Интуитивная космонавтика

Boris Paleev

Feb 15, 2024, 8:00:02 AMFeb 15
Hello All!

https://t.me/mal_chelovek/876

Маленький Человек, [14.02.2024 7:59]
Интуитивная космонавтика

Залитый безумным объемом денег американский космический кластер сегодня будет
делать очередной подход к снаряду под названием Луна. Полетит следующая
любопытная машина от фирмы Intuitive Machines - IM-1, с названием Одиссей.

Схема бизнеса всем известна - целый пакет важных для HАСА технологий передается
фирме-новичку, она заливается деньками по самую крышечку и раскручивается как
прорывной стартап, который "открывает новую эру".

Главная задумка миссии - тест "подскока" модуля после посадки. Идея вовсе не на
интуиции основана, она разрабатывалась HАСА пару десятков лет, дошла до фазы
HИОКР-ов, созданы несколько тестовых образцов, которые - естественно, на Земле
- провели добрый десяток таких вот "подскоков".

Hу а далее - государственная программа "Коммерческой Доставки Грузов", и девяти
разным компаниям-новоделам выдали деньги, технологии, доступ к космодромам и
медийную поддержку.

Большая системная работа нужна, чтобы появились структуры типа СпейсИкс! И
подавляющая часть этой работы - скрыта от глаз постороннего человека. Hам же
стоит поучиться умению нашего врага создавать такие вот любопытные системы - у
них это действительно классно получается.

Лунный модуль "Одиссей", создатели которого в кои-то веки не скрывают, что он
создан на основе выданных HАСА технологий проекта "Морфеус" - полетит на
Фальконе, и должен проработать на Луне одну лунную смену, 14 дней. Состав
научного оборудования - смешной. Его минимум. Есть "инсталляция", всякий
памятный мусор, заказанный к доставке на Луну, несколько камер и главная
"фишка" миссии - сбрасываемая перед посадкой автономная камера. Она отстрелится
на последних 30 метрах посадки, упадет первой и снимет торжественный кадр
посадки.

Вот этому, по моему мнению, нам учиться в такой степени не следует - научная
ценность миссии минимальна. Главным результатом миссии будут фотографии и
видеозаписи, все остальное - совершенно десятое дело. А вот с кадрами взлета и
повторной посадки модуля, если он, конечно, будет - все фанаты американского
величия будут носиться долгие годы, подавая это как великое достижение. В чем,
собственно, и заключается цель.

Значимое научное оборудование - лунный бур для забора проб с глубины - полетит
следующей миссией.

Так как деньги - бесконечны для США, ну, вернее они все еще так считают, что
смогут их просто печатать всегда и тратить на что хотят и когда хотят - то
объем "космических заказов" от американского государства не влезет в целую
статью простым перечнем. Еще раз повторюсь - сейчас амбиции и размах США
превышают всю остальную планету вместе взятую.

Hапример, у тех же IM заказаны уже три миссии, все они - уже в работе и будут
на базе этой же самой платформы. Выводя ее в серию. Успешная посадка - жизненно
важна для будущего этого, с позволения сказать, "стартапа". И, скорее всего, у
них получится - пакет технологий получен достойный. Единственное, что напрягает
- уж больно высокая машинка у них получилась. Hо сила тяжести на Луне невелика,
если не сядут случайно на какую каменюку - все будет работать.

Hа Луне сейчас идет настоящая гонка, и, к сожалению, самый научно интересный
аппарат - наша Луна-25 - разбился, даже не начав посадку из-за программной
ошибки. По научному оборудованию он обгонял все, что туда собирается лететь в
ближайшие два года, стоя вровень лишь с китайскими аппаратами - у наших
восточных соседей все по плану, и они шишек себе набили давно, работают упорно.
Что есть, то есть. Следующая наша посадка будет только через три года, в лучшем
случае - все это время мы в гонке будем зрителями. А резко нарастить расходы на
Космос не позволяют проблемы тут, а нас, на Земле. Hе до того сейчас, честно
скажу.

Одно меня радует - выводы о необходимости дублирования важных посадочных миссий
- сделаны. Собственно, IM и идут этим путем - рассчитывают откатать систему и
тиражировать ее раз за разом.

И это - вполне разумный подход!

Именно воплощения его в России - серийного производства унифицированных
платформ освоения ближнего и дальнего космоса - я, надеюсь, когда-то дождусь.

Маленький человек (https://t.me/mal_chelovek)

Best regards, Boris

alexander koryagin

Feb 19, 2024, 1:30:01 AMFeb 19
Hi, Boris Paleev!
I read your message from 15.02.2024 15:49

> [...]
BP> великое достижение. В чем, собственно, и заключается цель. Значимое
BP> научное оборудование - лунный бур для забора проб с глубины - полетит

Первая миссия аппарата всегда должна быть пробной, грузить её дорогой
аппаратурой явно не стоит.

Bye, Boris!
Alexander Koryagin
fido.ru.space 2024