Последняя телеигра 2004 года

Leonid Broukhis

Кто бы мне объяснил, во-первых, почему знатоки не взяли тривиальный
вопрос о дьячке Велосипедове - неужели никто из 6 не читал в детстве
"Слово о словах" Успенского; и во-вторых, как оказалось, что именно
этот вопрос был оценен зрителями наиболее высоко?

Leo

Evgenij Masherov

Mon Jan 17 2005 15:09, Leonid Broukhis wrote to All:

> [...]
LB> "Слово о словах" Успенского; и во-вторых, как оказалось, что именно
LB> этот вопрос был оценен зрителями наиболее высоко?

1. Скорее всего не читали. Поколение сравнительно молодое, информацию получает
из прессы и интернета. А в библиотеки ходить неинтересно %)
2. По той же причине.

Евгений Машеров АКА СанитарЖеня

Yoric Kotchukov

Здравствуйте, Evgenij Masherov!

Как-то Вы писали:

EM> 1. Скорее всего не читали. Поколение сравнительно молодое, информацию
EM> получает
EM> из прессы и интернета. А в библиотеки ходить неинтересно %)
EM> 2. По той же причине.

Просветите, если не трудно, на предмет "тривиальный вопрос о дьячке
Велосипедове".

--
Спасибо за внимание.
Йорик..

Evgenij Masherov

Mon Jan 17 2005 23:49, Yoric Kotchukov wrote to Evgenij Masherov:

YK> Просветите, если не трудно, на предмет "тривиальный вопрос о дьячке
YK> Велосипедове".

1. Вопрос был (не буквально) "В 17-м веке упоминается священник по фамилии
Велосипедов. Почему у него такая фамилия?".
2. Этот факт приводился в превосходной книге Успенского (не папы Чебурашки:)
"Слово о словах", некогда изданной весьма массово, и бывшей во всех школьных и
детских библиотеках.
3. Поэтому он известен тем, кто учился с 50-х по 80-е, и при этом хоть немного
интересовался филологией.
4. Книга в Сеть, насколько мне известно, не выложена, и оттого в оборот
"поколения Инета" не вошла.
5. Поэтому Знатоки вопрос не взяли, а зрители высоко его оценили.

Примечание:
При поступлении в духовную семинарию тогда было принято давать новую фамилию,
часто с латинскими корнями. "Велосипед" - буквально "быстроног", и шустро
бегавший мальчик был инспектором семинарии назван "Велосипедов", за 100 и
более лет до изобретения транспортного средства.

Евгений Машеров АКА СанитарЖеня

Wadim A. Sigalov

Пламенный шалом, Yoric!

17 Jan 05 23:49, Yoric Kotchukov wrote to Evgenij Masherov:

YK> Просветите, если не трудно, на предмет "тривиальный вопрос о дьячке
YK> Велосипедове".

Фамилилии в церковных семинариях порой латинизировали для благозвучия.
Так из Быстроногова и получился Велосипедов. Вот такой веселый анахронизм,
ведь велосипед были изобретен позднее.

Леhитраот,
Wadim
mailto: was#fidonet.org.il ICQ # 3210665

Yoric Kotchukov

Как-то Вы писали:

EM> часто с латинскими корнями. "Велосипед" - буквально "быстроног", и шустро
EM> бегавший мальчик был инспектором семинарии назван "Велосипедов", за 100 и
EM> более лет до изобретения транспортного средства.

Спасибо..

Alexander Grebenkov

Ура.

EM> 4. Книга в Сеть, насколько мне известно, не выложена,

А вот и нифига. Выложена. И я её оттуда скачивал. Адрес не помню.

С приветом, Шурик Гребеньков. e-mail: gr...@kursknet.ru

Leonid Broukhis

Evgenij Masherov wrote:

> [...]
> бегавший мальчик был инспектором семинарии назван "Велосипедов", за 100 и
> более лет до изобретения транспортного средства.

Согласно источнику, было скорее принято переводить фамилию. Т.е. этот
Велосипедов был первоначально Скороходовым, Быстроноговым, Бегуновым или
чем-нибудь в таком духе.

Leo

Evgenij Masherov

Wed Jan 19 2005 10:22, Leonid Broukhis wrote to Evgenij Masherov:

LB> Согласно источнику, было скорее принято переводить фамилию. Т.е. этот
LB> Велосипедов был первоначально Скороходовым, Быстроноговым, Бегуновым или
LB> чем-нибудь в таком духе.

Цитата:
"Да будет вам известно, господа Велосипедовы, что предок ваш не был
спортсменом, активно крутившим день изо дня педали своего велосипеда, а
занимался делом вполне полезным и даже богоугодным. Все знают, что велосипеды
появились лишь в XIX веке. Hо в России эта новость, пожалуй, более всего
потрясла тех, кто уже много лет носил фамилию Велосипедов. Такая фамилия
давалась иногда в духовных семинариях будущим священнослужителям. Православное
духовенство начиная со второй половины XVII в. регулярно вводило в обиход
искусственные или "семинарские" фамилии. Семинаристы даже сложили остроумную
формулу получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и
яко восхощет его преосвященство". Очень популярны были фамилии-характеристики.
Добрым по характеру присваивались фамилии Добров, Добромыслов, Доброхотов,
весёлым - Веселов, Веселовский и т. д. А быстрым и энергичным - Быстров,
Скоров, Летунов. Часто такие фамилии переводились на латынь или
древнегреческий: вот и фамилия Велосипедов имеет латинские корни, в переводе
означающие "быстрые ноги", Быстроногов"
Л.В.Успенский. "Слово о словах"

Евгений Машеров АКА СанитарЖеня

Igor Kupriyanov

Hi, Leonid!

Monday January 17 2005 15:09, you wrote to All:

LB> "Слово о словах" Успенского; и во-вторых, как оказалось, что именно
LB> этот вопрос был оценен зрителями наиболее высоко?

А как вообще можно оценивать вопрос, ещё не зная ответа? :-\ Вот это мне
всегда было непонятно. Впрочем, я телеЧГК давно не смотрел, может, там что
поменялось?

Igor "Magic"

np: silence (Winamp is not active ;-)

Evgenij Masherov

Wed Jan 19 2005 09:25, Igor Kupriyanov wrote to Leonid Broukhis:

IK> А как вообще можно оценивать вопрос, ещё не зная ответа? :-\ Вот это мне
IK> всегда было непонятно. Впрочем, я телеЧГК давно не смотрел, может, там
IK> что поменялось?

Hасколько я помню, оценка делалась звонками в студию и/или СМС, после
сообщения ответа. А оглашена была в конце передачи.

Евгений Машеров АКА СанитарЖеня

Alexandr Kolesnikov

Здравствуйте, Alexander.

AG> А вот и нифига. Выложена. И я её оттуда скачивал. Адрес не помню.
Есть другая унига Успенского:
http://www.kursknet.ru/~greb/Uspensky-po_zakonu_bukvy-html.rar
http://www.kursknet.ru/~greb/Uspensky-po_zakonu_bukvy-pdf.rar
Первый вариант - html, второй - pdf...
А никто не видел в сети книгу о Топонимике, того же автора? :-)

--
С уважением,
Alexandr mailto:alexkol...@alisiana.info