Мнение посвященного: российская экономика это маятник - от спада до под

Gennadij Pastuhov

Рад всех приветствовать! А особенно - All!

http://inosmi.ru/economic/20100825/162432534.html

Мнение посвященного: российская экономика это маятник - от спада до подъема
25/08/2010

Среди поклонников и критиков России существует весьма популярный миф о том, что
эта страна сама распоряжается своей экономической судьбой. Это не так.
Последнее десятилетие, а возможно и дольше, российскую экономику приводили в
действие в основном два фактора, не поддающиеся контролю. Что касается цен на
природные ресурсы и стоимости капитала, то здесь Россия никак не влияет на их
динамику. В этом смысле нефтяной картель ОПЕК, правительство Китая и
Федеральная резервная система США оказывают на Россию такое же влияние, как
Кремль и ее олигархи. Для России, имеющей глобальное экономическое и
политическое значение, такая ситуация неприемлема.

Конечно, цены на нефть и стоимость капитала на мировом рынке так или иначе
влияют на большинство стран. Но Россия уникальна в том плане, что зависит и от
первого, и от второго. Она крупнейший в мире производитель и экспортер полезных
ископаемых. Если сложить вместе нефть, газ и уголь, то получается, что Россия
экспортирует на 50 процентов больше второго мирового экспортера - Саудовской
Аравии, и в три раза больше Австралии, находящейся на третьем месте. Более
того, в отличие от других крупных ресурсных экспортеров, Россия не может
полагаться исключительно на добычу полезных ископаемых. Несмотря на тот вклад,
который углеводороды вносят в экономику страны, эта добывающая отрасль
обеспечивает работой менее 2 процентов трудоспособного населения.

В равной степени Россия очень сильно зависит от стоимости капитала на мировых
рынках. Когда Москва в 2006 году открыла свой счёт капитала, она не без
оснований считала, что международные рынки будут лучше размещать капитал в
России, чем худосочный внутренний финансовый рынок и неэффективная банковская
система страны. К несчастью для России, кризис 2008 года довольно убедительно
продемонстрировал, что у международных рынков есть свои собственные недостатки.
Из-за сочетания слабого банковского сектора, неразвитого финансового рынка и
открытого счета капитала Россия очень слабо защищена от резких маятниковых
колебаний в настроении глобальных финансовых рынков.

Из-за такой уникальной незащищенности от двух переменных, которые к тому же ей
неподконтрольны и склонны к нестабильности, Россия по сути дела является
экономикой, живущей циклично от спада до подъема. Из-за регулирования обменного
курса рынки и экономика России напрямую привносят в страну изменчивость
сырьевых цен и стоимости капитала на мировых рынках. В хорошие времена мало
стран, которые выглядят лучше, чем Россия. Экономический рост там один из самых
высоких в мире, а цены на активы всех видов резко идут вверх. Но когда
настроение на мировых рынках меняется, в российской экономике и на рынках
страны наступает обвал.

Хорошие новости и плохие новости

Хорошие новости заключаются в том, что ближайшая перспектива для России едва ли
не идеальна. Те структурные проблемы, с которыми сталкиваются США, Европа и
Япония, не оставляют им выбора, и они будут вынуждены и в будущем сохранять
учетные ставки буквально на нулевом уровне. Точно так же, но совершенно по
другим причинам, ОПЕК и китайское правительство, похоже, намерены сохранять
высокие нефтяные цены. Из-за нынешнего уныния на рынке цены в этом году вряд ли
резко подскочат, однако в среднесрочной перспективе прогнозы по ценам на сырье
столь же солидны, как и в 2007 году, когда нефть взлетела почти до 150 долларов
за баррель.

В результате показатели экономического роста и цены активов в предстоящие
несколько лет могут быть великолепными. Нет никаких причин, по которым Россия
не сможет вернуть темпы экономического роста в 5-7 процентов, как это было
большую часть прошлого десятилетия. А рынки ценных бумаг и жилья вполне могут
продемонстрировать одни из лучших в мире показателей. На самом деле, из-за
кризиса 2008 года российские компании и банки сегодня более жизнеспособны, чем
на пике прошлого бума в 2006-07 годах. Страна уменьшила долю заемных средств и
провела реструктуризацию, и теперь вполне готова к следующему подъему.

Но как и в прошлом, любой всплеск экономического и финансового роста в России
лишь в малой степени будет вызван повышением производительности. В основном он
будет вызван факторами, неподконтрольными России. И бум в любом случае окажется
столь же неустойчивым, как и прежде. На самом деле, чем успешнее будет
выглядеть Россия во время следующего цикла, тем больше шансов на ее резкий крах
в очередной раз, когда произойдет смена ценовых настроений на мировых рынках
сырья и капитала.

Российское правительство давно уже осознает свою уязвимость перед сырьевыми
ценами. А последние несколько лет доказали ему, что финансовые рынки могут быть
не менее нестабильными. Падение нефтяных цен в 1980-1986 годах с 35 до 10
долларов за баррель стало одной из основных причин распада Советского Союза.
Кризис 1998 года совпал с самыми низкими за всю историю реальными ценами на
нефть. А когда Россия в 2008 году пострадала от кризиса больше, чем любая
другая крупная страна в мире, в этом почти всецело были виноваты мировые
финансовые рынки.

В результате - и это заслуга правительства - сегодняшние реформы направлены на
достижение двух нераздельных целей: диверсификация экономики со снижением
зависимости от природных ресурсов и создание финансового сектора, способного
стать посредником в передаче российских накоплений российским же компаниям.
Одним из способов стало введение высокого налогообложения в нефтяном секторе и
снижение налогов в остальных отраслях экономики. Другой способ - это появление
нового, настроенного на реформы руководства в кредитных организациях, таких как
Сбербанк и ВТБ. Третий - это программа модернизации президента Дмитрия
Медведева. Несмотря на заявления критиков об обратном, программа реформ в
России при Медведеве существует, и она довольно амбициозна.

Неотъемлемая нестабильность

Проблема в том, что на фоне неотъемлемой нестабильности на сырьевых и
финансовых рынках в последние годы любая программа реформ просто потеряется в
этом шуме и гаме. Безусловно, негативное воздействие оказывает и тот факт, что
в период 2004-2008 годов программа реформ в России тихо умерла. Однако
совершенно непонятно, какое значение вообще могла иметь такая программа в
условиях, когда цены на нефть за пять лет сначала подскочили с 30 до 150
долларов за баррель, а затем вновь опустились до того же уровня; или в условиях
того финансового цунами, которое породил Нью-Йорк в 2008 году.

Пока Россия находится в рабстве у международных сырьевых и финансовых рынков,
там будет сохраняться неустранимая внутренняя нестабильность. Пока Россия не
сумеет диверсифицировать свою экономику, выведя ее из зависимости от природных
ресурсов, и не сформирует финансовый сектор, способный мобилизовать капитал, та
стабильность, которую создал режим Путина-Медведева, будет неестественной. С
учетом нестабильности на мировых рынках реализовать программу реформ будет
очень сложно; однако крайне важно, чтобы она была осуществлена во время
очередного экономического подъема в России. В следующий раз стране может и не
повезти так, как повезло в 2009 году. Россия выбралась из кризиса 2008 года
благодаря действиям ОПЕК, ФРС и китайского правительства, а также благодаря
предусмотрительности министра финансов Алексея Кудрина (именно в таком
порядке). Если такого сочетания факторов во время следующего спада не будет,
последствия могут оказаться намного серьезнее. В России, где такая негибкая
политическая система, крупный экономический спад может иметь крайне
непредсказуемые последствия.

Роланд Нэш - главный аналитик по стратегии из инвестиционной компании
"Ренессанс Капитал".

... Jonny wanna live

Piter Ustinov

Hello, Gennadij!
You wrote to All on Thu, 26 Aug 2010 00:59:36 +0400:

> [...]
GP> Путина-Медведева, будет неестественной. С учетом нестабильности на

GP> Роланд Hэш - главный аналитик по стратегии из инвестиционной компании

Да кто ж этого не знает. Открыл Америку понимаешь :)

Gennadij Pastuhov

Рад всех приветствовать! А особенно - Piter!

Понедельник августа 30 10 22:57 Piter Ustinov писал к Gennadij Pastuhov:

PU> Да кто ж этого не знает. Открыл Америку понимаешь :)

Остальное тебя не заинтересовало?

... Jonny wanna live

Piter Ustinov

Hello, Gennadij!
You wrote to Piter Ustinov on Thu, 09 Sep 2010 19:24:54 +0400:

GP> Рад всех приветствовать! А особенно - Piter!

GP> Понедельник августа 30 10 22:57 Piter Ustinov писал к Gennadij
GP> Pastuhov:

GP> Остальное тебя не заинтересовало?

А что там было? :)

Gennadij Pastuhov

Суббота сентября 11 10 19:17 Piter Ustinov писал к Gennadij Pastuhov:

PU> А что там было? :)

Посмотри, повторяться не буду. Про цены на углеводороды и вероятные сценарии
развития мировой экономики.

... Jonny wanna live

Piter Ustinov

Hello, Gennadij!
You wrote to Piter Ustinov on Sat, 11 Sep 2010 20:15:52 +0400:

GP> Посмотри, повторяться не буду. Про цены на углеводороды и вероятные
GP> сценарии развития мировой экономики.

Да оно все правильно и очевидно до тошнОты. Только об этом только ленивый не
писал в последние 20 лет.
Вот человек лучше пишет. Hе совсем про Россию, но для нее не менее важно.

http://shortmarket.blogspot.com/

Можно начать с этого
http://shortmarket.blogspot.com/2010_01_01_archive.html

Основное у него в 2010 году.
Об этом я еще до войны говорил с господином окружным начальником :)

Gennadij Pastuhov

Воскресенье сентября 12 10 19:30 Piter Ustinov писал к Gennadij Pastuhov:

PU> Да оно все правильно и очевидно до тошнОты. Только об этом только
PU> ленивый не писал в последние 20 лет.

Как это? Как могут быть цены "правильными и очевидными"? Кто мог писать 20 лет
назад о ценах в 2011 г.?

PU> Вот человек лучше пишет. Hе совсем про Россию, но для нее не менее
PU> важно.

PU> http://shortmarket.blogspot.com/

Очень странный слог.

PU> Можно начать с этого
PU> http://shortmarket.blogspot.com/2010_01_01_archive.html

А куда там смотреть? Очень многа букаф.

PU> Основное у него в 2010 году.
PU> Об этом я еще до войны говорил с господином окружным начальником :)

С кем? До какой войны?

... Jonny wanna live

Piter Ustinov

Hello, Gennadij!
You wrote to Piter Ustinov on Sun, 12 Sep 2010 20:12:26 +0400:

GP> Как это? Как могут быть цены "правильными и очевидными"? Кто мог писать
GP> 20 лет назад о ценах в 2011 г.?

Какие именно цены имеются в виду? Hа ресурсы? Вас именно момент цен в 2011
году беспокоит?
Hу так надо было и сказать, а не загадывать загадки. Здесь играют две
противоположные тенденции, и каждая из них может
стать определяющей.

GP> Очень странный слог.

Слог, кстати, очень хороший.

GP> А куда там смотреть? Очень многа букаф.

В монитор. Букв много. Hадо себя заставить :)

GP> С кем? До какой войны?

Это типа цитата :)

Gennadij Pastuhov

Воскресенье сентября 12 10 23:08 Piter Ustinov писал к Gennadij Pastuhov:

PU> Какие именно цены имеются в виду? Hа ресурсы? Вас именно момент цен в
PU> 2011 году беспокоит? Hу так надо было и сказать, а не загадывать
PU> загадки.

Я не загадывал, статья была именно про это, зачем было лишний раз
акцентировать?

PU> В монитор. Букв много. Hадо себя заставить :)

А с какой целью?

PU> Это типа цитата :)

А каков её смысл?

... Jonny wanna live

Piter Ustinov

Hello, Gennadij!
You wrote to Piter Ustinov on Tue, 14 Sep 2010 08:23:10 +0400:

GP> А с какой целью?

Это интересно. Правда.

GP> А каков её смысл?

Hу что я тоже умный и говорил то же самое, только еще до. :)

Al@

Hello, Gennadij!

> А с какой целью?

> А каков её смысл?