13 É OpenZFS

Ivan Novikov

Hello everybody!

Если кто-то ещё не переехал с 12 на 13 но планирует, то хочу предупредить о
следующих граблях:

1. если заапгрэйдить версию ZFS, то старый загрузчик её не понимает
2. если у кого-то система поставлена настолько давно, что по тогдашним
инструкциям хватало раздела для загрузчка размером в 128к, то сообщаю, что
нынешний загрузчик имеет размер в 158к и туда не пролезет.

Пользуясь случаем спрошу - стоит ли включать компрессию для разделов с портами
и сорцами? Если стоит, то какой из алгоритмов выбрать для этого?

Ivan

Sergey Anohin

Hello, Ivan!

> [...]
IN> инструкциям хватало раздела для загрузчка размером в 128к, то сообщаю, что
IN> нынешний загрузчик имеет размер в 158к и туда не пролезет.

Давно я на эти грабли наступил, поэтому у меня загрузчик на другом харде (((

IN> Пользуясь случаем спрошу - стоит ли включать компрессию для разделов с
IN> портами и сорцами? Если стоит, то какой из алгоритмов выбрать для этого?

Вот такую статью я постил здесь давненько,

https://shatteredsilicon.net/blog/2020/06/05/mysql-mariadb-innodb-on-zfs/

там за lz4 топят, почитай, неплохой дайджест твиков, собранных в одном месте,
вот на счет прав ли автор я хз.

С наилучшими пожеланиями, Sergey Anohin.

Alex Korchmar

Sergey Anohin <Sergey...@p1.f10.n5034.z2.fidonet.org> wrote:

SA> Вот такую статью я постил здесь давненько,
SA> https://shatteredsilicon.net/blog/2020/06/05/mysql-mariadb-innodb-on-zfs/
в основном это перепев орацловой инструкции двадцатилетней давности.
Hо есть один нюанс: отключение даблрайта сам орацл считал опасным.

А выигрыш от отключения префетча я бы рекомендовал - мерять, потому
что может повториться история, что данные все равно читаются, но
так как префетч "отключен" - швыряются на пол.

SA> вот на счет прав ли автор я хз.
по-моему единственное, в чем он прав, это что линуксный md raid даже в этом
случае - полное г-но, оказывается. Кто бы мог подумать, и было ли - чем?!

Обратить внимание, что все эти "рейды" они умудрились гонять поверх EBS!
По-моему этого вполне достаточно, чтобы дальше этой бредятиной даже не
подтираться, лечи потом лишай в неудобном месте...

Eugene Grosbein

01 июня 2021, вторник, в 16:58 NOVT, Ivan Novikov написал(а):

IN> 2. если у кого-то система поставлена настолько давно, что по тогдашним
IN> инструкциям хватало раздела для загрузчка размером в 128к, то сообщаю, что
IN> нынешний загрузчик имеет размер в 158к и туда не пролезет.

Это ты, видимо, про GPT. Я использую ZFS-on-root с graid+MBR,
там этой проблемы нет. Правда, я не проверял, поддерживает ли вообще OpenZFS
загрузку с MBR и freebsd slice.

Eugene

Eugene Grosbein

> [...]

IN> следующих граблях:
IN> 1. если заапгрэйдить версию ZFS, то старый загрузчик её не понимает

При любом мажорном апгрейде положено обновлять загрузчики.

IN> Пользуясь случаем спрошу - стоит ли включать компрессию для разделов с
IN> портами
IN> и сорцами? Если стоит, то какой из алгоритмов выбрать для этого?

Дефолтный lz4 жмет сорцы и порты вдвое и работает значительно быстрее,
чем gzip - но медленней, чем без компрессии.

Eugene
--
Поэты - страшные люди. У них все святое.

Dmitriy Smirnov

hi, Ivan!

01 Jun 21 16:58, Ivan Novikov wrote to All:

IN> Если кто-то ещё не переехал с 12 на 13 но планирует, то хочу
IN> предупредить о следующих граблях:

IN> 1. если заапгрэйдить версию ZFS, то старый загрузчик её не понимает

у меня чуть интереснее было, на старой (asus года эдак 2010) платформе с нуля
поставленная 13 на zfs не взлетела.
Для эксперимента с той же исошки на более свежей платорме - взлtтела.

wbr, Dmitriy.

Ivan Novikov

Hello Eugene!

02 Jun 21 07:07, you wrote to me:

EG> Это ты, видимо, про GPT.
Ага.
Пересобрал всё с UEFI, так оно веселее.

EG> Правда, я не проверял, поддерживает ли вообще OpenZFS загрузку с MBR и
EG> freebsd slice.
Ну, все файлы разнообразных загрузчиков на месте.

Ivan

Ivan Novikov

Hello Eugene!

02 Jun 21 07:05, you wrote to me:

EG> При любом мажорном апгрейде положено обновлять загрузчики.

Кабы это где-то прописано было.
Казалось бы - для нахождения нужного файла версия файловой системы не должна бы
влиять.

EG> Дефолтный lz4 жмет сорцы и порты вдвое и работает значительно быстрее,
EG> чем gzip - но медленней, чем без компрессии.
Включил lz4, как по умолчанию прописано. Посмотрим как будет.
Разве что поубивать сорцы и порты и записать их заново, чтоб узнать.

Ivan

Eugene Grosbein

02 июня 2021, среда, в 08:27 NOVT, Dmitriy Smirnov написал(а):

DS> у меня чуть интереснее было, на старой (asus года эдак 2010) платформе с
DS> нуля
DS> поставленная 13 на zfs не взлетела.
DS> Для эксперимента с той же исошки на более свежей платорме - взлtтела.

Там скорее всего дело не в ZFS как таковой, а в начальных загрузчиках
и их взаимодействии с материнкой. Пробовал ставить/грузить в режиме
BIOS boot (CSM Legacy)?

Eugene

Eugene Grosbein

02 июня 2021, среда, в 22:51 NOVT, Ivan Novikov написал(а):

IN> Кабы это где-то прописано было.

В /usr/src/UPDATING написано в разделе ZFS notes в конце.

IN> Казалось бы - для нахождения нужного файла версия файловой системы не
IN> должна бы
IN> влиять.

Чтобы найти файл, надо сначала найти пул и файловую систему на пуле.
Hачальный загрузчик, который грузит ядро, должен уметь разбирать
обновленный формат пула.

И что мешает это сделать? :-)

Eugene
--
Прекрасны тонко отшлифованная драгоценность; победитель, раненный в бою;
слон во время течки; река, высыхающая зимой; луна на исходе; юная женщина,

Eugene Grosbein

02 июня 2021, среда, в 22:56 NOVT, Ivan Novikov написал(а):

IN> Ага.
IN> Пересобрал всё с UEFI, так оно веселее.

В смысле быстрее грузится или что?

Ivan Novikov

Hello Eugene!

03 Jun 21 15:15, you wrote to me:
EG> В /usr/src/UPDATING написано в разделе ZFS notes в конце.

О! Точняк, давно до туда не долистывал.

EG> И что мешает это сделать? :-)
А уже сделал. Результаты весьма впечатлили. Архивы с сорцами и портами
развернулись за считанные секунды. gitup тоже проверяет в разы быстрее, чем
было.

Ivan

Ivan Novikov

Hello Eugene!

03 Jun 21 15:15, you wrote to me:

EG> В смысле быстрее грузится или что?

GPT для UEFI является родным форматом и не нужен костыль с затычкой для MBR, а
ещё размер раздела установщик сразу предлагает в 260 мегов и туда ещё можно
чего-нибудь подсунуть (тестмем, например).
И биос видит сразу загрузчик, а не устройство, где ещё неизвестно есть чего
загрузочное или оно так просто прицеплено.
Грузиться, кстати, тоже дожно быстрее на какие-нибудь миллисекунды, поскольку
не надо загружать загрузчик в реальном режиме через функции биоса.

Ivan

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

03 Jun 21 15:13, Eugene Grosbein wrote to Dmitriy Smirnov:

EG> Там скорее всего дело не в ZFS как таковой, а в начальных загрузчиках
EG> и их взаимодействии с материнкой. Пробовал ставить/грузить в режиме
EG> BIOS boot (CSM Legacy)?

встает колом на попытке загрузить уже ядро. Доступ к железке у меня еще есть,
могу еще раз воспроизвоести "интересное" =)

wbr, Dmitriy.

Eugene Grosbein

03 июня 2021, четверг, в 22:55 NOVT, Dmitriy Smirnov написал(а):

DS> встает колом на попытке загрузить уже ядро. Доступ к железке у меня еще
DS> есть,
DS> могу еще раз воспроизвоести "интересное" =)

А какой размер загрузочного диска/раздела?

Eugene
--
Choose no career

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

04 Jun 21 07:56, Eugene Grosbein wrote to Dmitriy Smirnov:

EG> А какой размер загрузочного диска/раздела?

=> 40 1953525088 ada0 GPT (932G)
40 472 1 freebsd-boot (236K)

wbr, Dmitriy.

Eugene Grosbein

04 июня 2021, пятница, в 09:03 NOVT, Dmitriy Smirnov написал(а):

DS> 40 472 1 freebsd-boot (236K)

Вообще я имел в виду размер и положение раздела, на котором лежит ядро
и которое загрузчик "встает колом на попытке загрузить", но и так
уже видно, что более лимита имени LBA28 в 128/137GB.
Пока ядро не загружено, начальные загрузчики используют сервисы BIOS
для чтения с диска и если материнка/BIOS достаточно старые,
чтобы упираться в лимит LBA28, то для надежной загрузки
нужно создавать корневой раздел в пределах первых 128GB.

Можно сделать два пула ZFS, один загрузочный размером в 2-10GB
и второй на всё остальное место. А можно загрузочный раздел
сделать UFS на 10Gb и остальное место под единственный пул ZFS.
И то, и другое работает.

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

05 Jun 21 03:46, Eugene Grosbein wrote to Dmitriy Smirnov:

> [...]

EG> Можно сделать два пула ZFS, один загрузочный размером в 2-10GB
EG> и второй на всё остальное место. А можно загрузочный раздел

не догадался попробовать, спасибо за подсказку.

EG> сделать UFS на 10Gb и остальное место под единственный пул ZFS.
EG> И то, и другое работает.

так работает, в нескольких местах использую.

wbr, Dmitriy.

Dmitry Tochansky

Hello Dmitriy!

02 Jun 21 08:27, you wrote to Ivan Novikov:
DS> у меня чуть интереснее было, на старой (asus года эдак 2010) платформе
DS> с нуля поставленная 13 на zfs не взлетела. Для эксперимента с той же
DS> исошки на более свежей платорме - взлtтела.
Любопытно. У меня на ASUS RS500-E6-PS4 тоже не взлетела. И с чистой установкой
и через обновление. 12.2 пашет без нареканий...

Dmitry

Dmitriy Smirnov

hi, Dmitry!

17 Jun 21 21:39, Dmitry Tochansky wrote to Dmitriy Smirnov:

DT> Любопытно. У меня на ASUS RS500-E6-PS4 тоже не взлетела. И с чистой
DT> установкой и через обновление. 12.2 пашет без нареканий...

самое любопытное то, что на той самой старой платформе тоже мать асус.

wbr, Dmitriy.

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

05 Jun 21 11:51, Dmitriy Smirnov wrote to Eugene Grosbein:

DS> не догадался попробовать, спасибо за подсказку.

DS> так работает, в нескольких местах использую.

если интересно, то дошли руки еще побаловаться, проблема не в openzfs
оказалась.

Дело не в загрузчиках, не в размерах партиций и не файловой системе, не
"загружается" именно 13е ядро.
На стенде разные древние платформы:
ProLiant DL160 G6
Supermicro X8DTL
и был еще ранее озвученный ASUSчтототам

Все платформы двухпроцессорные с Xeon L5630, 24G DDR3

на 12.X в разных позах всё загружается без проблем, стоит только накатить 13.0,
то после загрузчика тишина. Тот же образ на чуть более свежем ProLiant
MicroServer Gen8 и E3-1265L V2 взлетат.
Телодвижения одинаковые:
gpart create -s gpt ada0
gpart add -t freebsd-boot -s 472 ada0
gpart add -t freebsd-ufs -s 2G ada0
gpart bootcode -b /boot/pmbr -p /boot/gptboot -i 1 ada0
newfs blahblahblah
mount blahblahblah
tar -xf blahblahblah
echo blahblah > /mnt/etc/fstab
reboot

либо на живой 12.X с той же разметкой freebsd-update -r 13.0 upgrade и в путь.

wbr, Dmitriy.

Alex Korchmar

Dmitriy Smirnov <Dmitriy...@f352.n5010.z2.fidonet.org> wrote:

DS> Дело не в загрузчиках, не в размерах партиций и не файловой системе, не
DS> "загружается" именно 13е ядро.
попробовать пересобрать без ненужных фич и с минимумом оптимизаций?

Hу или закапывать. Все в общем уже давно ясно и с качеством кода freebsd, и с
ее будущим.

> Alex

Dmitriy Smirnov

hi, Alex!

12 Dec 21 14:53, Alex Korchmar wrote to Dmitriy Smirnov:

AK> попробовать пересобрать без ненужных фич и с минимумом оптимизаций?

"беда" относительно древняя как оказалось, то и дело народ жаловался на BTX на
той или иной тачке судя по гуглежу.

wbr, Dmitriy.

Dmitriy Smirnov

hi, Alex!

12 Dec 21 17:11, Dmitriy Smirnov wrote to Alex Korchmar:

DS> "беда" относительно древняя как оказалось, то и дело народ жаловался
DS> на BTX на той или иной тачке судя по гуглежу.

ничего пересобирать не пришлось, проблема в BTX, позаимствовал от 12.x
/boot/loader и все полетело =)

wbr, Dmitriy.

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

12 Dec 21 12:48, Dmitriy Smirnov wrote to Eugene Grosbein:

> [...]

DS> не "загружается" именно 13е ядро. На стенде разные древние платформы:
DS> ProLiant DL160 G6 Supermicro X8DTL и был еще ранее озвученный

[skip]

даже на относительно свежем Supermicro X11SSD-F (биос конец 2019) беда такая
же, прям "грустно".

workaround на всех подопытных платформах: заимствование /boot/loader от 12.x

ps: про существование uefi в курсе.

wbr, Dmitriy.

Alex Korchmar

Dmitriy Smirnov <Dmitriy...@f352.n5010.z2.fidonet.org> wrote:

DS> ничего пересобирать не пришлось, проблема в BTX, позаимствовал от 12.x
DS> /boot/loader и все полетело =)
ну это же - п-ц, причем полный.

"зато мы переписали-переписали загрузчик на несучный йезычок - а то этот ваш
forth осилить не получается, между гендерным равенством и альтернативной
одаренностью он нипралазит".

И по лапкам мартышкам давать давно некому - Хабард пилит в нвидии драйвера
для linoops, вполне довольный собой.

Завтра они совместимость с загрузчиком от 12 доломают, и куда побежишь?

> Alex

Dmitriy Smirnov

hi, Alex!

14 Dec 21 10:29, Alex Korchmar wrote to Dmitriy Smirnov:

> [...]

AK> драйвера для linoops, вполне довольный собой.

AK> Завтра они совместимость с загрузчиком от 12 доломают, и куда

в объятия линупса уж точно нет =)

ps: для меня это пока не критично, ибо:
а) EOL 12 не завтра, с 13 начал играться из-за шифрования искаропки в OpenZFS;
бэ) с экзотическими платформами и 13 решил вопрос добить из спортивного
интереса, коль такой фокус приключился, и добить (вопрос) получилось;
цэ) остается надежда, что заднеприводных всё же меньшинство =)

wbr, Dmitriy.

Dmitry Tochansky

Hello Dmitriy!

14 Dec 21 19:47, you wrote to Alex Korchmar:

DS> в объятия линупса уж точно нет =)
Другие BSD? Какие еще варианты?

> [...]
DS> спортивного интереса, коль такой фокус приключился, и добить (вопрос)
DS> получилось; цэ) остается надежда, что заднеприводных всё же
По-моему, надежды уже не остается. Я столкнулся с этой проблемой еще в мае.
Долго чатился на форуме со скриншотами и призывами к совести, но безуспешно.
Даже в исходниках наковырял примерное место, где падало, никто не
заинтересовался. Тогда казалось, что проблема только у меня, но, как видим, она
достаточно распространена.
Решение в виде подменить загрузчик - прекрасно описывает сложившуюся ситуацию.
Я уж не говорю, что на удаленном сервере по IP-KVM это может оказаться
достаточно нетревиальной задачей.
У разрабов, конечно же, много дел, но окирпичивающиеся после обновления сервера
это уже как-то по линупсовому.

Dmitry

Alex Korchmar

Dmitry Tochansky <Dmitry.T...@f1111.n5030.z2.fidonet.org> wrote:
DT> Другие BSD? Какие еще варианты?
ну как какие... у меня два предложения в принципе приемлемой работы - и никаких
линупсов. Hу, платформа для жабикса не в счет.

Кстати, проект winzfs вроде стронулся с мертвой точки - так что
пулы наверное даже сможешь прочитать. Кстати, а угадайте с одного
раза - под какую операционную систему написано ЕДИHСТВЕHHОЕ средство
вытягивающие информацию с поврежденных пулов?

DT> это уже как-то по линупсовому.
не, там обычно все загружается, только потом не работает, впрочем, редко и
не в тривиальных случаях.

Hу а чего ты хочешь - ibm, а не один миллиардер и то бедный.

> Alex

Dmitriy Smirnov

hi, Dmitry!

19 Dec 21 15:51, Dmitry Tochansky wrote to Dmitriy Smirnov:

DT> Другие BSD? Какие еще варианты?

хм, об этом я как-то не подуал =)

DT> По-моему, надежды уже не остается. Я столкнулся с этой проблемой еще в
DT> мае. Долго чатился на форуме со скриншотами и призывами к совести, но

ну, я то тоже "не вчера", просто руки дошли вот только и попопались подопытные
кролики, о чем уже ранее написал. Посмотрим как к старту 13.1 изменятся дела, в
стейбле пока что тишина.

[skip]

wbr, Dmitriy.

Eugene Grosbein

13 дек. 2021, понедельник, в 13:31 NOVT, Dmitriy Smirnov написал(а):

> [...]
DS> такая
DS> же, прям "грустно".
DS> workaround на всех подопытных платформах: заимствование /boot/loader от

Пардон за долгий ответ, эха не ходила месяц.

А пробовал MBR и zfsboot(8) вместо GPT?
У меня ZFS-only системы все с MBR, но у меня пока 13 нету.

Eugene

Eugene Grosbein

14 дек. 2021, вторник, в 10:29 NOVT, Alex Korchmar написал(а):

AK> Завтра они совместимость с загрузчиком от 12 доломают, и куда побежишь?

Белки-истерички.jpg, ты в своём репертуаре. Это же dot-zero,
когда оно было отлаженным-то?

В 12.3 только на днях ifconfig починили на тему interface capabilities
для сетевых драйверов, переделанных на iflib. Займусь теперь
тестированием stable/12, а то пока на 11 почти везде сижу.

Alex Korchmar

Eugene Grosbein <Eugene....@f1.n5006.z2.fidonet.org> wrote:

EG> Белки-истерички.jpg, ты в своём репертуаре. Это же dot-zero,
я и говорю - в .3 доломают совместимость с немодным загрузчиком - "все равно
у нас никто уже не понимает его код, да и три года ЦЕЛЫХ прошло".

EG> для сетевых драйверов, переделанных на iflib. Займусь теперь
EG> тестированием stable/12, а то пока на 11 почти везде сижу.
как раз дотестируешь когда ее тоже немодной объявят.

А у меня все коллеги уже на 11. Windows11, разумеется.

Работает, каши не просит. Война проиграна.

Eugene Grosbein

09 янв. 2022, воскресенье, в 08:47 NOVT, Alex Korchmar написал(а):

AK> я и говорю - в .3 доломают совместимость с немодным загрузчиком - "все
AK> равно
AK> у нас никто уже не понимает его код, да и три года ЦЕЛЫХ прошло".

Во время жизни stable-ветки не делается таких ломаний совместимости.

AK> как раз дотестируешь когда ее тоже немодной объявят.

И пусть. Зато у меня всё стабильно работает десятилетиями,
при этом обновляясь со стабильного релиза на стабильный.

AK> А у меня все коллеги уже на 11. Windows11, разумеется.
AK> Работает, каши не просит. Война проиграна.

В отличие от линуксов, сообщество FreeBSD никогда не собиралось
воевать и побеждать винду, это системы с разными целями.
В винде когда-то была реализация OSPF (кажется, в Windows 2000)
и MS её выпилил, мол роутинг не про нас, покупайте Cisco.

Eugene
--
Hаучить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения
с жизнью. Hаучить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что

Alex Korchmar

EG> Во время жизни stable-ветки не делается таких ломаний совместимости.
они нечаянно. А починить уже некому и неохота вообще.

> [...]
EG> В винде когда-то была реализация OSPF (кажется, в Windows 2000)
EG> и MS её выпилил, мол роутинг не про нас, покупайте Cisco.
ну и покупаем. Hе кваггу ж с ее глюками...
Если бы там еще не точно такие же разработчики были теперь...

> Alex

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

07 Jan 22 21:17, Eugene Grosbein wrote to Dmitriy Smirnov:

EG> Пардон за долгий ответ, эха не ходила месяц.

EG> А пробовал MBR и zfsboot(8) вместо GPT?
EG> У меня ZFS-only системы все с MBR, но у меня пока 13 нету.

да, пробовал в разных позах.

wbr, Dmitriy.

Eugene Grosbein

09 янв. 2022, воскресенье, в 16:46 NOVT, Alex Korchmar написал(а):

AK> ну и покупаем. Hе кваггу ж с ее глюками...

У квагги отличный OSPF, получше чем в frr и даже циско-глюков в OSPF
не наблюдается в квагге. Просто потому, что оно вылизано долгими годами.

AK> Если бы там еще не точно такие же разработчики были теперь...

В квагге, по-моему, сейчас вообще разработчиков нет.
Это самый лучший код - работает годами даже после того,
как разработка умерла.

Eugene

Eugene Grosbein

02 июня 2021, среда, в 07:07 NOVT, Eugene Grosbein написал(а):

EG> Это ты, видимо, про GPT. Я использую ZFS-on-root с graid+MBR,
EG> там этой проблемы нет. Правда, я не проверял, поддерживает ли вообще
EG> OpenZFS
EG> загрузку с MBR и freebsd slice.

Проверил, поддерживает: 13.0 в виртуалки грузится с ZFS over MBR slice.

Eugene
--
Как жаль, что не роняли вам на череп утюгов.
Скорблю о вас - как мало вы успели.

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

EG> Пардон за долгий ответ, эха не ходила месяц.

EG> А пробовал MBR и zfsboot(8) вместо GPT?
EG> У меня ZFS-only системы все с MBR, но у меня пока 13 нету.

в общем, попалось мне еще парочка подопытных кроликов и выяснил, что с
загрузчиком относительно всё нормально, дело в pxe (когда передается загузка с
него), без него всё нормально взлетает и на не очень свежих биосах (годов
2015-+), так что конец света отменяется как тут предсказывали =)

Но всё равно "интересно" - чего такого изменили в BTX, что начало себя так
вести.

wbr, Dmitriy.

Eugene Grosbein

29 марта 2022, вторник, в 19:09 NOVT, Dmitriy Smirnov написал(а):

> [...]
DS> 2015-+), так что конец света отменяется как тут предсказывали =)
DS> Hо всё равно "интересно" - чего такого изменили в BTX, что начало себя так

Сделай PR с результатами тестирования, пожалуйста.

Eugene

Dmitriy Smirnov

hi, Eugene!

29 Mar 22 21:57, Eugene Grosbein wrote to Dmitriy Smirnov:

EG> Сделай PR с результатами тестирования, пожалуйста.

сложновато будет: а) pxe не мое; б) кролики через несколько дней разбегутся,
дороговато нонче содержание оных в ДЦ.

ps: но я этот момент запомню, при возможности постараюсь у себя это
воспроизвести, чтобы можно было уже PR строчить.

wbr, Dmitriy.