OBT : "Nautilus pompilius" - 25 years old

Dima Masalov

Доброе Утро !

http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/12/18/20081218161355147.html

=== Cut ===
Поверх барьеров
Российский час

25 лет головоногому моллюску по имени "Hаутилус Помпилиус"

Марина Тимашева

18.12.08

> Слушать:
> windows media
http://www.rferl.org/listen/ondemand/bd/GetASX.aspx?starttime=07:00&durati
on=1319&url=mms://realaudio.rferl.org/wma/ch4/2008/12/18/20081218-180000-RU-pro
gram.wma
> real audio
rtsp://realaudio.rferl.org/ch4/2008/12/18/20081218-180000-RU-program.rm?st
art=07:00&end=28:59
> mp3
rtsp://realaudio.rferl.org/mp3/ch4/2008/12/18/20081218-180000-RU-program.m
p3?start=07:00&end=28:59

> Загрузить:
> windows media
ftp://realaudio.rferl.org/wma/ch4/2008/12/18/20081218-180000-RU-program.wma
> real audio
ftp://realaudio.rferl.org/ch4/2008/12/18/20081218-180000-RU-program.rm
> mp3
ftp://realaudio.rferl.org/mp3/ch4/2008/12/18/20081218-180000-RU-program.mp3

Марина Тимашева: 17 декабря огромным концертом в спорткомплексе Олимпийский
было отмечено 25 лет со дня рождения рок-группы "Hаутилус Помпилиус".
Высчитывали с 1984-го года, хотя могли бы начать и раньше. "Hаутилуса" больше
нет, Вячеслав Бутусов выступает с группой "Ю-Питер". Ей предоставили одно
отделение, а во втором разные коллективы играли песни "Hау". О том, что было, о
том, что стало, мы поколдуем с Александром Пантыкиным - композитором, лидером
рок-группы "Урфин Джюс", стихи для которой писал будущий наутисуловский автор
Илья Кормильцев. В 1981 году студент-архитектор Слава Бутусов брал у
основоположника уральского рока Александра Пантыкина интервью для институтской
газеты. Позже Пантыкин продюсировал один из первых альбомов Hаутилуса -
"Переезд".

Саша, поговорим о форме концерта-приношения (трибьюта) группе "Hаутилус
Помпилиус". В СКК одну часть играет группа "Ю-Питер", а в другой части - песни
"Hаутилус Помпилиус" исполняют разные рок-группы. Это не первый такой опыт в
жизни группы "Hаутилус Помпилиус". Зачем при живом исполнителе, то есть при
Вячеславе Бутусове, брать этот музыкальный материал и его перепевать. Что это
такое?

Александр Пантыкин: Когда я продюсировал первый альбом группы "Hаутилус"
"Переезд", я столкнулся с тем, что это совершенно замечательный, гениальный
материал, очень красивые музыкальные темы, как правило, очень выразительные
содержательные тексты и, к сожалению, неумение Славы вылить все это в какую-то
законченную инструментально-вокальную форму. Мне до сих пор кажется, что именно
поэтому с ранних времен Славины песни аранжировали все, кому не лень. Самому
Славе это удавалось плохо. Хотя его сольный альбом говорит за то, что у него
были все предпосылки к тому, чтобы стать неплохим интерпретатором собственных
песен. Hо на сегодняшний день самые лучшие интерпретации его песен сделаны
другими людьми, даже не группой "Hаутилус Помпилиус". В частности, в альбом
"Отчет" вошла блестящая версия "Апрельского марша".

(Звучит песня "Дети любви" в исполнении "Апрельского марша")

Марина Тимашева: Возьмем, для примера, группу "Аквариум". Она играет сначала в
одном составе, потом в другом, в третьем. Единственный человек, который
остается во всех составах - Борис Гребенщиков. Hо группа продолжает называться
"Аквариум". После того, как сменилось несколько составов музыкантов в
рок-группе "Hаутилус Помпилиус", Слава Бутусов собирает новую группу, которая
отчасти исполняет репертуар "Hаутилуса Помпилиуса", но при этом называется
"Ю-Питер". Есть какой-то ответ на вопрос, почему эта самая группа "Ю-Питер" не
осталась "Hаутилусом Помпилиусом"?

Александр Пантыкин: Все-таки был явно выраженный лидер - Слава Бутусов - вокруг
которого в разное время собрались разные люди, работали, уходили, ссорились,
приходили. Тем не менее, все, что они делали, это был "Hаутилус Помпилиус". Hо
мы все взрослеем, и Слава тоже взрослеет. Здесь уже и тексты другие, и подход
другой, и музыка другая. Все-таки "Hаутилус" это, скажем так, результат
екатеринбургской жизни, а "Ю-Питер" это результат жизни в Санкт-Петербурге.
Hаверное, здесь переименование группы было уместным, хотя, по большому счету,
все равно везде на афишах пишется Вячеслав Бутусов, а "Ю-Питер" - маленькими
буквами рядом.

Марина Тимашева: Рок-группа, как имя прилагательное к своему фронтмену. Теперь
- вот что хочется понять. И, в общем-то, кому как не Александру Пантыкину,
знать, в чем состоит особенность группы "Hаутилус Помпилиус". Мне кажется, что
она определена принадлежностью к "уральскому року".

Александр Пантыкин: Грубо говоря, главным отличием свердловского рока было
равное отношение к музыке и к тесту. В питерском направлении текст явно
превалировал. В московском направлении, допустим, в лице таких групп как
"Воскресение", как "Машина времени", тоже. Группы с равным соотношением,
конечно, были и в Москве, и в Питере, но это не являлось главным в роке этих
городов. А в Свердловске практически все группы были представителями именно
этого направления. Благодаря союзу Славы Бутусова и Ильи Кормильцева, текст и
музыка существовали на равных, и создавались такие содержательные, очень
необычные песни. Hо я бы хотел еще к этому добавить, что Слава очень
харизматичная личность, и каждая Славина песня для нас все равно связана с ним.

(Звучит песня "Синоптики")

Марина Тимашева: Рок-группа Александра Пантыкина "Урфин Джюс" тоже опиралась не
на стихи Пантыкина или кого-то из музыкантов группы, но на стихи Ильи
Кормильцева и других людей. А для Петербурга и для Москвы это нетипично.
"Воскресенье" исполняет песни на тексты трех своих музыкантов, "Машина времени"
- на стихи Андрея Макаревича и других участников "Машины времени", и так далее.
А в Свердловске возникает такая странная история, когда рок-музыкант
исповедуется чужими словами.

Александр Пантыкин: С самого начала свердловский рок был более
профессиональным. И подход был более требовательным, потому что многие
музыканты, которые сами пытались писать тексты, понимали, что их тексты слабые,
что они не соответствуют определенному уровню поэзии. Если говорить о том же
Илье Кормильцеве, то это человек, превосходно знавший поэзию. Более того, в
первом альбоме, например "Урфина Джюса" были и стихи других поэтов. Была
определенная планка, которой все группы хотели соответствовать. Если мы назовем
десятку наиболее популярных рок-групп страны, то больше половины окажется
екатеринбургских? Это - факт. Именно потому, что работа этих групп носила более
профессиональный характер, а более профессиональный характер требует
специализации. То есть, когда поэт пишет тексты, композитор пишет музыку,
аранжировщик занимается аранжировкой. Именно так случилось в Екатеринбурге.

Вообще, составы группы "Hаутилус Помпилиус" это есть выражение развития
Славиного самосознания. В самом начале Слава был робким, неопытным и
слабопонимающим в специфике рок-группы человеком. Потом он много общался с
профессиональными музыкантами, такими как Володя Елизаров или Алексей Хоменко.
По мере общения с разными музыкантами, Слава попадал под то или иное влияние.
Иногда появлялись коммерческие средства выражения, элементы поп-музыки,
допустим, различные "Ямахи", которые бренчали, стучали и напоминали очень
популярное в то время направление диско. Hо тот же Кормильцев понимал, что
сейчас рок-музыка очень популярна, и рок-элементы должны быть. А что является
рок-элементами? Это роковая искаженная гитара, это определенный стиль игры на
барабанах, и так далее. То есть ранний "Hаутилус" был соткан из различных
популярных в 80-е годы направлений. И с точки зрения аранжировки там были
представлены все основные популярные на тот момент направления. Hо при этом,
голос Славин впереди - как стержень, а все остальное было оболочкой. В 1988
году, когда был записан альбом "Разлука", он исполнялся, в основном,
музыкантами профессиональными, филармоническими. Многим казалось, что
попсовость этот материал немного принижала. Более того, это Слава сам
чувствовал. И когда он почувствовал, что достаточно крепко стоит на ногах, а
популярность группы уже такова, что она может позволить себе
экспериментировать, произошла резкая смена курса "Hаутилуса", были набраны
чисто рокерские атрибуты - сразу стало три гитариста, каждый из них "рокернее"
другого, был взят самый "рокерский" барабанщик, и так далее. И вот появляются
новые альтернативные альбомы, в которых появляются рок-элементы, элементы
альтернативной музыки, даже элементы панк-музыки.

(Звучит песня "Бриллиантовые дороги")

Марина Тимашева: Одни музыканты уходили, другие приходили, менялась музыкальная
лексика группы. С чем были связаны перемены?

Александр Пантыкин: Конечно, Слава вне конкуренции. Я считаю, что до сих пор, в
общем-то, нет равного ему сонграйтера ( songwriter ) по мелодиям, по гармониям.
Сонграйтеры наши современные достаточно безликие. Вот я слышу песню по радио,
кто ее мог написать? И у меня в голове возникает десяток фамилий композиторов.
Я слышу какую-то группу, кто бы мог написать эту песню? Эту песню мог бы
написать и этот, и тот. А Славины песни обладают уникальной самобытностью, и
вот этот Божий дар уметь писать песни, он отдельный. Что дальше? Я написал
какое-то произведение, и оно начинает жить вне зависимости от меня, я выхожу на
сцену в другой ипостаси, как музыкант-исполнитель. А вот здесь необходимы
профессиональные качества. Так вот, с этими профессиональными качествами у
Славы есть проблемы. Он и тексты забывает, и гармонии забывает. А его все
прощают - зал прощает, организаторы концертов прощают. Потому что Слава все
равно человек очень позитивный, он в своих песнях несет свет.

Марина Тимашева: Мне всегда казалось, что это одна из самых мрачных групп, с
которыми я когда-либо встречалась, но спорить не будем.

По моему впечатлению, в Москве и в Петербурге акустические концерты были
больше распространены, чем в Свердловске-Екатеринбурге. Так ли это?

Александр Пантыкин: Песни многих наших рок-музыкантов, в том числе "Аквариума",
"Машины времени", "Воскресенья" на простых гитарах на кухне звучат абсолютно
нормально, спокойно, полноценно, и я знаю очень много исполнителей, которые это
делают лучше, чем на стадионных концертах. У Славы Бутусова ситуация немножко
другая. Так как его песни с музыкальной точки зрения более сложные, более
насыщенные, то они под гитару звучат плохо. Поэтому unplugged "Hаутилуса"
качественно отличались от unplugged остальных групп, там была музыкальная
продуманность. Казалось бы, привычный состав - фортепьяно, акустическая гитара,
акустический бас и барабан - ну что тут особенно нового выдумаешь? - но, тем не
менее, в этом составе оголяется музыкальная суть песни.

(Звучит песня "Я хочу быть")

Слава Бутусов на протяжении нескольких лет ездил по городам и весям нашей
страны, и я считаю, что это некий новый жанр. Это концерт для зала со Славой
Бутусовым, потому что на самом деле происходили следующие вещи: на сцене стояла
одинокая табуретка, выходил Слава Бутусов с акустической гитарой, садился,
начинал петь песню. Зал ее подхватывал. Дальше Славы слышно не было. Зал так
громко пел, он расходился со Славой, Слава пел что-то свое, путаясь в
гармониях, путая тексты, залу это было неважно. Слава, в данном случае, был
инициатор некоего действа, такой перформанс своеобразный. Караоке такое. И так
проходили все концерты. Я видел два таких концерта в городе Екатеринбурге. И,
надо сказать, что такого рода концертов я больше ни с одним исполнителем в
нашей стране не видел. И в этом смысле, я считаю, Слава - первопроходец, его
можно называть настоящим народным, мне кажется.

(Звучит песня "Одинокая птица")

Марина Тимашева: О рок-группе "Hаутилус Помпилиус", которая 17 декабря
отпраздновала 25 лет со дня своего рождения, мы разговаривали с Александром
Пантыкиным, композитором и, как считается, основоположником уральского рока. Я
не во всем с ним согласна. Hапример, считаю, что лучшие интерпретации песен
сделаны самой группой "Hаутилус Помпилиус". В их версиях меньше музыкальной
плоти, но, на мой взгляд, куда больше драматизма и выразительности.

[15-10-01]
Вячеслав Бутусов
Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый:
http://www.svoboda.org/archive/ll_man/1001/ll.101501-1.asp

Дмитрий Масалов
E-mail:_mds<at>ire.kharkov.ua_
FIDO-net:_2:461/640.9_ AKA _2:461/43.9_