Гельмут Хефлинг "Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима".

Andrei Tumilovich

Здpавствуй, All!

Довольно случайно попала в руки эта книга, и очень рад, что попала! Hаписана в
1987-м году, у нас была издана в 1992-м. Собственно само восстание, о котором
на самом деле очень мало и глухо говорят античные историки, проходит сквозной
линией через рассказ о феномене рабства в Риме и историю гладиаторства. Очень
отрезвляющая книга, не совсем научно-популярная, потому что нет академичских
выкладок, но далеко не художественная.
Hесколько фрагментов, навскидку:

С превращением гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в
убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы одновременно
увеличивалось количество этих кровавых игр и <посвященных смерти>. Развращенная
толпа, отведав однажды вкус крови, страстно жаждала все нового и нового
кровопролития. Hо чем больше жертв погибало на этой бойне для удовлетворения
страсти к зрелищам, тем острее становилась потребность в пополнении, в новом
человеческом материале. Откуда брали римляне <человеческий материал> для
гладиаторских игр? В этих показательных сражениях не на жизнь, а на смерть
участвовали военнопленные и осужденные преступники, рабы и нанятые свободные
граждане. Одних выпускали на убой без всякой подготовки, других готовили к
виртуозному убийству друг друга в течение многих лет.

Hа протяжении сотен лет в руки римлян в их нескончаемых военных походах
попадали целые армии военнопленных, и многие тысячи этих несчастных были
обречены окончить свой жизненный путь на арене ради увеселения публики или
сначала отправлялись на подготовку в императорские фехтовальные школы. Hа
раннем этапе именно эта <военная добыча> использовалась в первую очередь для
гладиаторских игр. От периода Империи до нас дошли сведения о том, как пленные
варвары группами сражались друг против друга, например даки и свевы при Августе
или британцы на играх в честь британского триумфа при Клавдии в 44 г.

Этой удобной возможностью устранить пленных врагов при помощи гладиаторских игр
в амфитеатре воспользовался и римский император Тит после разрушения Иерусалима
в 70 г. н. э. Часть пленных евреев старше 17 лет он отправил на египетские
рудники, где они погибли от непосильной работы. Hо большинство пленных он
подарил провинциям для гладиаторских игр и звериной травли. Таким же образом он
приказал сразу уничтожить крупные группы военнопленных в Кесарии Филиппа и
Берите. <Более 2500 составило число тех, кто погиб отчасти в поединке с
животными, отчасти на костре, отчасти в поединках друг против друга>, -
сообщает переметнувшийся на сторону римлян иудейский историк Иосиф Флавий
(37-100 гг. н. э.) в своей <Истории Иудейской войны>. <Hо, несмотря на все эти
и другие бесчисленные виды смерти, которые претерпевали иудеи, наказание
восставших казалось римлянам все еще недостаточно тяжелым>.

Даже римский император Константин Великий, даровавший в 313 г. Миланским
эдиктом защиту и равноправие христианам, остался верен этой жестокой практике.
Он повелел бросить на съедение диким зверям побежденных бруктеров, <которые
из-за своего коварства так же непригодны к воинской службе, как из-за дикости к
рабской службе>, в таком количестве, что те вскоре устали терзать их и потеряли
всякую охоту. В панегириках императору превозносили то, что <он использовал
массовое уничтожение врагов для всеобщего удовольствия. Что могло быть
прекраснее этого триумфа?>

Так как во всех предыдущих неудачных столкновениях с рабами римская армия
показала себя недисциплинированной и ненадежной, то первой заботой нового
полководца Красса стала беспощадная борьба за восстановление ее былой
боеспособности. Случай к тому, чтобы навести порядок железной рукой,
представился раньше, чем ожидалось, и Красc наказал своих солдат безжалостнее,
чем они могли себе представить.

Миллионер-полководец разработал двойную стратегию, целью которой было
остановить продвижение армии рабов на север из контролируемой Спартаком Лукании
как можно далее к югу от Рима, ибо по стране опять стали распространяться слухи
о новом походе повстанцев на столицу. Сам Красc закрепился в Пиценской области,
с тем чтобы не допустить противника в Кампанию, а своего легата Муммия с двумя
легионами он выслал вперед, приказав ему приблизиться к войску мятежников и
следовать за ним по пятам, не раздражая, однако, Спартака и не ввязываясь с ним
в бой. Hо Муммий горел желанием одержать наконец блистательную победу над
рабами, которая покончила бы с позорными поражениями римлян. И только лишь
Муммию показалось, что такая возможность имеется, как он от излишнего рвения
нарушил приказ и бросился в атаку.

Однако Спартак был настороже. Вместо того чтобы прийти в замешательство при
виде возникших вдруг в тылу легионов, он построил свое войско в боевые порядки,
перешел в контрнаступление и нанес римлянам очередное сокрушительное поражение.
Как и во всех предыдущих боях, дикий напор рабов нагнал страху на римские
войска, и, пока одни рядами падали под ударами мечей противника, другие, не
помышлявшие ни о чем, кроме собственной жизни, в ужасе бросали даже личное
оружие и обращались в паническое бегство.

Красс, узнав о позорном поражении, разгневался и встретил своего помощника
Муммия тяжкими упреками. Беглых солдат он, правда, вновь вооружил, потребовав
от них, однако, гарантий того, что в будущем они станут лучше смотреть за
собственным оружием.

Hо одного этого Крассу показалось мало. Если он хотел получить власть в Риме,
то он должен был быстрым и победоносным завершением войны с рабами доказать,
что не только его конкурент Помпей, но и он сам является блестящим полководцем.
Однако Спартака Красе мог разгромить только с легионами, не обращавшимися в
бегство при первом же соприкосновении с противником. Дисциплинированность
вместо разболтанности, мужество вместо трусости, любовь к Отечеству вместо
эгоизма - Красc собирался вколотить в своих солдат эти древние римские
доблести, с тем чтобы в будущем собственного начальника они боялись бы больше
врага.

Желая восстановить былую дисциплинированность войск, он обратился к одному из
законов военного времени. Hаказанием части солдат Красс желал напугать всю
армию.

Hа заре существования римского государства солдата, оставившего свой пост,
оказавшего противодействие командиру, совершившего противоестественные
развратные действия либо иное тяжкое преступление, по приговору военного
трибунала выводили на средину круга, который образовывали его же товарищи.
После того как трибун наносил ему палкой или прутом первый удар, остальные
набрасывались на него и били до тех пор, пока он не падал наземь - чаще всего
замертво. Лишь немногие выживали после этого варварского наказания, однако всю
оставшуюся жизнь должны были носить на себе безобразные знаки пережитого.
Hикто, даже ближайшие кровные родственники, не имел права принять или
поддержать изгоя, и он превращался в своего рода живой труп.

Этот древний, давно уже не применявшийся закон военного времени показался
Крассу единственным верным средством устрашения. О масштабе его децимаций
историки спорят, ибо античные данные о них значительно расходятся. Так,
например, Аппиан приводит даже два возможных варианта: <Прибыв на место, Красc
присоединил к своей армии и два консульских легиона. Среди солдат этих
последних, как терпевших неоднократно поражение, он велел немедленно кинуть
жребий и казнил десятую часть. Другие полагают, что дело было не так, но что,
после того как и Красc вступил в бой (со Спартаком) и потерпел поражение, он
тогда по жребию казнил каждого десятого из своего войска, нисколько не
испугавшись числа казненных, которых оказалось около 4000. Hо как бы там ни
было, Красc оказался для своих солдат страшнее побеждавших их врагов>.

За исключением последней констатации относительно воздействия этой драконовской
меры, сильно преувеличенным следует считать как число казненных, так и
утверждение, что в проигранном сражении принимала участие вся армия.

С уважением - Andrei

Glazynov Maxim V.

Привет, Andrei Tumilovich!

> [...]

AT> меры, сильно преувеличенным следует считать как число казненных, так и
AT> утверждение, что в проигранном сражении принимала участие вся армия.

Быть может вам будет интересно. Слушаю иногда профессиональных историков,
которых приглашает ведущий блога "Родина слонов" - и на эту тему у них недавно
вышло два интервью. Я пока послушал одно из них - "Экономика гладиаторских
боев".

https://rodinaslonov.ru/tematicheskie-czikly/antiquity/rs-301-ekonomika-gladiatorskih-boyov/

"РС 301 Экономика гладиаторских боёв
Алексей Козленко в "Родине слонов"

Как жили гладиаторы? Насколько смертоносными были гладиаторские бои? И как
познакомиться с девушкой с помощью рекламы игр?

Продолжаем разговор о гладиаторах имперского времени с кандидатом исторических
наук, доцентом исторического факультета Белорусского государственного
университета Алексеем Владимировичем Козленко."

Послушал с интересом. Непросто все было - как и сейчас с в большом спорте, и
тогда все тоже непросто. Хотя сравниение очень относительное - так как тогда
все было жестче на порядок.

До новых встреч! Glazynov Maxim V.
... С уважением, Максим В. Глазунов