»? К этим вопросам мы попытаемся подступиться, используя ресурсы теории фреймов в социологии повседневности (Г. Бейтсон, И. Гофман, Д. Мэйнард, Э. Зерубавель).

Лектор: Виктор Вахштайн

Кандидат социологических наук. Заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, декан философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, главный редактор журнала «Социология власти».

Время: 3 июня, 19:00
Место: Парк Горького (Летний кинотеатр "Пионер")

Вход свободный, необходима предварительная регистрация

Для справок: msses.com...@gmail.com

Регистрация на лекцию
Это сообщение было отправлено на mara...@yandex.ru потому, что:

Если вы не хотите больше получать наши письма, просто перейдите по ссылке отказаться от рассылки

2015 © пр-т Вернадского, 82, корп. 2, 2 этаж | Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт "Московская высшая школа социальных и экономических наук"
Чтобы гарантировать получение писем от нас - добавьте наш адрес в адресную книгу.

-------- Завершение пересылаемого сообщения --------

Viatcheslav Maratcha

to A. Balobanov, Соколов Александр, Марк Рац, Галина Давыдова, Дмитрий Реут, Липкин Аркадий Исаакович, Карнозова Людмила Михайловна, Ковальский Александр Игоревич, Битехтина Любовь, Розин Вадим Маркович, Семинары по институциональному подходу
Сначала цитата из В.Вахштайна:

"Теория практик – со времен Великого «Поворота к Практике» в 60-70-е годы – действительно обогатила наше представление о повседневном социальном мире. В этих языках описания повседневность предстала в образе набора повторяющихся рутинных нерефлексивных действий, совершаемых каждым из нас непроблематичным «естественным» образом. Такие действия и называются «практиками». В повседневности мы «практикуем» социальную жизнь, как практикуют фитнес или утреннюю зарядку. Этот концептуальный образ в языке практико-ориентированной социологии вернул исследователям интерес к дорефлексивным основаниям социальной жизни, а вместе с ним – интерес к телесности, спонтанности, изменчивости, имманентности и т.д. Проблема в том, что сегодня всем социологам, занимающимся изучением повседневности, приходится иметь дело с последствиями «поворота к практике». Что мы перестаем «видеть» в своих исследованиях, когда начинаем пользоваться этим теоретическим языком?
Открыв для социологии мир рутины и спонтанности – мир «здесь-и-сейчас» – теории практик «закрыли» для нее все, связанное с трансцендентным измерением социального. В более ранних версиях социологии повседневного мира – феноменологической или неомарксистской – это специфическое трансцендентное измерение всегда присутствовало в той или иной форме. В конечном итоге, сама идея повседневности имеет смысл лишь до тех пор, пока остается что-то не-повседневное, пока мы учитываем способность подняться над «здесь-и-сейчас», остановить поток практик, отстраниться от непосредственно происходящего, выйти в иную «конечную область смысла» (А. Шюц). Но в языке теории практик описать такой выход невозможно. Потому что мир практик – это мир всецело имманентный, в нем не может быть никакой трансцендентности. Пользуясь метафорой Пьера Бурдье, это мир игрока в регби, который живет «в единстве настоящего и настающего», т.е. здесь-и-сейчас. По ту сторону практики нет ничего, только другая практика.
Увы, решить эту теоретическую проблему простым возвращением к истокам социологии повседневности не удастся. Теоретики практик – от П. Бурдье до Г. Гарфинкеля – закрыли нам обратный ход к рассуждениям в категориях «верховной реальности», «мира непосредственной вовлеченности» и т.д. Поэтому задача социологической теории повседневности сегодня может быть сформулирована так: вернуть в наши модели описания трансцендентное измерение, сохранив в фокусе исследования мир телесных, повторяющихся, опосредованных материальными предметами взаимодействий.
Как я пытался показать в первой главе – теория фреймов может справиться с этой задачей".

Для интеллектуальной традиции ММК, наследующей немецкой классической философии и сохраняющей "трансцендентальное измерение социального", задача, в каком-то смысле, обратная: не "вернуть в наши модели описания трансцендентное измерение, сохранив в фокусе исследования мир телесных, повторяющихся, опосредованных материальными предметами взаимодействий", а "включить в рассмотрение мир телесных, повторяющихся, опосредованных материальными предметами взаимодействий, сохранив трансцендентальное измерение социального".

Думаю, что у интеллектуальной традиции ММК, имеющей мощную феноменологическую составляющую (понятие "ситуации" и схемы ситуационной рефлексии, а также игровые практики, реализующие принцип "здесь-и-сейчас"), есть для этого хороший потенциал.

02.06.2015, 12:44, "A. Balobanov" <abalo...@gmail.com>:
> 2 июня 2015 г., 12:27 пользователь Соколов Александр
>
> Вопрос интересный.
> Я ответа не знаю. Не пробовал.
> Фрейм - это структура организации сознания. И перевод на "наш язык"
> отправляет к вопрос о соотношении сознания и мышления.
> Или к вопросы о развитии социологического знания и размышлениям о том,
> как, когда и почему там появились теории фреймов, какие задачи они
> пытаются решить и т.п.
> С наилучшими,
> АБ

Viatcheslav Maratcha

to enzi...@yandex.ru, Соколов Александр, Alexander Balobanov, Mark Ratz, Дмитрий Реут, Липкин Аркадий Исаакович, Карнозова Людмила Михайловна, Ковальский Александр Игоревич, Битехтина Любовь, Розин Вадим Маркович, Семинары по институциональному подходу
Да, Галина Алексеевна, все верно.
Но у Вахштайна - вслед за "теориями практики" Бурдье и Ко - понятие "практики" противоположно нашему (т.к. сведено к рутинным действиям и лишено "измерения глубины" - см. http://postnauka.ru/books/3320), а посему и "ситуации" и у них другие, и "ситуационные действия".
Как у айтишников - не знаю, но подозреваю, что у них - как у Вахштайна с Бурдье.

05.06.2015, 20:49, "enzi...@yandex.ru" <enzi...@yandex.ru>:
Александры, в “нашем” языке фрейм - это смыслы, собираемые в значение по ситуациям или по образам и т.д. Иначе говоря, как у Вахштейна. У айтишников, насколько я знаю, также. Это понятие стало использоваться при создании программ сначала для искусственных языков, а потом и для естественных  (50-е гг.).  Словарное значение не релевантно для понимания. Оно тупит, но необходимо как культурный вклад (Словарь). Оно появилось за счет конструктивной работы, в результате которой ситуационные смыслы “скрылись за кадр”. Они есть, но  невидимы и появляются только при введении контекста, или окружения, или ангажированности, или презумпции в зависимости от нашей “испорченности”. Фрейм включает ситуационное действие, чего нет в словарном значении. (Еще раз: великолепный пример у Маркеса “Сто лет одиночества”, как сын помог отцу, который забывал слова) .
Галина А.
Отправлено с Почта Windows

Похоже на то, что в нашем языке под фреймом можно понимать название формы фиксации смысла. Где под смыслом понимать связь между понятием и знаком.

С уважением,
Александр

02.06.2015, 15:53, "Соколов Александр" <sokol...@yandex.ru>:
Айтишники тоже используют слово фрейм. У них свой смысл по видимому. А в нашем языке какой может быть смысл?
А кто различает "сознания и мышления"? Социологи, разве, различают? По моему они это отождествляют, как и психологи. Может только логики различают.
А коммуникологи различают?

С уважением,
Александр

 <sokol...@yandex.ru> написал:

[...]

Вера Данилова

to mara...@yandex.ru, enzi...@yandex.ru, Соколов Александр, Alexander Balobanov, Mark Ratz, Дмитрий Реут, Липкин Аркадий Исаакович, Карнозова Людмила Михайловна, Ковальский Александр Игоревич, Битехтина Любовь, Розин Вадим Маркович, Семинары по институциональному подходу
Добрый день!
Еще один штрих к идее фрейма. Вообще-то слово "фрейм" переводится как "рамка". А "рамка" есть и в нашем (методологическом) языке. Устойчивого значения оно у нас, насколько я знаю, не имеет, но имеет привычное употребление - указывает на ракурс рассмотрения и интенцию действия. У когнитивистов, которые первыми ввели понятие фрейма, оно употребляется в общем похоже. И есть аналог нашей смене рамок - reframing.
Думаю, что как только люди понимают, что рамки можно менять и конструировать (а это есть по крайней мере в narrative work), они попадают в мир, где рутина - это иллюзия, всего лишь результат привычек и договоренностей.

Отправлено с iPad

5 июня 2015, в 21:14, Viatcheslav Maratcha <mara...@yandex.ru> написал(а):

--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "Семинары по системному мышлению и институциональному подходу".
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес instituition...@googlegroups.com.

A. Balobanov

to Вера Данилова, mara...@yandex.ru, enzi...@yandex.ru, Соколов Александр, Mark Ratz, Дмитрий Реут, Липкин Аркадий Исаакович, Карнозова Людмила Михайловна, Ковальский Александр Игоревич, Битехтина Любовь, Розин Вадим Маркович, Семинары по институциональному подходу
Разговоры "вокруг фреймов" у меня складываются с тем, что обсуждала ГА
в свое последнем докладе.
Мне тогда показалась очень интересной постановка вопроса о том, что
оформление происходящего выстраивается в собственно ситуации
коммуникации, а не задается априорными схемами, годными "на разные
случаи жизни".
Но как это происходит?
1) Применительно к этому, вместо "оформление", как я написал выше,
можно говорить: схватывание, освоение, рационализация,
концептуализация, осмысление... Список можно продолжать, все имеет
отношение к делу, при этом каждое из этих понятий задает различные
акценты, определяющие наше реальное взаимодействие с ситуацией.
2) В составе ответа на вопрос, "как происходит?" очень уместны фреймы/
рамки/ концепты. Они задают, определяют или собирают в себе целое
ситуации.
3) Сам механизм "как происходит?" я не могу представить иначе как:
путем перебора/ "проб и ошибок" - формируется некоторая системная
сборка представлений, ситуация "просматривается сквозь нее", сборка
уточняется или меняется и т.д.
4) Все это - интеллектуальный и, на уровне феномена, довольно быстрый
процесс. Это не рассуждение, в котором мы выстраиваем и видим все
переходы, тщательно их проверяем и т.д. БОльшая часть этого процесса
интуитивна, и его понимание мы можем выстраивать только a posteriori,
рефлексивно. Сам же процесс мы, в большей мере, "проживаем", нежели
"продумываем".
5) Но как мы получаем ответ на вопрос, насколько близок (адекватен)
ситуации тот или иной набор складывающихся представлений? Мне
представляется, что в этой интеллектуальной работе есть (точнее,
конечно, формируется; или берется в готовом виде из предшествующего
интеллектуального опыта) некоторая инстанция/ формат, которая дает
(или определяет) эти ответы, Эта инстанция/ формат, кажется, и может
фиксироваться как фрейм.
Всего наилучшего,
АБ

5 июня 2015 г., 22:08 пользователь Вера Данилова