Получение образования по юзабилити за рубежом

ambex

Dec 17, 2008, 8:29:52 AM12/17/08
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Интересно - можно ли учиться в TUE заочно или дистанционно,
здесь http://usi.tm.tue.nl/pub/page.php?pid=22 - как-то мало
информации
а еще точнее - реально ли сидя в России, написать докторскую в TUE?
у кого есть опыт дистанционного обучения - поделитесь - очень
интересно

Какие еще Вы знаете вузы или может быть уже учились?

ambex

Dec 18, 2008, 3:47:53 AM12/18/08
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Слава Google - есть такая штука как закэшированные страницы =)
Не смотря на то, что статья устарела - думаю она будет интересна
многим
Сохраняю все права копирайтера и цитирую примечание к статье и всю
статью без изменений:
"(c)Usability.Ru Публикация материала только с согласия автора.
При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!"
Однако ссылка НЕ работает - http://usability.ru/Articles/Kirillova.htm

Но оригинал статьи с таблицей и ссылками на картинки можно увидеть
здесь
http://209.85.129.132/search?q=cache:NIIGMU9W5xoJ:usability.ru/Articles/Kirillova.htm+Наталья+Кириллова+TUE&hl=ru&gl=ru&strip=1

Дата Публикации:29 сентября 2004 г.
Название: Рассказ о том, где и как учат юзабилити: взгляд изнутри

Рассказ о том, где и как учат юзабилити: взгляд изнутри

В России о юзабилити до сих пор знают немногие. Это, впрочем, легко
объяснимо: юзабилистов у нас пока не готовят, а доморощенных -
единицы. Кроме того, на практике зачастую бытует мнение о ненадобности
таких специалистов: "Зачем нам юзабилити? - Ведь все и так работает!".

Сегодня я расскажу о том, где состоялось мое знакомство с
интерактивным дизайном пользовательских интерфейсов и его ключевым
принципом - юзабилити, о голландской Программе User System Interaction
(USI), выпускницей которой я являюсь. Возможно, мой рассказ будет
частично пересекаться с материалами, недавно представленными на 13-м
юзабилити-семинаре моей коллегой по Программе, Диной Каримовой. Но
надеюсь, что для тех, кто не смог посетить семинар, будет интересно
узнать, что представляет собой Программа USI, и как туда можно
попасть.

Структура программы

Программа User System Interaction при Техническом Университете г.
Эйндховен (Нидерланды) (http://usi.ipo.tue.nl/index.asp) -- это одна из
немногих европейских программ, где можно научиться юзабилити и основам
интерактивного дизайна. В целом, Программа нацелена на изучение
взаимодействия человека и системы (user-system interaction, human-
computer interaction). Программа довольно молодая: в 1998 году первые
20 человек были зачислены в ряды будущих интерактивных дизайнеров-
юзабилистов.

Вот несколько причин, по которым, на мой взгляд, эту Программу можно
назвать уникальной:

Двери Программы открыты людям с разным образованием: технарям,
психологам и другим, имеющим отношение к этим специальностям. Главное
- мотивация.
Программа бесплатная. Во всяком случае, пока.
Предоставляется возможность не только учиться, но и получить
практический опыт.
В случае успешного окончания Программы, Вы получаете степень
Professional Doctorate in Engineering (PDeng) - так она называется с
этого года.
Программа - международная, поэтому обучение и практика проходят на
английском языке.
Двухгодичная программа логически разделена на две части: учебную и
практическую.

Учебная часть состоит из 1-2-х недельных модулей, которые включают
лекционные занятия и выполнение проектов в группах по 3-5 человек, в
ходе которых закрепляется и применяется теоретический материал. Лекции
читаются как местными профессорами, так и приглашенными из многих
стран мира - Швеции, Италии, Великобритании, США и т.д. Список текущих
модулей Вы можете найти на вышеупомянутом сайте Программы. В программу
обучения также включены семинары, тренинги, постановка экспериментов и
работа в юзабилити-лабораториях.

Вторая часть программы посвящена 9-тимесячному проекту в коммерческой
или государственной компании. Это - дипломный проект, так называемый
industrial project, который выполняется индивидуально. Он
заканчивается защитой диплома и получением степени.

(Следует упомянуть, что программа расчитана на специалистов, уже
имеющих высшее образование -- post-graduate programm. Студентам
выплачиваетяся стипендия, но жильё за свой счёт, стипендии хватает --
Я.П.)

Кто и как туда поступает?

С одной стороны, поступить в Программу достаточно просто. Для первого
тура нужно послать требуемый пакет документов (смотрите раздел
Admission на сайте Программы). Второй тур - собеседование.

С другой стороны, есть свои особенности: критерии отбора кандидатов,
скорее всего, довольно субъективны. Однако, не поддается сомнению, что
большое внимание обращается на то, сможете ли Вы работать в команде,
какой у Вас опыт и какова мотивация. Иногда детали, которые, на наш
взгляд, могут помешать, неожиданно играют решающую положительную роль.
Например, если в Голландии уже учится Ваша вторая половина, то, скорее
всего, Вы поступите! Голландцы - очень гуманная нация, они за
воссоединение семей.

Что касается национального состава, то обычно 10 мест резервируется
для голландцев и 10 мест для всех остальных. В силу тех или иных
причин, это соотношение может быть изменено, т.е. политика набора
кандидатов достаточно гибкая. Ниже приведена сводная таблица состава
участников Программы с 1998 по 2003 годы, из которой видно, что с 1998
года географические рамки Программы расширились, а участие в ней
представителей СНГ стало уже традиционным.

Главное- это работа в группах

Хочется обратить внимание на то, что почти 98% практической работы
выполняется в группах. Таким образом, участники Программы не только
осваивают новые дисциплины, но и учатся работать в команде с людьми,
имеющими разное образование и менталитет. Коммуникабельность и умение
работать в коллективе ставится здесь во главу угла, т.к. юзабилист -
это посредник между конечным пользователем и техническим разработчиком
интерфейса, с которыми он должен уметь эффективно общаться. Кроме
того, мульти-дисциплинарные и многонациональные группы имеют
предпосылки генерировать нестандартные, новые решения, что очень
приветствуется. Представьте себе ситуацию: в одной команде работают
психологи, технари, дизайнеры и т.д. Членам группы важно не только
найти общий язык в процессе работы, но и привести идеи и вклад каждого
к единому знаменателю, придти к решению, удовлетворяющему требованиям
пользователя.
Что касается самих проектов, то они очень разные и охватывают все
стадии жизненного цикла юзабилити инженерии (usability engineering
life cycle): исследование требований пользователей, анализ задач,
разработка концептуального и детального дизайна, создание прототипов,
тестирование и анализ систем. Так, за 2 года я приняла участие более
чем в 30 проектах.

Например, проект при моем активном участии в конце первого года
относился к категории product design и назывался так: "Фото -
пирамида: Разработка концепции пользовательского интерфейса для
совместного просмотра цифровых фотографий" ('The Photo Pyramid: a
device with a graspable user-interface for shared viewing of digital
images', клиент- Philips Research, NatLab).

Дипломная же работа была веб - проектом: "Вопросы доверия и юзабилити
в электронной коммерции на примере электронного страхования:
Разработка и эмпирическое обоснование списка рекомендаций для создания
страховых онлайновых систем" ('Usability and Trust in Online Travel
Insurance: an Empirical Validation of Design Guidelines', клиент -
Исследовательская группа Управления Технологическими Процессами при
TUE).

Что полезного мы узнали?

За 2 года было изучено и отработано множество методов анализа задач,
руководств и стандартов, способов оценки и тестирования интерфейсов,
методов обработки данных. Постепенно вместе с этими знаниями приходит
понимание и того, насколько аккуратным надо быть в выборе методологии,
и как это влияет на конечный результат.
Кроме того, нельзя не отметить программу тренингов по развитию общих
профессиональных навыков. Курсы по техническому письму (Technical
English writing and editing), методам и технике проведения презентаций
(Personal presentation, Presentation skills), навыкам ведения
переговоров (Conversational skills), управлению проектами (Project -
based management) и т.д., организованные профессиональными
тренинговыми компаниями, были в высшей степени полезны. К сожалению, 2
года назад финансирование программы было урезано, что повлияло на
длительность этих тренингов.

Кроме знаний и опыта, участники Программы также получают уникальную
возможность познакомиться с последними результатами исследовательских
проектов, которые ведутся в университете (например, платформа для
взаимодействия 2D-объектов и 3D- изображений, которая может быть
использована в архитектурном планировании или в медицине - The Visual
Interaction Platform; тактильные интерфейсы и др.), а также в
исследовательских лабораториях Филипса.

Была предоставлена возможность не только посмотреть, как работают на
Филипсе, но и принять участие в совместных проектах и самое главное -
посетить "умный дом" или "домашнюю лабораторию" (Philips HomeLab),
напичканный последними разработками, которые являются примером
интеграции новых технологий в домашнюю обстановку (www.Philips.com/
research/ami/). Внешне это обычный дом с современной мебелью,
картинами Ван Гога и даже полностью оснащенной кухней. Однако, там
никто не живет. Временные жильцы могут находиться там от 24 часов до 2-
х недель, в зависимости от проводимого исследования. В это время они
ведут обычную жизнь, используя различные встроенные устройства
(gadgets) и новые технологии, которые спроектированы работниками
Филипса. К числу исследуемых прототипов относятся электроника,
способная распознать ваш голос и движения, цифровой дисплей,
вмонтированный в зеркало ванной комнаты, новые "игрушки", с помощью,
которых дети развивают творческие способности и т.д. Исследователи
внимательно ведут наблюдение за жителями этого дома с помощью
вмонтированных повсюду крошечных камер, микрофонов и двухсторонних
зеркал. Это позволяет изучать поведение людей в домашних условиях и их
взаимодействие с новыми технологиями, тем самым проводя тестирование
новых продуктов не в лаборатории, а в естественных домашних условиях.

Атмосфера

Атмосфера в программе очень дружеская и неформальная. Можно сказать,
здесь есть все, чтобы чувствовать себя комфортно, начиная с рабочих
условий и заканчивая отдыхом. Корпус, в котором проходят занятия (IPO
building), расположен на территории довольно большого университетского
кампуса с современными архитектурными сооружениями:

В пяти минутах ходьбы - замечательный спорткомплекс:

Несмотря на то, что на территории кампуса есть несколько кафе-
столовых, в распоряжении Программы USI находится своя комната отдыха,
где можно и отдохнуть, и перекусить:

В коридорах университета также присутствует неотъемлемый атрибут
голландской жизни - кофе-автоматы (кофе голландцы поглощают в огромных
количествах, не зависимо от времени суток).

Рабочий день участников Программы проходит в кабинетах, рассчитанных
на 3-4 человека:

В свободном доступе находятся необходимое для проведения экспериментов
оборудование и специальные юзабилити-лаборатории.

Несмотря на то, что система занятий дает все основания для того, чтобы
снова почувствовать себя студентом, культивируется отношение друг к
другу как к коллегам. Даже сам процесс обучения больше походит на
обмен опытом. Именно поэтому здесь делается ставка на зрелость и
сознательность: никто никого не принуждает учиться и работать. Все
зависит только от Вашего желания узнать что-то новое и набраться
опыта. Общепринятый стиль общения с профессурой -- достаточно
неформальный. Приветствуются дискуссии, критика, инициативность.
Каковы бы ни были решения, предложенные Вами, все они воспринимаются
профессорами со вниманием: ведь даже из самой абсурдной идеи порой
можно извлечь рациональное зерно.

То, какой будет общественная жизнь, целиком и полностью зависит от
самих участников Программы и от Вашей личной инициативы.

Несмотря на то, что Программа молодая, у нее уже есть свои традиции.
Например, совершенно замечательное мероприятие с выездом за пределы
города (Social event) проводится в начале каждого года для двух
поколений: нового, только что прибывшего, и для проучившегося уже год.
Ни о содержании мероприятия, ни о направлении выезда заранее не знает
никто, кроме менеджеров и координатора Программы. Обычно координатор
программы берет на себя роль гида, и только в самую последнюю минуту,
уже в автобусе, раскрывает карты, оглашая список мероприятий на целый
день.

Например, нашему выпуску за один день представилась возможность
попутешествовать по Голландии почти на всех видах наземного
транспорта: сначала мы ехали на автобусе, потом -- по реке на каноэ,
затем -- по полям на велосипедах. После велосипедов нас ждал корабль с
фуршетом и барбекю.

Еще одно развлечение -- это праздник Sinterklaas, который отмечается
незадолго до католического Рождества.

Витрины магазинов начинают пестреть праздничными атрибутами и
подарками -- это шоколадные буквы и изображения Sinterklaas и его
помощника-трубочиста Black Pete.

По легенде, ночью Sinterklaas карабкается по крышам и разбрасывает в
трубы с помощью Black Pete конфеты и другие сладости. Утром дети
находят шоколадные буквы, марципаны и сахарных зверушек, а также
другие подарки в деревянных башмачках. Это дает им отличный повод
заранее составлять список желаемых подарков.

Поэтому у каждого голландца праздник вызывает самые добрые воспоминая
и положительные эмоции. Приобщение иностранцев к этому празднованию в
Программе было инициировано нашей группой и, похоже, успешно
поддерживается следующими поколениями:

Каждый должен сочинить стихи и подобрать небольшой подарок-сюрприз,
которые затем вручаются друг другу.

Есть у Программы и более деловые традиции: открытая защита проектов в
конце первого года (Case project), день открытых дверей, выезд на
конференции и т.д.

Вручение дипломов и выпускной -- это заключительное мероприятие,
которое дает возможность младшему поколению поздравить выпускников и
приготовить им сюрприз. Обычно это организация вечеринки, на которой
уже стало традицией дарить памятные подарки и проводить юзабилити --
викторины.

В заключение, немного критики

Хотя в целом USI Программа оставляет довольно положительные
впечатления, не могу обойтись без нескольких слов критики, относящейся
к 2001-2003гг. -- времени моего пребывания там.

Во-первых, программа плохо рекламировалась и была плохо описана.
Информация о ней передавалась, по большей части, из уст в уста,
поэтому неудивительно, что в ней оказывались в основном знакомые
знакомых.

Программа лекций также не была логически структурирована. Изначальная
идея о восполнении пробелов знаний по психологии у технарей и
технических знаний у гуманитариев не была полностью реализована.

Многие преподаватели не были готовы работать в мульти-дисциплинарной
группе, с людьми разных профессий, что зачастую снижало эффективность
занятий.

Но надо отдать должное голландцам: они открыты для критики. После
каждого курса нас просили оставлять отзывы о преподавателе, о модуле и
о необходимости этого модуля. Поэтому каждый год менеджмент старается
улучшить Программу, внести усовершенствования в структуру занятий,
хотя, благодаря голландскому бюрократизму, изменения происходят
медленно.

Существует еще одно "узкое место", которое, как мне кажется, требует
особого внимания. Это -- связь Программы с реальными проектами, которая
пока не отработана. Кроме того, что вот уже который год не самым
лучшим образом дело обстоит с поиском заказчиков финальных проектов,
есть еще одна сторона этого вопроса. Дело в том, что ежедневно в
стенах Программы генерируются десятки идей, среди которых встречаются
абсолютно уникальные. Однако, все эти идеи и решения обычно аккуратно
складываются на полочку, и про них все забывают. И совершенно зря!

Вот простой пример. Недавно я прочла статью в Интернете, которая
называлась "Новая технология передачи файлов pick-and-drop" (
http://www.server.md/news.php?nid=8883). Эта информация была
опубликована также на сайте BBC (http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/
3774747.stm). Цитирую: "Сотрудники исследовательской лаборатории
японской корпорации Sony разработали оригинальную технологию передачи
файлов с одного компьютера на другой, получившую название pick-and-
drop ("взять и бросить", по аналогии с drag-and-drop)".

Летом 2002 года на одном из модулей в USI Программе мной была
представлена индивидуальная разработка, суть которой та же, что и у
исследователей Sony. Как эту идею использовал голландский университет?
-- Никак. Что с этой идеей сделали японцы? -- Они уже сделали первый шаг
к продвижению нового высокотехнологичного продукта на рынок.

Поэтому USI Программе хотелось бы пожелать больше гибкости и
проявления коммерческого интереса к тому, чем занимаются ее питомцы,
особенно в условиях ухудшения ее финансирования в последние годы.

ambex

Dec 19, 2008, 4:18:33 AM12/19/08
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
На конференции UX Rus был затронут вопрос о том,
где можно получить образование юзабилиста.
Иностранные гости сказали, что четкого ответа дать не могут.

Как-то в гугл-группе эргопро была тема, где участники обсуждали
образовательные программы в вузах России
http://groups.google.ru/group/ergopro/browse_frm/thread/34c3d786ef9feb14

Также есть интересная статья об опыте получения образования в TU/e
http://groups.google.ru/group/ergopro/browse_frm/thread/b85eafa979fa82b0

Данная проблема задела меня, так как имею
отношение к образованию. Да и стало просто
интересно можно ли учиться заочно или дистанционно?
и даже задался вопросом реально ли сидя в России,
написать "западную" докторскую, так как в нашей науке
пока болото, как и во всех сферах.
Но трудности укрепляют дух =)

Исследуя проблему, пока я нашел только
в Европе:
Technische Univesiteit Eindhoven (TU/e) Технический Университет г.
Эйндховен
в Нидерландах http://w3.tue.nl/nl/
- http://usi.tm.tue.nl/pub/page.php?pid=10

в США:
Massachusetts Institute of Technology (MIT) http://web.mit.edu/
Отдел юзабилити при MIT - Information Services and Technology -
http://web.mit.edu/ist/index.html
к их исследованиям можно присоединиться, кстати в MIT работал Richard
Stallman,
который начал проект GNU ( http://www.gnu.org/philosophy/philosophy.ru.html
)
и многое другое, что связано со свободным программным обеспечением
думаю, по этой причине, MIT открыл свои старые образовательные
программы,
которые можно скачать и по которым можно учиться на дому:
MITopenCourseWare - http://www.ocw.cn/OcwWeb/index.htm

Программа по курсу User Interface Design - Осень 2004 г.
http://www.ocw.cn/OcwWeb/Electrical-Engineering-and-Computer-Science/6-831Fall-2004/CourseHome/index.htm
я его уже прошел - и не смотря на то, что он 2004 г. - таких курсов на
русском пока еще нет.

MIT также работает над повышением квалификации преподавателей
http://web.mit.edu/tll/index.html

ambex

Dec 19, 2008, 4:55:25 AM12/19/08
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Другие образовательные программы в США,
распределенные по направлениям:
1) Human Factors / Engineering Psychology
2) Workplace Ergonomics / Safety
3) User Interface Design / HCI
http://www.usernomics.com/ergonomics-education.html

Очень полезные ссылки по образованию
http://www.hfes.org/web/Default.aspx
http://www.iea.cc/
http://www.asb-biomech.org/

Medvepol

Dec 20, 2008, 8:52:39 AM12/20/08
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Дана неправильная ссылка на сайт о Программе User System Interaction
при Техническом Университете г.
Эйндховен (Нидерланды). Вот правильная: http://usi.id.tue.nl/pub/page.php?pid=10

Очень хорошая программа! Набор на 2009 год до 5 января. Набирают
максимум 22 человека. Стипендия 1590 евро в месяц.

Всё очень здорово, сама бы с удовольствием попробовала бы поехать...
но... есть одно но... Я прожила полгода в Германии без немецкого
(работала в университете над проектом на английском). Мне хватило -
сложно жить в стране без языка. В Нидерландах ниднрландский
(голландский) язык. А тут всё же 2 года. На самом деле язык - куда
большая проблема, чем кажется с первого взгляда.

ambex

Dec 22, 2008, 3:04:08 AM12/22/08
On 20 дек, 16:52, Medvepol <p.medvedk...@googlemail.com> wrote:
> Вот правильная:http://usi.id.tue.nl/pub/page.php?pid=10
Спасибо за ссылку! =)

> (работала в университете над проектом на английском). Мне хватило -

> сложно жить в стране без языка. На самом деле язык - куда

> большая проблема, чем кажется с первого взгляда.

Могли бы Вы пояснить подробнее - что значит - язык -большая проблема?!
Вы английский хорошо знаете?
Я жил в Германии не полгода конечно, но каждый год в течение 5 лет
ездил на 2 недели
Там почти все знают английский - , думаю разговорный за полгода можно
выучить...
Разве нет?
Или Вы имеете ввиду, что нет понимания, как с друзьями, ностальгия и
все такое?

> Очень хорошая программа! Набор на 2009 год до 5 января. Набирают
> максимум 22 человека. Стипендия 1590 евро в месяц.

Разве это не окупает все муки? =)

Medvepol

Feb 13, 2009, 9:35:22 AM2/13/09
> [...]
> выучить...
> Разве нет?
> Или Вы имеете ввиду, что нет понимания, как с друзьями, ностальгия и

Извините за долгий ответ:)
Я хорошо знаю английский, свободно разговариваю, пишу и т.п. Но я жила
в маленьком студенческом городке на территории бывшего ГДР. Так вот, в
стенах университета все прекрасно говорят на английском: и студенты, и
научные сотрудники, и профессора. Но выходишь на улицу: купить
мороженное, продукты (если не супермаркет), заказать что-нибудь в
кафе, на почту, в аптеку, на вокзале в справочную (однажды в Германии
мой поезд задержали на 5! часов и никто мне толком не мог ответить что
случилось и будет ли мой поезд вообще сегодня), кондукторы в трамвае,
администраторы в общежитии - и никто не говорит на английском, смотрят
на тебя как на инопланетянина. Соответственно выпадают кино, театры,
клубы - никакой культурной жизни. А как-то раз мы заблудились в
немецкой деревни - спрашивать дорогу у немецких бабушек на английском
бесполезно (лучше на русском, некоторые в школе учили:)
Я была во многих немецких городах в западной Германии, там с
английским намного лучше. Во Франкфурте на вокзале все говорят на
прекрасном английском, в Гамбурге - почти каждый продавец гамбургеров
на улице. Все равно, если ехать надолго - однозначно надо учить язык
этой страны, иначе будешь чувствовать себя вне общества, наблюдателем.

Nata Gredina

Feb 18, 2009, 4:16:19 AM2/18/09
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
В Голландии такой проблемы нет - там все люди говорят на английском.
Главной причиной, на мой взгляд, можно назвать почти полное отсутствие
дублированных фильмов на телеканалах, они демонстрируются с
голландскими субтитрами, но на языке-оригинале. Мой автомеханик
разговаривал на английском лучше чем я :-)
По поводу программы УЗИ. Во-первых, она только очная, и во-вторых, по
окончании программы сдается описание и презентация проекта, который
выполнен на интерншипе - и это совсем не докторская (которая по-русски
- кандидатская). Я проучилась на этой программе только год, потом мне
пришлось вернуться в Россию. В качестве исключительного исключения я
заканчиваю свой второй год заочно, делаю свой проект самостоятельно, в
России, под руководством университетского профессора и исключительно
на свои средства.
Но тем не менее, раз все-таки такая форма для меня стала возможна, то
значит так бывает. Я бы посоветовала попробовать повзаимодействовать с
конкретными профессорами, попроситься в их исследования, выполняя
видимо что-то вроде соискательства. Можно наверное попытаться завязать
контакты и не только с профессорами из TU/e. Бостон в апреле мог бы
стать прекрасной возможностью для получения этих контактов ;-)
Но чтобы доказать свою состоятельность выполнить эту научную работу, я
вижу вероятность нескольких проблем. Если нет западных публикаций, то
научными достижениями их не впечатлить (особенно в такой новой области
как HCI надо понимать, что вся передавая наука идет исключительно на
интернациональном научном языке - английском). Если профильного
образования нет (а его в России ведь трудно получить, много ли у нас
программ по эргономике?), то могут даже не смотреть резюме. Если даже
возьмут - работы будет много, и платить за неё голландская сторона не
будет. И летать в Голландию на встречи с научным руководителем все
равно придется. Но попытка - не пытка. Удачи!

ambex

Mar 13, 2009, 9:12:54 AM3/13/09
to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
получение Сертификатов по юзабилити
http://www.humanfactors.com/training/usability-training.asp
От Нью-йорка до Лондона и от Китая до Сингапура
http://www.humanfactors.com/about/contactus.asp