OpenOffice VS MSOffice - Маркетинг или Справедливость?

ambex

to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
По тексту о проведении юзабилити-тестирования (
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116345 )
хотелось бы отметить 3 интересных момента:
1) "OpenOffice.org 2.4 ... внешне очень похож на интерфейс MS Office
2003, но некоторые принципы работы с документами в нём всё же
несколько иные (хотя, возможно, и более правильные), чем в MS Office
2003. Одним словом, пользователям сложно отказаться от привычных
моделей работы."
Комментарии к тексту
2) "На мой взгляд, такое тестирование не очень-то показывает юзабилити
продукта. Тестируемые пользователи уже имеют навыки работы с Microsoft
Office... Мне на работе приходится работать как с OOo, так и с MS
Office 2003, и знаю я эти продукты неплохо. В среднем, моя
производительность в открытом продукте выше, чем во втором. Создано:
21.11.2008 19:58:50 Автор: Денис"
3) "Использование же в школах ПО от Microsoft я могу объяснить лишь
прошлогодней встречей Медведева с Гейтсом. Создано: 24.11.2008
13:05:20 Автор: Иван"

На мой взгляд справедливое юзабилити-тестирование должно проводиться
на школьниках, которые еще ни с одной программой не работали и со
специалистами, которые знают и тот, и другой продукт.

ambex

to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Также хочу добавить, что заказчиком был MS,
цель которого, думаю, в первую очередь было продвижение нового офиса
2007,
причем нечестным путем:
1) Респонденты - в основном пользователи MSOffice
2) OpenOffice был старой версии, а не новой
3) Большой соблазн заказчика подкупить результаты
4) Поддержка уважаемой независимой HCi.ru (например, у меня уже
сомнения о ее неподкупности)
http://groups.google.ru/group/uxrussia/browse_frm/thread/2803b461de7368b8/20652b2da8cc2888?lnk=gst&q=OpenOffice#20652b2da8cc2888
Почему бы MS не сравнить MSOffice2003 с MSOffice 2007?
да потому что 2007 бы провалился с крахом - просто они убили двух
зайцев -
продвинули новый интерфейс и показали неэффективность альтернативного
ПО.
И многие на это повелись.

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Dear ambex!

Отвечаю на ваше послание, как сотрудник HCI.ru. Я участвовала на всех этапах этого проекта.

1."На мой взгляд справедливое юзабилити-тестирование должно проводиться
на школьниках, которые еще ни с одной программой не работали и со
специалистами, которые знают и тот, и другой продукт."

Школьники - это очень специфическая аудитория, тем более которые ни с чем не работали, у них определенный UX. Та же история со спецами. Нам не нужны были спецы, нам нужны были типичные пользователи. А типичная ситуация в России такова, что большинство офисных сотрудников используют  (использовали) для работы пакет MS Office 2003, как правило, не лицензионный. Сейчас (при участии властей и Майкрософт) в комнания часто проводят проверки, поэтому руководители начинают думать на что им переходить. Наиболее популярные сейчас продукты MS Ofice 2007 и Open Office. Таким образом, участники теста - сотрудники отдела маркетинга и финансового отдела компании Коммерсант. Поскольку сотрудники именно этих отделов чаще пользуются текстовым редактором и таблицами. И деятельность маркетологов и финансистов, как правило, в разных компаниях одинакова. Но хочу заметить, что на статистику в данном исследовании мы не претендуем.

2. Да, заказчиком был Майкрософт. Мы договорились, что они на нас не давят, просто если результаты исследования окажутся неприятными для них, то эти результаты останутся конфиденциальными.

3. Респонденты  - в основном пользователи MSOffice. Да, но пользователи MS Office 2003, интерфейс которого очень похож на OpenOffice и почти совсем не похож на MS Office 2007.

4. OpenOffice был старой версии, а не новой. OpenOffice был нов, насколько это было возможно. Новый вышел в ноябре, а исследование мы проводили весна-лето 2008г. И, кстати, в PCweek я отмечала, что в OpenOffice 3.0 улучшена совместимость с MS Office, увеличена скорость работы и теперь его табличные файлы могут иметь более 1000 столбцов, но интерфейс и логика работы не изменились.

5. Большой соблазн заказчика подкупить результаты. см. п.2.  Кстати, откуда таком цинизм? У нас сохранились все материалы тестирования, в том числе и видеозаписи действий пользователя, если MS даст разрешение, мы сможем их вам передать. Если уж выдвигаете подобного рода обвинения, надо сначала проверять.

6. Поддержка уважаемой независимой HCi.ru (например, у меня уже
сомнения о ее неподкупности).  О какой поддержке идет речь? И откуда сомнения о неподкупности? Факты? Может быть вас кто-то подкупил, чтобы вы хаяли конкурента? И почему вы копируете темы из группы UX Russia, созданной компанией Дмитрия Сатина? Уж ни он ли вас подкупил.

7. Почему бы MS не сравнить MSOffice2003 с MSOffice 2007?
да потому что 2007 бы провалился с крахом - просто они убили двух
зайцев - продвинули новый интерфейс и показали неэффективность альтернативного ПО. И многие на это повелись.
Это уже дело заказчика, какое сравнение заказывать.

16 декабря 2008 г. 18:02 пользователь ambex <bifurcat...@gmail.com> написал:

--
Всего доброго,
Ксения Стернина

ambex

On 17 дек, 17:48, "Ксения Стернина" <ksenja...@gmail.com> wrote:
> 6. Поддержка уважаемой независимой HCi.ru (например, у меня уже
> сомнения о ее неподкупности).  О какой поддержке идет речь? И откуда
> сомнения о неподкупности? Факты?
Уважаемая Ксения, спасибо, что ответили на тему
Фактов - нет - только предположения
Возможно я слишком эмоционально выразился - но такие
у меня идеи и мысли - возможно провокационные! =)
и меня никто не подкупал - я независимый
наблюдатель - но если кто и подкупит,
свободой слова буду пользоваться.
Я ведь только предположил - а не сказал что это факт.
меня критикуют как Вы, так и в UX Rus
Я темы создаю только со своими репликами и идеями -
чужие не беру - а если и цитирую кого, то ссылаюсь на человека
Так как аудитории разные, то считаю есть смысл
повторять некоторые темы - потому что они актуальны
Особенно эта тема.

> Это уже дело заказчика, какое сравнение заказывать.

Думаю, что это как раз то, что меня задевает,
и то, о чем хотел поделиться с людьми.
Проблема звучит так:
Как в российских условиях проводить независимые
исследования, чтобы не было сомнений в объективности
результатов.
Кто заказчик - тот заказывает "музыку"
У OpenOffice нет таких седств, чтобы проводить исследования
с привлечением массы людей.

Если MS решила проводить юзабилити-тестирование
то пусть проводит тестирование на своих продуктах,
а не "выезжает" за счет других

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Dear ambex!

[...]

Это вопрос интересный, но не вопрос нашего исследования, в котором задачу мы ставили очень четко. Переход с MS Office 2003 на MS Office 2007 или на OpenOffice. И MS "музыку" не заказывал, он платил за исследования, (повторяю) если бы рез-ты были для них неприятными, об этом исследовании просто бы никто не узнал.
.
Я считаю, что OpenOffice в исследованиях (рекламе и пр.) не нуждается, он бесплатный, им и так пользуются. Как я уже говорила в интервью для PCweek: "причины поражения OpenOffice.org 2.4 организаторы тестирования видят в том, что хотя интерфейс этого пакета внешне очень похож на интерфейс MS Office 2003, но некоторые принципы работы с документами в нём всё же несколько иные (хотя, возможно, и более правильные - некоторые особенности взаимодействия в ОО более логичные, но менее привычные), чем в MS Office 2003. Одним словом, пользователям сложно отказаться от привычных моделей работы."  И при этом показатель время на задачу отличается в продуктах примерно на 10%.
Т.е. компании (например, стартапы или небольшие), где плата за ПО больно ударит по бюджету, даже внимания не обратят на эти 10%.

Если MS решила проводить юзабилити-тестирование, то пусть проводит тестирование на своих продуктах, а не "выезжает" за счет других.
Было бы, кстати, действительно очень интересно сравнить Office 2003 и 2007 в перспективе. Но тут свои особенности: 2003 - продукт, с которым работали годами, 2007 - новый. Кто знает, может поработав с годик в 2007 эффективность работы была бы в разы выше. Если кто-нибудь знает о подобном исследовании (если такое проводилось), пожалуйста, напишите.

ambex

to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Подскажите, а ход проведения и результаты исследования конфиденциальны
или их можно где-то посмотреть в открытом виде?

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
О результатах и ходе проведения я рассказывала на WUD 2008, есть видео и презентация .

Если после просмотра останутся еще вопросы, пожалуйста, задавайте, с удовольствием отвечу.

ambex

On 17 дек, 22:35, "Ксения Стернина" <ksenja...@gmail.com> wrote:
> О результатах и ходе проведения я рассказывала на WUD 2008, есть
> видео<http://rutube.ru/tracks/1212446.html?v=bcc9facb71d772b3093f2fce96d1663f>
> презентация<http://www.slideshare.net/wud/wud2008-microsoft-office-2007-openoffic...>  .

> Если после просмотра останутся еще вопросы, пожалуйста, задавайте, с
> удовольствием отвечу.
Уважаемая Ксения, спасибо за ссылки, хотя я был на WUD'08
и видел Ваше выступление и мы как то знакомились на 1ой встрече
эргопро в мгу.
Однако посмотрел еще раз и пытался рассмотреть проблему с Вашей точки
зрения,
и поддержать Ваше выступление, так как симпатизирую Вам. =)
Вы конечно волновались, и возможно из-за этого часто уходили от
ответов.
Просто если взять Вашу презентацию отдельно от выступления или
например статью, где используются такие слова как "поражение" и
"победа"
одного офиса над другим.
То у неискушенного читателя будут ложные представления о результатах.
Так например, в презентации в отличие от видео доклада, не оговорено,
что удовлетворенность пользователей совсем НЕсильно отличалось,
и по поводу разницы в 10%
> Т.е. компании (напрмер, стартапы или небольшие), где плата за ПО больно

> ударит по бюджету, даже внимания не обратят на эти 10%.
Все таки мне интересно нужели эти 10% окупают затраты на покупку
лицензионного
MSOffice 2007 и дальнейшие перспективы подсаживания сотрудников на
продукты
MS - вместо того, чтобы пользоваться свободной, открытой и бесплатной
программой.

Когда весь мир переходит на open source - даже в Индии в гос
учреждениях
все перешли на линукс - Россия идет в обратную сторону и узаконивает
стандарт на
цифровой документ ".doc"

Я уверен, что Вы со всей искренностью проводили данное исследование.
Однако я хочу сказать, что оно в корне неверно - изначально вопрос
поставлен неправильно - и проводилось исследование на людях,
которые в основном пользовались MSOffice2003.
Я сам проводил исследования в своем вузе пока учился в аспирантуре
результаты меня потрясли - от силы лишь 2-3% из 500-600 студентов
знают
операционные системы отличные от винды разных версий.
Это говорит о кругозоре людей и качестве образования, которое все хуже
и хуже.
А видимо в России - образование всегда было не в почете.
При желании MS со своими деньгами могли бы проводить всероссийские
юзабилити-тестирования каждый год и доказывать, что их продукты лучше.
Это правда уже почти Оруэл - 1984 -

Авторитет - это краеугольный камень в российской культуре.
Так авторитет президента П. сложно сломить - он себе может
позволить хамить, говорить глупости и многое другое...
ничто не сломит его авторитет пока он сам не захочет.
По независимым оценкам президент П. уже стал богаче Гейста

Так и с Мелкософтом - у людей уже укоренилось в сознании,
что Винда - это отличная ОС - например, никак не могу научить
свою маму работать в Ubuntu - она просто отказывается,
но продолжает мучиться с вирусами и глюками,
которые мне приходится лечить и исправлять.
Как говорится привычка - вторая натура, но привычки можно изменить
это как бросить курить... хотя сам не курю, но мой отец бросил.

А если б Вы знали сколько я видел людей,
чувствующих себя не просто в неприятной ситуации,
а "глупцами" и колотили себя по голове,
когда выяснялось что единственный их документ,
сохраненный по умолчанию как .doxs не открывается
в старом офисе.
Может это только в провинциальных городах случается?

Я прекрасно понимаю Ваше желание защитить
свою фирму или сообщество, но чтобы быть независимым
и поддерживать авторитет организации, которая
считает приоритетным юзабилити, а не маркетинг,
необходимо быть сильным и хорошо уметь фильтровать
информацию.

На месте коммерсантЪ - я бы предпочел OpenOffice =)
даже если бы показатели были 20%
скорость и точность - это навыки и опыт
а деньги можно вложить в другие направления...
Например обучить сотрудников 10-ти пальцевой печати
или основам дизайна

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Dear, ambex!

Вы конечно волновались, и возможно из-за этого часто уходили от
ответов. Не то что бы я волновалась, просто вопросов было такое количество, что я забывала первые, отвечая на последние.

Просто если взять Вашу презентацию отдельно от выступления или например статью, где используются такие слова как "поражение" и "победа" одного офиса над другим.  Презентацию отдельно от выступления смотреть нет смысла, там в основном только картинки. Хотя разница в 10% показана на одном из слайдов.

Все таки мне интересно нужели эти 10% окупают затраты на покупку лицензионного MSOffice 2007. Возможно и не окупают. Вы поймите, я не отстаиваю позиции Майкрософт, я отстаиваю честность исследования и актуальность. Я показываю результаты, а уж будут ли использовать компании MS или ОО - это дело каждого.

Россия идет в обратную сторону и узаконивает стандарт на цифровой документ ".doc"  Ничего общего с эффективностью работы, удобством здесь нет, -  это только политика.

оно в корне неверно  - изначально вопрос поставлен неправильно - и проводилось исследование на людях, которые в основном пользовались MSOffice2003. Ну почему неверно-то? Реальная ситуация такова, что у большинства офисных сотрудников большой опыт использования в работе MS Office 2003. Мы сравнивали эти два продукта в определенной среде, именно офисных сотрудников, опытных пользователей MS 2003, маркетологов и финансистов.

результаты меня потрясли - от силы лишь 2-3% из 500-600 студентов знают операционные системы отличные от винды разных версий. Ну так это жесткий маркетинг MS, но сейчас ситуация меняется.

Авторитет - это краеугольный камень в российской культуре.Так авторитет президента П. С этим утверждением я согласна, выглядит даже смешно, как люди готовы ему поклонятся. Но причем здесь это?

у людей уже укоренилось в сознании, что Винда - это отличная ОС.  Не согласна, все кругом кричат что MS дьявол, но продолжают им пользоваться просто по привычке.

[...]
Может это только в провинциальных городах случается? Нет, такое случается со всеми, даже с опытными пользователями.

[...]
информацию. Упрекаете в слабости и неумении фильтровать информацию? Где конкретно?

ambex

On 18 дек, 13:10, "Ксения Стернина" <ksenja...@gmail.com> wrote:
> Упрекаете в слабости и неумении фильтровать информацию? Где конкретно?
Скорее отмечаю...
что MS пользуется юзабилити-тестированием, как политическим средством
продвижения продуктов, и как мне кажется прикрываются профессионалами
в области UX -то есть Вами.
Как уже отмечал - нечестно сравнивать OpenOffice с MSOffice2007,
то есть не смотря на возможную правильность проведения исследования,
отправная точка неверна.
Это все равно что сравнить христианство с буддизмом,
мы проведем тщательное исследование по всем параметрам,
и докажем, что одна из религий на 10% эффективней действует
на просветление людей.
Однако, на мой взгляд, "Edem das Seiner" - "Каждому свое"...

Поэтому здесь тема политики и юзабилити переплетаются в
сфере маркетинга.
С одной стороны все-национальный маркетинг - это большая политика
http://www.itsec.ru/newstext.php?news_id=23490
(Кстати, не смотря на встречу Медведева с Гейтсом и на
продвижение продуктов MS в российских школах,
сам Медведем пользуется Apple Mac - это о чем-то говорит.)

С другой стороны юзабилити исследования подтверждают
эффективность и будущую успешность продукта.
Получается что юзабилити+маркетинг = политика.
Политика - это власть над информацией. Она предоставляется
большими денежными средствами, конечно же "правильно"
направленными.
Возможно я путано выражаюсь - лучше не получается...
Поэтому лучше почитать Словарь тактической реальности (англ.)
http://world-information.org/trd
Он издавался на русском языке
текст на русском можно скачать здесь
http://www.koob.ru/bekker_konrad/slovarmz_takticheskoj_realmznosti

zetta-ua

to Молодежное общество эргономического проектирования <<ЭргоПро>>
Ксения

По результатам исследования получилось что принципиально новый (рибон)
интрефейс пользоватли освоили быстрее чем привыкли к тому, что у
визуально более привычного интерфейса не все работает так, как они
привыкли?

В первом случае пользователь в шоке первых пол-часа пока не освоится,
а во втором все время и не знает откуда ему ждать сюрпризов?

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Hello ambex!

Извиняюсь, что не отвечала.

Как уже отмечал - нечестно сравнивать OpenOffice с MSOffice2007, то есть не смотря на возможную правильность проведения исследования, отправная точка неверна. Это все равно что сравнить христианство с буддизмом,

Вы проводите аналогию между религией и программными продуктами?

юзабилити+маркетинг = политика.

Совершенно гениальное заключение! Думаю, даже стоит запатентовать.

И еще. Мне всё равно, чем пользуется Медведев. И другие политические, маркетинговые рассуждения меня в данном случае также не интересуют (надеюсь, интересно другим читателям группы).  В этом посте вы задели честь и достоинство моей компании и меня лично. Моя цель здесь - вас опровергнуть, а не пускаться в путанные размышления.

Sorry for frankness

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Татьяна,

совершенно верно, так и получилось.

ambex

On 22 дек, 22:00, "Ксения Стернина" <ksenja...@gmail.com> wrote:

> Вы проводите аналогию между религией и программными продуктами?

Нет, я просто привел один из миллиона примеров,
хотя думаю некоторые фирмы (сами знаете какие) делают из ПО -
идеологию причем нездоровую
http://www.youtube.com/watch?v=wvsboPUjrGc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=tGvHNNOLnCk&feature=related

> юзабилити+маркетинг = политика.
> Совершенно гениальное заключение! Думаю, даже стоит запатентовать.

Вы не разделяете такую точку зрения?

> [...]

> В этом посте вы задели честь и
> достоинство моей компании и меня лично. Моя цель здесь - вас опровергнуть, а

"Цель здесь" - я уяснил =) а в целом? Вы ведь интересуетесь политикой
и тем, что творится в стране,
в которой Вы живете? Мне кажется любое действие фирмы должно иметь
какие-то
основания - будь то реализация каких-то идей во благо человека или
просто "For Fun", но не во вред человеку,
либо просто зарабатывание денег, либо глобальное зарабатывание путем
оболванивания потребителей,
в том числе помогать другим фирмам это делать.

> Sorry for frankness
Thanks =) frankly speaking, i try to understand the real motivation of
people to make business:
business for people, or business for business.

Anyway, money is ever only a means to an end of something more
profound like authority and pride...

best regards,
ambex

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Hello!

некоторые фирмы (сами знаете какие) делают из ПО - идеологию причем нездоровую

Думаю, они делают это потому, что некоторые люди на это ведутся.

Мнения по поводу юзабилити+маркетинг=политика не разделяю. Что здесь подразумевает юзабилити? Степень эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которыми продукт может быть использован определенными пользователями в определенном контексте использования для достижения определенных целей. Или проектирование с человекоцентрированным подходом? А марктинг. Ценообразование, товарная политика, прогнозирование и изучение спроса, рекламная деятельность, организация внутрифирменной культуры и т.д. Или просто продажи? В любом случае политика гораздо более ёмкое определение.

Я думаю, что как раз такие популистские заключения, как юзабилити+маркетинг=политика и сбивают народ с толку.

глобальное зарабатывание путем оболванивания потребителей, в том числе помогать другим фирмам это делать.

Alex! В очередной раз призываю вас отказаться от высокопарных фраз и привести факты оболванивания.

ambex

On 23 дек, 13:51, "Ксения Стернина" <ksenja...@gmail.com> wrote:
> Думаю, они делают это потому, что некоторые люди на это ведутся.
К сожалению, большая часть - особенно в России.

> Я думаю, что как раз такие популистские заключения, как
> юзабилити+маркетинг=политика
> и сбивают народ с толку.

Возможно, это не научно, но для меня очевидно,
когда "юзабилити" (и с ним юзабилити-тестирование), как
гуманистическое направление,
используется MS и 1С - как доказательство эффективности и
человечности их продуктов, которые на мой взгляд далеки от этого...

Особенно было и грустно и смешно смотреть на выступление на UX Russia
2008
представителя 1C, описывающего эффективность их нового интерфейса
Бухгалтерии,
который по их словам тестировалсяи проходил весь цикл проектирования,
однако на вопросы, например почему вылетающие окна "толпами" заслоняют
рабочую область,
отвечал - мол, "преемственность продуктов".

Факт оболванивания в том, что, на мой взгляд, нечестное сравнение
MSOffice2007 с OpenOffice - записывается, как "победа MS",
и что пользователи MSOffice2007 - просто таки в восторге и смайлик
":)" как корона,
а на OpenOffice - черная метка ":("
Что в который раз означает, что авторитет MS еще больше укрепился
среди компьютерно-безграмотных людей не знающих альтернативы продуктам
MS,
которые свободны и бесплатны и во многом лучше в удобстве
использования.

Даже не знаю как еще объяснить =)
это 3я или 4я попытка.

> В этом посте вы задели честь и достоинство моей компании и меня лично.
> Моя цель здесь - вас опровергнуть, а не пускаться в путанные размышления.

То есть Вы всеми правдами и неправдами будете все опровергать?
Думаю, проблема кроется в идентификации себя как части фирмы...
Вы не принадлежите фирме, так же как и она Вам - даже если Вы ее
создали...
Если не считать себя частью фирмы, можно видеть перспективы и
дальнейшее
развитие себя как личности, как профессионала...
И если действия фирмы не совпадают с Вашим личным мировоззрением,
я думаю лучше всего сменить фирму - или попытаться изменить эту фирму
так,
чтобы сотрудники ее понимали ответственность за каждые совершенные
действия.
Здесь мы уже затрагиваем подход к жизни в целом, так как на работу мы
тратим 1\3 жизни,
1\3 - на сон, и 1\3 - на свободное время, если повезет - потому что
чаще эта треть
уходит на бытовуху.

Ксения Стернина

to erg...@googlegroups.com
Теперь к смайликам предеремся? :)  Они прилагаются к моему докладу, в котором всё объяснено. И не надо всё воспринимать так фатально: "авторитет MS еще больше укрепился среди компьютерно-безграмотных людей не знающих альтернативы продуктам MS,". Об ограничениях этого проекта я также явно указала.

Даже не знаю как еще объяснить =)  это 3я или 4я попытка.   Я тоже устала объяснять. Ощущение, что разговариваем мы на разных языках: я - про исследование, а вы про то, как несправедлив мир. Думаю, пора эту тему закрывать. Человеки, по всей видимости, устали всё это читать.

То есть Вы всеми правдами и неправдами будете все опровергать? Ну почему же! Только правдами.  :)

Думаю, проблема кроется в идентификации себя как части фирмы... Вы не принадлежите фирме, так же как и она Вам - даже если Вы ее создали...
 С чего вы взяли, что я себя идентифицирую с компанией? И причем вообще тут идентификация? Я отвечаю за свои действия. А вы (за свои слова)?

so sorry, но тему эту пора закрывать, поскольку работы достаточно много. Спасибо, за ваше мнения, я приняла его к сведению. Дальнейшие рассуждения считаю бессмысленными.

ambex

On 24 дек, 18:14, "Ксения Стернина" <ksenja...@gmail.com> wrote:
> Спасибо, за ваше мнения, я приняла его к сведению. Дальнейшие рассуждения
> считаю бессмысленными.

Вам спасибо. С наступающим Новым годом.

всего доброго,
ambex