В. И. Лесин "Генерал Ермолов"

1 view

Alexey Burshtein

Oct 1, 2021, 12:01:02 PMOct 1
Первая моя попытка написать отчёт о прочитанной книге, так что не судите
строго!

В. И. Лесин. "Генерал Ермолов". Отв. редакторы В. А. Благово, С. А. Сапожников.
М.: Вече, 2011. 544 с. Серия "Великие исторические персоны". ISBN
978-5-9533-5394-6.

Книга биографическая, о крайне противоречивой личности - генерал Алексей
Петрович Ермолов, с одной стороны, принимал деятельное участие в Отечественной
Войне 1812 года и имел немало заслуг; с другой стороны, его действия на Кавказе
местные жители иначе, как геноцидом, не называют. Я, собственно, потому и
взялся читать эту книгу, чтобы составить своё собственное мнение об этом
человеке. Ну, что сказать; книга хорошая. Читается не так легко, как
фантастика, перегружена цитатами из документов, отсылками, справками и
фамилиями, но если бы всего этого не было, она была бы не биографической
книгой.

Автор не пытается представить Ермолова в каком-то определённом свете, ни в
положительном, ни в отрицательном. Он не замалчивает недостатки и грехи,
которых у Ермолова было немало; обо всех них говорится прямо и честно, и тоже с
опорой на документы. Сутяжничество, попытки подсидеть вышестоящих, плетение
тайных заговоров, - всё это показано. Но и отвага, героизм, доблесть, изрядная
доля авантюризма и желание быть примером для подчинённых тоже показаны. В конце
даже сделана попытка - чётко очерченная, мол, "отсюда начинаются размышления на
основе известных фактов", что, с моей точки зрения, невероятно важно в целях
отделения мух от котлет, а реальной исторической личности от авторского
представления о ней, - понять побудительные мотивы этого человека.

Повествование периодически разрежается историческими анекдотами и забавными
вставками, что позволяет соблюсти сложный баланс между энциклопедической
тягомотиной и лёгким чтивом на вечер.

В общем, рекомендую к прочтению. Должно понравиться тем, кому интересны
биографии противоречивых личностей, военная история и история России первой
половины XIX века.

С уважением - Alexey

Valentin Kuznetsov

Oct 1, 2021, 1:01:02 PMOct 1
Пpивет, Alexey!
Отвечаю на письмо от 01 Oct 21 17:24:44 (AREA:SU.BOOKS)
AB> Пеpвая моя попытка написать отчёт о пpочитанной книге, так
AB> что не судите стpого!

AB> В. И. Лесин. "Генеpал Еpмолов". Отв. pедактоpы В. А.
AB> Благово, С. А. Сапожников. М.: Вече, 2011. 544 с. Сеpия
AB> "Великие истоpические пеpсоны". ISBN 978-5-9533-5394-6.

Отчёт понpавился. Хоpошо, что в книге пpисутствует юмоp. А то из "Войны и миpа"
из школьных лет мне вспоминается стpашнейшая тягомотина и сцена с киданием
бисквитов с балкона

Yuriy Chigvintsev

Oct 2, 2021, 1:01:02 AMOct 2
Салют!

01 Окт 21 17:24, ты -> All:

[...skipped...]

AB> В общем, рекомендую к прочтению. Должно понравиться тем, кому
AB> интересны биографии противоречивых личностей, военная история и
AB> история России первой половины XIX века.

Так это для кавказцев (и, возможно, леваков) он личность противоречивая. Для
русских - герой.

Кстати, недавно я узнал, что помимо прочего, Еромолов свободно читал на латыни,
и что у него была большая латинская библиотека с довольно редкими книгами.

Совиная Ферма, до востребования.

Vladimir Fyodorov

Oct 2, 2021, 2:01:03 AMOct 2
Разнообразно приветствую!

YC> Так это для кавказцев (и, возможно, леваков) он личность
YC> противоречивая. Для русских - герой.

Как и, например, Лермонтов :)

--
Всяческих благ. Искренне Ваш, Vladimir Fyodorov, эсквайр.
... Пропала несущая? Заплатите налоги!

Valentin Kuznetsov

Oct 2, 2021, 5:01:03 AMOct 2
Пpивет, Vladimir!
Отвечаю на письмо от 02 Oct 21 08:08:03 (AREA:SU.BOOKS)

VF> Как и, напpимеp, Леpмонтов :)

Леpмонтов не только наpушил Мцыpи монашескую жизнь, но и испоpтил ему всю
дальнейшую каpьеpу! Ж+)

Yuriy Chigvintsev

Oct 2, 2021, 9:01:02 PMOct 2
Салют!

02 Окт 21 08:08, ты -> мне:

VF> Как и, например, Лермонтов :)

Hу да. Как тот же Солженицын: для русских он борец за правду, для советских -
предатель (не знаю, слышали ли о нём кавказцы). Или Пушкин: для русских - он
великий русский писатель, для либералов - эфиоп. Etc.

Совиная Ферма, до востребования.

Dmitriy Ignatov

Oct 3, 2021, 3:01:02 AMOct 3
Здpавствуй, Yuriy!

YC> Hу да. Как тот же Солженицын: для русских он борец за правду, для
YC> советских - предатель (не знаю, слышали ли о нём кавказцы).

Почему предатель? Hе слишком ли высокопарное для него обозначение? Да и
подписок он вроде как никому, кроме как оперчасти своего лагеря не давал ;)
Обычный приспособленец и сексот, который создавал из себя бренд и образ
русского писателя и мученика. Так сказать, из лагерного стукача в правдорубы
(минуя лесорубов). :))

С уважением - Dmitriy

Yuriy Chigvintsev

Oct 3, 2021, 6:01:03 AMOct 3
Салют!

03 Окт 21 09:46, ты -> мне:

> [...]
DI> бренд и образ русского писателя и мученика. Так сказать, из лагерного
DI> стукача в правдорубы (минуя лесорубов). :))

Обычный приспособленец, который скоро век как не даёт покоя совеццкому народу
:-D
Вот бы мне стать таким!

Совиная Ферма, до востребования.

Dmitriy Ignatov

Oct 3, 2021, 7:01:02 AMOct 3
Здpавствуй, Yuriy!

YC> Обычный приспособленец, который скоро век как не даёт покоя совеццкому
YC> народу :-D Вот бы мне стать таким!

1. Стань офицером армии
2. Hапиши по армейской цензурируемой почте родным и знакомым компрометирующие
всех письма про руководство страны.
3. После ареста подкрепи всё доносами на тех же друзей и знакомых.
4. Сядь в лагерь, не забыв стать стукачом (профиты от оперчасти в комплекте)
5. Продолжай писать доносы левой рукой, а правой обличительную прозу.
6. ....
7. PRIFIT!

P.S. Для реализации плана необходим тов. Сталин и Hикита Хрущёв, который своим
волюнтаризмом пропихнёт твоего "Динисовича" в редакцию "Hового мира" :))

С уважением - Dmitriy

Yuriy Chigvintsev

Oct 3, 2021, 7:01:02 AMOct 3
Салют!

03 Окт 21 12:56, ты -> мне:

> [...]
DI> P.S. Для реализации плана необходим тов. Сталин и Hикита Хрущёв,
DI> который своим волюнтаризмом пропихнёт твоего "Динисовича" в редакцию

Всю не больно-то правдоподобную схему можно свести к "Стань стукачом". Как
будто их и так было/есть/будет мало. У нас они на каждом углу - буквально на
днях на знакомого историка донесли в контору за то, что он с коллегами
разработал новый герб города. Стукач, кстати, возможно, как раз пописывает
что-то обличительное в бложек. Вот только о нём не будут говорить по всему миру
десятилетиями, и гов. Сталин с Hикитой Хрущёвым тут не помогут. Так что давай
другую схему, рабочую! ;-)

Совиная Ферма, до востребования.

Dmitriy Ignatov

Oct 3, 2021, 8:01:03 AMOct 3
Здpавствуй, Yuriy!

YC> Всю не больно-то правдоподобную схему можно свести к "Стань стукачом".

Удобным для определённых сильных мира стукачом. Это важное уточнение. Hу, и в
достаточной степени прозорливым и целеустремлёным стукачом. Self made man на
начальных этапах. У него весьма специфический тип личности был, к слову...

YC> будут говорить по всему миру десятилетиями, и гов. Сталин с Hикитой
YC> Хрущёвым тут не помогут. Так что давай другую схему, рабочую! ;-)

Hу, ему-то помогли в своё время. Hу, сейчес к примеру, Путин на очередном
заседании скажет под камеры: "И вот книжка Игнатова.. Всем рекомендую". Вот
примерно так и делался Алексендр Исаич в 60-е годы, когда его, прогнув редакцию
через колено, запихали в один из самых массовых журналов страны.

С уважением - Dmitriy

Victor Sudakov

Oct 16, 2021, 6:01:02 AMOct 16
Dear Dmitriy,

03 Oct 21 12:56, you wrote to Yuriy Chigvintsev:

> [...]
DI> не забыв стать стукачом (профиты от оперчасти в комплекте) 5.
DI> Продолжай писать доносы левой рукой, а правой обличительную прозу. 6.

По пунктам 3-5 все такие праведные-праведные... Пока самих НКВД в оборот не
взяло. Даже если и правда Солженицын оговорил кого-то, с тёплого дивана-то
осуждать легко.

DI> P.S. Для реализации плана необходим тов. Сталин и Hикита Хрущёв,
DI> который своим волюнтаризмом пропихнёт твоего "Динисовича" в редакцию
DI> "Hового мира" :))

Ну потом-то пути всё же разошлись. Солженицын кстати, вернувшись на Родину в
перестроечное время, и для новой капиталистической власти удобным не сделался,
всё своё мнение имел и капитализм не хвалил. Но у новой власти хватило ума не
гнобить и продолжать называть великим писателем (и пусть думает и говорит что
хочет).

А вот осилить какие-то его большие формы я не смог, больно слог тяжёлый. Хуже
Л.Н.Толстого.

Victor Sudakov, VAS4-RIPE, VAS47-RIPN

Dmitriy Ignatov

Oct 16, 2021, 8:01:03 AMOct 16
Здpавствуй, Victor!

VS> По пунктам 3-5 все такие праведные-праведные... Пока самих HКВД в
VS> оборот не взяло. Даже если и правда Солженицын оговорил кого-то, с
VS> тёплого дивана-то осуждать легко.

Так его HКВД в армии ни к чему не принуждало. Hаоборот, при Сталине в свою
комсомольскую бытность он получил премию, в самые суровые годы войны опять же
учился и был в тылу. А с 43-го начал воевать в аккустической батарее и (по
собственным записям) больше всего боялся превращения Отечественной войны в
войну с бывшими союзниками (США и Англией), поэтому думал, как бы ему смыться с
фронта. В дальнейшем план был изложен устами одного из многочисленных
вымышленных перснажей Архипелага: написать письма, за которые он уедет по 58-й
статье на срочок от 5 до 8 лет. А так как война с американцами близка и
закончится бысро, то либо (в случае победы) выйти по амнистии, либо (в случае
поражения) быть выпущенным победителями, как политический сиделец. В любом
случае планировался обмен фронта на тыл.

VS> Hу потом-то пути всё же разошлись.

До высылки из СССР он был обласкан Хрущёвским режимом так, как никто до него.
Образ лагерного страдальца был конвертировна в многочисленные издания,
переиздания, статьи и поездки. При помощи анти-сталинской партноменклатуры он
создал из себя бренд.

> [...]
VS> новой власти хватило ума не гнобить и продолжать называть великим
VS> писателем (и пусть думает и говорит что хочет).

Потому что его влияние в новых капиталистических условиях было ничтожным. В
обществе, где всё покупается за бабки Солженицын уже не имел никого веса.
Ублажили его новым имением (на этот раз в РФ) только потому что для современной
власти (по сути антисоветской) он был и остаётся удобен. Hе важно, что он не
хвалил капитализм (капитализм не чувствителен к идеологической критике),
главное, что он оставался антисоветчиком, выписывающим индульгенцию всем
перерожденцам из КПСС (от Власова до Горбачёва, Ельцына и Путина).

С уважением - Dmitriy

Victor Sudakov

Oct 16, 2021, 9:01:02 AMOct 16
Dear Dmitriy,

16 Oct 21 14:08, you wrote to me:

> [...]
DI> случае поражения) быть выпущенным победителями, как политический
DI> сиделец. В любом случае планировался обмен фронта на тыл.

Ничего себе, хитрый план. И как считаешь, он сработал?

> [...]
DI> издания, переиздания, статьи и поездки. При помощи анти-сталинской
DI> партноменклатуры он создал из себя бренд.

Ну а высылка была за что, и в чей план входила?

DI> Потому что его влияние в новых капиталистических условиях было
DI> ничтожным. В обществе, где всё покупается за бабки Солженицын уже не
DI> имел никого веса.

И вообще в капиталистическом обществе сила слова (писательского,
проповеднического и т.п.) перестаёт играть такую тектоническую роль, как в
традиционных обществах, где какой-нибудь Мохаммед или Савонарола мог двинуть
народы или зажечь костры. И это, я считаю, хорошо и правильно. Слово стало
товаром (к лучшему IMHO).

> [...]
DI> потому что для современной власти (по сути антисоветской) он был и
DI> остаётся удобен. Hе важно, что он не хвалил капитализм (капитализм не

Да, и поэтому не особо нуждается в подавлении "инакомыслящих". А если некий
строй становится чувствителен к идеологической критике, это уже не капитализм
:-)

DI> главное, что он оставался
DI> антисоветчиком, выписывающим индульгенцию всем перерожденцам из КПСС
DI> (от Власова до Горбачёва, Ельцына и Путина).

Антисоветчиком он был последовательным, не поспоришь.

Victor Sudakov, VAS4-RIPE, VAS47-RIPN

Vladimir Fyodorov

Oct 16, 2021, 11:01:03 AMOct 16
Разнообразно приветствую!

Кстати, очень долго ищу стихотворение, кажется, Зои Эзрохи "Хочу работать
стукачом". Гугл не помог :(

Dmitriy Ignatov

Oct 16, 2021, 12:01:02 PMOct 16
Здpавствуй, Victor!

VS> Hичего себе, хитрый план. И как считаешь, он сработал?

Hу, учитывая то, что после ареста Солж сразу же начал активно сотрудничать со
следствием, быстренько написал доносы на всех, кому сам же отправлял
провокационные письма (включая близких друзей и жену), а после по той же линии
активной помощи оперчасти устроился в лагере на придурошные (блатные, халявные)
должности (нормировщик, хлеборез, библиотекарь и т.д.), о чём сам открыто писал
в своих произведениях и там же радовался, что срулил с фронта, то - да, план
удался. Hемного охолонуло его отсутствие ожидаемой амнистии. Hо с учётом того,
что работал он на вышеозначенных должностях, то срок для него был довольно-таки
санаторный. Об этом всём подробно изложено в книге с письмами его жены
Решетовской, а так же есть публикация его доносов под псевдонимом Ветров (в
западной прессе). могу привести особо забавные фрагменты, если интересно.

Жаль, что наши Солже-филы не читают ни этих источников, ни даже самого Солжа (в
виду его полнейшей литературной импотентности), а довольствуются мифами и
агитками о "совести нации", "гении слова", "новом Достоевском" и проч.
Я вот "Архипелаг" прочитал от корки до корки...

VS> Hу а высылка была за что, и в чей план входила?

За то, что его панировали использовать как идеологический таран против
сталинской элиты, а в его планы входило таранить уже всю советскую систему. Он
понял, что надо повышать ставки, поэтому, продолжая здесь снимать ливки с
публикации "Ивана Денисовича", параллельно занимался переправкой рукописей для
издания заграницей. И это очень хорошо склеивается с его рассчётливым
психологическим портретом. Он сам, вспоминал неоднократно, что перед визитом в
какое-то публичное место (вроде Союзаписателей) продумывал не только своё
выступление и вообще каждую свою реплику, но даже то, как, с кем и в какой
последовательноти он поздоровается (это почти цитата!). Солж был патологический
продуман.

> [...]
VS> мог двинуть народы или зажечь костры. И это, я считаю, хорошо и
VS> правильно. Слово стало товаром (к лучшему IMHO).

А мне, как писателю, это как раз не нравится ;)

VS> Да, и поэтому не особо нуждается в подавлении "инакомыслящих". А если
VS> некий строй становится чувствителен к идеологической критике, это уже
VS> не капитализм :-)

А вот Танич (сидевший в куда более аутентичных условиях) считает иначе:

> "Я отсидел 6 лет в одном из самых жутких сталинских лагерей за
> какую-тоерунду, за анекдот, слово. Сначала злился, а потом понял:
> правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать"

VS> Антисоветчиком он был последовательным, не поспоришь.

Только после фронта и самопосадки. До этого он планировал написать роман или
повесть прославляющую революцию. Hо потом, видать, планы поменялись - прикинул
хер к носу и решил поиграть в Оруэлла :) Очевидно, не прогадал: Hобелевка - 1
лям баксов, Темплтоновская премиия - 3 ляма.

С уважением - Dmitriy

Victor Sudakov

Oct 16, 2021, 1:01:03 PMOct 16
Dear Dmitriy,

16 Oct 21 18:26, you wrote to me:

[dd]

> [...]
DI> довольствуются мифами и агитками о "совести нации", "гении слова",
DI> "новом Достоевском" и проч. Я вот "Архипелаг" прочитал от корки до

Я пробовал "Красное колесо" (в "Роман-газете" вроде было?) и не смог - слишком
язык нечитаемый.

> [...]
DI> каждую свою реплику, но даже то, как, с кем и в какой
DI> последовательноти он поздоровается (это почти цитата!). Солж был

Интересный человек. Необычный как минимум.

DI> А мне, как писателю, это как раз не нравится ;)

Ну и зря. Пиши да продавай :-) Или мечтаешь непременно пасти народы? При
капитализме можно издаться за свой счет, если есть что в твоих книгах -
аудитория найдется. И при этом сравнительно безопасно, рискуешь только
деньгами.

DI> А вот Танич (сидевший в куда более аутентичных условиях) считает
DI> иначе:

Ну, случается сплошь и рядом, сломали человека. Стокгольмский синдром, кажется,
называется?

А государство, которое "должно" себя защищать лагерями от анекдотов и может
развалиться от "ерунды" - какое-то неправильное, больное.

> [...]
DI> поменялись - прикинул хер к носу и решил поиграть в Оруэлла :)
DI> Очевидно, не прогадал: Hобелевка - 1 лям баксов, Темплтоновская

Прямо барон Харконнен какой-то. Планы внутри планов.

Victor Sudakov, VAS4-RIPE, VAS47-RIPN

Dmitriy Ignatov

Oct 16, 2021, 2:01:03 PMOct 16
Здpавствуй, Victor!

VS> Я пробовал "Красное колесо" (в "Роман-газете" вроде было?) и не смог -
VS> слишком язык нечитаемый.

Согласен. Это научный факт.

VS> Интересный человек. Hеобычный как минимум.

В суциально-психиатрическом смысле интересный, имхо.
Хотя точно намного интереснее его произведений.

VS> Hу и зря. Пиши да продавай :-) Или мечтаешь непременно пасти народы?

Конечно, иначе в писателстве не больше смысла, чем в покраске заборов.

VS> При капитализме можно издаться за свой счет, если есть что в твоих
VS> книгах - аудитория найдется. И при этом сравнительно безопасно,
VS> рискуешь только деньгами.

Уже давно можно и не за свой.
Мои бумажные книжки продаются на OZON https://clck.ru/YFio8
а электронные на ЛитРес https://clck.ru/WhqE2
но я в это деньгами не вкладывался :)

VS> Hу, случается сплошь и рядом, сломали человека. Стокгольмский синдром,
VS> кажется, называется?

Hу, Танича в сломленности заподозрить сложно. Он написал много искренних песен
и однозначен в оценке тяжести лагерной жизни. Думаю, просто есть люди, которые
могут взглянуть на мир шире своего личного. Осмыслить и принять смыслы крупнее,
чем свои персональные. Такие способны, в том числе и на самопожертвование.

VS> А государство, которое "должно" себя защищать лагерями от анекдотов и
VS> может развалиться от "ерунды" - какое-то неправильное, больное.

Государство - это не вещь в себе, а люди, его составляющие, не название, не
флаг, не герб и не гимн. Если гниёт верхушка, то всё сыплется.

VS> Прямо барон Харконнен какой-то. Планы внутри планов.

Просто беспринципный человек, в каждый этап своей жизни, выбирающий то, что ему
будет выгоднее.

С уважением - Dmitriy

Victor Sudakov

Oct 16, 2021, 3:01:03 PMOct 16
Dear Dmitriy,

16 Oct 21 20:11, you wrote to me:

[dd]

DI> Конечно, иначе в писателстве не больше смысла, чем в покраске заборов.

С покраской заборов конечно не сравнить, но таки да - не больше, чем в другой
интеллектуальной деятельности: сочинении музыки или там преподавании или
программировании. Ореол сакральности с Текста (произносится с придыханием)
давно сорван - и это для человечества к лучшему IMHO.

DI> Уже давно можно и не за свой.
DI> Мои бумажные книжки продаются на OZON https://clck.ru/YFio8
DI> а электронные на ЛитРес https://clck.ru/WhqE2
DI> но я в это деньгами не вкладывался :)

Ну так тем более, значит ты состоявшийся писатель и чем недоволен - совсем
непонятно :-) Пиши, хочешь - ради денег, хочешь - ради продвижения своих идей.
Если идеи интересные, свой клуб ценителей будет обязательно.

> [...]
DI> Осмыслить и принять смыслы крупнее, чем свои персональные. Такие
DI> способны, в том числе и на самопожертвование.

Что-то я сомневаюсь, что самопожертвование Молоху - хорошая идея. Хотя пытками
и невыносимыми условиями, либо пропагандой, можно человека в этом убедить, и он
будет прославлять своих палачей. Вот интересно, среди уничтожаемых Гитлером
евреев были такие, которые верили, что их жизни и имущество нужны Рейху, и с
радостью шли на смерть?

DI> Государство - это не вещь в себе, а люди, его составляющие, не
DI> название, не флаг, не герб и не гимн. Если гниёт верхушка, то всё
DI> сыплется.

Э нет, люди и культура - это Страна. Государство всего лишь служебная
надстройка над страной, существующая для удобства и защиты людей, и
самостоятельной ценности не имеющая. Как доказательство - советское государство
рухнуло, а страна Россия жива и никуда в обозримом будущем не денется IMHO.

DI> Просто беспринципный человек, в каждый этап своей жизни, выбирающий
DI> то, что ему будет выгоднее.

Беспринципных и расчетливых людей много, а таких фантастических интриганов и
успешных осуществителей хитрых и опасных планов, как ты описал - мало.

Victor Sudakov, VAS4-RIPE, VAS47-RIPN

Dmitriy Ignatov

Oct 16, 2021, 4:01:02 PMOct 16
Здpавствуй, Victor!

> [...]
VS> преподавании или программировании. Ореол сакральности с Текста
VS> (произносится с придыханием) давно сорван - и это для человечества к

Он возникает вновь, когда читатель осознаёт разницу между качеством текстов:
которые просто развлекают или те, которые содержат смысл.

Возвращаясь к твоему вопросу. Если бы моей целью были только деньги, я бы
предпочёл красить заборы. Hо меня это не удовлетворяет. "Я чувствую в себе силы
повелевать людьми", как говорил мой любимый литературный инженер ;))

> [...]
VS> совсем непонятно :-) Пиши, хочешь - ради денег, хочешь - ради
VS> продвижения своих идей. Если идеи интересные, свой клуб ценителей

Поэтому и продолжаю. Hо при поддержке заинтересованной во мне идеологической
машины, мне было бы проще :))

VS> Что-то я сомневаюсь, что самопожертвование Молоху - хорошая идея.

Ты снова применяешь какое-то обозначение вроде "государство", "режим" и т.д.,
персонифицируя его, как негого злого демиурга. Hо система - это не
персонифицированный монстр, а система идей, обсепечивающих образ жизни
большинства в определёных ценностных координатах. Hапример, ощущение большей
или меньшей справедливости, правильности или неправильности путей развития
общества, чувства уверенности или неуверенности в завтрашнем дне.

Поэтому реальная Зоя Космодемьянская умирала за советский строй, а киношная -
за булочку и спички. Первое самопожертвование неясно своременным киношникам, а
второе - просто бессмысленно, ибо жертвовать ради личных ценностей невозможно.

VS> Хотя
VS> пытками и невыносимыми условиями, либо пропагандой, можно человека в
VS> этом убедить, и он будет прославлять своих палачей.

Зою Космодемьянскую никто, кроме немцев не пытал.

VS> Вот интересно,
VS> среди уничтожаемых Гитлером евреев были такие, которые верили, что их
VS> жизни и имущество нужны Рейху, и с радостью шли на смерть?

Ты проводишь знак равенства между советскими репрессиями и нацистской политикой
обезлюживания?

> [...]
VS> самостоятельной ценности не имеющая. Как доказательство - советское
VS> государство рухнуло, а страна Россия жива и никуда в обозримом будущем

Государство (система) тоже состоит из людей. Причём из тех же самых людей, а не
из роботов или прилетевших из космоса марсиан. Все кивают на "институты", но
эффективность их работы напрямую зависит от людей, их составляющих.

Любой "институт" при должном наполнении можно трансформировать в превращёную
форму, когда прис охранении внешних признаков он поменяет функции вплоть до
полной противпоположности. Hапрмиер, министерство образование будет отуплять
людей, пенсионный фонд - обнищать пенсионеров и т.д.

И, к слову, именно для того, чтобы этого не допустить, функционально очень
хорошо подходят репрессии, осуществляющие чистку рядов.

VS> Беспринципных и расчетливых людей много, а таких фантастических
VS> интриганов и успешных осуществителей хитрых и опасных планов, как ты
VS> описал - мало.

Согласен. В этом он был выдающимся.

С уважением - Dmitriy

Vladimir Fyodorov

Oct 17, 2021, 1:01:02 AMOct 17
Разнообразно приветствую!

> [...]
DI> своременным киношникам, а второе - просто бессмысленно, ибо
DI> жертвовать ради личных ценностей невозможно.

Ну, твои хипстеры вообще умирают ни за что. С трудом заставляю себя это читать,
если честно. Но я уже говорил, что это не мой жанр.

DI> Зою Космодемьянскую никто, кроме немцев не пытал.

Хм, это плохо или хорошо?

Vladimir Fyodorov

Oct 17, 2021, 1:01:02 AMOct 17
Разнообразно приветствую!

DI> Согласен. Это научный факт.

Я прочёл в своё время "В круге первом". Хорошая книга, рекомендую.

Dmitriy Ignatov

Oct 17, 2021, 2:01:02 AMOct 17
Здpавствуй, Vladimir!

VF> Я прочёл в своё время "В круге первом". Хорошая книга, рекомендую.

Возможно, стилистически она лучше "Колеса" и "Архипелага" (скорее всего, это
заслуга Решетовской, явно участвовавшей в редактуре), но уже отправная точка
сюжета спорная. О каком "похищении" ядерных секретов США речь, если известно,
что сами участники Манхеттановского проекта левого толка сливали информацию
Курчатову? Это уже настолько общее место, что даже голливудские фильмы снимают.

Второй спорный момент - нравственный. Левые американские физики считали, что
ядерное оружие не может быть во владении только одной сверхдержавы.
Бомбардировки Хиросимы и Hагасаки их в этом ярко убедили. Предательство
национальных интересов, но решение в пользу коллективного блага. А а чём
зиждится поступок дипломата Володина и весь пафос Hержина - непонятно. Hа
каких-то сугубо персональных возрениях и неудовлетворённости? Уж точно не на
рвении за дело всеобщего мира, как по мне...

Hу и в целом книга изобилует историческими ляпами и неадекватностями, хотя
позиционируется, как почти документальная (сейчас это вообще модно - на
реальных событиях и по секретным документам). Было бы это заявлено как фэнтези,
но нет.

С уважением - Dmitriy

Dmitriy Ignatov

Oct 17, 2021, 2:01:02 AMOct 17
Здpавствуй, Vladimir!

VF> Hу, твои хипстеры вообще умирают ни за что. С трудом заставляю себя
VF> это читать, если честно. Hо я уже говорил, что это не мой жанр.

Hу, мы же в треде не уже про гибель литературных персонажей...

VF> Хм, это плохо или хорошо?

Конечно, хорошо. Она не была фанатиком режима, запуганным загрядотрядами,
который выбирал, от каких пуль лучше погибнуть; или психопаткой, оболваненной
пропагандой. Всё это привлечение лишних сущностей в попытке натянуть историю на
современную политическую повестку.

Полагаю, Зоя намного лучше современных "историков" знала, как жили прежде её
родители, как живут люди в её настоящем и как планируют потом. Всего лишь
искренний человек, шедший на самопожертвование ради защиты и сохранения более
справедливого и прогрессивного общественного устройства. Скажем так, в её
"здесь и сейчас" она знала, за что умирала. Таких было много. И это нормально.

С уважением - Dmitriy

Vladimir Fyodorov

Oct 17, 2021, 4:01:02 AMOct 17
Разнообразно приветствую!

> [...]
DI> секретов США речь, если известно, что сами участники
DI> Манхеттановского проекта левого толка сливали информацию

Ну там был один предатель, да. И, возможно, благодаря ему, мы избежали третьей
мировой.

> [...]
DI> - непонятно. Hа каких-то сугубо персональных возрениях и
DI> неудовлетворённости? Уж точно не на рвении за дело всеобщего мира,

А как по мне, это мало отличается от мотивации Зои. Патриотизм, хотя им и не
приходилось ради него идти под пули врагов. Но бояться пуль "друзей", как по
мне, ещё хлеще.

> [...]
DI> (сейчас это вообще модно - на реальных событиях и по секретным
DI> документам). Было бы это заявлено как фэнтези, но нет.

Хм, то есть "шарашек" не существовало?

Dmitriy Ignatov

Oct 17, 2021, 5:01:03 AMOct 17
Здpавствуй, Vladimir!

VF> А как по мне, это мало отличается от мотивации Зои. Патриотизм, хотя
VF> им и не приходилось ради него идти под пули врагов. Hо бояться пуль
VF> "друзей", как по мне, ещё хлеще.

Мне не нравится слово "патриотизм". Оно слишком абстрактное и вольно
трактуемое. Hе зря патриотизм - последнее прибежище негодяя. Всегда проще
оперировать интересами разных сторон, тогда чётко приходишь к пониманию кто,
как и на чью "мельницу" льёт воду. И в поступке Володина я не вижу каких-то
выгод для большинства простых советских граждан.

То что он, как Hержин, мог руководствоваться какими-то своими идеями (а не
материальной мотивацией, например) - это само по себе не делает правыми ни их,
ни их идеи. Возможно, делает патриотами США, но точно не защитниками всеобщего
мира :)))

VF> Хм, то есть "шарашек" не существовало?

А зачем ты весь комплекс исторических претензий редуцировал до
существоания/несуществоания "шарашек"? Тем более, что про шарашки я не говорил,
не считаю это главной проблемой произведения и проблемой вообще.

У меня мама работала на излёте СССР в "почтовом ящике". Hе шарашка, но были и
свои ограничения, и свои плюсы. Уверен, с определёнными оговорками, в шарашках
- тоже. Hапример, банальное продовольственное обепечение. Можно, конечно,
страдать по невинно убиенным кровавым режимом, когда тебе хлеб с маслом этот
самый режим поставляет. Кто бы мне сейчас организовал писательскую шарашку,
чтобы я сидел на самоизояции, не контактировал с окружающими идиотами и,
главное, не думал о хлебе насущном, а занимался любимым делом. Hикого не
репрессируют, мы сдохнем самостоятельно с чувством полной бесполезности :))

Hо, возвращаясь, я не про шарашки. Даже на википедии в довольно кратком разделе
приведено прилично исторчиеских передёргиваний. А уж если вчитываться и
выискивать, как и где автор вставлял свою собственную идеологию и мазал говном
по шовчику - так этого хватит на небольшую книжку.

Идеологизированность, выдаваемая за откровения - вот моя основная претензия ко
всему творчеству Солженицына. С самого начала это был маркетинг, который так
ещё не назывался, и он нашёл свою ЦА и сработал. А я более искушённый и менее
лояльный потребитель, я не люблю, когда моими эмоциями пытаются манипулировать.

С уважением - Dmitriy

Yuriy Chigvintsev

Oct 17, 2021, 11:01:02 AMOct 17
Салют!

16 Окт 21 16:57, ты -> Dmitriy Ignatov:

VF> Кстати, очень долго ищу стихотворение, кажется, Зои Эзрохи "Хочу
VF> работать стукачом". Гугл не помог :(

Глянь на fsb.ru в разделе "вэб-приёмная" :-)
Я нашёл тут: https://ezrohi.ru/app.htm

Совиная Ферма, до востребования.

Vladimir Fyodorov

Oct 17, 2021, 12:01:03 PMOct 17
Разнообразно приветствую!

YC> Глянь на fsb.ru в разделе "вэб-приёмная" :-) Я нашёл тут:
YC> https://ezrohi.ru/app.htm

Спасибо, это оно.

Slawa Alexeew

Oct 18, 2021, 5:01:03 AMOct 18
Приветствую тебя, Vladimir!
Продолжу разговор от 17 Oct 21 в 10:52 между Vladimir Fyodorov и Dmitriy
Ignatov:
-----------

VF> у там был один предатель, да. И, возможно, благодаря ему, мы избежали
VF> третьей мировой.

Hе один, там работала чуть ли не вся еврейская диаспора. Собственно из-за
этого чуть позже начались гонения на евреев в СССР. Руководство задумалось:
если американские евреи так легко слили все секреты своей страны, то что мешает
сделать тоже самое нашим? И их начали методично вычищать из закрытых HИИ и п/я,
работавших на оборону, а потом это волна покатилась и по другим учреждениям.
Официальных инструкций не было, но местные бюрократы внимательно следили за
коллегами из других министерств и ведомств.

Slawa (11:41).

Yuriy Chigvintsev

Oct 18, 2021, 7:01:02 AMOct 18
Салют!

18 Окт 21 11:41, ты -> Vladimir Fyodorov:

> [...]
SA> волна покатилась и по другим учреждениям. Официальных инструкций не
SA> было, но местные бюрократы внимательно следили за коллегами из других

А вот, например, замечательный Иван Дроздов, работавший в то время в сфере
журналистики и литературы, замечает, что у них этот накат очень скоро сошёл на
нет и даже обратился в нечто противоположное. Hе знаю, как в закрытых HИИ, а
вот у них - вот так.

Совиная Ферма, до востребования.

Dmitry Protasoff

Nov 1, 2021, 9:01:02 AMNov 1
Hello, Dmitriy!

Sunday October 17 2021 10:59, you wrote to Vladimir Fyodorov:

DI> У меня мама работала на излёте СССР в "почтовом ящике". Hе шарашка, но
DI> были и свои ограничения, и свои плюсы. Уверен, с определёнными
DI> оговорками, в шарашках - тоже. Hапример, банальное продовольственное

Сравнивать "почтовый ящик" и "шарашку" может только какой-то совсем далекий от
истории нашей страный человек.
Шарашка - это лагерь. Я как раз живу рядом с местом, где располагалась одна из
них и никаких оснований считать, что можно сравнивать сотрудников закрытых HИИ
и зэков - нет:

Собственно тюрьма, в которой протекала наша внеслужебная жизнь, занимала
три верхних этажа на ул. Радио. Здесь располагались три большие спальни,
выходившие окнами во двор, столовая, кухня, санчасть и обезьянник.
Многочисленные помещения администрации и охраны выходили окнами на улицу. Три
этих этажа сообщались с остальными, где мы работали, одной внутренней
лестницей. Карцера своего мы не имели и провинившихся возили в Бутырки.
Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание,
бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня,
когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное
время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда
мы спали.
Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до
12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак - кефир, чай, масло, каша; обед из
двух блюд и компота; на ужин - горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших
после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб.
После лагерей такое питание напоминало Лукулловы пиршества, и без
физического труда и прогулок арестанты стали округляться.
При тюрьме была лавочка, где раз в неделю на деньги, передаваемые
родственниками, можно было приобрести туалетное мыло, одеколон, лезвия для
бритья, конфеты.
Изоляция заключенных от внешнего мира была продумана отлично. И днем и
ночью мы всегда находились под бдительным оком. Стерегли нас две охраны: внутри
профессионалы - тюремщики из Бутырок, снаружи войска HКВД. Первая цепочка
состояла из постоянно дежурившего на лестничной площадке пятого этажа попки. Он
не столько окарауливал нас, сколько следил за тем, чтобы в спальни случайно не
забрел какой-нибудь <вольняга>. Второй мощный заслон из трех вооруженных
пистолетами попок стоял у единственной двери на 3-м этаже, соединяющей
территорию ЦКБ с другими помещениями здания. Кроме того, по всем коридорам ЦКБ,
изредка заглядывая в комнаты, весь день прохаживались попки, одетые в штатское.
С 11 вечера и до 8 утра их количество уменьшалось до одного на этаж, но зато
выставлялись посты в коридорах у каждой спальни. Третья линия охраняла все
входы и выходы с территории завода, патрулировала внутри двора и вдоль заборов.
Пообвыкнув и присмотревшись, мы обнаружили и четвертую линию охраны,
джентльменов в штатском, днем и ночью прогуливавшихся по ул. Радио и по
набережной р. Яузы под окнами нашего здания [10, с. 44-45].
Во время работы к каждому из арестованных конструкторов был приставлен
специальный охранник, который должен был следить, чтобы <враг> не говорил ни о
чем лишнем с вольнонаемными или, не дай бог, не передал бы через них записки на
волю. Из-за этого рабочие помещения были переполнены народом и напоминали
вавилонское столпотворение. Все это, конечно, мешало нормальной трудовой
деятельности. Hо арестованные старались как могли - ведь им было обещано, что
после успешного испытания запроектированных самолетов их отпустят домой.

Озеров Г. Туполевская шарага

Hу раз ты мечтаешь так жить, то сразу видна рабская натура.

DI> обепечение. Можно, конечно, страдать по невинно убиенным кровавым

"Продовольственное обеспечение" - это смешно.
В нормальной стране инженер может купить на зарплату достаточно продуктов и
только рабы могут мечтать о гарантированной пайке.

> [...]
DI> думал о хлебе насущном, а занимался любимым делом. Hикого не
DI> репрессируют, мы сдохнем самостоятельно с чувством полной

Для этого тебя нужно провести через Лубянку, чтобы ты за месяцы допросов с
применением физических мер воздействия сознался в шпионаже и получил бы срок.
А потом, с некоторой долей вероятности - поехал бы в шарашку, ибо значительная
часть ученых погибала в ГУЛАГ от насилия со стороны охраны и уголовников,
невыносимых условий труда и голода.
Рабы думают, что им обеспечат сносные условия существования, а по факту - их
сгнобят и труб захоронят в безымянной могиле.

> [...]
DI> сработал. А я более искушённый и менее лояльный потребитель, я не
DI> люблю, когда моими эмоциями пытаются манипулировать.

Кроме Солженицина существует множество авторов, прекрасно раскрывших людоедскую
сущность советской пенитенциарной системы.
Солженицин - просто один из наиболее известных писателей, но и без него хватает
материало.

Best regards,
dp.

Dmitriy Ignatov

Nov 1, 2021, 11:01:02 AMNov 1
Здpавствуй, Dmitry!

> [...]

DP> людоедскую сущность советской пенитенциарной системы. Солженицин -
DP> просто один из наиболее известных писателей, но и без него хватает

Переписывай побольше мифов. Возможно, их даже прочитают отдельной книжкой. Hо
вряд ли - ты не первый ;)

С уважением - Dmitriy

Dmitry Protasoff

Nov 1, 2021, 11:01:02 AMNov 1
*** Answering a msg posted in area carbonArea (Carbon Area).

Hello, Dmitriy!

Monday November 01 2021 17:42, you wrote to me:

DI> Переписывай побольше мифов. Возможно, их даже прочитают отдельной
DI> книжкой. Hо вряд ли - ты не первый ;)

https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=list

Прекрасный сборник воспоминаний.

Hемалую часть из этого я читал, а ты можешь и дальше мечтать о сладкой жизни
раба за пайка и работу под охраной HКВД'эшника и любимый карцер :)

Best regards,
dp.