Нектар наставлений (к дню ухода Шрилы Рупы Госвами)

Nirmala dasi

to bvnm-ha...@googlegroups.com

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны. Сегодня благословенный день Павитра-рупини Экадаши и начало Джхулана-ятры, праздника качелей во Врадже. Завтра, 31 июля, мы будем отмечать день ухода Шрилы Рупы Госвами, ближайшего спутника Шри Чайтаньи Махапрабху, который выразил Его сокровенное желание сердца.

Для нас, садхаков, очень важны дни ухода и явления Вайшнавов, поскольку такие праздники становятся дополнительным стимулом для памятования их наставлений.

Шрила Гурудев всегда говорил, чтобы преданные изучали «Шри Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами, и подчеркивал ее важность. Посмотрите, даже впервые приехав на Запад в 1996 году, Шрила Гурудев практически сразу дал лекцию по «Упадешамрите»! В ней собрано много основополагающих и практичных наставлений для духовной практики.

В этот день мы молимся Шриле Гурудеву, Шриле Рупе Госвами и всей рупануга-гаудия-гуру-варге о том, чтобы мы смогли следовать наставлениям «Шри Упадешамриты», которые так важны для всех садхаков

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Нектар наставлений

14 мая 1996 года, Голландия, Гаага

(лекция размещена на bhaktabandhav.ru)

Upadeshamrita-rupa-goswami.jpegи

Вачо-вега бесконтрольная речь

Шрила Гурудев: Что означает слово упадешамрита

Преданный: Нектар наставлений.

Шрила Гурудев: Это как нектар. И даже не просто как нектар это нектар и есть. Наставления, подобные потоку нектара. И это то, благодаря чему мы можем получить нектар. Вы сможете понять, что такое нектар, если вы будете следовать написанному в этих книгах. Первая шлока «Упадешамриты» гласит:

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишьят

(Упадешамрита, 1)

«Мудрый, владеющий собой человек, способный подчинить себе шесть побуждений – желание говорить, импульсы ума, порывы гнева, требования языка, желудка и гениталий – достоин наставлять весь мир».

Нужно выучить все эти шлоки. Вы не можете войти в обитель бхакти, обходя их стороной. Всегда памятуйте эти шлоки. Я думаю, что каништха вайшнавы хотят проскочить мимо них, но не стоит этого делать. Наоборот, применяйте в жизни то, что написано в этих шлоках

Из шести побуждений вачо-вега является корнем всех проблем как для преданных-домохозяев, так и для бхакт, покинувших дом. Иногда вам не удается контролировать речь, и это в итоге становится причиной падения. Если вы ссоритесь с родственниками: мужем, женой или детьми, ум становится беспокойным, и у вас не получается сосредоточиться на сознании Кришны. Не надо ни о чем помышлять, кроме любви к Божественной Чете, Шри Радхе и Кришне.

Что бы вы ни делали, делайте это ради своего Гурудева и Божественной Четы Шри Радхи и Кришны, а также ради Шри Гаура-Нитьянанды Прабху и Шри Гаура-Гададхары Прабху. Умерьте свои требования и желания мирского. Если у вас есть какие-то мирские желания, то, несомненно, что-то помешает их осуществить, и тогда вы потеряете покой, вас охватит гнев, и все будет испорчено. Если у вас нет мирских желаний и вы не идете на поводу у своих чувств, то у вас не возникнет и причин для гнева. Поэтому постарайтесь следовать Рупе Госвами.

Когда гнев только зарождается, хорошенько подумайте, как вести себя. Невозможно никого контролировать гневом. Чтобы победить своих врагов, ведите себя с ними ласково, с любовью. Слуги станут танцевать, а демоны оставят свою злобную природу и станут благосклонными. Вы должны попытаться победить этого грозного врага. Кроме того, если в приступе гнева, вы не следите за языком, то этот язык наговорит много глупостей. Пример тому можно найти в «Шри Махабхарате». Драупади сказала Дурьодхане: «Каков отец – таков и сын. Слепой отец – слепой сын». Дурьодхану эти слова привели в ярость, и он поклялся отомстить за нанесенное оскорбление. С этим намерением он пытался раздеть Драупади на глазах всего царского собрания. Он непристойно вел себя с ней. Такими были ужасные последствия гнева.

Прежде чем сказать Дурьодхане обидные слова, Драупади не подумала дважды.

Так что необходимо контролировать побуждения языка. Язык – без костей, всегда держите его на привязи. Не говорите ничего, что не благоприятствует служению Кришне и гуру

[Шрила Гурудев говорит на хинди.]

Если вы хотите себе добра, держите язык за зубами при любых обстоятельствах. Если подчините язык, гнев утихнет, и ум будет побежден. Я думаю, что язык является корнем всего зла. Не давайте шанса для сплетен. Всегда думайте, прежде чем что-то сказать. Используйте свою речь для прославления Кришны и вашего духовного учителя. Будьте осторожнее в словах, иначе бесконтрольная речь может привести к фатальным последствиям. Это краткое описание вачо-вега (неконтролируемое побуждение говорить).

Удара-вега – желание вкусно поесть

Что такое удара-вега? Это желание вкусно поесть, и если вкусной еды нет под рукой, то возникает гнев.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рагхунатхе дасу Госвами: «бхала на кхаибе ара бхала на парибе – никогда не ешь изысканных блюд и не носи роскошных нарядов» (Чайтанья-чаритамрита, Антья, 6.236).

Не гонитесь за вкусной едой и предметами роскоши, держитесь от этого как можно дальше. Принимайте то, что благоприятно для служения Кришне и гуру

Чрезмерное потребление пищи может привести к ожирению. Такой человек не сможет нормально двигаться, у него также появится много нарушений в организме. Тот, кто меньше ест, дольше проживет, а тот, кто ест слишком много, умрет раньше из-за разных болезней. Переедание уродует людей, у них свисают животы. Они будут ходить туда-сюда и потратят свою жизнь впустую. Итак, все зависит от вашей воли.

Кто-то может думать: «Я не могу ни минуты провести без общения с противоположным полом. Неважно, завершил ли я служение Кришне или нет, но мне нужно именно это общение». Такое настроение все испортит. Если вы хотите служить Кришне и доставлять Ему радость, тогда следуйте по стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Если это невозможно, тогда служите Кришне хотя бы немного. Живите и питайтесь скромно. Всегда думайте перед тем, как что-то сказать, и не впадайте в гнев.  Прежде всего вашему поведению должны быть присущи чистота и любовь. Контролируйте речь и никогда не говорите того, что неблагоприятно для Кришны и служения Ему. Мы должны полностью контролировать эти шесть побуждений и с энтузиазмом следовать шлокам «Упадешамриты».

Атьяхара – накопительство

Преданный: Атьяхара праясах ча праджалпа ниямаграха.

Шрила Гурудев: Ты помнишь эту шлоку? Постарайтесь выучить наизусть все шлоки “Упадешамриты”. Атьяхара праясах ча праджалпа ниямаграха. Что такое атьяхара

Преданный: Накопительство.

Шрила Гурудев: Переедать и накапливать больше, чем необходимо, это атьяхара. Никогда не принимайте того, что неблагоприятно для вашего бхакти. Деньги, дорогая одежда, гордыня, склонность видеть красивые вещи, слушать мелодичную музыку и смотреть фильмы все это вредит бхаджану. Не увлекайтесь кинозвездами, это разрушит ваше бхакти. Лучше слушайте как можно больше хари-катхи, кришна-катхи. Смотрите на лотосные стопы Божеств и Гурудева, а не на прекрасных женщин и мужчин, иначе лица мирян сведут вас с ума.

При виде какой-то женщины думайте: «Она моя мать», «Она моя дочь» или: «Она моя сестра». Но никогда не смотрите на женщину как на объект вашего наслаждения, как это делают материалисты. Если вы видите очаровательную женщину, то думайте: «Моя сестра так прекрасна, она возлюбленная Кришны!» Сталкиваясь с красавицей или каким-то привлекательным объектом, настраивайте свой ум: «О, как она прекрасна! Нужно занять ее в служении Кришне... О, как прекрасен этот объект! Его нужно использовать для Кришны». Всегда думайте о женщинах как о своих матерях, сестрах или дочерях. Красивых юношей воспринимайте как друзей Субала, Шридамы, Мадхумангалы и других сакхов. Думайте, что все они служат Кришне. Если начинает появляться страсть к мирскому, немедленно пресекайте это.

Праясаш-ча – чрезмерные усилия

Что такое  праясаш ча

Преданный: Чрезмерные усилия.

Шрила Гурудев: Не переусердствуйте в мирских делах, к чему этот бесполезный труд. Вы можете пойти к астрологу, который скажет: «Дайте мне взглянуть на вашу ладонь, я очень хорошо разбираюсь в хиромантии». Найдя ваше слабое место, астролог продолжит: «Я знаю, что вы очень бедны. Также на ваших ладонях написано, что у вас проблемы с желудком, а пронзительный взгляд Шанидева сулит вам беду». Не надо ходить к таким людям. Отправляйтесь только к лучшим врачевателям – возвышенным преданным.

Не ходите к астрологам и хиромантам

Харинама и хари-катха внесут в вашу жизнь огромное благо. Они лучшие врачи и астрологи. Я могу рассказать вам что угодно, я могу предсказать будущее каждого человека в этой аудитории, но я не делаю этого, потому что это противоречит вайшнавскому этикету. Я знаю миллионы предыдущих рождений каждого человека. Когда-то вы были свиньями и боровами, собаками, а иногда и полубогами.

Преданный: Мой Гуру Махарадж сказал мне, что я все еще свинья.

[Смех]

Шрила Гурудев: Итак, я знаю все, действительно знаю. По пульсу пациента врач обнаруживает причину болезни и саму болезнь. Поэтому не ходите к астрологам и хиромантам, не поддавайтесь на уловки заклинателей и их захватывающие представления. Я знаю, что многие преданные ИСККОНа ходят к астрологу, который является одним из моих главных учеников в Матхуре. Все они приходят к нему.

Когда я вижу их, мне кажется, что на самом деле они не преданные. Они идут в противоположном направлении. Не стоит ходить к этим астрологам и хиромантам. Наш астролог это Шьяма Вайдья. Вы знаете, кто такой Шьяма Вайдья? Он живет во Вриндаване. «Вайдья» означает аюрведический врач. Кто же этот аюрведический врач? Это Сам Шьям. Мы пойдем к Нему, и Он избавит нас от всех проблем. Ему даже не надо проверять наш пульс Он даст много хороших лекарств, и у вас все будет хорошо.

Не ходите никуда, особенно к астрологам или хиромантам. Они в один голос будут твердить: «На вас дурной глаз Шани, вам придется принести десять грамм золота и много чего другого. Кроме того, возьмите с собой сто долларов, и я проведу церемонию, благодаря которой сглаз уйдет».

[Смех]

Астролог просто положит золото и деньги к себе в карман, так что даже не помышляйте о походе к нему.

Преданный: Гурудев, я знаю многих людей, которые зарабатывают на этом кучу денег.

Шрила Гурудев: Я знаю, что большинство преданных ходят к этим попрошайкам. Они нищие. Если они могут сделать кого-то богатым, то почему они сами бедны? Все хироманты и астрологи настолько бедны, что не могут прокормить жену и детей. Но они обещают: «Я сделаю тебя сказочно богатым, ты станешь, как Индра! Я остановлю дурной взгляд Шани». Но ты-то остановил взгляд Шани на себя?

[Смех]

Имейте твердую веру в бхакти

Шрила Рупа Госвами прославлял святое имя. Во многих писаниях описана слава харинамы

мадхура-мадхурам этан мангалам мангаланам

сакала-нигама-валли сат-пхалам чит-сварупам

сакрид апи паригитам шраддхая хелая ва

бхригу-вара нара-матрам тарайет кришна-нама

(Сканда-пурана)

«Имя Кришны слаще сладостного и благоприятнее всего благоприятного. Это зрелый плод цветущей лианы Вед и воплощение божественного знания, чит-шакти. О лучший из династии Бхригу! Тот, кто хотя бы раз произнесет имя Кришны без оскорблений неважно, с верой или  чувством безразличия, освободится из океана материального бытия».

Если вы повторяете не чистое святое имя, а только нама-абхасу, тень святого имени, то даже это избавит вас от всех грехов, оскорблений, анартх, беспокойств и неприятностей.

Аджамила хороший тому пример. Его имя овеяно недоброй славой: он был пьяницей, бросил свою жену и детей и пошел к блуднице. Но своего последнего сына, рожденного от нее, он нарек Нараяной. На смертном одре он взывал: «Нараяна, Нараяна!», и благодаря этому пересек океан рождения и смерти, стал служить Нараяне. Имя, которое он повторял, было абхасой (подобием святого имени).

Что же тогда произойдет, если вы будете повторять шуддха-наму (чистое святое имя)?

Я никогда не показывал свои руки ни одному хироманту или астрологу. Напротив, многие астрологи и хироманты приходят ко мне, чтобы стать моими учениками, но я их отвергаю. Я говорю им: «Сначала оставьте эту профессию, а потом приходите ко мне».

атьяхарах праясаш ча

праджалпо ниямаграхах

джана-сангаш ча лаульям ча

шадбхир бхактир винашьяти

 (Упадешамрита, 2)

«Шесть пороков разрушают бхакти: 1) излишества в еде и склонность к накопительству (атьяхара); 2) усилия, неблагоприятные для бхакти (праяса); 3) бесполезные мирские разговоры (праджалпа); 4) пренебрежение важными предписаниями шастр или слепое следование им (ниямаграха); 5) общение с теми, кто враждебен к бхакти (джана-санга); 6) жадность или подверженность ума разного рода бесполезным идеям (лаульям)».

Не занимайтесь праджалпой, не сплетничайте. Все разговоры за исключением кришна-катхи – это майя-катха. Оставьте пустословие. Всегда повторяйте: «Харибол! Харибол! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Если вы хотите воды, скажите: «Харе Кришна, не могли бы вы принести воды?» «Харе Кришна, я пошел на улицу».

Никогда не говорите ничего, что не имеет отношения к кришна-катхе. Всегда разговаривайте на темы, которые связаны с Кришной, Гурудевом и нашей гуру-варгой. Мы должны служить нашей гуру-варге своей речью.

Атьяхарах праясаш ча праджалпо ниямаграхах / джана-сангаш ча лаульям ча шадбхир бхактир винашьяти. Попытайтесь понять, что такое ниямаграха

Ниямаграха слепое следование или пренебрежение

По правилам, во время поклонения Господу (арчаны) я не должен ни с кем разговаривать или отлучаться, оставляя служение. Но что, если в то время, когда вы проводите поклонение, придет ваш Гурудев? Что вы сделаете в такой ситуации? Возможно, вы дали клятву, что не будете отвлекаться ни на что во время арчаны. Но вдруг  появляется ваш Гурудев и видит, что никто не приветствует его и не выражает почтение.

Как  поступить ученику в данной ситуации? Он должен немедленно оставить арчану и приветствовать своего Гурудева как положено. Он занимается поклонением Господу только по милости Гурудева, поэтому его главная обязанность – принять Гурудева, позаботиться о его потребностях и послушно служить ему. И только когда Гурудев будет доволен его служением, он может с его разрешения возобновить поклонение. Если вы этого не делаете, это ниямаграха (чрезмерное рвение в следовании предписаниям шастр). Не поступайте так.

Если вы каништха-адхикари (преданный-неофит), Гурудев говорит вам повторять шестнадцать кругов, заниматься арчаной и другими формами поклонения. Эти наставления для новичка. По мере развития в сознании Кришны каништха-адхикари захочет повторять шестьдесят четыре круга или даже больше. Ученик может подумать: «Если я буду повторять шестьдесят четыре круга, я пренебрегу наставлением моего Гурудева, потому что он сказал мне повторять шестнадцать кругов, а не шестьдесят четыре». Это также ниямаграха. Мы должны продвигаться в нашем сознании Кришны.

[Звук прерывается]

Шрила Гурудев: Если вы пообещаете: «Я всегда буду практиковать только то, что велел мой Гурудев», это означает, что вы не до конца поняли настроение своего Гурудева. Ваш Гурудев никогда не говорил: «Повторяйте только шестнадцать кругов». Это наставление для начинающих.

Нужно шаг за шагом развиваться в бхакти, иначе это ниямаграха (пренебрежение предписаниями, которые способствуют бхакти, или принятие тех правил, которые предназначены для других). Возможно, вы решили: «Каждый день я буду повторять тридцать два круга харинамы. Я буду кланяться всем Вайшнавам и личностям, связанным с Кришной, Шримати Радхикой, нашей гуру-парампарой, и всеми местам, где Кришна совершал Свои игры. Я буду предлагать 1 008 поклонов. Также я ежедневно буду прочитывать по главе из “Чайтанья-чаритамриты” и “Шримад-Бхагаватам”». Но позже вы подумаете: «Иногда я выполняю свои обеты, а иногда, когда пощусь, я не повторяю харинаму. Возможно, внешне я и повторяю “Харе Кришна”, но в голове у меня крутятся разные мысли». Это ниямаграха. Старайтесь завершать свое служение, иначе это будет ниямаграха. Вы все поняли, что я только что сказал?

Преданный: Если вы обещаете повторять определенное количество кругов или выполнять какое-то служение, то нужно делать это не внешне, а с преданностью.

Шрила Гурудев: Иногда вы быстро и невнимательно выполняете важные составляющие бхакти, а иногда тщательно следуете им. Иногда вы поклоняетесь, а иногда пренебрегаете. Вы то слушаете хари-катху, то нет. Эти перепады и есть ниямаграха. Не стоит так делать. Преданное служение должно выполняться регулярно и последовательно.

Джана-сангаш ча сторонитесь дурного общения. Никогда не принимайте пищу и воду из рук тех, кто не поклоняется Кришне. Не принимайте от них ничего, иначе потеряете разум. Храните от них в тайне свое бхакти. Никогда не вступайте с ними в длительные разговоры, даже если один из них ваш сын, брат или муж. Вы можете при встрече говорить на мирские темы, но ни в коем случае не раскрывайте им сокровенные истины бхакти. Нужно вести себя правильно.

Всегда будьте в садху-санге. Что такое садху-санга? Это общение с возвышенным преданным, который находится в линии нашего гуру, особенно в линии Шрилы Рупы Госвами и Шри Чайтаньи Махапрабху. Найдя такого садху, попытайтесь получить его общение и слушать его катху. Не сближайтесь с мирянами. Любыми способами следует избегать людей, лишенных преданности, иначе потеряете бхакти. Это относится даже к духовным братьям: они могут вести пустые разговоры, а этого нужно избегать. Лучше общайтесь с таким преданным, который занят служением Кришне. Он плачет, непрерывно воспевая святое имя, и намного более продвинут, чем мы.

Лаульям ча жадно стремитесь обрести служение Кришне. Не гонитесь за мирскими вещами. Старайтесь следовать всем этим наставлениям.

Наше время закончилось. Мне не следует больше говорить, так как врачи советовали мне отдыхать. Я буду скучать по преданным. Будьте счастливы. Раздайте всем маха-прасад