Книга Г.В. Гивишвили "Психология собственности: Теория эволюции рынка". ОБСУЖДЕНИЕ.

Юрий Леонидович Дюбенок

to свободная философия
Дорогие друзья!

23 мая 2017 в теме "Информация" Гиви Васильевич Гивишвили предложил свою книгу "Психология собственности: Теория эволюции рынка" для обсуждения.

18 июня, в воскресенье, в 16 час. мск. будем обсуждать текст книги на скайпе в прямой голосовой связи с участием автора. Для обсуждения на скайпе нужно установить контакт со мной (по логину dubenok1 ) и сделать заявку на участие в данном скайпе (количество участников ограничено техн. условиями). Затем 18 июня в 16 час. мск. будет сделан общий (групповой) вызов, на который нужно будет просто ответить и принимать участие в обсуждение по скайпу.

В течение недели можно начать обсуждение здесь. Автор книги Г.В. Гивишвили подписан в этой группе (его адрес: givi...@mail.ru ). Можно задать вопросы и делать комментарии. В качестве главной темы обсуждения выбрана глава 8.2 "К. Маркс и "Капитал". Но этот выбор не ограничивает свободу обсуждения книги в целом.

Напоминаю и обращаю внимание на твёрдые правила в нашей группе. Все сообщение модерируются. Не допускается ни малейшей грубости и эмоциональных выбросов и вбросов. Только строго логическая аргументированная критика и оценка.

Существенно, При отправлении писем на адрес свободной философии ОБЯЗАТЕЛЬНО УБИРАТЬ ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕКСТЫ. ПОСЫЛАТЬ ТОЛЬКО НОВЫЙ СВЕЖИЙ ТЕКСТ. ТАК КАК ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕКСТЫ УЖЕ БУДУТ НАХОДИТЬСЯ НА САЙТЕ ГРУППЫ СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ https://groups.google.com/forum/#!newtopic/freephil

Рекомендуется не торопиться с ответами. Выдерживать сутки. Размышлять. Столь привычный для интернета стиль препирательств у нас не проходит и пресекается сразу.

Скажу сразу, автор книги пытается развенчать науку Маркса. У меня обратная цель. И если у нас общая цель - установление истины, то обсуждение будет иметь и смысл, и полезный результат. Только ради этой цели: установление истины, конечно, по мере наших сил и возможностей. -  данное обсуждение, как и все другие, будет делаться.

Ю.Л. Дюбенок.

Гиви Гивишвили

to free...@googlegroups.com
Юрий Леонидович, здравствуйте!
К сожалению, 99 % российской интеллигенции солидарно с Вами в том смысле, что продолжает почитать этого ..., не вникая в причины той катастрофы, в которой находится Россия с 1917 г. Маркс как историк..., сейчас я на полпути к завершению книги, показывающей, каким он, в действительности, был историком. Но первые критические стрелы в адрес его "исторического материализма", были выпущены мной в 2001 г. ("Феномен гуманизма, переиздан в текущем году), и в 2011 г ("От тирании к демократии"). Маркс как философ..., что я показал еще в 2009 г. ("Философия гуманизма") и в 2012 г. ("Идеологические системы мира: Сны разума"). В июле-августе выйдет "Диалектика гуманизма" - могу выслать, как только издательство даст отмашку.
Что такое Маркс как экономист не видит только сознательно зажмуривающий глаза. В трагедии современной России колоссальная вина лежит на Марксе. Своими соображениями на сей счет несколько месяцев назад я поделился с членами РГО. Могу переслать  их и Вам, если интересно.
Я вошел в указанный Вами сайт. Там сказано: нажмите на звездочку, а где она имеет место быть, не нашел (Признаться, несмотря на то, что я немного физик, с современной IT техникой знаком плохо - возможно возраст сказывается, или лень, или недостаток времени.
До встречи в эфире.
Г.Г.

Юрий Леонидович Дюбенок

to свободная философия, givi...@mail.ru
Ну и попробуем разобраться с Марксом. В первую очередь, по тексту "Капитала".

Поскольку Вы получили моё письмо из Св.фил. И я получил Ваш, Гиви Васильевич, ответ из Св. фил., значит всё нормально. Только, пожалуйста, как я уже просил, отвечая на письма из Св.фил. и направляя тем самым письма в Св. фил. ОБЯЗАТЕЛЬНО УДАЛЯЙТЕ ИЗ ОТВЕТА ВСЁ КРОМЕ ВАШЕГО НОВОГО ОТВЕТА.
Ю.Л. Дюбенок.

Дюбенок Юрий Леонидович

to free...@googlegroups.com

Дорогие друзья!

К живому разговору по скайпу сделаем подготовку.

Я имею цель помочь увидеть силу текста «Капитала». И, в первую очередь, помочь адекватному восприятию текста, то есть видеть то, что там написано, и не видеть того, чего там нет.

Я предполагаю разбор главы 8.2 «К. Маркс и «Капитал» рассматриваемой книги Г.В. Гивишвили.

Начну.

Я надеюсь, что состояние ума будем спокойное и способное к логическому, фактическому, аргументированному разговору. Надеюсь, что точные цитаты, или явные факты будут приниматься. Иначе смысла в разговоре не будет. Со своей стороны это обещаю.

Например, Вы не станете отрицать для начала такую просто мелочь, что в тексте Маркса стоит сравнительная степень: «БОЛЬШеЙ», а не «БОЛЬШоЙ». См. дальше.

Итак, я предполагаю говорить, прежде всего, о конкретном тексте «Капитала», в котором рассматриваются очень конкретные, происходящие в реальной жизни явления: товар, деньги, производство, обмен, труд и т.д. А не о неких умственных построениях: коммунизме, марксизме, историзме и пр. Маркс в «Капитале», подчеркну ещё раз, описывает очень конкретные явления, а не рассуждает о коммунизме или будущем человечества. Всё богатство и, сложность текста сосредоточено на живой текущей реальности. И соответственно, имеет смысл, чтобы понять про эту живую текущую реальность, стоит напрягать мозги именно здесь, а не в области рассуждений о будущем, о коммунизме, о человечестве вообще и т.д., чтобы не потратить силы напрасно и впустую.

ИТАК.

1. Г.В. начинает книгу с разоблачения Маркса как самовозвеличивающегося, и находя в этом аргумент о не научности текста в целом, цитируя «Предисловие ко второму изданию».

 Мой комментарий (вставленный в текст книги Г.В.)

Содержание «Капитала» очень выверенное, и о нём мы поговорим. Прежде всего, о центральном в "Капитале" - о стоимости. Что касается Ваших комментариев по послесловию, то они не адекватны. Упрекать Маркса в возвеличении себя и пренебрежении достижениями других затруднительно. Никто как Маркс не отдал  должное всему ценному, что было сделано до него. Это он делает и, обильно цитируя предшественников и живущих рядом с ним в тексте «Капитала", а также целый последний том «Капитала» посвящен предшественникам. Маркс, как никто,  старался не упустить ни одного произведения, в том числе, и те, которые появлялись по ходу работы над "Капиталом", специально изучая новые языки (например, и русский), как только появлялись какие-то новые интересные работы. И работа Маркса шла всю жизнь, 40 лет и не была завершена, именно по причине исключительной тщательности и уважения предшественников.

Вот Вы начинаете не аккуратно и эту не аккуратность можно объяснить только одним: сверхценной идеей любым образом развенчать Маркса. А зачем? Тем более, что это очень и очень непросто. Так вот Маркс начинает послесловие с перечисления изменений по отношению к первому изданию. И говорит не о БОЛЬШоЙ, а о БОЛЬШеЙ (сравнительная степень) научной строгости по отношению к первому изданию. Еще раз напомню, что до выхода первого тома "Капитала" прошло 20 лет. И далее, во всех следующих изданиях Маркс продолжал улучшать текст, вносить исправления, дополнения. То есть шлифовал, и результат изумительный как в научной силе, так и литературно эстетически читать "Капитал" одно удовольствие, хотя и требующее огромного напряжения наших мозгов, не столь мощных как у Маркса. И далее, Маркс приводит самые разные оценки: и положительные, и отрицательные. Делает это спокойно, объективно. Говорит: «Метод, примененный в «Капитале», был плохо понят, что доказывается уже противоре­чащими друг другу характеристиками его". И поясняет, например, реакция положительная: «Этой работой г-н Маркс доказал, что он является одним из самых выдающихся аналитических умов» (кап. стр. 19), - а понимания нет. В общем,  в указанном послесловии целый спектр публикаций о "Капитале" и никак нет акцента только на положительные, скорее, как раз, наоборот. И никакого самовозвеличения увидеть нельзя. (к стр. 223-226 кн. Буду обозначать книгу Гивишвили – кн., а «Капитал» - кап.).

2. Давайте разбираться с центральным объектом исследования СТОИМОСТЬЮ.

Сразу обращу внимания по поводу издевательского тона о простоте изложения Маркса: «Именно, Маркс пишет просто и ясно, что же здесь плохого? Стоит обратить внимание, что простота и ясность отдельных предложений Маркса сбивает с толку в том смысле, что понимая каждое отдельное предложение, уже смысл двух предложений может не схватываться. И разворачивающееся  целое, тем более, содержание всей книги просто ускользает и не понимается. Остаются в сознании отдельные фразы, дающие понятные фрагменты, и кажется, что Маркс говорит об очевидных вещах, но целое ускользает».

Идём по пункту 8.2.1 ТОВАР. Здесь ГВ  пишет: «Тут немедленно возникает вопрос о сущности стоимости, к которому мы вернемся чуть позже. Но при этом примем во внимание, что это утверждение заставляет нас задаться вопросом — что понимает автор под термином «стоимость».

«Совершенно правильный вопрос. Стоимость это то, что Маркс анализирует и проясняет. И понять, что же Маркс, точнее, как же Маркс предъявляет нам стоимость, ее реальность, её реальное содержание, - именно это мы и должны понять, читая "Капитал".  И именно это оказывается не так просто, как кажется, что я и буду показывать по ходу Вашего, Г.В. текста»

Приведу короткую, но содержательную цитату из кап (стр.100), желтым выделение принципиального момента:

«Стр. 100

Мы уже видели, что форма денег есть лишь застывший на одном товаре отблеск отноше­ний к нему всех остальных товаров. Следовательно, тот факт, что деньги являются това­ром45) , может показаться открытием лишь тому, кто исходит из их готовой формы, с тем что­бы анализировать их задним числом. Процесс обмена дает товару, который он превращает в деньги, не его стоимость, а лишь его специфическую форму стоимости. Смешение этих двух определений приводит к тому, что стоимость золота и серебра начинают считать воображаемой46). Так как деньги в известных своих функциях могут быть заменены простыми знаками денег, то отсюда возникла другая ошибка, — что деньги только знаки. С другой стороны, в этом заблуждении сквозит смутная догадка, что денежная форма вещей есть нечто посто­роннее для них самих и что она только форма проявления скрытых за ней человеческих от­ношений».

Маркс очень точно и ясно разделяет и предъявляет как реальность: потребительную стоимость, стоимость, субстанцию стоимости, меновую стоимость, форму стоимости, двойственный характер труда, вопрос о стоимости труда и т.д.

Гиви Васильевич, уверены Вы, что можете столь же адекватно излагать текст Маркса? Вопрос, очевидно, не праздный, ибо в противном случае (если рассматриваемый текст излагается не адекватно, произвольно) любая критика не имеет ни смысла, ни цены. Мы должны будем убедиться в адекватном изложении текста Маркса.

И возникает такой вопрос. Уже в пункте 8.2.2 ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ТРУДА ГВ пишет: «Здесь Маркс приписывает себе честь открытия закономерности, на которую указывал еще Смит, писавший, что «труд, подобно товарам, обладает действи-тельной и номинальной ценой (курсив мой — Г. Г.)» — цит. № 5 из разд. 8.1, Книга 1.xiv Но что просто и ясно у Смита, фантастически запутано у Маркса» (кн. Стр. 227).

Мой комментарий по тексту: «Вот не адекватно Марксу заявление и сравнение. У Маркса труд не имеет стоимости. Стоимость имеют продукты труда. И стоимость у продуктов труда возникает или не возникает в зависимости от способа производства».

Ниже ГВ пишет о простом и сложном (и здесь у меня тоже вопрос, насколько верно ГВ понимает и излагает, что такое у Маркса простой и что такое сложный труд. ЮЛД.) по Марксу труде: «Что он же, с другой стороны, является трудом вообще, абстрактным эквивалентом, устанавливающим меновую стоимость, и в этом смысле он разделяется на «простой средний труд» и на сложный, «возведенный в степень или скорее, помноженный простой труд», олицетворяющий собой меновую стоимость. Проще говоря, он различает между собой цены труда: а) конкретного и б) абстракт-ного (эквиваленты: а) действительной и б) номинальной цены по Смиту»).

Но пока только замечание о «стоимости труда»: «Снова, у Маркса труд не имеет стоимости. Поэтому всякое продолжение рассуждений о цене труда, трудов не имеет смысла. просто нужно всё это пересмотреть».

И продолжим на слова на стр. кн. 228: «Но при сравнении двух равно простых или равно сложных трудов, их стоимость не должна различаться в зависимости от вида деятельности…»

«во-первых, у Маркса, как уже показано, речь не идет о стоимости труда и видов труда, а о стоимости товаров. Поэтому, действительно, стоимость любых товаров, произведенных одним количеством труда будет одинаковой. Во-вторых, ошибка Ваша Г.В. в понимании отношения простого и сложного труда. Любой сложный труд Маркс свел к простому по количеству затрат (например, в одном часе сложного труда два или три, или два с половиной, или два и три седьмых часа простого труда), поэтому нет смысла вообще уже видеть разницу в производстве стоимости простым и сложным трудом. Сложный, повторю, Маркс свел к простому».

И здесь же добавим к рассматриваемому ГВ вопросу о «производстве равными количествами труда равных стоимостей: «Поскольку, как мы уже выяснили, Маркс говорит не о стоимости труда (труд не имеет стоимости, а есть субстанция стоимости, как сгусток затраченного труда), а о стоимости товаров, то данный анализ двойственного характера труда как раз и поясняет, показывает, что к стоимости товара отношение имеет только труд, рассматриваемый со стороны его, труда, затрат, безотносительно к конкретной форме затрат. Затраты труда есть расходование сил работника, его тела и нервов, а эти затраты описываются на сегодняшнем языке в калориях, в единицах энергии, которые общи любым конкретным трудовым усилиям. И с этой стороны рассматриваемый труд Маркс называет абстрактно человеческим трудом. Абстрактно, то есть отвлеченно от конкретной формы затраты. Для стоимости  важно только количество затрат, повторю, безотносительно к форме этих затрат. Будь то затраты в форме ткачества или портняжества. И также все равно: это затраты физической, по преимуществу, силы работника физического труда, или это затраты мозговой, нервной энергии, по преимуществу, у работника умственного труда. В калориях затраты и того, и другого будут выражены одинаково. И восполнение этих затрат будет производиться в обеденный перерыв в общей столовой одними и теми же продуктами, и даже, возможно, за одним столом и из одного котла».

Продолжим позже. Прилагаю упоминающееся «Предисловие ко второму изданию» «Капитала», том 1.

Ю.Л. Дюбенок. 14 июня 2017.

Без вирусов. www.avast.ru
Рассмотрение гл. 8.2 -Маркс и Капитал- книги Гивишвили июнь 2017.doc
ПОСЛЕСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ КАПИТАЛА, СТР. 12-22.doc

Гиви Гивишвили

to free...@googlegroups.com
Юрий Леонидович, здравствуйте!
          В избранном Вами ключе дискуссии у нас не получится. Ибо Ваш  подход, к сожалению, предполагает не критический анализ  тех или иных проблем и фундаментальных положений теоретической концепции, а препирательство, подобное тяжбе между Паниковским  и Балагановым. Если мы будем разбираться между тем, что истиннее - БОЛЬШоЙ или БОЛЬШеЙ и тому подобными фрагментами, мы войдем в ситуацию, которая в мире бокса называется клинчем. В своем пункте "Резюме" я указал 16 четких, ясных, аргументированных  замечаний в адрес "Капитала", которые не позволяют считать сей опус полноценным научным трактатом. Притом имейте, пожалуйста ввиду, что во-первых, я не только защищал статус доктора наук по физике, но и присутствовал на защите многих диссертаций по гуманитарным наукам, поэтому мне не по наслышке известно, что и как доказывается в строгом научном исследовании в классическом смысле. Во-вторых, если марксисты признают, что опыт - критерий истины, то опыт безапелляционно и категорически  противоречит "научным" выводам "Капитала". Капитализм в своем самом худшем варианте выдержал давление не только изнутри - со стороны собственного пролетариата, но и извне - со стороны СССР с его колоссальными природными и людскими ресурсами и страстным желанием похороть капитал. Даже Китай - последнее прибежище "НЕкапиталистической" экономики был вынужден поднять белый флаг капитуляции перед ненавистным Марксу рынком.
           Мои замечания к его опусу   начинаются с раздела В: 1) игнорирования опыта ... ; далее следует раздел С: 1) можно ли считать рабовладельческое...; и затем D: 1) в чем состоит принципиальное различие.... Если Вы хотите защищать Маркса - Ваше право делать это любыми, доступными Вам способами. Здесь я Вам препятствовать не только не могу, но и не желаю. Но если Вы намерены опровергнуть мою критику его "учения", то прошу  приступить с конкретного разбора моих возражений. В таком контексте  я готов к дискуссии.
           Я начинаю сомневаться в плодотворности нашего обсуждения проблематики по скайпу. Я не уверен, что оно поколеблет наши прямо противоположные  позиции. Поэтому, прежде, чем привлекать к нему лиц "со стороны", определимся с тем и как продолжать его и имеет ли оно смысл вообще.
Всего наилучшего.
Г.Г.

Юрий Леонидович Дюбенок

to свободная философия, givi...@mail.ru

Обсуждение книги Гивишвили «Психология собственности: Теория эволюции рынка» - 2.

Дорогой Гиви Васильевич!

Мой подход к обсуждению Вашей книги самый что ни на есть классический. А именно, прежде чем, разбирать Ваши глобальные оценки Маркса: какой он экономист, какой он историк, какой он философ и т.д., мы должны увидеть, что Вы адекватно ИЗЛАГАЕТЕ его главное произведение «Капитал» и для начала первую главу. Можете ли Вы, в силах ли показать (именно эти вопросы я Вам и задал в первом письме), как Маркс отделяет потребительную стоимость и стоимость,  стоимость от цены, как Маркс анализирует формы стоимости, что такое субстанция стоимости, форма стоимости, меновая стоимость и стоимость, деньги, затем обязательно будут вопросы о полюсах анализа формы стоимости: относительном и эквивалентном, имеет ли у Маркса труд стоимость, простой и сложный труд, двойственный характер труда и т.д.

Тем более что у Вас есть отдельная глава 8.2 «К. Маркс и «Капитал», и именно по этой главе – о «Капитале», прежде всего, изначально мы и договаривались поговорить.

И, собственно, по порядку, по тексту главы 8.2 я и начал.

С самого начала по пункту 1 «Товар» и по пункту 2 «Двойственный характер труда». Скажите, где и в чём я отклонился от разговора именно по Вашему тексту, по ВАШЕЙ главе 8.2 пока пункты 1 и 2 («Товар» и «Двойственный характер труда»?

Аналогия. Прежде чем защищать докторскую по физике, Вы должны были защитить 2+2=4, таблицу умножения, и всякие корни квадратного уравнения, теорему Пифагора, производную функцию, интеграл хdх и т.д. Если бы Вы плавали по части 2+2, давая ответы то 4, то 5, то 3, никто бы Вашу претензию на диссертацию всерьёз бы не принял. Так что то, что я предлагаю: проверить Вас на некую «таблицу умножения» по «Капиталу». Тем более, что я уже вижу, что Вы по ней плаваете. А поскольку я «таблицу умножения» «Капитала» знаю хорошо, мне не составит труда показать, где Вы даёте ответ 3, а где 5 вместо 4.

Итак, повторю простую истину, прежде чем давать критику чего бы то ни было, нужно адекватно изложить содержание критикуемого, разбираемого произведения. В противном случае, очевидно, как положительные оценки, так и опровержения не будут ничего стоить. Это будут фантазии на тему столь же фантастического представления критика о критикуемом объекте, из которых читателю невозможно будет составить правильное представление о содержании критикуемого произведения. В общем, возникает та самая псевдонаука.

Надо сказать, что уже много лет я ищу людей способных адекватно изложить «Капитал», и не нахожу. О чем прилагаю результаты своих «проверок».

https://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home/pocemu-kapital

https://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home/pocemu-kapital/test-po-kapitalu-i-kapitalom

https://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home/pocemu-kapital/itogi-po-marksistkoj-gruppe-hhh

https://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home/pocemu-kapital/o-trudnostah-ponimania-stoimosti-fraza-puntusa

И вот текстовая расшифровка свежего (20 мая 2017 в МГУ на конф. по «Капиталу») разговора (с диктофона, там были одновременно и ещё два человека, а также другая запись 28 с Романом Осиным) с проф. д.э.н. Г.Д. Гловели, который он сам оценил как путаный. Но если профессор, доктор эк. наук позволяет себе такое «свободное плавание», да в МГУ, да на межд.. конф. посвященной 150-летию выхода первого тома «Капитала, то, что же удивительного, что такое, казалось бы, очень странное положение с пониманием «Капитала» имеет место быть. В таких условиях Вы, видимо, искренне считаете свое понимание «Капитала» адекватным, поскольку никто, никогда не показал, просто не мог показать Вам точно, то, что есть у Маркса, а чего там нет и т.д. Поэтому у Вас есть возможность скорректировать понимание «Капитала». Не самое худшее приобретение в жизни. А можно, конечно, просто уклониться от разговора и остаться наедине со своими любимыми фантазиями.

Но, если Вы будете давать правильное изложение «Капитала», тогда уже У МЕНЯ есть возможность увидеть СВОИ ошибки. Для этого и нужно общение, обсуждение.

Итак, резюмирую, Гиви Васильевич, прежде чем давать любые оценки хоть положительные, хоть отрицательные, нужно быть способным адекватно изложить критикуемое произведение. Я НАЧАЛ задавать Вам вопросы и делать комментарии сугубо по Вашему тексту, гл. 8.2. стр. 223-227 с тем, чтобы убедиться, прежде всего, в адекватном восприятии, понимании и изложении «Капитала». Поскольку Маркс разворачивает текст очень последовательно, точно и логически, то и нам нужно начинать изложение (и, соответственно, комментирование или критику) с самых первых строк, с первой главы. Прыгать по связному и логически развивающемуся тексту нет смысла.

Ну и по поводу БОЛЬШоЙ и БОЛЬШеЙ. А что Вы хотите по поводу столь очевидного замечания препираться? У Вас есть какие-то основания отрицать замеченное мной несоответствие Вашего цитирования оригиналу.  С одной стороны, казалось бы мелочь, а с другой повод Вам задуматься, а не слишком ли априорно Вы критикуете Маркса, что заставляет Вас видеть то, что Вам хотелось бы видеть.

Я обратил на это внимание, так как с этого Вы начинаете свою книгу. С глобального заявление о не научности Маркса, исходя из его самовозвеличения в предисловии ко второму изданию. Во-первых, ни самое бессовестное самовозвеличение, ни «молчалинская» или иная скромность никак не влияют на содержание самого текста. Во-вторых, я обратил внимание, что предисловие написано содержательно и объективно, описывая реальную ситуацию с восприятием и реакциями на первое издание «Капитала».

Ваше сомнение в продуктивности обсуждения из-за противоположных позиций не имеет отношения к начатому мной обсуждению. Ибо какие могут быть противоположные позиции по 2+2. Какие могут быть противоположные позиции по тому: написал Маркс БОЛЬШеЙ или БОЛЬШоЙ. Или Маркс исследовал ДВОЙСТВЕННЫЙ или ТРОЙСТВЕННЫЙ характер труда. Или у Маркса МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ – ЕСТЬ ФОРМА СТОИМОСТИ или СТОИМОСТЬ ЕСТЬ ФОРМА МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ и т.д.

Всё, что написано в «Капитале», написано однозначно как 2+2. И в этом, прежде всего, и нужно разобраться, что там написано, и чего там не написано. А по этому поводу никаких противоположных позиций быть не может. То, что написано, мы предъявляем, а то, чего там нет, мы предъявить не сможем.

Продуктивности не будет только при условии нежелания осваивать имеющийся текст «Капитала». Именно нежелания, так как разъяснения по тексту «Капитала» я готов и в состоянии дать, в чем убедиться совершенно нетрудно. У Вас в руках текст и у меня. Я даю страницу и абзац и предъявляю то, что там написано. Вы сверяете. И наоборот.

Что касается возможных участников скайп-встречи, то, судя по отсутствию какой-либо реакции, а инф. была послана 200 примерно людям, будет всего два, три человека помимо нас. Чем объяснить отсутствие реакции. В любом случае Ваша книга объемна и широкоохватна, этим несомненно интересна. Я думаю, что вялость одних объясняется распространившейся поверхностной и пустой критикой «Капитала», других, наоборот, пониманием невероятной сложности «Капитала», которая требует не одного года усилий для понимания.

Ю.Л. Дюбенок. 16 июня 2017.

Обсуждение кн. Гивишвили - 2, 16 июня 2017.doc
20 мая 2017 о стоимости Гловели — копия.doc
Почему Капитал... 2011 год.doc
Первые результаты тестирования по Капиталу 2011 год.doc
общ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ МОЕЙ АКТИВНОСТИ В ХХХ 2011 ГОДА.doc

Гиви Гивишвили

to free...@googlegroups.com
Юрий Леонидович, здравствуйте!
Поздравляю Вас с признанием себя лучшим, если не единственно верным интерпретатором "Капитала". Вы, судя по всему, пытаетесь вдохнуть жизнь в этот хлам, давно доказавший свою бессмысленность. Я же верю, что чем скорее мы забудем о нем, тем лучше будет для российского общества, для страны в целом. Мы - взрослые люди, формировавшие свои суждения не один год. И Вы надеетесь, что предлагаемая Вами  дискуссия  кто-либо  изменит в нас вот так вдруг? Наивно.  То, что учение Маркса - хлам свидетельствует и тот факт, что к нашей предполагавшейся дискуссии проявили интерес всего два-три человека. Вы хотите втянуть в нее меня - для чего? Переубедить меня? Не получится. Проявить свою компетентность?   Почему бы Вам, в таком случае, не обратиться к С. Глазьеву. У него Вы найдете гораздо бОльшее понимание и сочувствие. Поэтому и  поскольку я не могу пожелать Вам успеха в Ваших попытках оживления трупа, желаю Вам здоровья и удач на иных поприщах. Таким образом, дискуссия отменяется.
Всего наилучшего.
Г.Г.

Алексей

to free...@googlegroups.com
Юрий Леонидович!

Все-таки возможна критика политэкономической теории Маркса не только исходя из текста, но и внешняя критика, исследование того, что в теории Маркса просто отсутствует. Такая критика имеет уже давнюю историю, и чтобы обсуждать предметно, и следует обратиться к такому знаменательному сочинению, как "Материализм и эмпириокритицизм", открыть там главу 6 и часть первую этой главы, и познакомиться с анализом этой критики Лениным, грудью стоящим на защите марксовой политэкономии. И из ленинского рассуждения и следует - он никак не комментирует существенный пункт этой критики, хотя плотно комментирует всякого рода привходящие, - что в марксовой политэкономии нет связи между экономикой и биологией. Но если бы она была, разве бы Ленин не представил бы нужных аргументов? И здесь, на мой взгляд, позиция Г.В. Гивишвили не оригинальна - он повторяет постановку вопроса, известную еще с 1895 года, указывая не на то, что есть в марксовой политэкономии, но указывая на то, чего в ней нет.

Конечно, может быть, и Ленин не вполне прав, и Маркс как-то обозначает связь экономики и биологии, я бы с удовольствием ознакомился бы с его взглядом на этот предмет.

С наилучшими пожеланиями,
Алексей

Юрий Леонидович Дюбенок

to свободная философия, givi...@mail.ru
Дорогой Гиви Васильевич!

Скайп обсуждение Вашей книги, по преимуществу гл. 8.2., мы проведём в любом случае. Я довожу начатое до конца. И, конечно, было бы интереснее и полезнее с Вашим участием. Мы рассчитываем на Вас. Тем более, что здесь люди, которые давно Вас знают, кто очно, например, Татьяна Матвеевна, которая будучи хорошим, настоящим художником,  тем не менее, в течение нескольких лет упорно постигала первую главу "Капитала" на наших регулярных занятиях, кто знает Вас заочно. Оснований не поучаствовать Вам нету.

Что касается возраста, действительно, может происходить, как говорил Маяковский: "страшнейшая из амортизаций: амортизация сердца и души". Но есть и другие примеры. Мать из романа Горького. Многие люди всю жизнь верят, например,  в бога и всякое разное, и на старости лет прозревают. И это прекрасно, хотя чаще, наверно, бывает наоборот.

Так что ждём, как запланировано, на скайп, 18 июня 16 час. мск. Обсуждение, проведём в любом случае и дадим отчёт. Отчёт будет зафиксирован в рамках проводимой мной проверки философов "Капиталом" Маркса.
Обсуждение проводим предельно корректно и содержательно.
Не хотелось бы, чтобы Вы остались в памяти, как человек избегающий содержательного разговора, цитирую написанное мной: "как Маркс отделяет потребительную стоимость и стоимость,  стоимость от цены, как Маркс анализирует формы стоимости, что такое субстанция стоимости, форма стоимости, меновая стоимость и стоимость, деньги, затем обязательно будут вопросы о полюсах анализа формы стоимости: относительном и эквивалентном, имеет ли у Маркса  труд стоимость, простой и сложный труд, двойственный характер труда и т.д. , а просто и запросто называющий хламом уникальное произведение науки и культуры.

Гиви Гивишвили

to free...@googlegroups.com
Юрий Леонидович!
Польщен Вашим повышенным вниманием к моей книге и не хочу цитировать самого себя, но вынужден повториться: ничего, кроме бессмысленной (с моей точки зрения) потери времени от дискуссии я не предвижу. Ваше безусловное право делать выводы, но   прослыть человеком, избегающим содержательного (на Ваш  взгляд) разговора. не боюсь.
Успехов в Ваших трудах.
Г.Г.

Юрий Леонидович Дюбенок

to свободная философия, givi...@mail.ru
Дорогой Гиви Васильевич!

Мы, конечно, несмотря на Ваш отказ участвовать, провели обсуждение, которое получилось предельно узким. Аудио запись предоставляю https://drive.google.com/file/d/0B-Dr1spqbHN7NzVhRGtVdUlWV0E/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0B-Dr1spqbHN7UWc4YTdFbmZhNzQ/view?usp=sharing. Надо бы сделать ещё текстовую рецензию, преодолевая внутреннее сопротивление по двум причинам: слабая книга, с другой стороны, где найти благодарного и, главное, адекватного читателя Маркса и, соответственно, качественного  текста по "Капиталу" Маркса.
Очевидно, из нашей с Вами переписки, поскольку Вы просто назвали Маркса хламом, и в Вашей критике "Капитала" преобладает просто ирония, издевательство и простая констатация раз за разом, какой, мол, Маркс, глупец, хитрец, фокусник и т.л. без аргументации, и не на один заданный мной содержательный вопрос (типа: " Маркс очень точно и ясно разделяет и предъявляет как реальность: потребительную стоимость, стоимость, субстанцию стоимости, меновую стоимость, форму стоимости, двойственный характер труда, вопрос о стоимости труда и т.д.
Гиви Васильевич, уверены Вы, что можете столь же адекватно излагать текст Маркса?") или комментарий не ответили, то Ваше уклонение связано с пониманием, что Вам будет сложно предъявить адекватное изложение Маркса.

Отсюда возникает ещё вопрос: неужели после таких сомнений Вы продолжаете удовлетворяться своей книгой, просто отмахнувшись от внимательного и знающего "Капитал" читателя?

Ю.Л. Дюбенок. 19 июня 2017