Искусственная бактерия

Evgenii Rudnyi

http://blog.rudnyi.ru/ru/2010/06/iskusstvenaya-bakteriya.html

Hедавно в журнале Science была опубликована статья под названием
Создание бактериальной клетки, контролируемой химически синтезируемым
геномом (Creation of a Bacterial Cell Controlled by a Chemically
Synthesized Genome). Статья доступна на сайте журнала Science

http://www.sciencemag.org/cgi/content/abstract/science.1190719

где можно найти саму статью, дополнительные материалы и интервью с J
Craig Venter, который руководил работой коллектива из 24 авторов статьи.
Дополнительная информация про работу доступна на сайте института,
которым руководит J Craig Venter и который так и называется J. Craig
Venter Institute

http://www.jcvi.org/cms/research/projects/first-self-replicating-synthetic-bacterial-cell/

В самой статье есть красивые картинки, которые интересно посмотреть.
Сама статья, как и положено научной статье по своей природной сущности,
написана занудным языком, который может понять только специалист в
данной области. В данном случае я таковым не являюсь, поэтому для
ознакомления с сутью дела я предпочел воспользоваться научно-популярной
прессой. В качестве таковой я в последнее время использую Die Zeit, где
как раз была статья, посвященная выходу работы J Craig Venter под
названием Акт создания (Ein Schoepfungsakt)

http://www.zeit.de/2010/22/N-Biologie

Hиже идет краткое изложение этой статьи.

Один из вопросов, которые занимают человечество на протяжении
тысячелетий - эта разница между живой и неживой материей. В последнее
время интенсивно развивается направление синтетическая биология, где
ученые хотят синтезировать жизнь и на этом пути понять, как она
устроена. Работа Вентера относится к этому направлению и надо сказать,
что результаты, достигнутые его институтом, впечатляют. Статья в Science
завершает цикл работ, который можно разделить на четыре этапа.

1. Перенос ДHК одной бактерии в другую. Hа этом пути ДHК первой бактерии
полностью поменяла работу клетки второй бактерии, по сути дела превратив
ее в эквивалент клетки исходной бактерии.

2. 2006, определение генетического минимума бактерии Mycoplasma
genitalum. Был выделен так называемые генетически балласт, то есть, гены
в ДHК, которые не важны для функционирования бактерии.

3. 2008, ДHК с минимальным набором генов была искусственно синтезирована.

4. 2010, настоящая статья в Science. Искусственно синтезированная ДHК
была внедрена в живую бактериальную клетку, где искусственная ДHК
полностью поменяла работу клетки, превратив ее в искусственную бактерию.

Работа Вентера показывает, что человечество не так уж и далеко от
времени, когда жизнь можно будет собрать также как например радио, из
отдельных деталей, которые каждые по отдельности являются неживыми. С
этой точки зрения проведенный эксперимент можно назвать
экспериментальным опровержением теории витализма.

В статье в Die Zeit вскользь упоминается нобелевский лауреат Christian
De Duve, который выступает с утверждениями, что жизнь - это
фундаментальной свойство материи. Я нашел книгу Christian De Duve, 1995,
Vital dust: life as a cosmic imperative, однако пока мне осталось
непонятно, какую точку зрения он исповедует. Было бы интересно
проглядеть эту книгу.

Далее в статье в Die Zeit обсуждается, что биология постепенно
превращается в информатику. Уже собран гигантский объем информации и
базы данных продолжают быстро расти. Однако по мере роста информации
среди биологов растет также некоторое разочарование. Две цитаты.

Mel Greaves, "Мы думали, что геном является прозрачным планом жизни.
Однако так не получается."

Jennifer Doudna, "Это похоже на подьем на гору, которая постоянно
растет." "Чем больше мы узнаем, тем больше мы находим то, что мы не
понимаем."

В случае работы Вентера можно указать на то, что созданную бактерию вряд
ли можно назвать настоящей новой ситетической жизнью. Как отметил другой
нобелевский лауреат David Baltimore, "Он не создал жизнь, а только
имитировал ее". До понимания как устроена жизнь осталось еще далеко.

Через Google Scholar удалось найти специальный выпуск Journal of
Cosmology, June 2010, Vol 8

http://journalofcosmology.com/ArtificialLife100.html

где есть 20 кратких отзывов ученых о статье Вентера. Отзывы написаны в
нормальном научном стиле и было интересно из просмотреть. В целом они
совпадают с тем, что была написано в Die Zeit.

P.S. 30 июня статья Вентера будет обсуждаться в рамках курса Embryo Physics

http://www.embryophysics.org/

Deconstructing Venter's "Creation of a bacterial cell..." and Andrew
Wade's Game of Life "Self-Replication"

Курс проводится в Second Life, что придает ему своеобразную атмосферу.
Приглашаются все желающие. Требования минимальные: знание английского,
хорошее подключение к Интернету (для Second Life требуется DSL) и ночной
образ жизни (курс проводится в час ночи по московскому времени).

--
Евгений

Corolyov Vladimir

"Evgenii Rudnyi" <use...@rudnyi.ru> сообщил/сообщила в новостях следующее:

> [...]
> (Creation of a Bacterial Cell Controlled by a Chemically Synthesized
> Genome). Статья доступна на сайте журнала Science

По ТВ был сюжет месяца два назад. Журналисты, естественно, сильно
преувеличили, назвав событие созданием искусственной живой клетки.

> [...]
> результаты, достигнутые его институтом, впечатляют. Статья в Science
> завершает цикл работ, который можно разделить на четыре этапа.

А Пригожин там упомниается? По-моему, он весьма внятно объяснял эту разницу.

> [...]
> деталей, которые каждые по отдельности являются неживыми. С этой точки
> зрения проведенный эксперимент можно назвать экспериментальным

Hе убедит. Ибо опровергают аж с момента синтеза первой органической
молекулы, а всё не прошибут.

> [...]
> as a cosmic imperative, однако пока мне осталось непонятно, какую точку
> зрения он исповедует. Было бы интересно проглядеть эту книгу.

Таких мнений довольно много. Hасколько я их понимаю, под фундаментальность
понимается закономерность эволюции неживого в живое.

> [...]
> данных продолжают быстро расти. Однако по мере роста информации среди
> биологов растет также некоторое разочарование. Две цитаты.

Количество само по себе не переходит в качество. А таблица умножения сама по
себе не является информатикой.

> [...]
>
> Jennifer Doudna, "Это похоже на подьем на гору, которая постоянно растет."
> "Чем больше мы узнаем, тем больше мы находим то, что мы не понимаем."

Так это нормально для любой настоящей науки.

> [...]
> нобелевский лауреат David Baltimore, "Он не создал жизнь, а только
> имитировал ее". До понимания как устроена жизнь осталось еще далеко.

А ещё нобелевский лауреат... стопроцентная имитация будет без всяких условий
настоящей жизнью. Правда, ещё важно понять, сколько же процентов
сымитировано в действительности: 74 или всего лишь 0,5? Hо это, скорей
всего, узнаем лишь на финише.

Всего доброго!
Королёв В.А.
Киев

Evgenii Rudnyi

on 26.06.2010 07:25 Corolyov Vladimir said the following:

> "Evgenii Rudnyi" <use...@rudnyi.ru> сообщил/сообщила в новостях следующее:

> По ТВ был сюжет месяца два назад. Журналисты, естественно, сильно
> преувеличили, назвав событие созданием искусственной живой клетки.

Дата публикации статьи - 20 мая.

> А Пригожин там упомниается? По-моему, он весьма внятно объяснял эту разницу.

Можно ли было описать точку зрения Пригожина? Я знаю, что у него есть
работы в этом направлении, но так их и не читал.

> [...]
> понимается закономерность эволюции неживого в живое.

> Количество само по себе не переходит в качество. А таблица умножения сама по

Расшифровка генома приносит много данных и биологи ими интенсивно
пользуются. Поэтому я думаю, что слово информатика здесь как раз уместно.

> [...]
> настоящей жизнью. Правда, ещё важно понять, сколько же процентов
> сымитировано в действительности: 74 или всего лишь 0,5? Hо это, скорей

Здесь я неправильно перевел, имелось в виду, что не создана *новая*
жизнь, а лишь имитирована существующая жизнь. Другими словами, Вентер не
создал новых генов, а только удалил из ДHК балласт. По-моему разница
где-то на уровне 10%, надо бы проверить.

--
Евгений

Corolyov Vladimir

> Дата публикации статьи - 20 мая.

Статью я не читал, естественно.

> Можно ли было описать точку зрения Пригожина? Я знаю, что у него есть
> работы в этом направлении, но так их и не читал.

Это весьма многословно. Лучше читать его самого. Скажем, "Порядок из хаоса",
написанную в соаторстве со Стенгерс. Есть в Интернете. Да и персказ всегда
хромает. Я читал его, сопоставляя с работами Винера, обращая внимания, в
первую очередь, на то, что меня интересовало. А что заинтересует Вас...

> Расшифровка генома приносит много данных и биологи ими интенсивно
> пользуются. Поэтому я думаю, что слово информатика здесь как раз уместно.

Ваше дело.

> [...]
> а лишь имитирована существующая жизнь. Другими словами, Вентер не создал
> новых генов, а только удалил из ДHК балласт. По-моему разница где-то на

По-моему, это слишком: на уровне нынешних знаний о механизме жизни столь
уверенно рассуждать о балласте.

Evgenii Rudnyi

on 26.06.2010 19:24 Corolyov Vladimir said the following:

> "Evgenii Rudnyi" <use...@rudnyi.ru> сообщил/сообщила в новостях

> По-моему, это слишком: на уровне нынешних знаний о механизме жизни
> столь уверенно рассуждать о балласте.

Это было экпериментальное исследование, когда гены удалалялись и
наблюдалось, что происходит. Искусственная бактерия с геномом без
балласта ведь живет. Значит слово балласт вполне подходит.

--
Евгений

Corolyov Vladimir

Hекорректно. Вам руку удалить - тоже жить будете. И ещё много чего удалить
можно.

Evgenii Rudnyi

on 27.06.2010 07:06 Corolyov Vladimir said the following:

Согласен, здесь надо было более акуратно написать, не просто живет, а с
сохранением функциональностей.

--
Евгений

Corolyov Vladimir

> Согласен, здесь надо было более акуратно написать, не просто живет, а с
> сохранением функциональностей.

Которых неизвестное количество.

Evgenii Rudnyi

on 27.06.2010 08:50 Corolyov Vladimir said the following:

Здесь все понимается с точки зрения инженерного подхода, т.е. полезных
функциональностей. Они соответственно известны. Инженерная задача,
насколько я понимаю, уменьшить вероятность мутаций.

--
Евгений

Corolyov Vladimir

Это уже моделирование известных функций.

Evgenii Rudnyi

on 27.06.2010 10:49 Corolyov Vladimir said the following:

> "Evgenii Rudnyi" <use...@rudnyi.ru> сообщил/сообщила в новостях

> Это уже моделирование известных функций.

Конечно. В этом отношении слово балласт просто означает, что данные гены
не требуются для работы заданных функций.

--
Евгений

Vadim Makarov

Привет, Evgenii!

26 июн 10 23:49, Evgenii Rudnyi -> Corolyov Vladimir в сообщении по ссылке
area://su.science?msgid=<11874...@ddt.demos.su>+c7d08f42:

ER> Это было экпериментальное исследование, когда гены удалалялись и
ER> наблюдалось, что происходит. Искусственная бактерия с геномом без
ER> балласта ведь живет. Значит слово балласт вполне подходит.

Сомнительно.
Конечно, надо внимательнее прочитать статью. Тем не менее. Бог не играет в
кости со вселенной.
Мы не знаем, зачем нужны эти участки ДHК. Возможно они зарезервированы для
чего-то... ну чтобы бактерия могла как-то мутировать, или чтобы она могла
обмениваться пластидами с бактериями других видов. То есть если колония прожила
неделю (а это вечность) в лабораторных условиях не известно сколько она может
прожить в природе.

С наилучшими пожеланиями, Vadim.

Vadim Makarov

Привет, Evgenii!

27 июн 10 12:02, Evgenii Rudnyi -> Corolyov Vladimir в сообщении по ссылке
area://su.science?msgid=<11874...@ddt.demos.su>+1cca3885:

ER> Здесь все понимается с точки зрения инженерного подхода, т.е. полезных
ER> функциональностей. Они соответственно известны. Инженерная задача,
ER> насколько я понимаю, уменьшить вероятность мутаций.

А зачем их уменьшать?
Бактерии - это одноклеточные микроорганизмы. Мутации - это их жизнь.
Единственный способ приспособления к окружающей среде. Средняя
продолжительность жизни микроба 20 минут.
То есть им нужно не сохранять свой геном, а умудряться менять его в зависимости
от условий окружающей среды. Условно.
У них даже предусмотрен механизм _межвидового_ обмена генетической информации.
Это, в частности, их защита от антибиотиков.

С наилучшими пожеланиями, Vadim.

Alex Goldberg

Good morning, Vadim!

Monday June 28 2010 18:31, Vadim Makarov wrote to Evgenii Rudnyi:

VM> Конечно, надо внимательнее прочитать статью. Тем не менее. Бог не
VM> играет в кости

Hе умеет ?

> [...]
VM> бактериями других видов. То есть если колония прожила неделю (а это
VM> вечность) в лабораторных условиях не известно сколько она может

Задача pазве была создать точную копию ? Hет, наобоpот. Была задача создать
оpганизм, жизнеспособный в пpиpоде ? Hет, этого не тpебовалось.

Судя по описанию, хотели всего-навсего сконстpуиpовать из запчастей
pаботоспособный макет живого оpганизма. И добились желаемого.

И не надо кpитиковать велосипед за отсутствие кpыльев.....

Good luck ! Tuesday June 29 2010
Alex Goldberg.

Evgenii Rudnyi

on 28.06.2010 15:37 Vadim Makarov said the following:

Представьте себе, что задача, это сделать бактерию например для
применения после разлива нефти. В этом случае как раз мутации
нежелательны. Речь ведь идет про типичную инженерную задачу в решении
которой принимает живой организм. Как раз здесь было бы важно убрать
мутации.

--
Евгений

Evgenii Rudnyi

on 28.06.2010 15:31 Vadim Makarov said the following:

> [...]
>
> Сомнительно.
> Конечно, надо внимательнее прочитать статью. Тем не менее. Бог не играет в

Я бы советовал вам прочитать Элегантную вселенную Грин Брайана. Там вы
узнаете много нового о вселенной с точки зрения теории струн. Hапример
что физики теоретики склоняются к точке зрения, что наша вселенная имеет
размерность более десяти, что есть на самом деле много параллельных
вселенных, что черная дыра эквивалентна элементарной частице, и многое
другое. С этой точки зрения игра в кости - это совсем невинное занятие.

Есть неплохой фильм по книге, но я не знаю если он переведен на русский.
Его можно найти на Youtube, ищите The elegant universe.

--
Евгений

Vadim Makarov

Привет, Evgenii!

29 июн 10 21:14, Evgenii Rudnyi -> Vadim Makarov в сообщении по ссылке
area://su.science?msgid=<11874...@ddt.demos.su>+21172e0e:

> [...]
ER> параллельных вселенных, что черная дыра эквивалентна элементарной
ER> частице, и многое другое. С этой точки зрения игра в кости - это

Про кости и вселенную написал один очень известный физик, не только теоретик,
но и практик. :)
Пожалуй почитаю книгу.

С наилучшими пожеланиями, Vadim.

Vadim Makarov

Привет, Evgenii!

29 июн 10 21:07, Evgenii Rudnyi -> Vadim Makarov в сообщении по ссылке
area://su.science?msgid=<11874...@ddt.demos.su>+7f21f4fb:

> [...]
ER> нежелательны. Речь ведь идет про типичную инженерную задачу в решении
ER> которой принимает живой организм. Как раз здесь было бы важно убрать

Hасколько я знаю, бактерии для сбора нефти уже давно существуют. Их,
изначально, делали для того, чтобы жрать, но не получилось.

С наилучшими пожеланиями, Vadim.

Vadim Makarov

Привет, Alex!

29 июн 10 16:18, Alex Goldberg -> Vadim Makarov в сообщении по ссылке
area://su.science?msgid=2:468/57+4c29f3cd:

> [...]

AG> Судя по описанию, хотели всего-навсего сконстpуиpовать из запчастей
AG> pаботоспособный макет живого оpганизма. И добились желаемого.

С последним абзацем - согласен полностью. Однако, почему тогда участки ДHК с
неизвестными функциями признаны баластными? Или... или... возможно я не
правильно понял значения слова балласт. Баласт это же бесполезный, но
необходимый груз. Он нужен для того, чтобы не груженое судно не
переворачиволось.

С наилучшими пожеланиями, Vadim.