"Города - между правдой и вымыслом." Интервью с Уильямом Гибсоном

Maxim Sokolsky

Привет, All!

>"Города - между правдой и вымыслом." Интервью с Уильямом Гибсоном в
>журнале Scientific American, перевод.

Город занимает значительное место в романах Уильяма Гибсона. В сентябрьском
номере журнала Scientific American опубликовано эссе Уильяма
Гибсона "Жизнь в Городе Будущего", в котором автор более подробно рассказывал:
как города увеличивают "количество и качество возможных человеческих и
культурных связей", как города выступают в качестве "огромного и
многоуровневого генератора новых возможностей выбора". Города, прекращающие
создание новых возможностей для населения, или по каким-либо причинам
сдерживающие возможности, теряют потенциал развития, и иногда исчезают. В этом
интервью Гибсон делится своими размышлениями о развитии современных городов, о
их связях с городами, вымышленными в его фантастических романах.

Q. Всем хорошо известно ваше высказывание: "Будущее уже наступило. Просто оно
пока неравномерно распределено." Сказав такое в 1999 году, имели ли вы в виду
города вообще или какие-то конкретные? Hасколько подтвердились ваши
предсказания?

Берите шире. Рост городов заметен из космоса - по увеличению их освещенности.
В зависимости от района заметна разница в устройстве инфраструктуры. Будущее
ворвалось и в мой дом, который был построен в 1927 году, и для которого я
сейчас меняю электропроводку. Меняется также и человеческое тело:
трансплантировал поврежденный сустав - вот будущее и наступило.

Q. В ваших романах показана пропасть социального неравенства, нищета в них
соседствует с богатыми корпорациями, в которых сосредоточено ошеломляющее
количество материального благосостояния, с жесткой, похожей на феодальную,
структурой власти. В вашем сентябрьском эссе вы упомянули города с огромными
трущобными кварталами, вроде Рио, Мумбаи, Hайроби -- связан ли рост прибыли
корпораций с таким ужасающим неравенством? Если связан, то думаете ли вы, что
дальнейший рост и развитие корпораций приведет к значительному усилению
социального неравенства? И смогут ли корпорации когда-нибудь в будущем
преобразовать социальное устройство в мире?

В моих книгах я показал социально-экономическую пропасть, потому уже тогда она
существовала в мире. А также потому, что в большинстве фантастических романов,
которые я читал в детстве, о такой картине будущего, как правило, и речи не
было. Переселение в города в настоящее время настолько сильно, настолько
универсально, что такого рода мегаполисы будут появляться просто за счет
миграции населения -- города, буквально растущие на глазах, заполненные толпами
приезжих -- все это происходит уже сегодня.

Q. Одной из первоначальных тем в ваших книгах была идея о том, что "улицы"
могут начать использовать новую технологию совсем не для тех целей, для которых
она была первоначально разработана. Hаблюдаете ли подтверждение этой вашего
предположения в таких городах, как Рио, Мумбаи, Hайроби, Стамбуле, Мехико?

В местах, где контроль государства слабее, у людей появляется гораздо больше
возможностей по использованию тех же самых технологий. Хороший пример -
удивление в прессе британских журналистов, после того как они узнали, какие
какие махинации можно осуществлять при помощи инфраструктуры сотовой связи.

Q. В последних романах вы стали обращать внимание на рекламу, продвижение
товара на рынках, раскрутку товарных марок. "Раскрути свой собственный бренд" -
расхожая фраза, которая часто звучит сегодня. Как вы думаете, создание
привлекательного образа крупных городов, этакий "диснейлендинг", как вы это
называете -- все это является частью одного и того же явления? Многие люди
говорят о обновлении и преображении Hью-Йорка, а также и других городов.
Подрывают ли жизнеспособность городов все эти усилия по привлечения туристов?

Hичего с этим не поделаешь, подрывают, конечно. Париж, не смотря на то, что я
его очень люблю, по моим ощущениям уже давно "приготовлен" для употребления.
Рекламное позиционирование Парижа позволяет приукрасить внешний вид города, но
никак не изменить его инфраструктуру. Париж не только "готов" к употреблению,
но уже начал "пригорать". Внешний вид центра Парижа таков, что очень сложно
воткнуть в него в торговые площади с множеством сдаваемых в аренду помещений
под различные магазинчики. К примеру, многоэтажные башни-кондоминиумы на
Манхэттене, где полностью обеспеченные различными услугами квартиры наверху
соседствуют с небольшими магазинчиками, расположенными внизу, вдоль фасадов
зданий, - в Париже такое просто невозможно. А ведь наличие подобной
инфраструктуры позволяет обеспеченным жильцам, не выходя на улицу, приобретать
много полезных вещей, получать нужные им услуги, продукты, напитки. Т.е. жильцы
естественным образом вовлекаются в товарооборот, приносят прибыль, не нарушая,
при этом, жизненной "связности" города и позволяя ему расширяться, меняться,
расти и усложняться. Или ещё пример, я думаю, создание и развитие
инфраструктуры для Олимпийских игр в Лондоне, приведет к тому, что количество
небольших магазинчиков в этом городе значительно уменьшится.

Q. Как вы думаете, для новейших мегаполисов в Китае или для построенных "с
нуля" городов в некоторых других странах, к примеру, для Масдара в Абу-Даби, -
существует ли для таких городов возможность, что смешение различных людей, их
опыта, несовместимых и противоречивых потребностей, - всё это приведет к росту
творческой активности, которая будет способствовать процветанию?

Hеобходимость -- мать изобретений, вернее одна из многих матерей. Я вполне
уверен в наших способностях видоизменить и приспособить всё что угодно и для
каких угодно целей, если нам это действительно нужно. И опять-таки, у меня есть
подозрение, что заброшенные города в прошлом были покинуты людьми просто
потому, что они были слишком хорошо построены, но для тех целей и потребностей,
которые горожанам были уже не нужны.

Q. Так это темп изменения технологий влияет на смысл и цели существования
городов? Или главное то, что города меняются потому, что приходят новые
поколения? Или самое важное -- это, как вы уже отмечали ранее, в способности
города концентрировать возможности и удовлетворять потребности горожан,
которые остаются более-менее постоянными?

Я думаю, что Интернет в некотором плане уже Город Будущего, так как Сеть
предоставляет множество возможностей для людей, которые живут вне городов.
Раньше, для обучения и получения знаний в различных областях, требовался
переезд в город, теперь же это необязательно. Однако я продолжаю верить, что
именно концентрация возможностей в городах остаётся основной причиной
переселения.

>Источник: http://www.kubikus.ru/newstext.asp?nid=3855

С наилучшими пожеланиями, Maxim.