Плёнка, CCD, CMOS, X-Trans, Foveon

1 view

Nil A

* Originally in nino.046.local
* Crossposted in ru.photo
Hello, Andrey!

Wednesday December 08 2021 00:54, from Andrey Volkov -> Nil A:

AV> Так а в чём её прелесть? Вот был у меня старенький и очень дешёвый
AV> мыльница с такой матрицей. И очень оно мне нравилось, по мне так цвет
AV> выходил правдивый и компактный размер был удобен. До поры, пока я не
AV> решил разобрать и удалить оттуда пылинки. Hа том и сломал :(

Я начну из далека. Заодно закрою многие вопросы про фото и плёнку.

Плёнка - супер искажённое представление реальности. Самые современные (Сони)
цифровые матрицы - всё более ближе к реальному воспроизведению цветов, плюс
снимают в темноте и мало шумят. Казалось бы, выкинуть все старые фотеки, и тем
более плёнку, но нет той художественной ламповости в снимках, или надо
потратить слишком много времени на пост-обработку.
На самом деле, всё дело в том, на чём мы натренировали свой взгляд,
рассматривая плёночные фотография десятками лет и просматривая хорошее кино.

Плёнка имела кучу ограничений, по светочувствительности, динамическому
диапазону (который там называется фотографическая широта), воспроизводимым
цветам и пр. Толпы инженеров в Кодеке и Фуджи сидели и ломали голову над тем,
как бы сделать плёнку/фото бумагу, чтобы она воспроизводила цвета те, которые
нам нравятся. Путём многих итераций, они "накрутили" так, чтобы цвет кожи
соответствовал живой кожи человека. Если кожа будет с зеленой, то этот человек
или болеет или инопланетянин, так же другие оттенки не очень заходят. Так
родились те самые Кодек цвета, где кожа ярко насыщенно оранжевая, как апельсин,
и фотки с отпуска как раз выглядят, как здоровый человек! Ещё, мы сразу
замечаем, если трава не зелёная, а небо не голубое, сразу чуем подвох. Все
остальные цвета и оттенки идут по п@зде, естественно, т.к. идеальной
цветопередачи в плёнке не возможно, но можно вот подкручивать. У тебя красный
автомобиль или кофточка, а на фото малиновый или алый цвет, но кого это иб@т,
все смотрят на здоровую кожу, небо и траву. В этом и состоит главное отличие
картинки Кодека от Фуджи. Кодеки подкручивали цвета под белых пользователей,
тогда как Фуджи настраивали цветовой баланс по коже своих азиатов.

Когда стали появляться первые цифровые фотеги, они были супер не идеальными по
цветопередаче, но всегда можно было что-то подкрутить, чтобы было вроде бы
ничо. Опыт подкручивания цветов был унаследован от плёнки. IMHO, дальше всех в
этом вопросе продвинулась Лейка с первыми своими дальномерками M8 и ФФ M9 - CCD
матрица KAF-18500 была разработана, чтобы быть более похожа на плёнку
Kodachrome, которая была так популярна у всех фото журналистов, и была обложкой
журнала National Geographic многие года.

Ходят споры, такие "ламповые" цвета - это особенность именно CCD матрицы, или
фильтров перед матрицей (Байер). Например, Фудж сегодня основан на CMOS, но они
выпендриваются с фильтрами, делают то, что называется X-Trans матрицами - на
деле, их файлы плохо обрабатываются фотошопом и лайтрумом, возникают артефакты
таких червячков при повышении резкости. Лейка сегодня производит камеры на CMOS
матрице, но они делают немного ламповые цвета, возможно за счёт того, что после
Сони матрицы у них стоят фильтры своего дизайна.

AV> Примерно в то же время друг купил мыльницу сапоп с мощным зумом и cmos
AV> матрицой. И всячески её пропагандировал. Я тоже пробовал на неё
AV> снимать - очен понравилось. Против солнца можно, на лодке по волнам
AV> скачешь, птичку в кустах увидал, супер зум навёл и щёлк щёлк, потом
AV> даже птичку на снимках можно разглядывать. Ещё оно даже в равы умело,
AV> только хз кому оно надо, но вот.

От CCD пришлось отказаться в пользу CMOS, потому что последний предлагал меньше
шумов на высоких ИСО и быструю скорость считывания, значит можно видео снимать.
Наверное, если бы стали дальше улучшать CCD, то появилась супер матрица и по
цветам и всему остальному, но мир ушёл клепать CMOS.

Сигма заявила, что они не такие как все, и создали 3х слойный сенсор Foveon,
который прям как плёнка со слоями. Многие считали, что это прорыв, на деле, ИСО
дальше 200-400 выглядели какашкой. Следующая версия фовеона уже снимала может
на ИСО 800 нормально, но истинные ценители не видели в этой матрице настоящих
цветов от того самого первого фовеона. Каждый год Сига обещала выпустить тот
самый фулфрейм фовеон, но каждый раз президент компании извиняется, говорит,
что технология ещё не готова.

AV> Hу и в общем я тоже захотел зум. Hо поскольку денех на такой вот
AV> прекрасный сапоп не было. купил я себе какое-то фуджыфильм с такой вот
AV> ccd, наивно полагая, что уж хуже, чем предыдущая поломаная не будет,
AV> а зато будет зууум.

Ты хочешь, чтобы и качественно и большой диапазон зума, да ещё и компактно, и
дёшево. Тут физика уже. Поэтому мыльнички с большими зумами все были какашками.

AV> И как я обломался. Hу, кроме того, что оно медленное, фокус фиг
AV> наведёшь, а после каждого снимка оно фотку прожёвыает мучительно
AV> долго, так и картинка ну совсем унылая. Цвета фиг поймёшь какие,
AV> мылит.. В общем с предыдущим самсугом имха рядом не стояло :(

Масс-маркер, рынок ширпортреба, пипл хавает. С сегодня всё снимается на телефон
и это Ок.

Best Regards, Nil

Alex Brylakov

Привет, Nil!

в 01:38:

NA> От CCD пришлось отказаться в пользу CMOS, потому что последний
NA> предлагал меньше шумов на высоких ИСО и быструю скорость считывания,

Не только. CMOS матрица выдаёт уже оцифрованный сигнал, а для CCD требуется
отдельный ЦАП. Это основное, ибо стоимость производства - превыше всего.

С уважением - Alex

Alexey Vissarionov

Доброго времени суток, Nil!
08 Dec 2021 01:38:28, ты -> Andrey Volkov:

NA> Плёнка - супер искажённое представление реальности.

Да. Поэтому снимать на пленку в 21 веке могут только любители этих искажений
(аналогично любителям четных гармоник звука с ламповой техникой) и совсем уж
извращенцы. Увы, разница между ними невелика, а граница сильно размыта.

NA> Плёнка имела кучу ограничений, по светочувствительности,
NA> динамическому диапазону (который там называется фотографическая
NA> широта), воспроизводимым цветам и пр.

Забыл про чувствительность к точному выдерживанию процесса проявки и потом
печати: чуть не та температура, концентрация или время экспозиции - и опа.

> [...]
NA> значит можно видео снимать. Наверное, если бы стали дальше улучшать
NA> CCD, то появилась супер матрица и по цветам и всему остальному, но

И правильно сделали. Ибо дешевле, а качество при этом выше. И по-прежнему
понятно, куда копать для его дальнейшего улучшения.

NA> Ты хочешь, чтобы и качественно и большой диапазон зума, да ещё и
NA> компактно, и дёшево. Тут физика уже. Поэтому мыльнички с большими
NA> зумами все были какашками.

Оптика (как и акустика, кстати) - наука про линейные размеры. Фокусное
расстояние, относительное отверстие (апертура), размер кадра - это тут.

NA> Масс-маркер, рынок ширпортреба, пипл хавает. С сегодня всё снимается
NA> на телефон и это Ок.

У фотографий, сделанных на телефон, есть одно существенное преимущество по
сравнению с фотографиями, не сделанными на зеркалку...

... Облачных технологий не существует - существуют только чужие компутеры