Расчет осадок грунта при водопонижении

Копылов Александр (гидрогеолог)

to Гидрогеология
Кто-нибудь занимался попыткой автоматизировать этот расчет с помощью Excel или Google Sheets?
Поделитесь, если не жалко.

Алексей Смилянский

to Гидрогеология
Расчет несложный, автоматизируется Excel довольно легко. Методика расчёта изложена, например, в "Рекомендациях по проектированию ... в условиях существующей застройки г. Москвы". Суть сводится к тому, чтобы посчитать дополнительное давление, возникающее из-за исчезновения взвешивающего действия воды в пределах понижения УГВ (увеличивается плотность грунта, вследствие чего увеличивается давление на массив, вследствие чего появляются дополнительные осадки основания). Если нужно для проекта, я делаю следующим образом: беру максимальное понижение (на линии скважин/в скважине/по оси дренажной системы) и считаю дополнительные осадки, ориентируясь на это понижение. Получаю максимальную возможную дополнительную осадку поверхности - она обычно невелика, от долей мм до нескольких мм, и находится в пределах допустимых значений по СП "Основания", из чего я делаю вывод, что осадки на удалении от оси системы тем более будут в пределах допустимых значений, потому что явно меньше, чем на оси. Если такой подход не устраивает по каким-либо причинам экспертизу, либо осадки на оси превышают допустимые значения, приходится считать понижение в зоне расположения расчётной точки (ординату уровня определяю по известным зависимостям, про это сейчас речи нет). Тогда описанный выше алгоритм удлинняется на "нулевой" этап - определение понижения в расчётной точке. Дальше всё то же самое.

Я понимаю, что вопрос не про методологию, но если Вы откроете формулу для определения осадок от снижения УГВ, дальше сразу поймёте, что автоматизировать эту формулу - дело двухминутное, если Вы вообще знакомы с Excel хоть как-нибудь.

И да, визуализации я в проект не даю - только эпюры. Этого обычно достаточно.

воскресенье, 26 июля 2020 г. в 19:07:51 UTC+3, Копылов Александр (гидрогеолог):

Алексей Смилянский

to Гидрогеология
Я бы приложил Excel, но у меня в одном файле как правило всё, что касается расчётов, поэтому не приложу)
[...]

Ну в общем да, там ничего сложного. Но вот как-то у меня не получилось изящно решить вопрос с определением нижней границы сжимаемой толщи и соответственным образом ограничить глубину послойного суммирования.

Алексей Смилянский

to Гидрогеология
Если руководствоваться нормами, то нижняя граница определяется либо ординатой, на которой 0,2 давления от собственного веса становится равным дополнительным напряжениям, либо кровлей водоупора. Как правило дополнительные напряжения не достигают 0,2, поэтому в подавляющем большинстве случаев нижняя граница соответствует отметке кровли водоупора, по крайней мере такой подход не вызывает возражений у экспертов.

понедельник, 4 октября 2021 г. в 22:48:04 UTC+3, Копылов Александр (гидрогеолог):

Копылов Александр (гидрогеолог)

to Гидрогеология
Взял несколько недавних объектов - примерно в 80% случаев низ сжимаемой толщи оказывается сильно выше кровли водоупора.