Этапы бхакти

1 view

Nirmala dasi

to bvnm-ha...@googlegroups.com

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны.

Сегодня особенный день для нас это день ухода нашего возлюбленного духовного учителя, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, а также день явления его дорогого духовного брата, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа.

В честь этого праздника разлуки мы хотим предложить вашему вниманию перевод лекции Шрилы Гурудева 1996 года. Это одна из его первых лекций на Западе.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж даровал Шриле Гурудеву титул Бхакта-бандхав друг всех преданных. Это было действительно отличительное качество Шрилы Гурудева: он всех принимал своими друзьями и заботился о духовном благе каждого, не смотрел, кто чей ученик.

В особенности, как мы знаем, Шрила Гурудев милостиво помогал ученикам Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это была одна из его целей приезда на Запад:

«Мой приезд в западные страны преследует две цели. Первая – получить даршан всех мест, украшенных пылью с лотосных стоп Свамиджи. Я решил, что мне нужно отправиться в те места, где проповедовал Свамиджи, и нанести святую пыль с тех мест себе на голову и сердце.

Теперь я объясню вторую цель. В Матхуре на протяжении пяти или шести лет я слышал, что многие искренние старшие преданные, которые, как и я, столько трудились для Свамиджи, помогали и служили ему, оказались забытыми. Они были вынуждены покинуть ИСККОН. Я знаю, что некоторые из них, очень искренние преданные, хотят служить Свамиджи – вашему Шриле Прабхупаде – всем сердцем, но преданные ИСККОНа, особенно лидеры, не дают им такой возможности. Поэтому я хотел поехать в те места и помочь преданным снова объединиться.

Кроме того, моей целью является собрать священную пыль со стоп Свамиджи в каждом месте, которое он посетил».

Сегодня мы с любовью предлагаем Бхакта-бандхаву Шриле Гурудеву его же лекцию, переведенную на русский язык, в которой он раскрывает свое настроение по отношению к своим ученикам и последователям:

«Те, кого мы приняли в ученики, на самом деле наши друзья, с которыми можно совершать киртан, кому мы можем рассказывать хари-катху, кришна-катху. Поскольку в этом мире так мало преданных, мы стараемся найти преданных и объединить их. В их обществе мы будем рассказывать хари-катху, ведь далеко не все в мире слушают катху. Мы создали прекрасную группу, которую называем учениками, но они не ученики».

Мы молимся о том, чтобы из жизни в жизнь получать общение тех возвышенных личностей, которые хранят в сердце Бхакта-бандхава Шрилу Гурудева и его настроение.

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

bhakti.jpg

Этапы бхакти

7 мая 1996 года

Бовен-Лехувен, Голландия

(лекция размещена на сайте bhaktabandhav.ru)

В 1965 году Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж много раз просил меня поехать с ним, однако тогда я отвечал: «Сейчас я не могу оставить свою гуру-севу, но позже смогу присоединиться к вам».

Вы знаете, кто такие маха-пуруши? Это великие личности, возвышенные преданные, которые полностью свободны от влияния майи, и поэтому каждое произнесенное ими слово – это непреложная истина. Вот почему в те годы Свамиджи просил меня присоединиться к его миссии и поехать в западные страны, чтобы поддержать его киртаном и проповедью. Теперь ради этого он привел меня сюда. Так что это он является главной причиной. Хотя, думаю, главная причина – это все-таки Чайтанья Махапрабху, а Свамиджи – второстепенная.

В «Чайтанья-чаритамрите» приводятся слова Чайтаньи Махапрабху о том, что повсюду в мире станет звучать Его имя, имя Кришны, имя Гаура-Нитьянанды Прабху и Самой Шримати Радхики, и весь мир наводнится кришна-премой. Все мы знаем, что святое имя – это Сами Кришна и Радхика. Мы воспеваем «Радха» и «Кришна» или «Харе Кришна», но, окутанные майей, не видим ни Кришну, ни Радху. Тем не менее святое имя – это Сами Кришна и Радха. Сначала Они приходят к нам в виде садханы. Сейчас мы совершаем нама-садхану. Киртан – это садхана, практика. Постепенно развивая свою садхану и повторяя имена Радхи и Кришны или «Харе Кришна», мы сможем увидеть божественный лик Радхи и Кришны, как Шримати Радхика стоит слева от Кришны, лучшего из танцоров, и Его тело изящно изогнуто в трех местах.

Преданный: Три-бханга.

Шрила Гурудев: Да. Они предстанут перед нами. Мы увидим Их по милости Гуру и Гауранги.

Я хочу сказать вам, что меня вдохновили приехать Враджанатха Прабху и Вринда. У меня, как и у Свамиджи, не было ни гроша. Он [Враджанатха Прабху] сказал мне: «Вам не о чем беспокоиться. Мы все организуем». Я ответил ему, что полечу на самолете, но…

Преданный: Путешествовать, лететь самолетом…

Шрила Гурудев: Нет, нет, я сяду в самолет, какое-то время буду находиться в воздухе, а затем сойду на землю. Мне не о чем беспокоиться: ни о еде, ни о менеджменте, ни о чем-либо еще. Я буду путешествовать повсюду и давать лекции, используя свой небольшой запас английского языка, а также слушать и петь киртан

Я хочу, чтобы преданные, которые поддерживали связь со Свамиджи, но по какой-то причине оставили ИСККОН, вернулись. Некоторые из них продолжают воспевать, а некоторые перестали. Но я хочу, чтобы все они пришли, чтобы у них появились новые силы, и я помогу им обрести сознание Кришны, кришна-прему. Я хочу обнять всех, кто захочет вернуться. Те же, кто практикуют преданное служение: харинаму, киртан, садху-сангу – должны делать это с еще бОльшим энтузиазмом, чтобы достичь бхава-бхакти

Существует три стадии бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Думаю, вы понимаете, о чем я говорю, поскольку все вы преданные. Для новичков это может показаться несколько сложным, однако я вижу здесь много знающих преданных, которые могут им объяснить.

Думаю, мы даже не начали садхана-бхакти. Наше бхакти – это не садхана. Я говорю о себе, не обо всех преданных. (Смех) Шрила Рупа Госвами написал в «Бхакти-расамрита-синдху», что нужно избавиться от всех видов оскорблений и анартх. Что такое анартха?

Преданный: Нежелательные, дурные наклонности.

Шрила Гурудев: Дурные наклонности. Существует так много видов анартх. Вначале мы можем испытывать энтузиазм и вкус к воспеванию имени Хари, но через какое-то время утрачиваем все это. Мы берем в руки четки и засыпаем. Выглядим примерно так (Гурудев показывает, как в таком случае «клюют носом», и преданные смеются). Это тоже анартха. Иногда у нас столько энергии, а иногда мы чувствуем усталость. Всё это анартхи. Порой ум приходит в смятение: «Что мне делать? Должен ли я оставить жену, детей, дом и все остальное, чтобы совершать киртан в отречении?» Иногда преданным кажется, что они должны остаться в семье. Они не могут по-настоящему сосредоточиться на своей цели. Иногда у них в жизни слишком много вишаи. Что значит вишая?

Преданный: Чувственные объекты, чувственное наслаждение.

Шрила Гурудев: Наслаждение. Желание попробовать все. А иногда к ним приходит желание оставить все. Так мы спорим в уме с самими собой. У нас не хватает решимости. Мы никак не можем определиться, оставаться ли нам c детьми в грихастха-ашраме или отречься. Вы знаете, что такое грихастха-ашрам?

Преданный: Семейная жизнь. Жизнь дома.

Шрила Гурудев: Да. Или нам начать... какую жизнь?

Преданный: Жизнь в отречении.

Шрила Гурудев: Жить в отречении, отказавшись от всего. Если вы грихастха, то создавайте такую семью, как у гопи, у Пандавов. Вы слышали о Пандавах? Арджуна, Бхима, Накула, Сахадева, Юдхиштхира и Драупади. Кунти – их мать. Абхиманью – сын Арджуны. Будучи семейными людьми, мы идем к Кришне и ведем за собой всех родственников. Но отреченные, санньяси, никого не могут взять с собой. (Смех)

Преданный: Они могут взять своих последователей. (Смех)

Шрила Гурудев: Мы можем находиться в любом ашраме, но без привязанностей. Привязанности должны быть такими: «Мой сын – слуга Кришны, моя дочь – Кришна-прия, Гаура-прия». Поймите, что означает Гаура-прия и Кришна-прия. Моя дочь – возлюбленная Кришны, Верховной Личности Бога. То же касается моих братьев, сестер, матери, всех родных и близких. А когда мы приняли отречение, то должны думать, что все принадлежат гуру-варге – все последователи, ученики... На самом деле ученики не являются моими учениками. Они очень близки и дороги мне. У тех, кто отрекся, нет абхимана.

Преданный: Ложного эго.

Шрила Гурудев: У них нет ложного эго, заставляющего считать учеников своей собственностью. Те, кого мы приняли в ученики, на самом деле наши друзья, с которыми можно совершать киртан, кому мы можем рассказывать хари-катху, кришна-катху. Поскольку в этом мире так мало преданных, мы стараемся найти преданных и объединить их. В их обществе мы будем рассказывать хари-катху, ведь далеко не все в мире слушают катху. Мы создали прекрасную группу, которую называем учениками, но они не ученики.

Прабхупада Шрила Бхактисиддханта говорил: «Я в почтении склоняюсь перед всеми преданными». Они были учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, но он кланялся им, поскольку они помогали ему памятовать Кришну и Шримати Радхику. «Они спасают меня от смертельной опасности, помогая не забывать Кришну. Поэтому я кланяюсь лотосным стопам всех моих защитников, всех этих учеников – не учеников, а моих друзей».

Любой настоящий учитель или гуру придерживается таких взглядов. Пример тому – Рупа Госвами. Он никогда не считал Рагхунатху даса Госвами своим учеником, тот был для него братом, другом. В том мире нет учеников. Ничего подобного. Они есть только здесь. Поэтому я никого не считаю своим учеником. Я шучу со всеми, как со своими близкими друзьями. Думаю, что Прабхупада, Бхактиведанта Свами, тоже так считал. Он помогал всем своим ученикам, юношам и девушкам, как друзьям. Он относился к ним с такой заботой! Поэтому мне очень приятно находиться здесь, среди таких замечательных преданных.

Постарайтесь прежде всего достичь уровня ништхи. Вы знаете, что такое ништха? Сначала возникает шраддха, постепенно она созревает и становится ништхой. Ништха – это высокий уровень. На этой стадии бхакти ум обретает устойчивость, не остается никаких сомнений в сиддханте. Для преданного, обладающего ништхой, майя утрачивает свою привлекательность. На уровне ништхи мы повторяем харинаму, хотя еще и нет вкуса, – мы понимаем, что нет иного пути, кроме повторения имени Хари. Таким образом, даже если нет вкуса на стадии ништхи, мы твердо знаем, что ничто не приведет  нас к Кришне, кроме Его имени.

Если вас одолевает сон, если есть аласья

Преданные: Лень.

Шрила Гурудев: Лень. Несмотря на это, мы все равно  должны прилагать усилия. Прекрасный пример тому – один из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, старший Вайшнав. Он был матерью для всего сообщества…

Преданный: Нарахари Прабху.

Шрила Гурудев: Нарахари Прабху. Когда он повторял харинаму в полночь или в два часа ночи, он привязывал себя за шикху к потолочной балке, чтобы не уснуть. Так он воспевал Харе Кришна, и если... (Шрила Гурудев притворился спящим, опустив голову, после чего резко откинул ее назад, как если бы проснулся от того, что натянул свою шикху, привязанную к чему-то. Преданные засмеялись) Итак, это симптом ништхи. Без ништхи мы не сможем подняться до ручи. В ништхе мы утверждаемся в цели нашего садхана-бхаджана.

Что еще нам нужно? В это время мы обретаем общение с расика и таттва-вит Вайшнавами, таттва-дарши. Вы знаете, кто такие таттва-дарши

Преданный: Это твердые приверженцы принципов. У них есть реализации.

Шрила Гурудев: После того, как преданный утвердится в гита-сиддханте, постепенно он достигнет бхавы. Важно знать цель нашего садхана-бхаджана. Если у нас нет четкой цели, другими словами, если мы не знаем, чего хотим, к чему идем, что стремимся обрести, это значит, что бхаджан еще не достиг уровня ништхи. Это еще не наиштхика-бхаджан, и мы не начали совершать садхану. Мы воспеваем, словно подметаем. Это абхаса бхаджана. Что значит абхаса?

Преданные: Тень.

Шрила Гурудев: Тень. После этого мы придем к ништхе и тогда обретем возвышенное общение. Мы утвердимся в конечной цели нашего бхаджана. Хотим ли мы попасть в рай или на Вайкунтху? Стремимся ли жить на небесах? Молимся ли Господу о хлебе с маслом?

Преданные (смеются): Нет...

Шрила Гурудев: Может быть, мы хотим отправиться в Двараку и служить Дваракадишу, как это делает Рукмини?

Преданные: Нет…

Шрила Гурудев: Нет? (Смех) В этом мире очень редко встречаются те, кто будет служить под руководством Рукмини и Сатьябхамы. Они возвышеннее тех, кто служит Лакшми-Нараяне и Раме с Ситой. Тогда чего вы хотите? В чем видите смысл жизни?

Я знаю лишь Чайтанью Махапрабху, Нитьянанду Прабху. Я знаю их ученика – Рупу Госвами, через которого Чайтанья Махапрабху передал миру послание Своего сердца. С какой целью Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир? Не ради того, чтобы установить юга-дхарму. Какова юга-дхарма [для Кали-юги]? Нама-санкиртана. Нама-санкиртана других юг отличается от нама-санкиртаны юги, в которую нисходит Чайтанья Махапрабху. Дарованное Им святое имя наполнено премой. В другие же юги, не отмеченные приходом Кришны, святые имена ведут лишь на Вайкунтху, но не во Врадж.

Если мы хотим следовать Чайтанье Махапрабху,  то нужно хорошо знать Рупу Госвами и стараться идти по его стопам. Рупа Госвами дарует отношения с Кришной. Их не было, к примеру, у Санаки, Санатаны, Сананданы и Санат-кумара, несмотря на то, что для них Кришна был Верховной Личностью Бога. Поскольку у них не было отношений с Ним, то не было и маматы. Вы знаете, что такое мамата?

Преданные: Привязанность.

Шрила Гурудев: Привязанность. У них ее не было. Отвергнув все в этом мире – «на ити, на ити» (не это, не то), они утверждают, что всё является иллюзией, а у Кришны нет ни облика, ни качеств. Кришна – это Брахман. Вас устраивает такая цель? Нет. Затем Хануман. Вы слышали о Ханумане? Он самозабвенно служит Шри Рамачандре и днем и ночью. Но и это не наша цель. Чайтанья Махапрабху низошел не для этого. Что же Он пришел дать?

анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау

самарпайитум уннатодджвала-расам сва-бхакти-шриям

харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах

сада хридая-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.4)

[Пусть же Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим явлением озарит самую сокровенную глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что не давалось в течение очень долгого времени, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджари-бхаву.]

Он пришел дать унната-удджвала-расу, которую не найти ни в Айодхье, ни на райских планетах, ни в Двараке. Даже в Матхуре ее нет. Даже у Шридамы и Субала нет унната-удджвала-расы. Они так близки и дороги Кришне – Судама, Субал, Мадхумангал и другие друзья-пастушки. Они все вместе играют, но и у них этого нет. Даже у Нанды и Яшоды нет унната-удджвала-расы. Они не могут служить Кришне всем телом, всеми настроениями. Только гопи способны на это.

Наша цель – стать служанками гопи. Но для этого нужны определенные качества. Если мы будем совершать бхаджан, не имея ни цели, ни вкуса, то далеко не продвинемся. Необходимо воспевать имя Хари, слушать хари-катху, держа перед собой эту цель. И если мы действительно утвердились в ней, то благодаря общению с возвышенными бхактами в сердце пробудится желание обрести кришна-прему. Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы через святое имя всем даровать эту кришна-прему. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 4.40) говорится: сеи дваре ачандале киртана санчаре нама-према-мала гантхи’ параила самсаре.

Нама подобна цветку. Она словно камал, лотос – такой сладостный, благоухающий, нежный, наделенный всеми благоприятными качествами и совершенной формой. А нить, с помощью которой эти цветы нанизываются в гирлянду, это кришна-према. Понимаете? Чайтанья Махапрабху каждому надевал гирлянду премы на шею, даже животным, деревьям, траве, даже таким негодяям, как Джагай и Мадхай, не говоря уже о преданных. Он велел давать харинаму всем, кто бы вам ни встретился. Тем не менее, прежде чем предложить кому-либо этот дар Шри Чайтаньи Махапрабху, вы должны подумать, есть ли у него вера. Не давайте харинаму неверующим. Что это означает?

Смысл в том, что мы не должны давать дикшу. Дикша означает посвящение, наделение святым именем. Они могут только слушать. Мы воспеваем и памятуем, совершая громкий киртан. Эти звуки слышат коровы, деревья, трава. Даже у тех, кто не являются преданными, враждебно относятся и даже начинают злиться, но все же слушает, со временем сердце изменится. Но не давайте им посвящение – они могут лишь слушать. Мы сможем дать им посвящение, только когда увидим, что благодаря общению они обрели веру.

Мы должны ясно понимать свою цель, лишь в этом случае возможен прогресс. Тогда нашу практику можно будет назвать садханой. Например, если мы хотим заработать деньги, то займемся прибыльным бизнесом. Так и здесь. Бхава-бхакти – это наша цель, и для этого мы повторяем имя Хари, слушаем хари-катху. Где бы мы ни жили, наш ум должен всегда находиться во Врадже. Не имея возможности жить во Вриндаване физически, находитесь там мысленно и постоянно слушайте хари-катху в обществе преданных. Всегда читайте или слушайте «Шримад-Бхагаватам», в котором заложена самая суть. Но все закрыто на замок. Как же нам получить это сокровище? Только если возвышенный преданный, находящийся в линии гуру-парампары, придет к нам и подарит его.

Старайтесь стать садхаками. Билвамангала был садхаком. Рупа Госвами, Рагхунатха дас Госвами и остальные Госвами являются освобожденными душами, и не просто освобожденными душами – они вечные спутники Кришны и Шримати Радхики. Вместе с тем они очень серьезно практиковали и показали, как совершать бхаджан. Мы должны стараться идти по их стопам, и даже если не получается практиковать, как они, то все равно нельзя оставлять попытки.

Санкхья-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау. Вы знаете это? Санкхья-пурвака-нама-гана-натибхих. Мы должны воспевать определенное количество кругов и следовать обету не повторять меньше обещанного. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что, если преданный не повторяет ежедневно лакх святого имени, то Кришна ничего не примет из его рук. Но наши ачарьи говорят, что один лакх означает одну лакшу, цель. Что означает лакх?

Преданная: Сто тысяч имен, или шестьдесят четыре круга.

Шрила Гурудев: Да. Кроме того, повторяя святое имя, мы должны иметь одну лакшу, цель: «Кришна – наш возлюбленный и слуга Радхики, а я слуга Кришны». Дживера ‘сварупа’ хая – кришнера ‘нитья-даса’. Это цель, лакша.

В процессе воспевания нужно сделать так, чтобы одно имя равнялось множеству имен. Каким образом? Это получится, если нашей целью будет такое воспевание, во время которого наш ум нигде не бродит. Это чрезвычайно сложно, но возможно. Тогда придет вера. У вас могут спросить: «Ты повторяешь день и ночь имена, но кто будет тебе готовить, обеспечит тебя жильем, одеждой и всем остальным? Кто о тебе позаботится?» На этот вопрос ответил Шрила Шривас Пандит. Он совершенно не прилагал усилий к поддержанию себя и своей семьи. У него было много родственников: жена, дети, такая большая семья, но он только играл на караталах и пел: «Харибол, Харибол! Харибол, Харибол!»

Преданные: Гаура Премананде Хари Харибол!

Шрила Гурудев: Ночью он также повторял: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Чайтанья Махапрабху как-то спросил его: «Ты днем и ночью повторяешь харинаму. Тебе ведь надо детей кормить, жену содержать и заботиться о доме! Откуда все придет?» Он ответил жестом (Шрила Гурудев хлопает в ладоши, говоря): «Раз, два, три».

Преданный: Хлопнул трижды в ладоши.

Шрила Гурудев: Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Я не понимаю, что ты имеешь в виду» (Шрила Гурудев хлопает в ладоши, преданные смеются). Шривас Пандит ответил: «Я верю, что если буду повторять имя Кришны, совершать для Него киртан, то все придет. В “Гите” Кришна провозгласил: “Если мой преданный ничего не делает для своего поддержания, Я Сам позабочусь о нем. Я принесу все необходимое Своему бхакте на голове или на Своих…

Преданные: Плечах.

Шрила Гурудев: Плечах. Я принесу все необходимое на Своих плечах”».

Как-то раз один преданный решил, что Кришна не приносит Сам на Своих плечах [то, что нужно преданному], поскольку Он Господь, и вычеркнул эту строку в «Гите»:

ананяьш чинтаянто мам

йе джанах парйупасате

тешам нитьябхийуктанам

йога-кшемам вахамй ахам

(Бхагавад-гита, 9.22)

[Тех же, кто всегда думает обо Мне и поклоняется Мне с безраздельной преданностью, Я Сам обеспечиваю всем необходимым и сохраняю то, что у них есть.]

«Я Сам обеспечу Своего бхакту всем необходимым» – брахман зачеркнул эти слова Кришны и отправился просить подаяние. В тот день ему ничего не удалось собрать, и после полудня, совершенно расстроенный, он вернулся домой. Однако перед этим мальчик лет двенадцати, очень красивый, сладостный и такой нежный, не черный, но…

Преданный: Черный. (Смех)

Шрила Гурудев: ...потому что нельзя подобрать подходящее слово. Кришна не черный. Он такой красивый! Он пришел а облике мальчика, с тяжелой поклажей на спине. Он обливался потом. На Нем была питамбара (желтая накидка). Подойдя к дому, Он постучал в дверь: «О Гуру Ма, где вы? Откройте дверь!»

Брахмани, жена брахмана, находилась дома. Она была настолько бедна, что из одежды имела лишь старые лохмотья. Она открыла дверь, и мальчик вошел в дом, нагруженный тяжелыми мешками с рисом, далом, овощами, гхи, сливочным маслом, сахаром... Целая гора продуктов! Положив всё на пол, Он отдышался.

– Откуда ты и кто тебя прислал? – спросила брахмани.

– Мой учитель, ваш муж-брахман, собрал много всего и велел отнести к нему домой. Я ответил, что еще слишком мал для этого, но он настоял: «Иди! Выполняй мои указания!» И это еще не все. Из-за того, что Я немного задержался, он поцарапал Мне спину. Вот, посмотрите…

Брахмани, увидев на его спине кровоточащие царапины, заплакала.

«Да у тебя кровь! – воскликнула она. – Когда муж вернется, я посмотрю ему прямо в глаза и скажу: “Зачем ты это сделал? Как ты жесток! Раньше ты таким не был!”»

Она снова обратилась к мальчику: «Подожди немножко, я быстро приготовлю вкусный прасад и покормлю тебя. А когда вернется мой муж, пойдешь домой. Иди отдыхай».

С этими словами она пошла на кухню готовить.

Тем временем брахман вернулся домой и постучал в дверь. Брахмани была очень сердита. Открыв дверь, она тут же на него накинулась: «Какой же ты жестокий! Ты побил  такого милого и доброго ребенка! Такого маленького и нежного, такого красивого мальчика, твоего ученика!»

– Но я никого не видел. Сейчас уже три часа дня, за весь день мне ничего не удалось собрать! Я никого сюда не отправлял, у меня вообще нет учеников!

– Зачем ты обманываешь? Этот мальчик не может лгать. Иди посмотри, что ты с ним сделал!

Когда брахман и брахмани зашли в комнату, там никого не было, но все принесенное мальчиком осталось. Женщина стала оглядываться: «Где он? Где, где, где?!» Однако мальчика и след простыл. Брахман заплакал. Он понял, что это был Кришна, который пришел исполнить обещанное в «Гите». Жена тоже расплакалась. Теперь они рыдали вдвоем, сокрушаясь, что Кришна пришел к ним, но они Его не узнали.

Преданные, обладающие ништхой, твердо верят, что Кришна даст им все необходимое. Такой ученик всегда будет повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Все опасности и невзгоды обойдут его стороной. Грихастха должен стать таким же. И если вы обретете это настроение, то станете настоящим садхаком.

Я хочу стать таким садхаком. Я желаю, чтобы те, кто еще не достиг такого уровня – возможно, вы уже очень продвинулись духовно, но для тех, кто еще нет, я молюсь Кришне о том, чтобы они стали такими.

Гаура Премананде!

Преданные:  Хари Харибол!