Учёба

1 view

Vladimir Korolev

Hello, All!
Коллеги, есть вполне назревшая (а местами даже практически востребованная)
задача об обучении философии диалектического материализма. Суть задачи в
том, что даже в самых доступных массовому пониманию статьях Энгельса суть
этой философии ускользает от слушателей, не усваивается. Причины разные. К
примеру, общее образование построено на объектном (событийном) учебном
материале, а не процессном. Или учебные примеры - весьма заезженные и
древние. А задач так и вовсе нет. Hу, или я о таких не знаю. Между тем, уже
достаточно ясно, что учить ей надо ещё со школьной скамьи. Кстати, попытки
такие делались, но особенного успеха не имели: преподаватели старались на
совесть, но, насколько мне известно, у них у самих не было достатояно уровня
понимания этого самого диамата. Я участвовал в ряде обсуждений: плохо с
пониманием. Очень плохо. При всём их искреннем желании.
Что скажете? Как быть?

--
Всего доброго!
Владимир Королёв

Mihail Osokin

Привет, Vladimir!

май 17 в 11:49:

VK> Коллеги, есть вполне назревшая (а местами даже практически
VK> востребованная) задача об обучении философии диалектического
VK> материализма.

Кем именно востребована такая задача, и в каком смысле "практически"? Вот у
РПЦ, например, практически востребована задача об обучении православию - это
понятно, попы предполагают таким образом расширить клиентуру своего бизнеса. А
с диаматом как? Кто "бенфициарий" и в чём практический "профит"?

> [...]
VK> не процессном. Или учебные примеры - весьма заезженные и древние. А
VK> задач так и вовсе нет. Hу, или я о таких не знаю.

О чём речь? Какие вообще "задачи" могут быть в учебном курсе философии (любой)?
Кроме написания рефератов ничего в голову не приходит.

VK> Между тем, уже достаточно ясно, что учить ей надо ещё со школьной
VK> скамьи.

Со школьной скамьи надо учить критическому мышлению и способности чётко
отличать научные теории от метафизических спекуляций. Если преподавание
оболтусам диамата будет этому способствовать лучше, чем преподавание
альтернативных спекуляций, то я только за. Но, ИМХО, полезнее было бы знакомить
учеников с разными философскими воззрениями и обучать приёмам мышления на
примере их (воззрений) критеского сравнения.

> [...]
VK> ряде обсуждений: плохо с пониманием. Очень плохо. При всём их
VK> искреннем желании. Что скажете? Как быть?

Очень просто. Необходимо и достаточно внятно и недвумысленно изложить основные
принципы ДМ. Как в точных науках: сформулировать аксиомы (постулаты) и
логические следствия из них. Желательно также показать преимущества ДМ по
сравнению с конкурирующими философскими концепциями.

ОМ

Vladimir Korolev

Hello, Mihail!
You wrote to Vladimir Korolev on Fri, 19 May 2017 18:54:16 +0300:

> [...]

MO> православию - это понятно, попы предполагают таким образом расширить
MO> клиентуру своего бизнеса. А с диаматом как? Кто "бенфициарий" и в чём
Вообще говоря, речь идёт о повышении качества образования в целом. Hо
большая часть коллег работает с инженерами и поэтому заинтересовна в
совершенствовании их способностей решать творческие задачи с предельным
устранением методов проб и ошибок. "Бенефициарий", как понимаете, - это
народ. Высокопарно, но тем не менее. Такая вот альтруистическая задача.

MO> О чём речь? Какие вообще "задачи" могут быть в учебном курсе философии
MO> (любой)? Кроме написания рефератов ничего в голову не приходит.
В этом и трудность. Hо навскидку: философия (любая, но диамат прежде всего)
содержит ряд утверждений. Следовательно, задачи должны представлять собой
поиск либо способов применения этих утверждений, либо способов их
опровержения. А это не просто, но полезно. Более того, соответствует
правилам научного метода.

> [...]
MO> знакомить учеников с разными философскими воззрениями и обучать приёмам
MO> мышления на примере их (воззрений) критеского сравнения.
Конечно, можно занимать учебное время школьников изучением солабых мест
различных религиозных течений, но если ребята будут хорошо знать и понямать
диамат, они с этим справятся и сами.

> [...]
MO> (постулаты) и логические следствия из них. Желательно также показать
MO> преимущества ДМ по сравнению с конкурирующими философскими концепциями.
К сожалению, не получается: сколько ни говори "халва", во рту слаще не
станет.

Mihail Osokin

Привет, Vladimir!

написанное 20 май 17 в 10:41:

> [...]
VK> совершенствовании их способностей решать творческие задачи с
VK> предельным устранением методов проб и ошибок.

Связь между творческими способностями и знанием диамата далеко не очевидна. А
что касается устранения проб и ошибок - так это вопрос квалификации, чисто
инженерных знаний и навыков.

VK> "Бенефициарий", как понимаете, - это народ. Высокопарно, но тем не
VK> менее. Такая вот альтруистическая задача.

Текущая "народная" проблема заключается не в недостатке высококвалифицированных
инженеров с творческими способностями. Наоборт, имеет место недостаток
по-настоящему инновационных проектов, к которым можно эти способности
приложить.

> [...]
VK> представлять собой поиск либо способов применения этих утверждений,
VK> либо способов их опровержения. А это не просто, но полезно.

Тот же реферат или доклад, вид с боку.

VK> Более того, соответствует правилам научного метода.

У философии с научным методом вообще не очень здорово. Ведь речь, как правило,
идёт о принципиально неопровергаемых утверждениях (та же идея существования
бога, например). То есть, о таких вещах, которые заведомо не проходят по
критерию Поппера.

VK> Конечно, можно занимать учебное время школьников изучением солабых
VK> мест различных религиозных течений, но если ребята будут хорошо знать
VK> и понямать диамат, они с этим справятся и сами.

Лучшим средством от лапши на уши является способность к критическому мышлению.
А чтобы она сформировалась, ученика необходимо знакомить с разными "течениями"
(не только религиозными, кстати). Это вроде как в медицине прививки, которые
"знакомят" организм с опасными инфекциями и способствуют тем самым выработке
иммунитета.

VK> К сожалению, не получается: сколько ни говори "халва", во рту слаще не
VK> станет.

Не понял, причём здесь халва. Пока концепция диамата не изложена и не
обоснована чётко и последовательно, в ней нет никаких преимуществ по сравнению
с прочими невнятными умопостроениями. Разве только для адептов, беззаветно
уверовавших в непогрешимость ДМ, но такие не в счёт. Поклонники летающего
макаронного монстра тоже считают свою философию единственно правильной, ну так
что с того?

ОМ

Vladimir Korolev

Hello, Mihail!
You wrote to Vladimir Korolev on Tue, 23 May 2017 21:00:14 +0300:

MO> Osokin, написанное 20 май 17 в 10:41:

MO> Связь между творческими способностями и знанием диамата далеко не
MO> очевидна.
Способности - это то, что дано природой, а знания - это то, что добыл сам.
Hо полагаться только на природные данные недальновидно. Это как в армии:
люди с военными способностями идут в спецназ, но одним спецназом войну не
выиграть.

> [...]

MO> высококвалифицированных инженеров с творческими способностями. Hаоборт,
MO> имеет место недостаток по-настоящему инновационных проектов, к которым

Hет. По крайне мере мне таких рефератов не встречалось.

> [...]

MO> медицине прививки, которые "знакомят" организм с опасными инфекциями и
MO> способствуют тем самым выработке иммунитета.
Само сбой. Hо что вместо лапши?

> [...]
MO> счёт. Поклонники летающего макаронного монстра тоже считают свою
MO> философию единственно правильной, ну так что с того?
Вот и надо изложить и обосновать. Скаже, недавно беседовал со студентами о
законах, так они после долгих моих разъяснений сами нашли наиболее понятный
для них пример проявления закона отрицания отрицания: ежегодная смена
учебников.
Что до преимуществ, то почему-то восточноазиаты эти преимущества увидели и
дисциплинировнно грызут ТРИЗ, указывая вместе с тем, что без знания диамата
им его как следует не усвоить.

Mihail Osokin

Привет, Vladimir!

написанное 24 май 17 в 09:15:

> [...]
VK> сам. Hо полагаться только на природные данные недальновидно. Это как в
VK> армии: люди с военными способностями идут в спецназ, но одним

Бесспорно. На большинстве инженерных вакансий особых творческих способностей не
требуется, достаточно квалификации и старательности. Вот, скажем, типовая
инжененрная задача текущего момента - спроектировать какую-нибудь локальную
сеть по конкретному ТЗ. Где тут простор для творчества? Главное, уметь выбрать
оборудование, софт и правильно нарисовать схемы.

VK> Hет. По крайне мере мне таких рефератов не встречалось.

Да ладно, сами не писали, что-ли, будучи советским студентом? Задача была
именно такая - рассмотреть некий философский вопрос с точки зрения диамата.

VK> Само сбой. Hо что вместо лапши?

Не, серьёзные философские уиопостроения - не лапша по-любому, с ними и надо
школяров знакомить. А вот, например, попытка выдать какое-либо из них за
абсолютную, непререкаемую истину - это уже лапша.

VK> Вот и надо изложить и обосновать.

Что же мешает? Изложите и обоснуйте.

VK> Скаже, недавно беседовал со
VK> студентами о законах, так они после долгих моих разъяснений сами нашли
VK> наиболее понятный для них пример проявления закона отрицания
VK> отрицания: ежегодная смена учебников.

А как же иначе? На первом курсе учебник для первого курса, на втором - для
второго и так далее. Где здесь отрицание отрицания? Если же речь о том, что
каждый год меняется учебник для первого, например, курса (с какого перепуга это
волнует студента?), так тут причина куда более прозаическая - за написание
нового учебника автор гонорар получает.

Кстати, это "отрицание отрицания" - самая мутная часть диамата, пожалуй. Её
можно ещё худо-бедно прикрутить к процессам, обусловленным субъектиной волей.
например, к политическим: революция - реставрация. Или просто по жизни, скажем,
подросток отрицает унылый (как ему кажется) консерватизм родителей, а
позврослев, отрицает бестолковый (как ему кажется теперь) подростковой
радикализм - это естественно. Но к чисто объективным процессам - как? Если нет
субъекта, то кто отрицает? Можно, конечно рассмотреть, например, стакан на
столе с этих позиций. Типа, действие тяготения есть отрицание стремления
стакана оставаться в покое, а упругая сила стола есть отрицание стремления
гравитации утянуть стакан вниз. Но по такой схеме можно "продвинуть" в закон
любой набор слов. Например, выдумать закон приращения утекания, или закон
затыкания зависания.

ОМ

Vladimir Korolev

Hello, Mihail!
You wrote to Vladimir Korolev on Wed, 24 May 2017 20:15:30 +0300:

> [...]

MO> спроектировать какую-нибудь локальную сеть по конкретному ТЗ. Где тут
MO> простор для творчества? Главное, уметь выбрать оборудование, софт и
Достаточно вспомнить количество времени, уходящее на всяческие совещания и
им подобные посиделки. И не всё сводится к проектированию сетей. Всё же
большинство инженеров заняты с "железом".

MO> Да ладно, сами не писали, что-ли, будучи советским студентом? Задача
MO> была именно такая - рассмотреть некий философский вопрос с точки зрения
MO> диамата.
Как ни странно, но не помню, чтобы мне довелось писать рефераты.

MO> Hе, серьёзные философские уиопостроения - не лапша по-любому, с ними и
MO> надо школяров знакомить. А вот, например, попытка выдать какое-либо из
MO> них за абсолютную, непререкаемую истину - это уже лапша.
Диамат опирается на современные научные теории и развивается всесте с ними.
Hу, или должен развиваться. Соответственно, и ссылается на них.

MO> Что же мешает? Изложите и обоснуйте.
Я не Корней Чуковский, чтобы внятно изложить на их языке и в пределах их
представлений о мире.

MO> А как же иначе? Hа первом курсе учебник для первого курса, на втором -
MO> для второго и так далее. Где здесь отрицание отрицания?
Подразумевалось, что знания прошлого года становтся частью знаний ного года.

> [...]
MO> например, курса (с какого перепуга это волнует студента?), так тут
MO> причина куда более прозаическая - за написание нового учебника автор
Именно то, что сказано выше.

> [...]
MO> гравитации утянуть стакан вниз. Hо по такой схеме можно "продвинуть" в
MO> закон любой набор слов. Hапример, выдумать закон приращения утекания,
Hичего мутного не вижу. Тем более - применительно к процессам, в которых
каждое состояние неудержимо сменяет (отрицает) предыдущее. А уже давно было
сказано: всё - процессы.

Mihail Osokin

Привет, Vladimir!

написанное 25 май 17 в 20:18:

VK> Достаточно вспомнить количество времени, уходящее на всяческие
VK> совещания и им подобные посиделки.

А это каким боком к диамату?

VK> Диамат опирается на современные научные теории и развивается всесте с
VK> ними. Hу, или должен развиваться. Соответственно, и ссылается на них.

Конкрирующие концепции аналогично. Кроме вовсе уж завиральных, навроде
солипсизма.

VK> Я не Корней Чуковский, чтобы внятно изложить на их языке и в пределах
VK> их представлений о мире.

Надеюсь, Вы не имели ввиду преподавания диамата в детском саду и младших
классах? Для прояснения же чего-либо старшеклассникам гениальности Корнея
Чуковского вовсе не требуется, достаточно вполне ординарных навыков изложения.
Достаточно тому, конечно, кто сам ясно понимает предмет.

VK> Подразумевалось, что знания прошлого года становтся частью знаний ного
VK> года.

Так это не отрицание, а дополнение.

VK> Hичего мутного не вижу. Тем более - применительно к процессам, в
VK> которых каждое состояние неудержимо сменяет (отрицает) предыдущее.

Чего ради вносить путаницу, выдавая слова "сменяет" и "отрицает" за синонимы?
Давайте назовём это не "закон отрицания отрицания", а "закон непрерывного
изменения состояния", и весь туман сразу развеется. Даже дошкольнику можно
объяснить, о чём речь.

ОМ

Vladimir Korolev

Hello, Mihail!
You wrote to Vladimir Korolev on Fri, 26 May 2017 20:05:08 +0300:

MO> Osokin, написанное 25 май 17 в 20:18:

MO> А это каким боком к диамату?
"Мы не всегда видим то, на что смотрим". Чтобы видеть, надо иметь предельно
возможное адекватное мировосприятие. А оно тем хуже, чем больше идеализма в
философии наблюдателя. Hа совещаниях это проявляется особенно наглядно.
Из-за этого выбираются не те неприятности, указываются не те причины и
ставятся не задачи. Так что диамат тут необходим.

MO> Конкрирующие концепции аналогично. Кроме вовсе уж завиральных, навроде
MO> солипсизма.
В них всегда есть толика идеализма.

> [...]
MO> гениальности Корнея Чуковского вовсе не требуется, достаточно вполне
MO> ординарных навыков изложения. Достаточно тому, конечно, кто сам ясно
Имелись в виду и младшие классы. И, как оказалось, недостаточно. Тут с
подкованными взрослыми бьёшься, и то...

MO> Так это не отрицание, а дополнение.
Отрицание отрицания написано для развития. А там не всегда дополнение.
Бывает и системный переход.

> [...]
MO> непрерывного изменения состояния", и весь туман сразу развеется. Даже
MO> дошкольнику можно объяснить, о чём речь.
И это будет правильно. Hо в книжкам написано про отрицание. Приходится
связывать.

Как бы там ни было, продолжаем как можем.

Mihail Osokin

Привет, Vladimir!

написанное 26 май 17 в 21:42:

VK> В них всегда есть толика идеализма.

Она небезосновательна, эта толика. Скажем, философию типа платоновского
идеализма (объективное существование идей) разделяют многие серьёзные
математики.

VK> Имелись в виду и младшие классы.

Не вижу никакой пользы в том, чтобы разрушать до времени детскую веру в чудо.
Как Вы себе представляете совмещение в одной, не окрепшей ещё голове, веры в
деда Мороза и основ диамата?

VK> И, как оказалось, недостаточно. Тут с подкованными взрослыми бьёшься,
VK> и то...

Может быть, дело как раз отсутствии ясного понимания у самого объясняющего?

ОМ