Модель confined aqufer (Visual Modflow)

Eli Skywalker

to hydr...@googlegroups.com
Необходимо смоделировать injection wells (прошу извинить, но с русской терминологией по специальности у меня не важно и арфография может тоже хромать).

Суть - изучить на уровне модели перезаряжания аквифера.

Два аквифера (uncf и cnf) разделены м/у собой слоем глины, практически непроницаемой K=0.001 - 0.0001 m/d

Откачиваем из верхнего и загружаем в нижний под давлением.

В общем, надо примерно прикинуть, какой расход нижний может в себя впустить. У фирмы есть большой практический опыт в подобных делах, но без моделирования.

Вот пытаюсь подвести модельную базу под этот процесс. Главный вопрос, который интересует - это Storage. Ss и Sy - ведь для conf и unconf есть принципиально другой подход?

Копылов Александр (гидрогеолог)

to hydr...@googlegroups.com
А что является комментарием критерием переполнения горизонта-коллектора?
Но проблема основная в точности определения упругой и гравитационной емкости. Если проводимость достоверно определить относительно просто, то с этими двумя параметрами все гораздо сложнее.

Eli Skywalker

to hydr...@googlegroups.com
Да собсно, дело такое: задаю несколько заряжающих скважин сумарным расходом, например +500 куб/час. И смотрю для начала на полученные контуры напоров. И мне интересно узнать, изменятся ли напоры в верхнем слое. Т.е. пробъёт ли такая загрузка заданную глину.
Обычно я Storage задавал по умолчанию на Visual Modflow. Ss=1e-5 1/m  Sy=0.2
Но, как потом сообразил (получал абсолютно непроницаемую глину), для conf aq нужны другие значения. Вот и хотел спросить, как задать эти параметры для аквифера ( Calcareous sandstone Kh=22 m/d Kv=8 m/d) чтоб было более-менее логично?

Копылов Александр (гидрогеолог)

to hydr...@googlegroups.com
Хе, в такой постановке начинают нехило роялить параметры разделяющего слоя.
Что же касается ss&sy, то тут черт ногу сломит. Я тут мало что могу подсказать. По-сути это мера инерции. У глинистых портов пластов она большая, у известняков и крупнообломочных — меньше. Чем больше глинистых частиц в породе, тем больше ss и sy.

Шалагин Михаил

to hydr...@googlegroups.com
Здравствуйте, Уважаемый Сайвокер!
Прочитал Вашу публикацию и хочу поучаствовать.
Первое, что хочется сказать, прочитав все что я увидел: (хотя, по-моему. это и так ясно) модель - это инструмент, она думать не умеет, что Вы в нее заложите. то и получите. Поэтому, то что у Вас, как Вы пишите верхний горизонт (aquifer) не среагировал, в этом Вы сами и виноваты. Вы, что хотели. то и получили.
Что касается параметров емкости: давайте определимся - одно ли и тоже мы имеем в виду. То, что обозначается в PMWIN как Ss - это у нас называется "упрогоемкостью" - это упругая емкость, отнесенная (читай: поделенная) к мощности потока. Sy - это гравитационная емкость. Есть там еще "Storage koefficient" - это упругая емкость. У нас (Нас!) не принято пользоваться величиной Ss, так как при обработке результатов ОФР получается сразу упругая емкость. Хотя, я догадываюсь откуда ноги растут.
На что Вам стоит обратить внимание в Вашей модели, по-моему чисто субъективному мнению:
- На величину емкости разделяющего глинистого слоя. Если Вы зададите большую величину, то получите так называемый "упругий режим перетекания", когда в схеме работает емкость разделяющего слоя. Если зададите очень маленькую. то это т.н. "жесткий режим перетекания". Если интересно. то более подробно со всеми выкладками см.: "Шестаков В.М. «Гидрогеодинамика» издание 3-е, М., МГУ, 1995 г.".
- Посмотрите, какие граничные условия Вы задали в нижнем горизонте: может быть они и пожирают весь дебит закачки? От параметров проницаемости тут мало что зависит (хоть и зависит).
- Какое время решения Вы задали на модели?
Для начала, попытайтесь решить Вашу задачу в стационарной постановке - для этого параметров емкости не требуется. Вот здесь Вы увидите принципиальную возможность восходящего перетекания при заданных параметрах проницаемости и сможете их подкалибровать, если нужно.
Что касается величин параметров емкости, которые Вы уже задали на Вашей модели, то они нормальные: 10*Е
-5, если на мощность потока умножить, то получится нормально. А гравитационная водоотдача, конечно, чуть завышена: обычно n*Е-1 - n*Е-2. А у Вас задана величина пористости для песков (0,2), что не есть емкость!
А так, Вы задали по литературным данным параметры емъкости (автоматом из программы) и получили решение "по литературным данным". Дерзайте!

воскресенье, 10 февраля 2013 г., 12:53:24 UTC+3 пользователь Eli Skywalker написал:
Необходимо смоделировать injection wells (прошу извинить, но с русской терминологией по спе, в этомциальности у меня не важно и арфография может тоже хромать).

Eli Skywalker

to hydr...@googlegroups.com
Благодарю.