*[Enwl] Пределы роста в Советском Союзе и в России

ENWLine

Jun 14, 2021, 1:11:17 PMJun 14
to "ENWL-uni"

Друзья,
в нашей конференции 8 июня принимал участие замечательный человек, член Римского клуба из Италии,Уго Барди.
Мы обменялись нашими суждениями о приложимости модели "Пределы роста" к коллапсу Советского союза, и выяснили, что мы не одиноки ни в настоящем, ни в прошлом.
Читайте его статью, наслаждайтесь, делайте выводы (ниже или по ссылке).

Здоровья, творчества, успехов,
Свет

Пределы роста в Советском Союзе и в России: история неудачи.

Уго Барди. 2015.

https://cassandralegacy.blogspot.com/2015/08/the-limits-to-growth-in-soviet-union.html

Выше вы можете увидеть полную запись лекции 2012 года, прочитанной в Москве Деннисом Медоузом, одним из авторов доклада "Пределы роста" 1972 года. Это долго, больше часа, но - если у вас нет времени смотреть все это - я предлагаю вам перейти на 21-ю минуту и посмотреть, как Деннис Медоуз показывает эту книгу.

Она называется "Советский Союз и Россия в глобальной системе." По словам Медоуза, в 1980-х годах Виктор Геловани, первый автор книги, адаптировал к Советскому Союзу модель мира, используемую для "Пределов роста". Он запустил ее и обнаружил, что Советский Союз вот-вот рухнет. Затем Медоуз говорит: "Он пошел к руководству страны и сказал: " Мой прогноз показывает, что у вас нет никакой возможности. Вы должны изменить свою политику", и лидер сказал: "Нет, у нас есть другая возможность: вы можете изменить свой прогноз"."

Анекдот Медоуза в основном подтверждается Rindzevičiūtė Риндзевичюте, который написал отличную статью, в которой рассказывается вся история. Оказывается, неправда, что "Пределы роста" игнорировались в Советском Союзе, как могло бы сложиться впечатление из документов, имеющихся на Западе. Исследование "Пределы" было переведено на русский язык, хотя оно распространялось только в очень ограниченных кругах (создавая, кстати, оживленный черный рынок, как описывает Риндзявичюте на стр. 6). Несколько советских ученых очень хорошо знали это исследование, у них были контакты с его авторами, и некоторые из них приложили значительные усилия, чтобы предупредить руководство Союза о том, что система рухнет. Они не имели большого успеха, как говорит Медоуз в своем выступлении.

Теоретически можно было бы подумать, что советские лидеры могли бы рассматривать "Пределы роста" как полезный инструмент планирования. В принципе, у них были способы реализовать на практике рекомендации, полученные из моделей, чтобы избежать коллапса. Но это было не так. Реакция советского руководства была такой же, как и на Западе. И советские, и западные лидеры были полностью привязаны к концепции "роста любой ценой" и невосприимчивы к изменениям. Таким образом, предупреждение было проигнорировано по обе стороны железного занавеса.

Другим, чрезвычайно интересным элементом этой истории является то, как она показывает, что советский крах был системным; он был вызван огромными военными и бюрократическими расходами, которые производственный сектор экономики становился неспособным нести. Другими словами, кажется очевидным, что это не было вызвано Мишкой Меченым (сумасшедший Горбачев) или злым заговором западных спецслужб (хотя и то, и другое, возможно, сыграло свою роль). В целом, мы имеем здесь замечательное подтверждение предсказательной силы моделирования мира: в 1980-х годах ему удалось предсказать крах значительной части мировой экономики. Другой, еще больший кусок рушится прямо сейчас.

Еще один интересный момент связан с изучением того, извлекло ли нынешнее российское руководство что-то из опыта старого Советского Союза. По-видимому, нет, потому что сегодня, похоже, не существует серьезных дебатов об истощении полезных ископаемых в России. Большинство россиян, похоже, убеждены в том, что их минеральные ресурсы богаты и что они могут использовать их по своему желанию в обозримом будущем. Следовательно, истощение не является проблемой, о которой они должны беспокоиться.

Разговор Медоуза подтверждает это впечатление. Даже не обращая внимания на то, что говорит Медоуз, посмотрите на лица и позы молодых людей в аудитории - их иногда показывают в фильме. Я могу сказать вам, что за эти годы я развил определенную степень телепатических способностей в понимании чувств моей аудитории. И я могу сказать вам, что большинство студентов, слушающих Медоуза, полностью ему не верят - или мне так кажется (также моя русская подруга сказала, что это был "самый скучный разговор, который она когда-либо слышала"). Обратите также внимание на глупые и незначительные вопросы, которые студенты задавали Медоузу в конце выступления. Он рассказал им о предстоящем конце света, и они спросили его, удобно ли инвестировать в компании, производящие воду... Давай же!

Но отсутствие понимания пределов роста в России на самом деле не является чем-то особенным. Это правило во всем мире. Кроме того, Россия сейчас находится в режиме полной чрезвычайной ситуации, и главным приоритетом для россиян является спасение своей экономики от внешних атак. Их нельзя винить, если у них нет (и, возможно, им не нужно) группы Кассандр, которые есть у нас на Западе, седовласых людей, которые продолжают рассказывать о темных и ужасных вещах, которые грядут, и которых никто не слушает.

С Кассандрой или без нее ситуация в России может быть не такой уж плохой. Дмитрий Орлов описал, как советская экономика была гораздо лучше приспособлена, чем западная рыночная экономика, к адаптации и выживанию в условиях системного коллапса, описанного в книге "Пределы роста." Те же соображения могут относиться и к нынешней российской системе. Итак, будущее, как всегда, непрозрачно, но, если вы спросите меня, какая экономика рухнет следующей, я бы не стал спорить, что это будет Россия.

--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "seu-international".

Sent: Sunday, June 13, 2021 10:45 AM
Subject: Пределы роста в Советском Союзе и в России