Эргономика и/или инженерная психология в ваших ВУЗах

Зотова Алина

to Молодежное общество эргономического проектирования (ЭргоПро)
Привет!

близится всемирный день юзабилити, на котором будет обзорный доклад от
ЭргоПро про образование в сфере эргономики/инженерной психологии/
юзабилити.

Ксюша уже отсылала сюда план доклада, его можно найти в предыдущих
темах рассылки.

Нам нужна ваша помощь.

Расскажите о вашем ВУЗе, о факультете и кафедре, где вы учитесь/
учились. Нам нужна информация из первых рук о преподавателях и
дисциплинах, которые они дают. И какие из них могут быть интересны
начинающим эргономистам/юзабилити-специалистам/инженерным психологам.
Поделитесь информацией, как можно попасть в ваш ВУЗ, есть ли при нем
профильные курсы, можно ли поступить в аспирантуру по нашим
специальностям (эргономика/инженерная психология), с кем на эту тему
можно связаться.

Расскажите о вашем личном опыте обучения на курсах, семинарах и/или
самообучении (чтение книг, посещение тематических сайтов и т.д.).

Заодно узнаем больше друг о друге;)

Заранее огромное спасибо за любую информацию по теме!!

С уважением,
Алина

Костя -

to erg...@googlegroups.com
Привет. Алина! Я являюсь подписчиком общества ЭргоПро. Я бы предложил не банальное сочетание двух слов в качестве названия, а, к примеру, общество эргономического проектирования "Прометей" или что-то в этом роде. Чтобы был символизм в этом какой-то. Прометей принёс огонь людям.

Костя

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Спасибо, Костя за замечания по поводу названия, но, думаю, тут вопрос уже решен. Мы всем известны, как ЭргоПро, так уж сложилось.

Хотелось бы побольше узнать по делу. Поделитесь, пожалуйста, информацией о вашем ВУЗе или курсах (см. письмо Алины). Это было бы полезно и очень кстати.

Ксения Стернина.

Камилла Рустамова

to Молодежное общество эргономического проектирования (ЭргоПро)
Привет. Хочу рассказать про МГППУ (Московский Городской Психолого-
Педагогический Университет), факультет Информационных технологий,
специальность Прикладная информатика в психологии. Я выпускница
данного факультета и в настоящее время преподаю здесь же
"Проектирование пользовательских интерфейсов".
Изначально наш факультет задумывался как некий компромис между
психологами, которые обычно плохо ладят с компьютерами и
программистами, специалистами ит, которые в свою очередь мало понимают
в психологии. Программа курсов была равномерно распределена между
психологическими дисциплинами и информатикой (в том числе
программирование, статистика, проектирование БД). Причем все общие
дисциплины по психологии проводились совместно с другими чисто
психологическими факультетами, а все "компьютерные" дисциплины -
преподавателями нашего факультета.
Студенты условно разделились на группы: любители психологии, любители
информатики, любители итого и другого.
На факультете Информационных технологий преподавали Величковский Б.М.
(когнитивная психология), Мунипов В.М. (эргономика и инженерная
психология), Сатин Д.К. (проектирование пользовательских интерфейсов),
к сожаления в настоящее время эти преподаватели не преподают в нашем
ВУЗе.
Сейчас в связи со сменой политикой факультета (следствие смены декана)
факультет направлен в первую очередь в сторону статистической
обработки психологических данных, затем на проектирование Баз Данных
для психологов (для различных психологических центров).
Наблюдается тенденция резкого ухудшения преподавания психологических
дисциплин: если раньше лекции психологов проводились совместно с
другими факультетами и знания давались на равных, то в настоящее время
все психологические дисциплины на нашем факультете преподаются
отдельно. Отсюда возникает такая ситуация (выяснилось при общении со
студентами 1-3 курсов), что большинство преподавателей-психологов
считают, что раз студенты учатся на факультете ИТ, то стоит давать
очень упрощенную программу (зачем же вам знать больше, если вы не
психологи), то есть резко снизилось качество обучения психологии.
Получается в итоге большой перекос в сторону информатики.
Так же смена направленности факультета становится заметна уже на этапе
сдачи вступительных экзаменов. Раньше в качестве вступительных
экзаменов на наш факультет были: русский язык (сочинение), математика,
биология, собеседование устное и письменное(решение задач на логику).
Сейчас вступительными стали следующие экзамены: математика, русский
язык (ЕГЭ), информатика (в экзаменационное задание входит в том числе
задача на программирование). Все это влияет на качественный состав
студентов, то есть по сути на сферу их интересов.

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Камилла, спасибо огромное за такое подробное описание!
Очень ценно, воспользуемся этими данными в докладе на ВУДе.

Ксения Стернина.

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Друзья!

У нас на данный момент есть информация о двух ВУЗах: МИРЭА и МГППУ.
Ваня, напиши, пожалуйста, о МГУ.

Неужели нет представителей других институтов? Поделитель, пожалуйста, думаю это будет всем интересно и полезно!

Ксения Стернина.

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Напишите какова ситуация в Питере и других городах России?

Evgeniya Zhadyaeva

to erg...@googlegroups.com
Про СПбГУ - психфак я напишу ,я сообшала уже Алине.
В следующую среду я иду на родную кафедру инженерной - узнать все свежие новости про факультет.

Думаю, в четверг смогу выслать.

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
спасибо, Евгения!

ev.zha...@gmail.com

to Молодежное общество эргономического проектирования ЭргоПро
Друзья,
рада рассказать Вам о факультете психологии Санкт-Петербургского
Государственного Университета (СПбГУ).

Я закончила магистратуру на кафедре эргономики и инженерной
психологии. Официальную информацию, в том числе
о программах обучения, содержании дисциплин, кое-что об интересах
преподавателей
можно легко найти на сайте факультета: http://psy.pu.ru.

Эргономика и инженерная психология на факультете:

В далеком 1959 году здесь была образована лаборатория индустриальной
психологии, под руководством Ломова Б.Ф. Были заложены основы
инженерной психологи и эргономики в нашей стране. Мне рассказывали,
что в советские времена спрос на инженерных психологов с кафедры был
так высок, что предприятия "записывались в очередь" на выпускников.

В настоящем эргономика постепенно получает второе дыхание после
некотрого перерыва.
Преподаватели и все больше студентов младших курсов интересуются
юзабилити, пишут работы в этой или близких областях.
(По приблизительным оценкам - это от 10 до 15 человек, включая
аспирантов и магистров.
Плюс те, кто пишет работы по тематике интернета, профессиональной
деятельности в области IT).

В прошлом году на базе факультета проведена конференция от RusCHI;
встреча под патронажем UIdesign; были защищены выпускные работы,
близкие по тематике к юзабилити.
На Зимней психологической школе работала секция "Человек и
компьютер" (правда, наплыва студентов там не было).
Насколько мне известно, интересующиеся студенты пока не
сорганизовались в "ячейку",
хотя определенные попытки были.Будем надеяться на появление
энтузиастов, пока что их не хватает.

Образование

Традиционно качество образования находится на высоком уровне,
а кафедра инженерной особенно славится своей требовательностью к
студентам,
качеству дипломных работ, посещению занятий.

Если Вы решите отучиться основные 4 или 5 лет на факультете - получите
обширную теоретическую базу в области психологии,
успеете посетить немало тренингов, включенных в программы обучения.
Львиная доля курсов, тренингов не будет иметь прямого отношения к
области разработки интерфейсов, но ...будет интересно.
Кaфедра эргономики сейчас хорошо готовит HR-ов и организационных
психологов.

Маристратура по "Организационной психологии" (2 года) - это
облегченный вариант :), но если у Вас нет базового психологического
(например, бакалавриат) то получится "по верхам", в том числе и в
области эргономики. Лучший способ приобрести профессиональные знания
при этом - писать работу в области юзабилити, под правильным
науч.руководством. И быть готовым на самостоятельное копание в
вопросе. Для этого есть хорошие возможности -
СПбГУ оплачивает доступ к научным базам данных EBSCO и издетельства
Elsiver и некоторым другим. Это настоящий океан новейшей информации,
главное уметь плавать :).

Среди курсов, которые Вы можете прослушать особенно полезными будут
следующие:

Андреев В.Н. (человек, который первым в России защитил диссертацию в
области CHI) читает классный курс по проектированию интерфейсов.
Рассказывает про юзабилити, интерфейсы, стандарты, показывает примеры,
дает практические задания. Сам он является практикующим специалистом с
большим опытом, поэтому курс
представляет отличный баланс теории и практики. Лично я держу записи
под рукой.

"Анализ и оптимизация деятельности" (Грицков В.Л.)

(системный анализ и проектирование деятельности в организациях;
нотации и способы описания деятельности, бизнес-процессов, работы.
Много полезного проектировщику при работе в организации, понимании и
анализе бизнеса заказчика, оптимизации работы.
Скажу честно - прослушала бы курс еще раз, настолько он насыщен
полезностями! курс обзорно охватывает широкую сферу, дает очень
правильное направление настырным и упорным, мозги на занятиях
кипят :))

Также Грицков В.Л. читает курс о (бизнес) консалтинге, в рамках
которого обсуждаются вопросы определения проблем в организации, поиска
и презентации решений,
преодоления сопротивления нововведениям. Если однажды Вам выпадет
счастье и возможность влиять на бизнес-процессы заказчика посредством
создания новой системы, перераспереления задач между техникой и
человеком - эти знания Вам пригодятся.

"Психологические основы инженирии знаний" (Червинская К.Р.)

(Методы извлечения и концептуального анализа знаний, технологии
обработки знаний, разработка экпертных систем.
В рамках курса рассматривается создание экспретной базы знаний,
проектирование экспретной системы в области медицины. Интересно и
обстоятельно.)

"Психология труда и инженерная психология" (Морозов А.В., Горюнова
Л.Н.) (рассматриваются обзорно; в русле применения психологических
знаний для проектирования деятельности; затрагивают вопросы
эргономической экспертизы; восприятия и переработки информации
человеком; ошибки и др.
Вопросы рассматриваются захватывающие, но на мой взгляд, можно
углубить и расширить этот курс, хотелось большего:)

Кроме того, статистические методы в психологии; знания по
организационной психологии, когнитивной - все это есть на отличном
уровне.

Морозов А.В. ведет большинство работ в области юзабилити. Андреев В.Н.
также осуществляет руководство, но в основном дистанционно.

В целом обучение на этом факультете, по моему мнению, будет больше
полезно для тех, кто хочет стать аналитиком (анализ и описание
деятельности, проектирование задач и работы, создание сценариев
взаимодействия), либо юзабилити-тестировщиком, а не проектировщиком
GUI. Вам прийдется приложить немало усилий, чтобы восполнить
недостаток "технических" знаний, необходимых для проектирования
конкретной реализации интерфейса.

Пусть меня дополнят и исправят те, кому есть что сказать.

Кудряшов Сергей

to erg...@googlegroups.com
Круто,
А заочное обучение есть?

--
С уважением,
Сергей Р. Кудряшов

Evgeniya Zhadyaeva

to erg...@googlegroups.com
Есть заочное - как второе высшее, 4 года,

вообще сейчас вузы переходят на новую систему (4 года + 2 магистратуры), так что могут быть существенные изменения.

Ivan A. Degtiarenko

to erg...@googlegroups.com
Андреев, к сожалению, уехал на ПМЖ в Канаду и, как я понимаю, больше
преподавать в России в ближайшее время не будет.

Evgeniya Zhadyaeva

to erg...@googlegroups.com
В среду я сама неожиданно узнала, что он планировал весной приехать и читать курс.
Пока подтверждения из первоисточника не получила, но решила включить в описание - без этого курса оно было бы неполным. Думаю, скоро я смогу уточнить эту информацию.

ev.zha...@gmail.com пишет:
> Андреев В.Н . (человек, который первым в России защитил диссертацию в

Ivan A. Degtiarenko

to erg...@googlegroups.com
Обязательно уточняй :)

Меня также очень заинтересовал курс "Анализ и оптимизация деятельности".
Может, у тебя материалы какие-то остались?

Evgeniya Zhadyaeva пишет:

> [...]

> Андреев, к сожалению, уехал на ПМЖ в Канаду и, как я понимаю, больше
> преподавать в России в ближайшее время не будет.

Evgeniya Zhadyaeva

to erg...@googlegroups.com
У меня были конспекты, но пользы от конспектов будет мало. Основное на занятиях с Грицковым получаешь "в живую", от общения, от поиска ответов на его вопросы аудитории, обсуждения проблемных вопросов. Записывать иной раз просто не успевала.

Если тебя это заинтересовало - есть подробное описание содержания курса и список литературы к курсу.
Могу выслать. Вообще он нам передавал массу всего - где-то на дисках должно быть....но это не систематизированный материал, надо разбирать его по полочкам.

02.11.07, Ivan A. Degtiarenko <de...@yandex.ru> написал(а):
Обязательно уточняй :)

Ivan A. Degtiarenko

to erg...@googlegroups.com
Пришли, пожалуйста, описание и список литературы.

Evgeniya Zhadyaeva пишет:

> [...]

> Меня также очень заинтересовал курс "Анализ и оптимизация
> деятельности".
> Может, у тебя материалы какие-то остались?

Igor S Mandrigin

to Молодежное общество эргономического проектирования ЭргоПро
Дя, я думаю, было бы всем полезно это посмотреть) Выложи в файлы)))
А то у нас, в ВОЕНМЕХе, насколько я знаю, с этим совсем плохо... Или я
ошибаюсь?

Dmitriy Pavlov

to erg...@googlegroups.com
по поводу Андреева: я спросил у А.В.Морозова, он сказал, что Андреев будет приезжать читать лекции

Кудряшов Сергей

to erg...@googlegroups.com
А по моим сведениям Андреев возвращается. Видимо не прижилось ему там.

Evgeniya Zhadyaeva

to Молодежное общество эргономического проектирования ЭргоПро

Выложила по просьбам трудящихся файл с описанием курса по анализу и
оптимизации деятельности.
Эта информация есть в свободном доступе на сайте психфака СПбГУ.

Alina Zotova

to Katena, erg...@googlegroups.com
МИРЭА (Нужно уточнять у Константина самойлова)

МГУ, факультет психологии, кафедра инженерной психологии и эргономики
Точно есть вечернее отделение.

Институт Психологии РАН

При этих учебных заведениях точно можно защищать кандидатскую по специальности. Можно зайти на их сайты и посмотреть, есть ли там второе высшее.

2009/2/18 Katena <proni...@bk.ru>
Коллеги, а расскажите, пожалуйста, в каком московском вузе можно
получить второе высшее образование по специальности, связанной с
юзабилити (эргономика, инженерная психология, информационные
технологии в психологии и т.п.).
Благодарю за любую информацию!