14 мая - Акшая-трития

Nirmala dasi

to bvnm-ha...@googlegroups.com
 Акшая.jpeg

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 20 мая 1986 года, Матхура

Сегодня благоприятный день Акшая-тритии. Все, что вы сделаете сегодня в духовном плане, останется с вами навсегда. Если кто-то занимается сегодня благотворительностью, результат продлится долго, но насколько долго? До тех пор, пока живы полубоги и правят Ману. Однако потом плоды, полученные от благотворительной деятельности, исчезнут. Тем не менее, если кто-то слушает о душе, о Господе и Его играх, то он обретет непреходящие плоды.

Допустим, кто-то в этот день читает или слушает возвышенные темы «Шримад-Бхагаватам», в частности, главы, в которых описано настроение, с которым гопы и гопи служили Шри Кришне, и как Кришна принимал их служение; как мальчики-пастушки Враджа служили Ему; как Яшода-маийя служила Парабрахману, считая Его своим сыном… А если Он воровал в чужих домах, она наказывала Его. Она привязывала Его к ступе, и ни Он, ни Его друзья не могли развязать узел. Он смирился с этим и покорился [любви Мамы Яшоды].

Гопи так связали Его своей любовью, что Ему пришлось совершить с ними раса-лилу. Когда они уставали, Кришна, Сам Парабрахман, лучший среди героев во вселенной, говорил им: «О, вы устали! Дайте-ка Я помассирую ваши стопы. Позвольте Мне послужить вам». Когда со стоп гопи смывается альта, Он снова наносит ее.

«Дорогие гопи, Я перед вами в долгу. Никогда Я не смогу отплатить вам за вашу любовь – ни в этой жизни, ни даже за сотни тысяч жизней, – обращался Он к ним. – Из любви ко Мне вы оставили дома и мужей. Теперь у вас ничего нет. Разве смогу Я забыть вашу любовь? Разве возможно забыть тех, кто ради Меня отрекся от семьи, кто пожертвовал своей семьей и честью? Я никогда не смогу это сделать. Сначала Я забираю все: сыновей, родственников, деньги, имущество, хорошую репутацию, а затем делаю из них нищих. И если они все равно не покидают Меня, то Я даю им все. Я никогда не покину их».

Гопи – самые дорогие возлюбленные Кришны. У любого, кто слушает такую катху в этот день, год будет очень удачным в духовном смысле. Он обретет служение Шри Радхе-Кришне на Голоке Вриндаване.

                                                            ***

Самое главное – это слушание хари-катхи, поскольку это дарует непреходящие плоды. Никто не сможет это изменить. Если, слушая эту катху, вы хотя бы на секунду отдадите Шри Радхе-Кришне свое сердце, если ваше сердце коснется Их лотосных стоп, то, сколько бы вы ни рождались, эта бхава, эта самскара никогда не изменится. Верьте в это! Благодаря этому вы отправитесь на Голоку Вриндавану.

                                                             ***

В Акшая-тритию спустя шесть месяцев открываются двери храма Бадри-Нараяны в Бадринатхе. Тысячи людей будут разгребать снег, чтобы прийти на даршан. В Бадринатхе лед тает очень медленно, и приходится карабкаться по нему. Сегодня будет первый даршан

В храме Джаганнатхи в Пури в этот день начинается Чандана-ятра. Что это означает? Когда летом становится жарко, Шримати Радхику усаживают с Радха-кантой в красивую лодку и катают по большой Према-сароваре. Их обмахивают чамарами и умащают сандаловой пастой. В некоторых местах на протяжении всего лета Божеств полностью покрывают чанданой. Это чандана с Малайских гор.

В жизни нужно делать только то, что доставляет удовольствие Господу и Его преданным. Не работайте лишь ради собственного наслаждения. Ваши наслаждения относятся к вашему телу. Что бы вы для него ни делали, оно все равно рано или поздно умрет. В теле бессмертна только душа.

Причина наших несчастий заключается в том, что мы забыли свою истинную природу – природу слуги (даса) Господа. Мы страдаем, ибо предали Его забвению. Спустя миллионы жизней мы обрели человеческое тело – мужское или женское. Не думайте, что эта жизнь для вас первая. Уже сотни тысяч раз мы рождались комарами, мухами, ослами, свиньями, насекомыми, рыбами… И никто не может это изменить. Так что в этой жизни совершайте бхаджан. Служите преданным (бхактам), не надо делать ничего другого. Мы будем питаться без изысков и совершать ту карму, которая благоприятствует нашему бхаджану. Ложь, лукавство, воровство, незаконное присвоение себе чужого имущества – избегайте всего этого. Своим телом, умом, праведными поступками проведите жизнь в бхаджане для Господа. Такова цель нашей жизни независимо от того, кто вы: мужчина или женщина, индус, мусульманин, христианин или буддист. Это цель жизни каждого.

Мы постоянно ищем наслаждений. И если нам доставляет удовольствие пить вино, мы будем это делать. Однако, даже обойдя весь мир в поисках наслаждений,  пока мы не начнем служить Кришне, мы не сможем найти ни удовлетворения, ни покоя. Это совершенно точно. Поэтому нужно совершать бхаджан в таком настроении: «Кришна – мой, а я – Его». Практиковать бхаджан не так сложно. На самом деле все очень просто. Наши братья-мусульмане по десять–двадцать раз садятся и встают, совершают столько аскез! Мы же принимаем  вкуснейший прасад от Кришны: ладду, перу, кхир… Вкушайте кришна-прасад и повторяйте «Харибол! Кришна Кришна! Радхе Радхе!» Вот и все. Если хотя бы раз такое случится с нами, то можно сказать, что наша жизнь обрела смысл. Поэтому важно учиться науке бхаджана

Наше поведение должно быть безупречным, без этого не удастся прогрессировать на духовном пути. Своим примером нужно показывать, что человек, совершающий бхаджан, не привязан к материальному миру. Не поддавайтесь соблазнам этого мира, сами совершайте бхаджан и помогайте в этом другим.

Считается плохой приметой, если первое, что кто-то увидит с утра, это обезьяна. У такого человека не будет в этот день еды и воды. Не смотрите с утра на обезьян, иначе сами родитесь обезьяной. Ранним утром смотрите на Хануманджи и Сугриваджи! Смотрите на Джамбаватиджи, который был медведем. Смотрите на Дхруву, пятилетнего мальчика, который по милости Нарады обрел даршан Господа. Сам Нарада был сыном бедной женщины, которая убирала в домах, и все же благодаря общению с Санакой и Санатаной Кумаром он стал парама-бхактой

Если наш гуру истинный, если мы общаемся с настоящими Вайшнавами и у нас хорошее руководство, то совершать бхаджан будет очень легко. Даже если мы не стремимся к этому, по милости Шри Гуру Господь решит: «Этот человек – преданный моего преданного», и дарует служение Своим лотосным стопам. Поэтому бхаджан практиковать легко. Оставайтесь дома, кушайте, пейте, стойте, сидите, зевайте, пока готовите… Просто повторяйте «Рама Рама, Кришна Кришна». Казалось бы, что это за бхаджан такой? В былые времена люди совершали бхаджан, по шестьдесят тысяч лет стоя на голове и воздерживаясь от пищи, а мы говорим: «Просто ешьте, пейте, веселитесь и повторяйте имена Господа». Махапрабху сказал, что где бы вы ни находились – дома или где-то еще, просто совершайте бхаджан

Прямо с сегодняшнего дня начните это делать. Не надо откладывать на завтра. Некоторые говорят: «То, что вы хотите сделать сегодня, сделайте завтра. А еще лучше отложите на послезавтра». Однако зачем медлить? То, что вы планируете на завтра, нужно сделать сегодня, а еще лучше – прямо сейчас. Не надо откладывать на потом. Вдруг случится катаклизм. Что вы тогда будете делать?

Равана думал: «Я сделаю лестницу с Земли до рая, и мне больше никогда не придется проводить ягьи. Завтра я сделаю эту лестницу!» Так он решил, однако на следующий день Господь Рамачандра убил его в битве. И лестница так никогда и не появилась. Может быть, он ее и соорудил бы, если бы не откладывал на потом. Поэтому перестаньте себе обещать: «Я начну заниматься бхаджаном с завтрашнего дня». Начните сегодня!

Сегодня, в Акшая-тритию, произошло творение мира, сришти-лила. Это очень благоприятный день. Из всех зерен Господь сегодня создал ячмень. Ячмень обладает многими прекрасными качествами: в нем много силы, он легко переваривается, и к тому же среди всех зерновых он самый саттвичный.
Также сегодня Господь создал амлу. В одном кусочке амлы больше пользы, чем в десяти зрелых манго и множестве яблок. Амла обладает саттвичными качествами, а манго – раджастичными.
Сегодня началась Сатья-юга. В этот самый день Брахмаджи начал отсчет югам

В шастрах еще много чего рассказывается про Акшая-тритию, я упомянул то, что помню. Миллионы людей отправляются сегодня в Харидвар, чтобы раздать огромные пожертвования. В Бенгалии люди принимают омовение в святой Ганге и занимаются благотворительностью.

Все, что мы сегодня пожертвуем, принесет нам благо. Однако что следует отдать? Несомненно что-то нужно пожертвовать: деньги, одеяла, пищу или даже сатту (порошок из обжаренных зерновых). Тхакурджи следует предложить камфору, смешанную с гхи

А что же нам делать? Сегодня нам нужно что-то предложить лотосным стопам Радхи и Кришны и понять, что с этого момента нам в мире ничего не принадлежит. Я дам самое щедрое пожертвование, какое только в моих силах: сегодня я предложу себя лотосным стопам моего Гурудева. И Гурудев, увидев, что мое сердце стало очень мягким, вручит его, словно нежный цветок, лотосным стопам Шримати Радхарани. Если сегодня вы не готовы предложить так свое сердце, постарайтесь сделать это мысленно.

Когда Кришна родился, Васудеваджи находился в темнице Камсы. Он хотел что-то пожертвовать по случаю рождения Кришны, но не мог сделать это физически. И тогда он мысленно пожертвовал десять тысяч коров с телятами. Позже, когда царство вернулось к нему, он снова сделал это, но только теперь по-настоящему. Подобным образом и мы должны хотя бы в уме предложить наше мягкое сердце, словно нежный цветок, лотосным стопам Гурудева или Шри Шри Радхи-Кришны. Решение вручить себя Кришне – это уже высшая форма благотворительности. Нет бОльшего пожертвования. Это описано в «Шримад-Бхагаватам»:

тава катхамритам тапта-дживанам

кавибхир идитам калмашапахам

шравана-мангалам шримад ататам

бхуви гринанти йе бхури-да джанах

«О Кришна, Твои слова и повествования о Твоих играх, словно нектар бессмертия, спасают страждущих в материальном мире. Они полны красоты и духовной силы. Поведанные устами Твоих чистых преданных, они освобождают от грехов и даруют вечное благословение кришна-премы тем, кто внимает им с верой. Несомненно, личности, несущие их повсюду, – самые великодушные и сострадательные из людей».

Гопи сокрушались, что Кришна оставил их и исчез. Они спрашивали у деревьев, растений и деревцев Туласи: «Куда ушел наш Кришна? Возможно, вы видели, куда Он пошел? Он оставил нас… Он украл наши сердца. Куда Он ушел?» Полностью погруженные в мысли о Кришне, гопи начали думать о себе как о Нем. Одна из гопи изображала Путану, а другая, игравшая новорожденного Кришну, притворялась, что сосет ее грудь. Другие гопи разыгрывали другие игры.

Гопи пели: «тава катхамритам тапта-дживанам». В этом мире столько проблем. Родственники постоянно ругаются. Муж и жена не понимают друг друга. Дети растут...  Все страдают. Однако хари-катха о Господе – это настоящий нектар, дарующий умиротворение. В Ведах и шастрах говорится, что как только повествования о Господе входят в уши, в сердце наступает покой, и оно наполняется нектаром. Что же это за повествования? Они даруют все благоприятное. Преданные, которые рассказывают такую хари-катху, наполняют всех огромной энергией. Те, кто дарует харинаму и говорит об играх Господа – самые щедрые благотворители. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху даровал этому миру имена Кришны. Таким образом Он стал известен как:

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадая те

кришная кришна-чаитанья-намне гаура-твише намаха

Чайтанья Махапрабху раздавал кришна-прему всем, кого встречал: тиграм, слонам, медведям, людям… Он говорил каждому: «Повторяй имена Кришны, и ты увидишь Кришну». И, увидев Махапрабху, все начинали воспевать «Харибол, Харибол!» Все! Даже мусульмане, кази. Даже животные и птицы, увидев Махапрабху, начинали повторять «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Что уж говорить о людях! Поэтому в материальном мире нет более великодушных благотворителей, чем Махапрабху.

Лучший способ совершать бхаджан – это повторять святые имена. Это высший процесс. Мы должны практиковать бхаджан и жить просто. Не надо питаться оскверненной пищей [употреблять мясо, рыбу и яйца], принимать одурманивающие вещества, курить и так далее. Совершайте бхаджан и не употребляйте ганджу, бханг, пан и тому подобное. Не нужно иметь огромный дом и много денег. Ничего страшного, если мы не умеем играть на музыкальных инструментах или танцевать. Возможно, наш голос слишком громкий, и все же надо воспевать Харе Кришна маха-мантру. Таков путь воспевания намы