Режим SEND

Leo B.

to БЭСМ-6
(перенесено из темы про Паскаль)

Диспак не имеет ни малейшего понятия, что там в терминале происходит. Если КРАБ по команде РЕД включает секретный приём, то заворота не будет, если не включает - то будет.
В реальном VT-340 пока работает режим SEND, приём с линии игнорируется.

On Saturday, May 8, 2021 at 12:10:40 PM UTC-7 nvmz wrote:
Интересно, как функционирует ДИСПАК при режиме SEND? Сейчас идет заворот принимаемого символа. А в реальном VT-340 заворота не было.

08.05.2021, 20:46, "Макаров-Землянский Николай" <nv...@yandex.ru>:
Леонид!
Медуза работает под SIMH! Основные Э/К в ней Э71 и Э70. Она написана на БЕМШе на основе текстов КРАБа. От КРАБа отрезали клешни - получилась Медуза. Это многоканальная транспортная станция для приема-передачи телеметрической информации. Клиентская часть всей этой фигни написана на Паскале под Виндой. Эмулятор VT-340 нужен мне, чтобы редактировать тексты на БЕМШе из КРАБа. В Putty нет режима SEND. Поэтому директива РЕД не работает. Сейчас загвоздка в Эмуляторе VT-340 в том, чтобы из него убрать RichElit, который не транслируется под UNIX. Все остальные компоненты должны транслироваться. Пробовали давно, но раньше все работало.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Это, конечно, все так. Но есть одно замечание. VT-340 были двух типов (старые и новые). У какого-то типа режим SEND включался только из состояния OFFline (то ли ONline). Поэтому были затруднения при работе с ДИСПАКом. Тюрин что-то прикрутил. И все заработало. Мне кажется, что кнопка SEND имела код и посылала его в линию. Опять таки кажется, что Тюрин его просто игнорировал. Сейчас при SENDе строки КРАБ, я получаю выдачу на экран:
АБ
Сегодня разобрался с латинскими буквами. С кириллицой  пока мрак. Буду думать и исследовать.

Но есть вопросы по UNIX.
Что возвращается по событиям KeyDown, KeyPress, KeyUp?
Винда выдает по KeyDown, KeyUp - номер клавиши, а по KeyPress - символ нажатой клавиши (причем для русской клавиатуры ерунду).

09.05.2021, 18:13, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics

Leo B.

to БЭСМ-6
Думаю, дело не в online/offline. Дело было в том, что пользователь мог захотеть  делать SEND в любой момент, даже без секретного приема, и Диспак не должен был портиться от получения символа с линии в тот момент, когда он пытается в неё выдавать.  А как вёл себя терминал в процессе SEND, когда ему что-то приходило в ответ - это отдельный вопрос.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
VT-340 это загадка, т.к. проверить нельзя (хотя в России нашли реальный VT-340), а память склерозит. Сделаю, как помню. Есть несколько вариантов.
Еще вопрос-предложение - убрать кнопки MPON, PERR, UL, т.к. не хватает управляющих кнопок (F1-F12).
Про события нажатия кнопок (в UNIX) не забудьте посмотреть!

09.05.2021, 23:30, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/c5cd992d-c77a-45fd-b6f9-e8fc9c6fad42n%40googlegroups.com.

Макаров-Землянский Николай

Leo B.

to БЭСМ-6
PERR точно можно убрать, ошибок в четности у нас не будет.
Для чего и как реально использовался UL, я плохо себе представляю, так что, наверное, тоже можно.
MP ON использовалась на БЭСМ-6 на моей памяти только для одной программы, которая не сохранилась (игра в клингонов) - значит, некритично.

Насчет разных гуёвостей типа событий нажатия на кнопки - это не ко мне, у вас там локальных специалистов должно хватать, да и эффективнее будет.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Как помню, UL - включить подчеркивание, а MP ON - не передавать ("перескакивать") защищенную зону (т.е. символы, заключенные в квадратные скобки).

--

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1088ebb5-b62c-4534-bd0e-3490047d24d1n%40googlegroups.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sun, May 9, 2021 at 1:55 PM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
[...]

ЕМНИП, "заворот" логика АС/МПД делала самостоятельно. Его можно было отключить, установив из ОС специальный битик в слове состояния линии.
К слову, помню у VT-340 состояние "виснет SEND". Как его объяснить?

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1800411620593206%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sun, May 9, 2021 at 2:03 PM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
Как помню, UL - включить подчеркивание, а MP ON - не передавать ("перескакивать") защищенную зону (т.е. символы, заключенные в квадратные скобки).
Да. Игрушка, про которую пишет Лёня, пользовалась этим для того, чтобы быстро двигать курсор.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1799351620593908%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Leo B.

to БЭСМ-6
Мне помнится, что VT-340 зависал на SEND, если не находил ETX между начальной позицией и концом экрана.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sun, May 9, 2021 at 9:18 PM Leo B. <leo...@gmail.com> wrote:
Мне помнится, что VT-340 зависал на SEND, если не находил ETX между начальной позицией и концом экрана.
Не, не это.
Жмёшь SEND, курсор начинает с первой позиции и сдвигается на одну вправо, а дальше не идёт.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/873247d3-6881-4a45-9853-d16124af4af3n%40googlegroups.com.

--
Thanks,
-- Michael

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Если это было в МГУ (или VT по схеме МГУ), то это либо БЭСМ-6 стояла, либо оторвалась линия от VT. Т.к. не приходил завернутый байт, в котором был "длинный" стартовый бит, по которому запускался генератор для выдачи информационных бит. Однако, если усилитель КВУ, который выдавал напряжение на линию VT, был в "0", то курсор бежал бы (наверное, долго).

10.05.2021, 10:33, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzucXT%2BADmow%3D%2BN148EoiKfrWaxrMuQQvSCKZkhyaoBv7pg%40mail.gmail.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Mon, May 10, 2021 at 12:47 AM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
[...]

Да, в МГУ, и насколько я помню, это наблюдалось всегда, когда машина стояла.
И это несколько противоречит озвученному здесь вчера мнению, что VT-340 выполнял SEND "с зажмуренными глазами".
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1530231620632171%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

10 мая 2021 г., в 11:12, Michael Yaroslavtsev <absolutel...@gmail.com> написал(а):

[...]

Коля правильно отметил, что «схема подключения МГУ» отличалась от стандартной…
Там использовался сигнал приема для подсинхронизации передатчика…

Но VT-340 об этом ничего «не знал» и выполнял SEND всегда одинаково…

И да, подключенные по схеме МГУ терминалы при обрыве линии или стопе машины (для терминалов, подключенных к КВУ) - ничего по SEND не передавали (называлось «SEND висит»)

В других схемах подключения (через АС, через КВУ без доработок видеотонов имени МГУ) - SEND «бежал» всегда вне зависимости от статуса машины.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzue5MRwDuVXy%3De4sph%2BxRWwX3C%2BKbsyNrHEqoeXJ3x8syw%40mail.gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

10 мая 2021 г., в 07:18, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

Мне помнится, что VT-340 зависал на SEND, если не находил ETX между начальной позицией и концом экрана.
Никогда…

Никто этот символ не искал…

Режим SEND передавал данные _от_ текущей позиции курсора _до_ символа ETX _или_ конца экрана.
Что использовалось тем же КРАБовским экранным редактором, например… :)

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/873247d3-6881-4a45-9853-d16124af4af3n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Monday, May 10, 2021 at 10:39:17 AM UTC-7 ReedCat wrote:
[...]

Может, если на экране что-то было, то это работало, но я хорошо помню, что последовательность нажатий OFF LINE - ERASE - SEND приводила к тому, что на экране загорались курсоры в начале каждой строки, и терминал приходилось перевключать.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

10 мая 2021 г., в 21:21, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

Вот никогда такого не видел (в МГУ)… Особенность конкретного подключения? АС?

В МГУ эта последовательность привела бы к тому, что терминал послал бы полный экран пробелов и перешел в ONLINE, ожидая «и что вы на это скажете?» :)

Да, опять-таки Коля упоминал тему про то, что SEND у некоторых видеотонов можно было запустить из ONLINE, а у некоторых - нужно было сначала перейти в OFFLINE - так и было, и это было именно следствием разных модификаций самого видеотона (более старые - требовали перехода в OFFLINE,  в более новых - это требование пропало).

--
[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/faaf7111-27c4-41db-9f65-9e0bbb16496fn%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Monday, May 10, 2021 at 11:43:57 AM UTC-7 ReedCat wrote:
[...]

Думаю, это была ошибка в прошивке, и если где сделали возможность SEND из ONLINE (не помню, пользовался ли я этой фичей и проверял ли, можно ли делать send после исправления символа в середине строки),  то эту ошибку, скорее всего, исправили.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Какая ошибка в прошивке? VT-340 был собран на микросхемах типа "ЛА". Даже "ЛИ" в нем не было! 1974 год!
Про заворот символа потом напишу.

10.05.2021, 22:53, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/c07fc233-99eb-49a6-a1ce-8aa753f6f362n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Окей, s/прошивке/логике/. Основная мысль та же.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

10 мая 2021 г., в 23:05, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

Окей, s/прошивке/логике/.

В ДНК… :)

Основная мысль та же.

On Monday, May 10, 2021 at 1:03:12 PM UTC-7 nvmz wrote:
Леонид!
Какая ошибка в прошивке? VT-340 был собран на микросхемах типа "ЛА". Даже "ЛИ" в нем не было! 1974 год!
Ну да, в первых вариантах память экрана занимала аж две платы, и, чуть ли, не ферритовой была…
Новые варианты уже имели «полупроводниковую», которая помещалась на одной плате и в корзине у новых видеотонов одно место оставалось пустым… :)

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Итоги SEND на VT-340.
1. При режиме SEND был (есть-ДИСПАК работает) заворот символа.
2. При секретном приеме есть  заворот символа, но информационные биты (наверное) нулевые.
3. Скорее всего, после окончании передачи символа ETX дисплей переходил в ONLINE.
А теперь вопросы. Какой метод использовать в IdTelnet? chr или string? Других нет. Как делать секретный прием, если реальный заворот символа идет в "редакторе" Эмулятора VT-340? Наплевать на секретный прием? Что делать, если пользователь нажимает - К OffLine А Б В OnLine Р А Б? Про кодировку русских букв и UNIX я еще не говорю.

10.05.2021, 23:09, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/84247B9D-D7AF-4925-927A-99E6012094B5%40gmail.com.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

По по.3 формулировка такая

«После окончания передачи (по символу ETX или по достижению конца экрана) дисплей переходил в ONLINE».

И это точно именно так.

dol@
P.S.  Вот,  кстати, передавался ли сам символ ETX в линию при этом - точно не знаю. Скорее всего и не передавался.

10 мая 2021 г., в 23:43, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/392471620677788%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Очевидно, что передавался. Иначе Э71 не передал бы дальше управления. А если он был без "залипания", то события "Окончание приема" не было бы.

11.05.2021, 00:03, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/C1282009-9CBC-4B9C-8331-D2DE77F343F9%40gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

11 мая 2021 г., в 00:09, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Очевидно, что передавался. Иначе Э71 не передал бы дальше управления. А если он был без "залипания", то события "Окончание приема" не было бы.
Тогда по концу экрана его должен был добавлять в линию уже видеотон…
Возможно, в принципе…

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1937021620680682%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Василий! Не правильно тебя понял. ETX по окончанию экрана не передавался. Прием "висел". Но был переход из режима SEND в ONLINE не известно. Все забыли.
Надо бы достать реальный VT-340!

11.05.2021, 00:09, "Макаров-Землянский Николай" <nv...@yandex.ru>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1937021620680682%40mail.yandex.ru.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

11 мая 2021 г., в 00:16, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Василий! Не правильно тебя понял. ETX по окончанию экрана не передавался. Прием "висел". Но был переход из режима SEND в ONLINE не известно. Все забыли.

Вот даже обидно, уже раза три сказал, что БЫЛ…

«Доктор, меня все игнорируют»… (с) :(

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1697331620681112%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Извини. Тогда к моим пунктам, еще четвертый - твой! Окончание режима SEND. Кстати, для Эмулятора VT-340 это еще одна проблема - у него не всегда полностью заполнен экран. Сейчас сделано, что выдача символов заканчивается либо по ETX, либо по исчерпанию строк редактора. Надо еще лепить ETX, если его не было.

11.05.2021, 00:17, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/19A86E36-549A-48BB-B819-2BBFCCC88705%40gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

11 мая 2021 г., в 00:27, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

[...]
Надо бы в тексты ДИСПАКа посмотреть, прилетающий ETX он должен был обрабатывать…

Мой склероз говорит о том, что там был код с проверками «это ETX?» И применялся он к дисплеям, которые были прописаны в ШКVT, но склероз штука опасная - лучше проверить…

А если он его обрабатывал, то тогда прилетать после режима SEND он должен был всегда, то есть,
или отказываться от эмуляции передачи всего экрана и _требовать_, чтобы ETX был всегда…

Стооооп…

Вспомнил я… При передаче всего экрана - ETX видеотон не добавлял и редактирование не работало…
Как ты и сказал - «экстракод продолжал «висеть»…

Почему вспомнил - Лёша Кулаичев очень любил загонять целый экран SEND’ом и он для этого каждый раз
загонял руками курсор в правый нижний угол экрана и там руками вставлял ETX в последнюю позицию экрана…

Без этого - не работало… На БЭСМ-6… :)

На EC-1010 - было наплевать, но там интерфейс со стороны системы был другой…

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1823221620681549%40mail.yandex.ru.

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Как это обычно бывает, правы все!

с.м. PDF

М.П.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/19A86E36-549A-48BB-B819-2BBFCCC88705%40gmail.com.
Вывод-на-ВТ-340.pdf

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Этот PDF я изучал. Но спасибо!

А теперь вопросы.
1. Кто знает, что за загадочные символы выдает БЭСМ-6 при выводе текста файла из КРАБа (директива ВЫД) в конце строк до Crtl,E и после него? Я подозреваю, что это какое-то выделение символов Ctrl. Но хотелось бы узнать более подробно. Putty и Putty_rus отображают их по-разному. Мой эмулятор отображает:
0001 ШИФP 521600ЗC5^[2 E[
И куда подевался символ Crtl,J? Это который LineFeed.
2. Кто помнит - с какой периодичностью и скважностью мигали символы Ctrl на VT-340?
3. Могла ли клавиша ERASE нажиматься в режиме ONLine? Про DL, IL, DC, IC не спрашиваю. Как помню, БЭСМ-6 на них выдавалa ERR в правый нижний угол экрана.
4. Если нажать OFF, потом подвигать курсор, потом перейти в ON, то дальнейшая выдача будет идти сразу после курсора? Или вставится новая строка?

11.05.2021, 01:38, "Mikhail Popov" <mikha...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAHBB7Y5Pd5KAuK%2BbNdC9i0-db%3DsxAt9KTtBsTPsU5rjPeTJeSw%40mail.gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6
2. Склероз почему-то говорит, что 5 Гц. но нужно посмотреть на результат визуально, зрительная память может что-то подсказать/исправить.
3. Да, ERASE нормально нажималась и отрабатывала, при этом экран стирался, а в правом нижнем углу экрана выдавался символ «I» (выдавался ДИСПАКом, ровно как и в случае с DL/IL/DC/IC)
4. Сразу после курсора.

17 мая 2021 г., в 07:16, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/195331621223337%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Василий!
Спасибо!
По поводу мигания. Я ставил от 200 мсек до 700 мсек. Что-то визуально на реальном Видеотоне мигало по другому. Сейчас у меня времена DTгорит и DTнегорит равны. Может от этого зависит? Где-то еще идет перерисовка экрана раз в 8-12 сек. Но это моя ляпа. Разберусь.
А вот что делать со странными символами (п.1). Либо Леонид, либо Сергей должны помочь!!!!!!!!!!!!!
Без понимания этого символ "I" в правый нижний угол не засунешь.

17.05.2021, 10:10, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/0EF1E5F0-DEED-430B-858F-5ABF0FFA89F5%40gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Сейчас SIMH перекодирует управляющие символы в ANSI-последовательности, чтобы эмулятором можно было пользоваться на обычных терминалах. В частности, ctrl-символы, занимавшие позицию и не приводившие к движению курсора, выдаются в половинной яркости.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Где бы узнать про ANSI-последовательности более подробно?

17.05.2021, 11:16, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/5acd9f44-5c67-4fda-a384-1f7decbf2ef1n%40googlegroups.com.

Евгений Халуев

to БЭСМ-6
https://github.com/besm6/simh/blob/0f9d34ba43e37a1f79005f32f58a191fea5c0cbb/BESM6/besm6_tty.c#L553

Вот та самая функция

понедельник, 17 мая 2021 г. в 15:27:08 UTC+7, nvmz:

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

17 мая 2021 г., в 10:50, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

[...]
символ «I» засовывается в правый нижний угол самим ДИСПАКОМ…

потом рисует «I» и при этом курсор переходит в начало экрана…

хотя тут может «быть нюанс»… из-за того, что весь принимаемый из БЭСМ текст снабжен line feeds (Ctrl-J) в конце строки для корректной отрисовки может быть нужно не две, а три «стрелки влево».

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/254611621237149%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Мне прислали функцию, которая делает в Эмуляторе ESC-последовательности для выдачи. Я посмотрю на нее. И если просто получится, то имитирую эти символы. Есть некоторые сложности. Кстати, сколько строк было у VT-340? Я сделал 16 при точной имитации. Но экранчик выглядит несимпатично - слишком растянут. При современной имитации экран практически не ограничен, и всякие стрелки не отображаются. Если я сделал криво, сообщи, пожалуйста! Я пока не заметил, что мой алгоритм хреновый.

17.05.2021, 13:31, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/53798675-D24F-44F3-A297-F5D424D62DC6%40gmail.com.

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com

1. не краевед
2. примерно 2 раза в секунду
3. ERASE, HOME, IL,DL, DC, IC, всё это вводилось и обрабатывалось (в Дубне всё это использовалось в экранном редакторе)
4. сразу после курсора, т.к. с точки зрения машины терминал в OFFLINE просто снимал готовность

19.05.2021, 03:31, "Mikhail Popov" <mikha...@gmail.com>:

1. не краевед
2. примерно 2 раза в секунду
3. ERASE, HOME, IL,DL, DC, IC, всё это вводилось и обрабатывалось (в Дубне всё это использовалось в экранном редакторе)

Хорошо жилось Видеотону-340 в ОС Дубна! Ему там разрешили передавать упомянутые символы. В ОС Диспак - запретили. У меня есть некоторое объяснение этому. В Арзамасе и Челябинске (где появились первые Видеотоны) соответствующие отделы поставили резолюцию - "запретить буржуйские слова, ... (причину придумайте сами)". "Send, Print - в линию не передает, разрешить оставить клавиши". Именно поэтому в ОС Диспак Видеотон урезали до телетайпа.
В Дубне тоже был соответствующий отдел, но там он располагался не на территории ОИЯИ. И там были более умные люди.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAHBB7Y5zeB6MAc55HZKsVaxBXaOYFJcbUSJZA-SivSTaCyYReQ%40mail.gmail.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Tue, May 18, 2021 at 8:37 PM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:

[...]

Переходи в код устройства, и хоть обпередавайся.
Как надо было отразить IC, DC, IL, DL в коде ГОСТ?
Володя Корякин всё это делал в Челябинске. Нормально сделал, если всё во внимание принять.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/688021621394447%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

19.05.2021, 06:54, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:

[...]

И как же надо было передавать в коде устройства в ОС ДИСПАК (им. В.Ф.Тюрина) в 1975 году? Поясни!
Как надо было отразить IC, DC, IL, DL в коде ГОСТ?
Что-то типа LNIE FEED, ETX.
Володя Корякин всё это делал в Челябинске. Нормально сделал, если всё во внимание принять.

Один Володя сделал, а другой Володя не сделал.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzudKjwiv%2BZSRhjosteBrHSxsnz0r4y_K3x5Nenju9-x6EQ%40mail.gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Tuesday, May 18, 2021 at 9:10:10 PM UTC-7 nvmz wrote:

[...]

С помощью 37-го бита в Э71. Хоть приём, хоть передача. Что-то мне намекает, что обмен в коде устройства первоначально сделали для телетайпов, чтобы удобнее было работать с кодировкой ИТМ.

Помнится, мне-школьнику в терминальном классе ВМК, куда я заходил после занятий в вечерней матшколе, показали игрушку - программу "попугай", которая принимала в коде устройства что угодно, включая IL, DL, IC, DC, а потом стирала экран и красиво воспроизводила введённое.

На следующий день я прискакал на ВЦ, быстренько написал это дело на БЕМШе и обломился, потому что с АС всё выводилось в 4 раза быстрее, и получалось далеко не так эффектно.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Я говорю про 1975 год!
Терминальный класс ВМК появился в 1978 году. До этого этот класс (один Видеотон и телетайп) назывался "Клуб любителей пива" (такая табличка на нем висела). Вход по ночам в этот класс был через окно. Вход днем был только для избранных. Их было человек десять - могу все фамилии написать. Думаю, что Василий Долматов помнит этот "класс".
37 разряд в Э71 (наверное, информация о нем) появился много позже 75-го года.

--

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/dcc8d808-628b-4d1f-a557-9109a1918248n%40googlegroups.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Tue, May 18, 2021 at 9:40 PM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
[...]
Наверное позже, да. Вряд ли сейчас возможно установить когда именно.
Я в терминальный класс Химфака пришёл в самом конце 78-го года, и в коде устройства уже можно было работать.
Однако же, считаю, что стремление свести все устройства ввода-вывода к единой кодировке было вполне понятным. Так же логично было, что эта кодировка была УПП/ГОСТ.
Выбор Дубны работать с ASCII был, на мой взгляд, довольно революционным, но, наверное, оправданным, особенно, учитывая специфику ОИЯИ.
А Тюрин терминального хозяйства сам никогда не трогал, боялся его - работает, и ладно.
Я был первым в его команде, который стал в это дело залезать в конце 1982-го года.
А потом пошло-поехало: VDT-52130, Фрязинская "Электроника-15ИЭ-00-013", ЕС-7907, ЕС-7920, функциональные клавиши, экранные редакторы, межмашинная связь через АС, Kermit и т.п.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/695931621398465%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

19 мая 2021 г., в 07:40, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

[...]
я, наверное, чуть более позднюю его инкарнацию помню, когда видеотонов уже было больше одного (два, может, даже три), но телетайп еще стоял, и, когда все видеотоны были заняты, я даже пытался на нем что-то править в программах… то еще удовольствие… :)

по ночам через окно не лазал… :)

P.S.  и да, это ещё те времена, когда ВМК еще не переехал во 2-й гумкорпус, а ютился в в трехэтажном домике, в который после его переезда въехала какая-то военная кафедра. и этот «класс», действительно был на первом этаже, так что через окно был доступен, в принципе… :)

[...]

Leo B.

to БЭСМ-6
Я, собственно, больше о том, что работа в коде устройства была совершенно прозрачная, чем о времени появления 37-го разряда в Э71, но, слегка зная М. Г. Чайковского и его манеры, думаю, что предположение, что  собственно разряд появился по его просьбе "для своих" гораздо раньше, чем информация о нём за пределами ИТМ, близко к истине.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Вопрос к авторам Эмулятора - зачем Вы так негуманно поступили с символами ETX и LINE FEED?
Символ ETX - 377(8) в УПП/ГОСТ, выдается - 03(16).
Символ LINE FEED - 214(8) в УПП/ГОСТ, выдается - 0A(16).
Это РАЗНЫЕ символы!
Приниматься они должны также.
Вы же их "объединили".
Это ОШИБКА!!!!
Я подозреваю, что Вы хотели, чтобы PUTTY работала в режиме VT-100.
Надо бы сделать флаг в Эмуляторе - "как принимать и передавать символы"!

19.05.2021, 10:50, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/afb0a79f-e290-4313-a488-f8fd7a2fd280n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Этот флаг там есть отродясь, SET TTYn RAW

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Спасибо за информацию.
1. Надеюсь, что этот флаг снимается после отключения дисплея.
2. Есть еще проблема. После посылки сообщения (в режиме SEND) ВЦПП Эмулятор БЭСМ-6 выдает два сообщения - "В" и "ЦПП<пс><вк>НЕТ<пс><вк>". Поэтому как выключить режим SEND, я не понимаю. Конечно, можно склеить эти два сообщения и отрезать от него передаваемую строку ("ВЦПП"). Точнее последовательно отрезать переданные символы до тех пор, пока не передаваемая строка не кончится. Так делать? Или есть другие идеи?

28.05.2021, 20:43, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/05ae8aae-b069-4d89-9aac-48465a8c560an%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Friday, May 28, 2021 at 8:48:33 PM UTC-7 nvmz wrote:
Леонид!
Спасибо за информацию.
1. Надеюсь, что этот флаг снимается после отключения дисплея.

Я только что проверил на онлайн-эмуляторе  - отключается.

[...]

Насколько я понимаю, SEND работал именно так - потому что, если память мне не изменяет, при пропадании эхо он затыкался.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com

29.05.2021, 07:05, "Leo B." <leo...@gmail.com>:

Не совсем так. На АС-терминалах и на терминалах, имеющих СИ-провод SEND не затыкается. На схеме подключения МГУ - затыкается, т.к. нет сигнала (старт бит) запуска генератора.
Будем считать, что Эмулятор-340 работает по схеме МГУ. Сейчас запрогую.
Еще вопросик - как проще установить флаг? Как я понимаю, что его можно установить путем посылки текстового сообщения типа SET Эмулятору БЭСМ-6.

Leo

--
[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/45849342-64a9-4ac4-8524-4fd942b99013n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Friday, May 28, 2021 at 9:17:22 PM UTC-7 nvmz wrote:

[...]

Раз АС сама делает эхо всегда, кроме случаев специально запрошенного секретного приёма, то неудивительно, что не затыкается. А пробовал ли кто-нибудь посылать что-нибудь SEND-ом в секретном приёме? Я так никогда.

Будем считать, что Эмулятор-340 работает по схеме МГУ. Сейчас запрогую.
Еще вопросик - как проще установить флаг? Как я понимаю, что его можно установить путем посылки текстового сообщения типа SET Эмулятору БЭСМ-6.

Разумеется. В нынешних терминах <ctrl-G>set raw<lf>. Или даже правильнее будет отловить в первоначальной выдаче эмулятора строку
WRU – Break to sim> prompt character - is "что-то" и использовать указанный ctrl-код в качестве управляющего символа.

Leo

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

29 мая 2021 г., в 09:52, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

[...]

я пробовал…
нормально работает…

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Думаю, что в секретном приеме, "заворачивается" нулевой символ. Сейчас проверю на Эмуляторе.

--

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/A2F6C320-0A76-42D5-8178-F221D5006A73%40gmail.com.

29.05.2021, 09:52, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
[...]

АС не делала сама эхо (АС слишком тупой девайс). Эхо все же делала БЭСМ-6. В АС не нужно было фазировать генераторы БЭСМ-6 и Видеотона. Точнее они "фазировались" по стартовому биту. В Видеотоне генератор работал в 10 раз быстрее, чем тактовая передачи-приема. Поэтому опрос информационных бит "выравнивался". На БЭСМ-6 это сделать было невозможно, т.к. вся производительность БЭСМ-6 была бы съедена на обработку терминалов. На концентраторе терминалов НЕРПы был введен специальный символ, который переводил терминал в секретный прием. Дело заключалось в том, что скорость обмена на КТ НЕРПы была 9600 бод, а БЭСМ-6 уже не справлялась с таким приемом (это порядка 3 Кбайт/сек), а также некоторые машины не имели понятия, что такое секретный прием.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/40ab8d7b-df9f-4541-92ed-3c8cd330c556n%40googlegroups.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Н-да! Эмулятор БЭСМ-6 ничего не заворачивает при секретном приеме. Просто принимает и молчит. А я уже сделал выключение режима SEND после того, как принята передаваемая строка (да еще сравнивая переданные и принятые символы). Н-да! Опять думать, как бы обмануть Эмулятор и MEMO.

29.05.2021, 10:28, "Макаров-Землянский Николай" <nv...@yandex.ru>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/845841622273183%40mail.yandex.ru.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com

On Sat, May 29, 2021 at 1:04 AM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
АС не делала сама эхо (АС слишком тупой девайс).
Почти точно уверен, что делала.
Эхо все же делала БЭСМ-6.
Почти точно уверен, что не делала.
Это можно и в исходниках ОС ДИСПАК для СВС проверить.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/850411622273513%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Миша!
А в АС был секретный прием?

29.05.2021, 11:28, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzudsoM%3D4ecUxhZTL1m7DXZuscYiy-WpBSffvY_XTBYKwHw%40mail.gmail.com.

Stanislaw Z. Raczynski

to be...@googlegroups.com
Поддержу Мишу, АС сама заворачивала символы. Иногда это приводило к
проблемам — символ показывался, но в систему не попадал, режим повтора
директивы в СЕРПе делался как раз из-за этого.

--
С наилучшими пожеланиями
Станислав Рачинский

<https://groups.google.com/d/msgid/besm6/40ab8d7b-df9f-4541-92ed-3c8cd330c556n%40googlegroups.com?utm_medium=email&utm_source=footer>.

--

<https://groups.google.com/d/msgid/besm6/850411622273513%40mail.yandex.ru?utm_medium=email&utm_source=footer>.

--
Thanks,
-- Michael

--

<https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzudsoM%3D4ecUxhZTL1m7DXZuscYiy-WpBSffvY_XTBYKwHw%40mail.gmail.com?utm_medium=email&utm_source=footer>.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Ну тогда АС не поддерживала секретный прием. Я сомневаюсь, что в АС был символ включения-выключения признака заворота символа.

29.05.2021, 11:42, "Stanislaw Z. Raczynski" <s.z.ra...@gmail.com>:
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес besm6+un...@googlegroups.com.
Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/36cdaa19-1b59-2901-6b30-f91d13b686c5%40gmail.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sat, May 29, 2021 at 1:32 AM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
Миша!
А в АС был секретный прием?
Да. Для этого записывался специальный битик в слово состояния линии.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/817731622277100%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sat, May 29, 2021 at 1:51 AM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
Ну тогда АС не поддерживала секретный прием. Я сомневаюсь, что в АС был символ включения-выключения признака заворота символа.
АС умела принимать не только кодовые слова, но и командные, так что в спецсимволе нужды не было. Длина слова АС - 16 бит.
16-й бит - признак командного слова. Биты 15:9 - номер линии. Биты 8:1 код символа в кодовом слове или команды в командном.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/910011622278102%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Я тебя понял. И как же я не нашел этого в текстах АС в 1985 году. Наверное, глуп был, или плохо искал. А ведь столько времени потратили на реализацию секретного приема! Наверное, почти год.

29.05.2021, 12:01, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzufV5mxR5xLE-jiUiMssCy-xEap1KpNnukezdOabBZodpg%40mail.gmail.com.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

29 мая 2021 г., в 11:57, Michael Yaroslavtsev <absolutel...@gmail.com> написал(а):

[...]

но вот не везде и не всегда, видимо… :)

вспомнилась ситуация где-то в гостях, где терминалы были через АС: «отвернись, я пароль наберу» :)

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzuc%2B-TGCYMTTU-GwLW6DwVOuCgSEKZhUme6dRb%3DeV9ZJKw%40mail.gmail.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Василий и Миша!
Может быть, АС бывали разные?
Миша! Все же подскажи - был ли в 85-том году на АС-терминалах секретный прием?

29.05.2021, 13:04, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1D573DEC-25CF-421B-A3AE-1D6D7C29FA05%40gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

29 мая 2021 г., в 13:08, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Василий и Миша!
Может быть, АС бывали разные?
потому и сказал «не везде и не всегда»…

возможно шла непрерывная доработка и устранение неудобств - а отсутствие секретного приема - огромное неудобство…

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/888741622282732%40mail.yandex.ru.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sat, May 29, 2021 at 3:08 AM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
Василий и Миша!
Может быть, АС бывали разные?
Был ещё МПД - развитие АС от той же команды (Снежинск). Главное его отличие - увеличение количества линий в два раза. Соответственно, слово расширилось на один бит.
Миша! Все же подскажи - был ли в 85-том году на АС-терминалах секретный прием?
Безусловно.
И нет, не бывало "разных" АС, насколько мне известно.
Тут ещё полезно понимать, что АС/МПД были полудуплексным устройством. В нормальном состоянии линии находились в режиме приёма.
Перед началом выдачи в слово состояния надо было записать слово, переводящее линию в режим выдачи, а также выключить этот режим по окончании.
Если с линии, находящейся в режиме выдачи, приходил стартовый бит, в слове состояния устанавливался соответствующий бит (ошибка синхронизации, ЕМНИП) и слово состояния посылалось в КВУ (рег 143) с поджиганием разряда ПРП.
Таким образом, прервать выдачу можно было нажатием на терминале любой клавиши.
Меня терзают смутные сомнения: не был ли в МПД введён режим полного дуплекса?
Кстати, МПД, поставлявшийся в составе Эльбруса-Б был практически точной реимплементацией челябинского на более современной элементной базе. Делала, вроде, Вероника из команды Тяпкина при его участии.
[...]

Leo B.

to БЭСМ-6
On Saturday, May 29, 2021 at 3:02:28 PM UTC-7 BOPOHOK wrote:и.
Меня терзают смутные сомнения: не был ли в МПД введён режим полного дуплекса?

У нас же всё на лапе: https://github.com/besm6/besm6.github.io/blob/master/sources/dvs/мпд.txt

Беглым просмотром по комментариям ничего похожего на обработку сбоя выдачи не видно, и я смутно припоминаю, что мы были довольны тому, что в ДЕМОСе стало можно делать typeahead.

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Строка 263. Ошибка согласования это называлось, а не ошибка синхронизации, вот.

Leo

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/c8efdae5-29e8-4dd1-8b13-75d8f59a7c08n%40googlegroups.com.

--
Thanks,
-- Michael

Leo B.

to БЭСМ-6
On Saturday, May 29, 2021 at 6:27:11 PM UTC-7 BOPOHOK wrote:
[...]

 УИ RE;RE = AДPEC PУ
 CЧ (RE)
 И =.[64:45]
 ИЛИ (RF);KOЛ.ПEPEДAHHЫX БAЙTOB
 ИЛИ =1;OШИБKA COГЛOCOBAHИЯ
 ЗП (RE)

Это же не проверка на установленный бит, а больше похоже на коррекцию какой-то хардверной ошибки в счетчике переданных байтов.

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Проверка на бит была в строке 146.
Похоже, ошибка согласования была единственной причиной получения служебного слога для линии, находящейся в состоянии выдачи.
Логическому уровню посылается количество выданных байтов и единичка в первом разряде признак прерывания выдачи пользователем - DEL, как раньше называлось.

Leo

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/8f26c2e7-9b02-4fdd-b24c-276344fb728an%40googlegroups.com.

--
Thanks,
-- Michael

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Что-то я не понял:
ЭBM-3,T003
sim>set tty03 raw
Too many arguments
sim>set tty3 raw
Too many arguments
sim>

[...]

Leo B.

to БЭСМ-6
set ttyN raw - это команда скрипта SIMH, с которым запускается эмулятор.

Чтобы узнать формат команд пользователя, на приглашение sim> достаточно сказать help.
Команда пользователя для текущего терминала - set raw

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид, спасибо!

Многое узнал.
1. У Вас есть замечательная команда -   set vt use Videoton-340 mode.
2. Return и Ctrl-J имеют разные коды (0A и 0D). А ETX - 03.

Есть предложение (могут быть модификации):
1. Заменить VT на честную имитацию VT-340, учитывая п.2.
2. Ввести режим PUTTY, который сейчас VT. Для того, чтобы работал нынешний режим VT.
Или ввести новый режим VT им.НВМЗ для Эмулятора VT-340.
Желательно (и правильно) сделать этого Вашими силами. Это чтобы мне не изыскивать функции типа void vt_send(int num, uint32 sym), void vt_puts (int num, const char *s), void vt_putc (int num, int c) и вокруг них.

30.05.2021, 11:30, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/cff26132-619b-4ead-b92d-69e802261f3en%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Добрый день, Николай!

1. "set vt" означает указание эмулятору, что на том конце - не телетайп и не консул (оба из которых работают так себе), и не более того. Он включён по умолчанию, переключать его ни на что не надо, и про него можно забыть. Что же касается перекодировки символов, то по умолчанию включён режим, в котором эмулятор сам отрабатывает управляющие символы видеотона (и, предполагая, что терминал пользователя поддерживает ANSI-последовательности, как сейчас принято, пользуется ими для отображения) и перекодирует русские буквы в юникод. Альтернативные режимы qwerty и jcuken - для тех, у кого putty или юникс, но нет русской раскладки, режим raw - для тех, у кого есть эмулятор видеотона.

То, что вы видите в коде SIMH в режимах, отличных от raw

case '\n':
/* Also does carriage return */
vt_putc (num, '\r');
sym = '\n';
break;

связано с соглашением об управляющих символах в ANSI-терминалах. То, что символы 0D и 03 в этих режимах не отображаются, полностью соответствует тому, что пользователь видел на экране, если клавиша CTRL BLINK не была нажата. А что вы предлагаете делать по символу 0D?

2. Я не понял, чем не устраивает режим RAW? Он означает команду эмулятору выдавать в линию ровно то, что выдаёт Диспак. Подключившись с помощью putty, я могу сказать "set raw", после чего мне будет нужно пользоваться ctrl-C для завершения ввода, а в ответ будет выдаваться  "o{ib", "|BM-3,T002" и т.п.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Проблема заключается в том, что сейчас Ctrl-J и Return заканчивают ввод Э71. В Диспаке это не так. Краб пользуется тем, что внутри вводимого текста может быть Ctrl-J. Это в одном месте (может быть, и еще где-то) - при выполнении директивы РЕД. Поэтому эта директива сейчас не работает, а работать директивами типа ЗАМ - тоскливо.
Поэтому я предлагаю:
1. При приеме:
1.1.Return - типа ETX, сам символ Ctrl-с (03) можно оставить.
1.2.Ctrl-J пропускать, т.е. не срывать по нему Э71.
2. При выдачи - меня почти все устраивает. Однако хотелось бы сделать аналогично приему:
2.1.ETX - окончание выдачи. Он может быть равен Return.
2.2.Ctrl-J пропускать.

Про RAW. Потребуется в Эмуляторе-340 сделать таблицу перекодировки. Завтра посмотрю что и как выдает Эмулятор БЭСМ-6. Но возможно, это самый приемлемый путь - работать в режиме RAW.

Пока писал письмо подумал, что, может быть, функции перекодировки Indy приклеивают к Ctrl-J символ Return.

30.05.2021, 18:25, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/c5951250-d00a-4ba6-9e30-a6e5151aaa22n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, May 30, 2021 at 9:15:40 AM UTC-7 nvmz wrote:
Леонид!
Проблема заключается в том, что сейчас Ctrl-J и Return заканчивают ввод Э71.

Попробуйте хоть раз включить set raw в putty вручную и поэкспериментировать, что при этом происходит. Режим SEND очевидным образом будет работать только в RAW.

В режимах перекодировки сейчас всё работает так, как надо, и изменяться ничего не будет.

Про RAW. Потребуется в Эмуляторе-340 сделать таблицу перекодировки. Завтра посмотрю что и как выдает Эмулятор БЭСМ-6. Но возможно, это самый приемлемый путь - работать в режиме RAW.

Мне это было очевидно с самого начала. Неясно, почему это не было очевидно вам.

Leo

30.05.2021, 19:27, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
[...]

Пробовал и не раз. Поэтому и писал.

В режимах перекодировки сейчас всё работает так, как надо, и изменяться ничего не будет.

Не будет и не надо.

[...]

Наверное, я очень глуп.
Про секретный прием в режиме SEND не забудьте!
Завтра тоже проверю.

Leo

--
[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/5eecdb8c-602f-404d-a9a2-15bee42b7413n%40googlegroups.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6
(занудно)
стандартная проблема..

с точки зрения VT-340 чтобы перевести на начало следующей строки нужно два символа Ctrl-M + Ctrl-J

как это обрабатывалось внутри сервера/приложения - бывало по-разному, кто-то что-то фильтровал, кто-то - нет…

но устройству - было по барабану, оно тупое, чтобы перевести на начало следующей строки нужно было два символа Ctrl-M + Ctrl-J

30.05.2021, 19:53, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
(занудно)
стандартная проблема..

с точки зрения VT-340 чтобы перевести на начало следующей строки нужно два символа Ctrl-M + Ctrl-J

И как же VT-340 переводил на новую строку по 214(8) символу? Э71 добавлял второй символ? Или ДИСПАК что-то делал для телетайпа и для Видеотона? При этом на Видеотоне отображался один символ Ctrl-J.
Первый попавшийся пример из КРАБа:
ТСНАРХ КОНД П'ВНИМАН'^
КОНД П'ИЕ!0ПЕ'М16В'214'^
ТЕКСТ П'РЕХОД В ПЕРВЫЙ АРХ'^
КОНД П'ИВ0000'М24В'377'^

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/E01D15F2-2430-41C8-8918-BE96FE7B4A48%40gmail.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sun, May 30, 2021 at 9:53 AM Василий Долматов <vdol...@gmail.com> wrote:
(занудно)
стандартная проблема..

с точки зрения VT-340 чтобы перевести на начало следующей строки нужно два символа Ctrl-M + Ctrl-J
Не-не. VT-340 и VDT-52106 переводили курсор в начало следующей строки по Ctrl-J. Ctrl-M, ЕМНИП, вообще ничего полезного не делал, кроме записи в буфер экрана самого символа. Может, и переводил курсор в начало текущей строки, но мне помнится, что нет. Спорить не буду.
И только с появлением VDT-52129/52130 для перевода курсора в начало следующей строки стала требоваться комбинация Ctrl-M + Ctrl-J.
[...]

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, May 30, 2021 at 9:46:58 AM UTC-7 nvmz wrote:

[...]

И какие сделались выводы? Окончание ввода происходит по ctrl-C и только; после "o{ib" делается перевод строки, но не возврат каретки (следовательно, Диспак выдаёт только ctrl-J) - из чего можно заключить, что в этом режиме эмулятор никак не искажает собственно символы, передаваемые по линии туда-обратно, а лишь устанавливает/сбрасывает бит четности (для подтверждения можно посмотреть и в код besm6_tty.c).
Следовательно, надо включить этот режим и интерпретировать получаемое от эмулятора так, чтобы добиться визуального сходства с наблюдавшимся на VT-340.

Про секретный прием в режиме SEND не забудьте!

Если бы я делал в видеотоне режим SEND, то сделал бы так: если в процессе работы режима было послано N символов, и хоть один символ за это время пришел от ЭВМ, то обновление экрана по первым N символам, пришедшим после начала SEND, блокируется. А если ни одного не приходило, то и ладно.

Leo

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, May 30, 2021 at 9:53:46 AM UTC-7 ReedCat wrote:
(занудно)
стандартная проблема..

с точки зрения VT-340 чтобы перевести на начало следующей строки нужно два символа Ctrl-M + Ctrl-J

(ещё более занудно)

Своей памяти доверяй, но на эмуляторе проверяй. Последовательность действий: подключиться к эмулятору (не уверен, можно ли публиковать IP:port в открытой печати),
нажать ctrl-G, на приглашение sim> набрать set raw и нажать Enter; нажать ctrl-L, увидеть очищенный экран; набрать, например qwerty и нажать ctrl-C;
увидеть в ответ o{ib и курсор, опустившийся вниз на одну строку, но оставшийся в той же позиции после буквы b;
сделать вывод, что Диспак посылал на VT-340 только ctrl-J в качестве перевода строки.

Если же после этого сделать "nus N D", где N - номер терминала или "nus N |" (вертикальная черта в этом режиме вместо Э), завершив ввод ctrl-C, то после этого можно увидеть, что Диспак для этих терминалов посылает для возврата каретки return (и начинает реагировать на line feed в качестве ETX).  А что там происходит в режиме РИН, я даже разбираться не хочу.

Leo

31.05.2021, 09:08, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
[...]

И какие сделались выводы?
Режимы jcuken, qwerty, raw работают криво. Точнее с ошибками.
Режим unicode работает правильно и так, как Вы задумали.
[...]

Примерно так сейчас и сделано. С точностью до "момента блокировки" и выключения SEND.

Leo

--
[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/0b265fed-a21d-4eb4-ad44-6dd32edf11a7n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, May 30, 2021 at 11:32:41 PM UTC-7 nvmz wrote:

Режимы jcuken, qwerty, raw работают криво. Точнее с ошибками.

Насчёт qwerty и jcuken мнения могут различаться, а режим raw в принципе  не может работать с ошибками, потому что по определению (да и по наблюдению кода в besm6_tty.c) совершенно прозрачен, за исключением бита четности.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Думайте, что хотите - я дурак. Но в некоторых случаях отсутствует заворот.

31.05.2021, 09:38, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/07d8b478-fbcd-4392-8878-9bd3a5456248n%40googlegroups.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

31 мая 2021 г., в 09:30, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

[...]

могу только развести руками (и похлопать ушами) и предположить, что в недрах VT-340 где-то был DIP-switch который менял поведение…
потому как видеотонов, которые вели себя именно так как я описал: Ctrl-J -переводит на следующую строку _с_сохранением_ текущей позиции, Ctrl-M - ставит курсор в 1-ю позицию той же строки - я насмотрелся на физфаке и для них напрограммировался в своё время (для ЕС-1010/11)…

по поводу Диспака, да, склероз робко говорит, что на экране терминалов к БЭСМ-6 вроде бы мигало только «J»  в конце каждой строчки, а не «MJ»  как на ЕС-1010.

dol@

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/e139baab-1ee0-43ae-8fdf-81c7b3ad3031n%40googlegroups.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Василий! Это мистика!
В VT-340 не было DIP-switch в современном понимании этого слова. Но, как помню, на какой-то плате был тумблер, который был припаян к плате с задней стороны. Для чего он был нужен - не помню.
Думаю, что прав Миша. Он писал что-то типа - "Ctrl-M VT-340 игнорировал, но отображал". Поэтому на ЕС-1010 он только отображался, т.к. выдавался ОС им.Бутенко.

31.05.2021, 09:51, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/9FBB1DD9-263F-4E91-B6B1-4CC14D651468%40gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, May 30, 2021 at 11:51:15 PM UTC-7 ReedCat wrote:

[...]

В какой-то момент до авторов диалоговых систем и на БЭСМ-6 дошло, что для удобной реализации функции слияния строк в режиме SEND хорошо будет добавлять в конце строк невидимый символ (будь то ctrl-E или ctrl-M), поэтому и на БЭСМ-6 что только не мигало: и MJ в ДИМИПе, и EJ в КРАБе...

Также очевидно, что если бы ctrl-М занимал знакоместо и приводил к переводу курсора в начало текущей строки, то увидеть в конце строк сочетание MJ было бы невозможно.

Leo

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, May 30, 2021 at 11:41:23 PM UTC-7 nvmz wrote:
Думайте, что хотите - я дурак. Но в некоторых случаях отсутствует заворот.

Тогда это не проблема эмулятора, это проблема Диспака. Или, в худшем случае, проблема несоответствия эмулятора ожиданиям Диспака, хотя, казалось бы, трех стоповых битов должно быть достаточно.
А вдруг Диспак определяет посылку в режиме SEND по интервалу между символами, и как-то по-другому себя ведёт, если интервал отсутствует, и поэтому надо делать не три стоповых бита, как сейчас для верности, а меньше?

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com

31.05.2021, 10:15, "Leo B." <leo...@gmail.com>:

Это проблема не SENDе и не секретном приеме.

Leo

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/3913c4be-50ac-400c-8dc3-2efe085f0104n%40googlegroups.com.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

31 мая 2021 г., в 10:03, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Василий! Это мистика!
В VT-340 не было DIP-switch в современном понимании этого слова.
возможно… в «несовременном понимании» это могло быть просто перемычкой на плате...

Но, как помню, на какой-то плате был тумблер, который был припаян к плате с задней стороны. Для чего он был нужен - не помню.
был такой, вот тоже не помню зачем… :)

Думаю, что прав Миша. Он писал что-то типа - "Ctrl-M VT-340 игнорировал, но отображал". Поэтому на ЕС-1010 он только отображался, т.к. выдавался ОС им.Бутенко.
Ну, я рассказываю как работало в тех ОС, которые были еще до появления ОС им. Бутенко :), TSM, IDOS…
Если бы я мог перевести одним символом, стал бы я два использовать? :)

С порождением Володи я в своей жизни не сталкивался… :)
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/931531622444062%40mail.yandex.ru.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

31 мая 2021 г., в 10:08, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

а вот это аргумент… неубиенный…

что же там все-таки выдавалось на ЕС-1010? надо напрягать склероз…

Выдача с БЭСМ-6 тут не поможет, уже понятно, что там движение было по «J» ...

Leo

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/55a4f6de-faa7-411b-b835-ddf256d632e5n%40googlegroups.com.

31.05.2021, 10:21, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:

[...]

А еще был переключатель четности-нечетности. Но это только в ИПМ. Знаете (помните) эту историю? О взаимодействии Тюрина и Бахарева. Очень поучительно!
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/DCF09A10-50FD-4088-B806-A9E2ED9DB3A3%40gmail.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Мне почти удалось обмануть Memo и Эмулятор. Точнее - их объединить. Проверю все варианты, тогда сообщу.

31.05.2021, 10:20, "Макаров-Землянский Николай" <nv...@yandex.ru>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/286651622445554%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Коллеги!
Сообщите, пожалуйста, кто выдает на пустую посылку сообщение
"ЭBM-3,T004" + 0А + 00 + 00, т.е. 0D_0A_20_7C_42_4D_2D_33_2C_54_30_30_33_0A_00_00_?
Меня интересуют символы - 0D (первый символ ) и 00_00 (два последних символа).
Это ДИСПАК или Эмулятор?
\

01.06.2021, 07:44, "Макаров-Землянский Николай" <nv...@yandex.ru>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1206621622522430%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Василий!
Ты не смотрел на экран Видеотона (на БЭСМ-6), когда он не подключен к задаче и включен режим BLINK?
Дело заключается в том, что на него выдается сообщение:03_0D_0A_ (типа по таймеру). Я к тому, что 0D в этом режиме был бы заметен. Я, наверное, в своем Эмуляторе VT-340 забью болт на 0D, но истина дороже. Какой чудак его выдает?

01.06.2021, 17:35, "Макаров-Землянский Николай" <nv...@yandex.ru>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1268741622557673%40mail.yandex.ru.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

1 июня 2021 г., в 17:55, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Василий!
Ты не смотрел на экран Видеотона (на БЭСМ-6), когда он не подключен к задаче и включен режим BLINK?
Ну ты спросил…
Смотрел конечно, но это тааак давно было…

точно помню, что когда появился этот «таймер» (а он появился далеко не сразу), ДИСПАК переводил строку перед выдачей «ЭВМ» - это точно… а вот «J» или «MJ» - учитывая предыдущее обсуждение, скорее всего там выводилось только «J».

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1281811622558775%40mail.yandex.ru.

Leo B.

to БЭСМ-6
Это всё делает Диспак. В ответ на ЕТХ он для всех типов терминалов для простоты добавляет ^M^J, потому что на VT-340 (и 52106, который с точки зрения Диспака ничем не отличался) это ничему не вредит, а на остальных - необходимо. Зачем дополнительные нули в конце - не знаю, но ведь тоже ничему не вредят.

Leo

It is loading more messages.