Према: рассказы о вечных отношениях

Nirmala dasi

to bvnm-ha...@googlegroups.com

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны.

11 февраля исполняется сто лет со дня явления нашего возлюбленного Шрилы Гурудева, ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа.

В честь этого события мы хотим представить вам воспоминания Премананди диди (Италия), которая была со Шрилой Гурудевом с самого рождения. Ее родители, Лила-пурушоттама Прабху и Кришна деви даси, впервые встретили Гурудева в 1982 году, а в 1984 году приняли у него полное прибежище. Впоследствии они неоднократно устраивали его фестивали в Италии.

Премананди диди рассказала нам, почему она стала писать эти воспоминания:

“Я написала их, потому что нахожу полезным для всех памятовать Гурудева, его любовь и милость.

Это не дневник, а медитация, которая постоянно происходит у меня в уме, поскольку Гурудев велел мне записать золотыми буквами в сердце все, что он рассказывал (включая лекции). Более того, я жажду быть с Гурудевом всегда, в любой момент. Он как моя Полярная Звезда, которая указывает мне дорогу в путешествии через океан жизни. Это желание растет, становясь все сильнее. Так же девушка живет надеждой на встречу со своим возлюбленным, а ученый рвется узнавать все больше и больше. Каждый, кто встретил Гурудева, живет надеждой на то, чтобы приближаться к нему день ото дня.

Лелеющий в сердце подобное желание, живущий воспоминаниями и служением, не встретит на своем пути никаких препятствий, и безграничная милость Гурудева снесет все преграды, которые могут встретиться ему. Это потому, что такая личность находится в лучах его хари-катхи и личных наставлений, которые озаряют каждый уголок ее сердца, и ведут по пути к ее вечному служению.

С таким желанием, с такой надеждой я записываю личные наставления Шрилы Гурудева и его благословения. Они настолько могущественны, что способны помочь не только одному ничтожному существу, но и всем, кто, пребывая в разлуке с ним, найдет в них утешение”.

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

Према: рассказы о вечных отношениях

Размещено на bhaktabandhav.ru

prema.jpeg

 Фестиваль в Италии 1999 года

Первая публичная программа Гурудева в Италии в 1999 году проводилась в городе Новара, в муниципальном здании в центре города. На этой программе присутствовали преданные из Милана и Турина, а также гости. Гурудев говорил о чистом бхакти и различиях между вечной и временной дхармой

Группа преданных из Европы присоединилась к туру Гурудева, который включал Флоренцию, Виареджио и Рим, они ездили на всех доступных средствах передвижения: поездом, на машинах, в фургонах.

Затем Гурудев посетил «Виллу Бхактиведанты», что в нескольких километрах от Флоренции. Там преданные со всей Италии собрались, чтобы послушать сладкую хари-катху Гурудева. Преданный из ИСККОНа проводил программу в большом зале своего дома, там было двести пятьдесят преданных.

На «Вилле Бхактиведанты» Шрила Гурудев к своему удивлению встретил Шрилу Бхакти Вайбхава Пури Махараджа – он также путешествовал по Италии. Гурудев пожелал встретиться с ним и предложил свои дандават-пранамы. Шрила Пури Махарадж попросил Гурудева дать лекцию, потому что он устал от постоянных переездов.

Среди собравшихся преданных там было много учеников Бхагавана даса, а также старших духовных братьев Лилы-пурушоттамы. Гурудев был несказанно счастлив впервые выступить перед итальянскими преданными. Так как они практиковали много лет, он стал описывать славу Шри Чайтаньи и манджари-бхавы. Он сказал, что у него всегда были приятные воспоминания об итальянских преданных, потому что во время парикрамы в конце 1980-х годов большая группа преданных во главе с Локанатхой Свами, лидером итальянской пада-ятры, приехала в Кешаваджи Гаудия Матх, и каждый купил у Гурудева книгу. На преданных, которые впервые оказались на программе в Тоскане, Гурудев произвел очень большое впечатление. Они никогда раньше не слышали те возвышенные темы, о которых Гурудев рассказывал.

Все помогали в организации грандиозного прасада

Ночь Гурудев провел в доме преданных.

На следующее утро, перед отъездом на шестидневный фестиваль в Виареджио, Лила-пурушоттама спросил у Гурудева, не желает ли он увидеть Божества ИСККОНа на «Вилле Вриндавана». Гурудев тут же ответил: «Нет. Радха и Кришна не остаются в том месте, где непочтительно относятся к Вайшнавам. Это всего лишь безжизненные статуи».

***

После киртана Гурудев заговорил очень мягким голосом: «Этим утром мы прогуливались по побережью моря. Повторяя свои круги, я вспомнил стих, в котором гопи чувствуют разлуку с Кришной: эвам-вратах сва-прия-нама-киртья. Я размышлял над значением этого стиха, описывающего преданного, который развил сознание Кришны до уровня рати. Рати – это первый лучик премы. Так, прогуливаясь с Враджанатхой и Лилой-пурушоттамой по побережью моря, я медитировал на значение этого стиха. Вдруг я увидел печальную сцену, которая тронула меня до глубины души. На дороге рядом с берегом сидел пес. Казалось, что он ждал кого-то. Его морда была испачкана грязью, а глаза полны слез».

Чувства Гурудева усилились и наполнили слова чувством разлуки. Шрила Гурудев безуспешно пытался сдержать слезы. Когда повествование подошло к концу, он приподнял руки, чтобы уголком фартука санньяси вытереть слезы, и в этот момент гирлянда, висевшая у него на шее, порвалась, и цветы бесшумно посыпались во все стороны.

Я сидела напротив Гурудева, и некоторые цветы упали передо мной, благословляя меня. Я могу сказать одно: когда Гурудев говорил, от него исходила мощная сила. Его голубые глаза лучились, голос дрожал, руки танцевали, а в его сердце вздымались волны переживаний, и они наполняли сердца преданных, которым повезло находиться там в тот момент.

Это невозможно выразить словами.

В Виареджио Гурудев пробыл пять дней. Все это время он давал сокровеннейшие лекции по “Рупа-шикше”, “Санатана-шикше” и стадиях роста бхакти-латы, как это описано в “Мадхурья-кадамбини”. Там было около полуста слушателей: мало кто приехал из Италии выразить почтение Гурудеву, слушая его хари-катху. В связи с тем, что итальянские преданные не принимали участия, некоторые из учеников Прабхупады, ездившие с Гурудевом в туре, предложили немедленно поехать в Рим для участия в следующей программе. Лила-пурушоттама не согласился, потому что фестиваль уже был организован. Он сказал, что хари-катха Гурудева это шабда-брахман, очищающий звук, который достигает даже самых отдаленных уголков на планете, и что Гурудев мог бы давать очень сокровенные лекции. Гурудев поддержал решение не менять планы и остаться в Виареджио. Фактически он погрузился в очень глубокие чувства в окружении только достойных преданных, которые слушали эти замечательные лекции.

Однажды, возвращаясь с утренней прогулки, Гурудев рассказал о том, что он осознал, гуляя по пляжу Виареджио. Когда Гурудев вернулся в место проведения фестиваля, он молчал, погруженный в себя.

Предостережение при поклонении Говардхану

В месяц Картика 2001 года мы участвовали в парикраме. В то время праздник Говардхана Аннакута проводился в Моди-бхаване, гостевом доме с большим садом и видом на Говардхан. По случаю праздника Гурудев раздал корзины, наполненные восхитительными яствами, приготовленными преданными для Говардхана, и возложил их лично на головы тех, кто отправился с процессией для подношения холму.

Днем нашей семье удалось получить личный даршан Гурудева, и мы воспользовались этим, чтобы попросить его разрешения взять с собой Говардхана-шилу в Италию. Гурудев стал очень серьезным.

«Учтите один важный момент. Поклонение Говардхану требует много времени и внимания, произнес он. Шрила Рагхунатха дас Госвами получил Говардхана-шилу от Махапрабху. Он поклонялся ей со слезами премы и глубокими духовными чувствами. У меня самого нет Говардхана-шилы, потому что я не считаю себя столь же достойным, как Рагхунатха дас Госвами. У меня просто есть изображение холма Говардхана, и это равнозначно тому, как если бы я имел шилу. Я беспокоюсь за вас и вашу династию, поэтому прошу вас отнести шилу туда, где вы ее нашли. Несколько лет назад Тамал Кришна Махарадж задал мне аналогичный вопрос относительно личного поклонения Говардхана-шиле, и я посоветовал ему не идти по этому пути, потому что это может привести к оскорблениям и, следовательно, отклонению от чистого бхакти. Однако он не послушал моего совета, и вскоре его ум изменился. Он начал оскорблять Вайшнавов, общаться с людьми, настроенными против бхакти. Поэтому я считаю, что именно оскорбления, совершенные в поклонении Говардхану, стали причиной его падения и внезапной перемены».

Сказав это, Гурудев, чтобы утешить нас, дал нам четыре глиняных горшочка со сладким рисом, который в тот момент преданные привезли Гурудеву от знаменитого Кшир-чора Гопинатхи, которого стали так называть из-за истории со Шри Мадхавендрой Пурипадом. С огромным счастьем все принялись почитать этот особый маха-прасад, полученный из рук Гурудева. Этот сладкий рис удовлетворил все наши духовные желания.

Особое благословение

В конце последнего фестиваля в Италии в 2010 году Гурудев и преданные-организаторы пробыли на холмах Массарозы около двух недель. Каждое утро Гурудев отправлялся на прогулку по набережной Виареджио, где он побывал во время своей первой поездки в Италию, и выглядел очень серьезным и поглощенным в повторение мантры. Вернувшись с прогулки, он сел в саду пообщаться с преданными и выслушать их вопросы. Все имели возможность каждый день лично разговаривать с ним и получать наставления.

Однажды утром Кришна-деви попросила у Гурудева благословений на ее день рождения. Гурудев удивленно сказал: «О, ты никогда ничего раньше не просила! Скажи мне, чего ты хочешь?»

– Я хочу, чтобы мой ум всегда помнил вас и никогда не забывал, как в этой жизни, так и в следующей, и в любой другой будущей жизни.

Гурудев немедленно поднял правую руку и, положив ее на голову Кришны-деви, произнес: «Да будет так! Я дарую тебе это благословение».

В этот момент все присутствующие преданные радостно и громко воскликнули: «Джай Гурудев!» Тот, кто постоянно памятует чистого преданного, безусловно обретет общение с ним,  где бы он ни находился. Я подумала, что моя мама точно достигла успеха в жизни и быстро придет к вечной цели. Я и сама бы хотела обрести когда-нибудь эту удачу. Таким образом волна счастья превратилась в волну тоски и разлуки.

В те несколько мгновений, когда я думала об этом, глядя на лотосные стопы Гурудева, я не заметила, что он наблюдает за мной. Гурудев тут же сказал: «Сегодня я решил дать это благословение не только тому, кто его просил, но и всем присутствующим, кто слушал».

Преданные (семья Лилы-пурушоттамы Прабху, Гопинатха Прабху и Тунгавидья даси) спонтанно стали аплодировать особой милости, полученной от Гурудева, но Гурудев, в свою очередь, приготовил для нас еще одну личную просьбу, которую он проявил перед тем, как навсегда покинуть Запад. Но это другая история...

P.S. Я молюсь, чтобы каждый, кто читал о благословениях Гурудева, получил тот же результат – вечно помнил его и был с ним. Всегда.

Если сердце не тает

Во время фестиваля в Германии в 2003 году я подошла к Гурудеву непосредственно перед тем, как он вошел в зал, где проходили лекции, и сказала ему: «Гурудев, у меня очень большая проблема!»

Гурудев заметно встревожился, поскольку я никогда не просила у него советов по незначительным вопросам или в связи с материальными трудностями (я просто хотела выразиться по-другому и увидеть его реакцию). Он приблизился, широко открыв глаза, и прислушался.

Я продолжила: «Гурудев, я сильно обеспокоена тем, что мое сердце не тает. Там нет бхавы. Что мне делать? ''

Услышав вопрос, он расслабился и решительно ответил: “Не беспокойся, однажды по моей милости ты получишь бхаву. Я хочу дать тебе все, что есть в моем сердце, но сначала стань квалифицированной. Бхава означает погружение в глубокий океан бхакти. Там, в глуби океана расы ты сможешь найти голубой сияющий ниламани. Нила означает синюю одежду Шримати Радхики, и Кришна украл Ее одежду. Но в более глубоком смысле это означает, что любовь Шримати Радхики настолько непостижима, что Кришна отдает ей Свое сердце. Или Радхика похищает Его сердце. Это бхава. Итак, благодаря следованию моим наставлениям и чтению моих книг по моей милости все придет. Мы одна семья, и ты несомненно достигнешь той же цели''.

Затем Гурудев продолжил свой путь на лекцию, оставив меня в безмолвии своими чудесными словами надежды и сиянием голубых сапфировых глаз, которыми он похищал сердца...

В конце фестиваля в Виареджио Гурудев приехал в Рим, последний пункт итальянского тура. Храм Гаура-мандала в Непи расположен на римских холмах, примерно в сорока километрах от центра города. Как и в Тоскане, здесь собиралось много преданных на лекции Гурудева, так что храм был заполнен до отказа. Перед Божествами Панча-таттвы Шрила Гурудев рассказывал об играх Шри Чайтаньи Махапрабху, о важных моментах, касающихся общения с Вайшнавами, и о качествах истинного гуру, как это описано в «Чайтанья-чаритамрите».

Путешествие в Базилику Святого Петра

В Виареджио была очень душевная атмосфера, а в последние дни в Риме Гурудев проявил себя как могущественную личность, как идеальный представитель всех Вайшнавов.

Однажды некоторые преданные, жившие поблизости, спросили Гурудева, не хотел бы он посетить Колизей, руины древней Римской империи и Ватикан. Гурудев отправился на машине в сопровождении Лилы-пурушоттамы Прабху, Враджанатхи Прабху и Бхудары Прабху. Они осмотрели Колизей и археологические раскопки Римской империи. В конце преданные вошли в Базилику Святого Петра. Гурудев молча осмотрел великую Базилику, прошел через центральный зал к алтарю. Там, в боковой часовне, была дверь с надписью «Комната сокровищ». Здесь Гурудев спросил Лилу-пурушоттаму Прабху о значении написанного, а затем Гурудев сказал: «У нас тоже есть сокровище – Шримад-Бхагаватам!»

Лила-пурушоттама Прабху ответил: «Не одно, а 16 108 драгоценностей» (шлоки “Шримад-Бхагаватам”)!»

Гурудев одобрительно улыбнулся. После этого короткого визита Гурудев попросил вернуться в храм. Там он сказал Кришне-деви, что в Базилике пахнет смертью, потому что они убивают маленьких телят, и ему пришлось немедленно принять душ.

Кришна-деви сразу ответила: «Но с тех пор, как вы вошли туда, это место стало маха-тиртхой, и теперь миллионы людей, придя туда, очистятся».

Гурудев улыбнулся.

try_gk0aue.jpeg

Гурудев и картина с Господом Рамой

В храме Гаура-мандала есть огромная картина, на которой изображено триумфальное возвращение Рамы, Ситы, Лакшмана и Ханумана в Айодхью после убийства Раваны и долгого изгнания. Гурудев обычно сидел в кресле рядом с картиной и общался с преданными. Однажды в такой момент я вошла в комнату, чтобы предложить ему пранамы, и увиденное так очаровало меня… Преданные пришли поклониться, и я с удивлением заметила, что Гурудев словно стал частью картины, проявив себя как представитель Рамы, который принимал любовь и молитвы Своих преданных после очень долгой разлуки. Погрузившись в размышления об этом, я совершенно забыла предложить пранамы Гурудеву, и когда все преданные ушли, чтобы выполнять свое служение и обязанности, я так и стояла неподвижно.

Гурудев наблюдал за мной в течение нескольких секунд, а затем сказал: «Я никогда не знаю, как с тобой завести разговор. Иногда ты выглядишь очень маленькой, а иногда такой высокой (он поднял руку к небу). Мы никогда не разлучимся. Наша встреча вечна: мои двери всегда будут открыты для тебя (Гурудев принял позу Ханумана, который разрывает грудь руками, показывая  Повелителей своего сердца)».

Его слова, полные любви, до сих пор находят отклик в каждом атоме и в каждом, кого я встречаю. Он дал прекрасное описание той сцены и намек, как лучше понять себя.

В аэропорту Рима перед вылетом в Соединенные Штаты Америки Гурудев сказал Лиле-пурушоттаме и Кришне-деви: «Я был очень рад побывать в Италии. Я доволен прошедшими программами. Всем, кого я встретил, я что-то дал. Я снова вернусь ради тебя. Я вернусь ради нее».

prema-narayana-maharadzh-prabhupada.jpeg

Инаугурация мурти Свами Прабхупады

В начале 80-х мои родители впервые поехали в Индию, потому что ИСККОН дал им задание закупить все необходимое для преданных всей Европы (параферналии для пуджи, музыкальные инструменты, духовную одежду, благовония, картины, мурти, четки, кантхималы и т.д.). В тот раз у них была возможность на время остановиться во Вриндаване. Раньше западным преданным из ИСККОНа не разрешалось свободно летать в Индию.

...Это был день инаугурации золотого мурти самадхи Шрилы Бхактиведанты Свами, и там был особый гость, которого все ждали: это был Гурудев. Он появился в сопровождении грандиозного киртана и долго говорил о славе Свамиджи. Мой папа до сих пор прекрасно помнит тот день (он сделал все эти фотографии).

Гурудев говорил в общей сложности три часа, но в течение двух часов он цитировал и пел только шлоки из Вед, Пуран, Упанишад и «Бхагаватам» в доказательство того, что Свами Махарадж был шакти-авеша-аватарой, особой душой, наделенной полномочиями выполнять определенное служение. Все были поражены речью Гурудева. Они чувствовали его шакти. Мой отец понял, что находится рядом с маха-бхагаватой. Все другие гуру не шли с ним ни в какое сравнение, и с того дня он принял его своим гуру и начал регулярно получать его даршан и наставления, исполненные любви. Это стало для всех нас вечной связью...

Особое приглашение от Гурудева

Однажды нам удалось побывать во Врадже во время Картики всей семьей. Это был наш первый визит в храм Гопинатх-бхаван во Вриндаване. Он тогда еще находился в процессе строительства. Гурудев позвал нас на даршан и спросил наше мнение о новом храме. Мы все выразили свое изумление. Затем он поделился с нами, что планирует дожить до очень преклонного возраста, и спросил, сможем ли помогать ему в будущем.

С большой любовью он произнес: «Когда мне исполнится сто лет или больше, мне понадобится ваша помощь. Я выбрал это место недалеко от Имлиталы, чтобы отдыхать от  проповеднических туров. Находясь в этом священном месте  и глубоко погрузившись в бхаджан, я покажу миру, что такое рагануга-бхакти. Таково желание моего Гурудева.

Затем он сделал паузу и с еще бОльшей нежностью сказал: «Вы приглашены!»

Приглашение все еще действует, и так будет всегда…

P.S. Гурудев кое-что добавил. Обратившись к моим двум братьям, он сказал, что, точно так же как Джаганнатху даса Бабаджи в путешествиях носили в корзине двое его слуг, мои братья должны будут носить его в преклонном возрасте. Красивый образ светлого будущего с ним и его духовной семьей…

Любовь красного цвета

Во время Картики 2003 года со мной произошло удивительное приключение. В один из дней этого священного месяца я, соревнуясь с братьями, пришла на Гулала-кунду еще до того, как там появилась группа парикрамы. Я никак не ожидала, что Гурудев будет там. Он в сопровождении нескольких севаков ждал, когда все придут. Солнце только взошло над горизонтом, его янтарные лучи осветили потаенные места священного леса Камьявана.

Я предложила пранамы, положив голову на мягкую, свежую, исцеляющую пыль этого чарующего озера, и, как только встала, Гурудев посмотрел на меня и сделал жест, как будто убирал что-то с носа... Он повторил это движение еще два раза, и я поняла, что у меня что-то на носу, поэтому смахнула это.

Тогда Гурудев сказал: «Ты пришла первой! Никто не смог обогнать тебя. Тебе так повезло быть здесь со мной. Даже Брахма и Шанкара не могут так легко достичь пыли, которой коснулись лотосные стопы Радхи и Кришны в сокровенных местах Враджа. Здесь все красного цвета из-за праздника холи и глубокой любви Шримати Радхики, которая пронизывает весь Врадж, но красный гулал коснулся только кончика твоего носа. Я хотел убрать это маленькое пятно и полностью погрузить в эту любовь тебя, а также весь мир».

В это время прибыли преданные, санньяси, садху и Вайшнавы, и Гурудев расположился на маленькой платформе перед озером. Вся территория заполнилась паломниками, которые удивились, обнаружив там Гурудева. Все жаждали его послушать. В этот момент он позвал меня и попросил сесть рядом с ним на платформе. Я сразу же отказалась (и покраснела, смутившись), а Гурудев рассмеялся: «Вот теперь ты вся стала красная!»

prema-narayana-maharadzh-bhakti.png

Общение взглядами

Гурудев приехал в наш дом в апреле 1999 года. Он прилетел из Мумбаи с программы, на которой приняло участие более 10 000 человек, и у него несколько дней не было голоса. Он спал в моей маленькой комнатке, и его храп эхом разносился повсюду. Моя семья ушла из дома ради Гурудева и его севаков, поэтому мы спали на улице в палатке. Гурудев был так тронут этим. Он сказал, что может перейти в палатку, а мы, дети, вернемся в комнату рядом с камином. Я и мои братья не понимали по-английски, а Гурудев так хотел с нами общаться! Поэтому он попросил мою маму составить список ласковых слов на итальянском: «Пойдем со мной», «Ты мне очень нравишься», «Ты очень хороший ребенок», «Твое сердце очень сладкое», «Я тебя очень люблю».

Через несколько дней я встретила Гурудева. Он гулял по саду и смотрел на лес вокруг дома. Ни я, ни он не произнесли ни слова...

Позже в тот же день он сидел с преданными и моими родителями в алтарной. Гурудев обратился ко мне: «Я хотел поговорить с тобой раньше, но ты не понимаешь по-английски!» Выслушав перевод, я ответила, что мы общались глазами.

Гурудева так позабавил мой ответ: «О да! Глаза и сердце могут сказать то, что невозможно передать словами. Это настоящий язык бхакти, и я отдал тебе все свое сердце. У тебя есть гопала-мантра? Ты должна иметь ее, и очень скоро ты взлетишь (и он показал на небо)".

Вечером мне поручили приготовить пиццу для всех пятидесяти неожиданных гостей, и я пошла на кухню готовить тесто. Я пела «Говинда Дамодара Мадхавети», смешивая один за другим все ингредиенты, и в какой-то момент почувствовала что-то вроде укола в груди, и словно меня обожгло. Гурудев смотрел на меня через слегка приоткрытую дверь, и как только я его увидела, он сразу же ушел, притворившись, что ничего не видел.

Преданные предложили пиццу и сказали Гурудеву, что это самое знаменитое блюдо в западных странах, поэтому он согласился попробовать небольшой кусочек: «Если преданным это так нравится, то оно должно быть и на Голоке Вриндавана».

P.S. Изображение выше относится к тем временам, но фотоаппарат отснял два снимка на один кадр: словно два Гурудева, его мистические проявления...

Према Нараяна Махарадж Туласи.jpeg

Пусть рядом будет нежная Туласи

Я была совсем маленькой, когда впервые увидела эту фотографию, но она произвела на меня очень сильное впечатление и ощущение долгожданной встречи. Эта фотография была на задней обложке одной из первых английских книг Гурудева. Прошло много лет, и вот, в 2001 году, настал день прибытия Гурудева на фестиваль на озере Маджоре. Мы все встретили его, показали место проведения фестиваля, кухню, зал и, наконец, его покои: простой и тихий коттедж с чудесным видом на озеро (как на фотографии). Мы спросили его, нужно ли что-нибудь еще в его комнату, и он рассказал, как счастлив быть с нами, и какое это живописное место, словно кунджа, и воздух такой свежий и полезный.

Затем его голос изменился: стал намного тише и мягче. Он спросил, есть ли молодая, нежная Туласи, которую можно было бы поставить рядом. У нас не было маленькой, но он настаивал: «Когда я повторяю свои мантры, я всегда хочу, чтобы рядом со мной была нежная Туласи. В тот день, когда я осознал своей вечный духовный облик, я сидел рядом с молодым деревцем Туласи». С тех пор мы всегда привозили маленькую Туласи, вспоминая о том, с какой нежностью он милостиво рассказал нам об этом откровении.

На ком сосредоточена Према?

Я помню один особенный день в Девананда Гаудия Матхе. Я только что обошла вокруг алтаря внизу и добралась до веранды, где Шрила Гурудев обычно сидел, как вдруг услышала его голос. Я распростерлась под столом, чтобы дотянуться до его стоп, и когда встала, то увидела рядом с Гурудевом другого Вайшнава – это был Шрила Бхактиведанта Тривикрама Махарадж.

Гурудев начал гладить меня по голове. Он сказал Тривикраме Махараджу: «Знаешь, это Према, она всегда сосредоточена!»

Тривикрама Махарадж спросил: «А на чем сосредоточена?»

«На мне!!!» – воскликнул Гурудев.

Затем Махарадж ответил с сарказмом, чтобы спровоцировать Гурудева: «О, я вижу. Она сосредоточена на тебе вместо Кришны! Тогда она может пойти с нами на программу...»

– Я уже объяснил тебе, что в это время каникулы, школы и гимназии закрыты или заняты подготовкой к экзаменам и тестам. Кто пойдет на твою продвинутую лекцию по философии?

– Ну по крайней мере мы можем проверить прему... Тесты проходят каждый день. Ты также не сможешь их избежать!

Затем они заговорили на бенгали, и пламя их любви друг к другу разгоралось, так как обсуждение, казалось, стало очень сокровенным. Я снова предложила свои дандаваты, и Гурудев поднял руку в знак благословения, а Тривикрама Махарадж сложил ладони, показывая свое смирение и непостижимую глубокую преданность каждому.

Я была поражена. На мгновение я превратилась в компонент их обмена любовью.

Так я встретила Шрилу Бхактиведанту Тривикраму Госвами Махараджа.

Разоблачение девочки с Голоки

В 2004 году Гурудев впервые решил остановиться только в одной стране на фестиваль в Европе, и все преданные собрались там на первый европейский фестиваль. Он выбрал Италию, поэтому перед нами стояла задача организовать его программу и разместить всех преданных в одном месте. По воле Господа мы нашли красивое место на озере Маджоре, оно всем понравилось. На пятый день преданных итальянской ятры пригласили на даршан с Гурудевом – помочь преданным из разных стран увидеться с ним и задать вопросы.

Когда я вошла, комната была уже заполнена, и один преданный задавал вопрос про Божества. Гурудев объяснил, что поклонение Радхе-Кришне и Махапрабху принесет высшие реализации на зрелой стадии бхакти

Затем преданный добавил, что хотел бы поставить на алтаре и Нрисимхадева, но Гурудев, сделав серьезное выражение лица, ответил: «О, лучше поклоняйся Лалите. Она свирепее Нрисимхадева и может отругать Кришну за Его привычку обманывать. Она очень сильная. Она способна разгадать желания и мотивы человека. Мы находимся в ее линии, поэтому я знаю, что кого-то в этой комнате не должно быть».

Вдруг он повернулся ко мне.

Голос Гурудева зазвучал повсюду: «Ты хотела всех обмануть. Но я знаю, кто ты на самом деле! Ты не итальянка, ты девочка с Голоки Вриндаваны. Это не твое место. Кто-нибудь, пожалуйста, проводите ее из комнаты. Эта встреча только для итальянских преданных!»

Я почувствовала любовь Гурудева, когда он прививал мне понимание, кто является его духовной семьей. И, конечно, он произвел неизгладимое впечатление на всех слушателей своим лукавым обвинением в адрес невинной обманщицы. (Он использовал подобное обвинение и в других случаях, не позволяя мне войти с помощью его данды. Я молюсь поскорее осознать его настроение и видение!)

“Вы останетесь со мной навсегда”

В конце Картики парикрама всегда преподносит сюрпризы. Мы остались на вторую половину паломничества и пересекли землю царицы Варшаны и все окружающие леса. В первый день по прибытию в Моди-бхаван Гурудев воскликнул, распахнув руки: «Теперь, когда вы пришли сюда, вы мои, и я никогда вас не отпущу. Вы останетесь здесь со мной навсегда».

Сказав это, он обнял всех нас, пятерых, одновременно. Однако, в том году (где-то 2002 год) последний день парикрамы мы проводили в Рупа-Санатана Гаудия-матхе (Сева-кунджа). Закончив лекцию, Гурудев произнес: «Мы завершили святое путешествие по земле трансцендентной любви, и время наших обетов подошло к концу. Однако я чувствую, что мы не можем завершить парикраму за один месяц, и теперь, в месяц Катьяяни-враты, мы снова начнем парикраму с самого начала, но только не днем, а ночью. Все следуйте за мной, пойдемте!»

Мои братья и я были поражены, услышав это объявление, и, вероятно, на наших лицах было забавное недоумение, поэтому когда Гурудев увидел нас, маленьких детей, на выходе из храма, сказал: «А вы, три кумара, должны выполнять ночную парикраму бегом! Давайте начнем прямо сейчас, я прекрасно бегаю на длинные дистанции! А вы сможете?»

Гурудев рассмеялся, а затем пошел по дорожке быстрым шагом. Мы искренне поверили его словам и понятия не имели, куда он направился; наконец, он вошел в Шри Радха-Дамодара-мандир и самадхи Рупы Госвами. Там он объяснил, как совершить еще одну полную Враджа-мандала-парикраму: перед тем, как покинуть Вриндаван, нужно посетить Радха-Дамодара-мандир, где собраны все тиртхи, и получить двойную милость Шри Рупы Госвами.

После короткой речи он исчез, оставив всех преданных в атмосфере блестящего завершения фестиваля. Он исчез, чтобы смягчить предстоящую разлуку с уддипанами Враджа, сконцентрированными в одном месте: его хари-катхой, последними благословениями и шутками, лепестками роз, ароматом сандала, лампадой гхи, свежей Туласи, гопи-чанданой и танцем маха-мантры в каждом атоме. Но я уже скучала по нему…

Как понять “Джайва-дхарму”

В последние дни пребывания Гурудева в Италии в июле 2010 года я медитировала на то, увижу ли я его снова, поскольку он открыто заявил, что завершил свой последний тур по Америке. Однако нам он сообщил, что, возможно, в следующем году будет фестиваль хари-катхи. Это вселило в меня надежду. В тот раз у меня был золотой шанс задать личные вопросы и получить нежные, вдохновляющие наставления относительно моей жизни. Я спросила: «Через несколько дней вы вернетесь во Вриндаван, и начнется разлука... Как я могу всегда чувствовать все возрастающую  разлуку?»

Гурудев, приподняв брови, широко улыбнулся и ответил: «Если преданный может испытать разлуку со своим божественным учителем, это означает, что он находится на уровне мадхьяма, как минимум мадхьяма-адхикари. Через некоторое время то же самое настроение разлуки он станет испытывать и к Кришне, и тогда его бхакти полностью расцветет».

– А какое самое лучшее служение я могу для вас делать? – задала я следующий вопрос.

Гурудев ответил, слегка покачав головой:

– Думаю, ты уже служишь мне. Ты должна обрести радха-дасьям как можно скорее!

– Как?

– Читая мои книги и следуя моим наставлениям. В особенности нужно читать «Джайва-дхарму» и «Бхаджана-рахасью». Человек, который изучает и понимает «Джайва-дхарму», может стать гуру всего мира.

– «Джайва-дхарма» – очень эзотерическая книга, и особенно третья часть, в которой описывается вся раса-таттва, очень трудна для понимания, – уточнила я.

Гурудев твердо ответил с удивлением:

– Разве ты ничего не поняла, читая книгу?

– Немного поняла.

– А как это произошло?

В этот момент, сидя на полу, я выпрямилась и, указав на свое сердце, показала Гурудеву, что это пришло из его сердца в мое. Он засмеялся.

– О да! Таким образом ты осознаешь самую сложную сиддханту

“Все в моих книгах”

В последний день в Италии в июле 2010 года я спросила Гурудева: «Рагануга-бхакти - это очень узкий и трудный путь, по которому могут идти только редкие преданные. Гарантирует ли нам общение с рагануга-бхактой вхождение в рагануга-бхакти? Гурудев ответил: «Конечно! Но это может занять некоторое время; может быть, не сегодня и не завтра, но непременно послезавтра.
И не только из-за личного общения со мной. Многие люди думают, что мои книги подходят только для обретения вайдхи-бхакти, однако человек, читая мои книги, получит рагануга-бхакти. Все в моих книгах».

Затем Гурудев посмотрел на всех присутствующих преданных и сказал: «Завтра я покину это место (Запад), чтобы вернуться во Вриндаван. Вы организовали фестивали для меня?»

Преданные ответили: «Да, Гурудев, мы организовали их только для тебя». «Я не уверен, смогу ли приехать на фестиваль на будущий год из-за состояния моего здоровья. Если я смогу путешествовать и, если все пойдет хорошо, я хочу вернуться в Италию, и я хочу, чтобы вы снова организовали для меня фестиваль. Я подумал, что будет лучше проводить только фестивали в Индии, такие как ежегодные паломничества во Вриндаван и Навадвипу, а фестиваль для всего Запада проводить в Италии, поскольку полет из Индии в Италию короткий, и есть хорошие условия и организация. Так что, если я буду здоров, я хочу вернуться, но если я не приеду, прошу вас не устраивать фестивалей ни для кого другого. Вы понимаете?"

Преданные приняли просьбу Гурудева, которую он повторил три раза. Служение Шри Гуру - это личные отношения, основанные на взаимной привязанности. Кроме того, служение Гуру такого уровня, как Гурудев, является исключительным событием в духовной жизни начинающих преданных, и в этом случае Гурудев хотел подчеркнуть тот факт, что прямое и исключительное служение чистому преданному, безусловно, приведет в итоге к чистому бхакти.

Это было солнечное утро, середина лета. Вдалеке, словно расплавленное серебро, сиял морской берег. Отблеск солнца, который отражал теплый ветер, прояснил все в наших сердцах. Нас ждал последний день.