Хочется 29 Мб дисков

Leo Broukhis

to БЭСМ-6

Несколько вопросов:

БЭСМ-6 вообще могла грузиться с 29 Мб диска?
Что делал 5-й р. ТР3? Наш вызовд хакнут, чтобы его игнорировать.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com
1) да.
2) икс-три

--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics

Stanislaw Z. Raczynski

to be...@googlegroups.com
«5 р. 3 ТР — при работе со старой программой ВЫЗОВД (до 1981 г.) нажать
этот разряд».
— Е.В.Голенкова. Операционная система Диспак. — М., ИТМиВТ, 1984.

Кстати, сегодня у Лены день рождения, если мне склероз не изменяет.

--
С наилучшими пожеланиями
Станислав Рачинский

> [...]
> Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее
> сообщения, отправьте письмо на электронный адрес

Stanislaw Z. Raczynski

to be...@googlegroups.com
ААААА... Я нашел в этой книжке давно забытое слово «ОГЧЕ» ))

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Стас! Хрен с этим 5-том разрядом. Я вспоминаю, где мы с тобой пересекались. Помню Дворец пионеров, помню МИР-2 в ВЦ АН СССР. Но на БЭСМ-6 тебя не помню. Склероз, как говорит наш коллега Вася Долматов. Напиши, напомни, расскажи.

20.11.2016, 12:43, "Stanislaw Z. Raczynski" <st...@klerk.ru>:
> [...]
> http://groups.google.com/group/besm6/topics
> ---
> Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу БЭСМ-6.

Виртуоз на ТРах БЭСМ-6 был Василий Долматов, но только после меня.
Я помню, как он отлаживал СЕРВИС Краба (когда разрешали стопить БЭСМу).
После разработки внутреннего Отладчика Краба эта проблема отпала.

Василий! Надо бы восстановить тексты СЕРВИСа Краба. Там потеряно какая-то часть - небольшой кусочек.
Посмотри. Думаю, вместе восстановим.

НВМЗ.

20.11.2016, 12:26, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
[...]

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
ААААА... Я нашел в этой книжке давно забытое слово «ОГЧЕ» ))

В имеющейся у нас документации и целое "ОГЧЕЗКЗАДАВА" встречается.

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
«5 р. 3 ТР  — при работе со старой программой ВЫЗОВД (до 1981 г.) нажать этот разряд».
— Е.В.Голенкова. Операционная система Диспак. — М., ИТМиВТ, 1984.

Спасибо. Теперь припоминаю, что это предложение я когда-то читал.

После исправления хака, с 5 р. 3 ТР = 0
::: чтение МД 7 полузона 0556.0 служебные слова
::: чтение МД 7 зона 0754 память 70000-71777
::: чтение МД 7 полузона 0754.0 служебные слова
::: чтение МД 7 зона 0555 память 70000-71777
::: чтение МД 7 зона 0556 память 72000-73777

и уходим на 70000 в ГЕНС.

А с 5 р. 3 ТР = 1

::: чтение МД 7 полузона 0556.0 служебные слова
::: чтение МД 7 зона 0754 память 70000-71777
::: чтение МД 7 полузона 0754.0 служебные слова
::: чтение МД 7 зона 0375 память 70000-71777
::: чтение МД 7 зона 0376 память 72000-73777

И контроль команды, потому что в зоне 0375 мусор, но зона 0754 (конфигурация ОС) всё равно читается одинаково. Что-то тут не так.

Честная разметка дисков в эмуляторе работает (чисто для фана, т. к. "attach diskN -n diskMMMM.bin" гораздо удобнее), но размечает диски как 7.25Мб даже на направлении, объявленном в конфигурации как МД29М. Для разметки никаких битиков зажимать не надо было?

Сейчас работает так:
1. Поправить в стандартном паспорте "С." номер диска (в 16-й строке 20523 заменить на 20123)
2. Выполнить директиву РЗД
3. Дождавшись ответа "ПОСТ.МД НА РАЗМ.", выполнить директиву "ЗРАЗ НУ ТТТТ", где ТТТТ - номер тома,  а НУ - восьмеричное число, равное одному из свободных номеров дисковых устройств в SIMH, увеличенному на 030, если этот номер больше 7 (напр. disk15 == 47)
4. Создать файл с произвольным именем и содержимым длиной 8379840 байт.
5. В SIMH выполнить команду "attach diskN -e файл", где N соответствует номеру устройства, указанному в команде ЗРАЗ.

На АЦПУ будет выдано примерно так:

                                                              ДИСК 2317
                                                              ---------
                                                              1744 ЗОН

                                           РАЗМЕЧЕН НА МД 4/7  ( БЭСМ-6 )  20.11.16 Г. СМ 1

                                  Д Е Ф Е К Т Н Ы Х   Д О Р О Ж Е К   Н Е   О Б Н А Р У Ж Е Н О

и произойдет попытка сформировать задачу со стандартным паспортом "С," (проверка диска?), которого на наших дисках нет.

Кстати, сегодня у Лены день рождения, если мне склероз не изменяет.

Кто с ней знаком ближе, чем я - пригласите в группу, заодно с поздравлением, а?

Leo

Stanislaw Z. Raczynski

to be...@googlegroups.com
У Лены в главе про разметку ничего про разряды ТР нет. и вообще,
«Подробная инструкция по разметке содержится в модуле РУКАВА» )

--
С наилучшими пожеланиями
Станислав Рачинский

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Увы, в программе разметки сплошные магические экстракоды (как программа разметки узнавала параметры приказа ЗРАЗ?), так что быстро разобраться не получится.

Немного подробностей (может, я и повторяюсь, но не беда): на носителе для устройства IBM 2311 с заявленной емкостью 7.25 Мб было 10 рабочих поверхностей и 200 рабочих цилиндров, итого около 3.7 Кб на дорожку. Поэтому страница памяти (зона) размещалась на двух дорожках (полузонах).
Была аппаратная возможность обмена полузоной или целой зоной.

На носителе для устройства IBM 2316 было 20 рабочих поверностей и 200 рабочих цилиндров, итого более 7 Кб на дорожку, куда одна зона помещалась свободно.

Я правильно понимаю, что для удобства и совместимости на дорожке 29 Мб  диска лежала не одна целая зона, а два сектора-полузоны?

Судя по тому, что контроллер МД сам вычислял по номеру зоны номер дорожки и головки, ВЫЗОВД не должен был особенно интересоваться типом диска; тогда зачем в "старом ВЫЗОВД" нужно было зажимать 5р ТР3?

Вспоминайте, пожалуйста, господа (может, у Тюрина или Зельдиновой спросить?). Я помню много всяких мелочей, но не могу помнить того, чего никогда не знал.

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Давным-давно я менторил Лену Ремизову, когда ей было поручено подкрутить программу РАСПЗГ (распечатка заголовков МД), чтобы она могла работать с МД29М.
Но я ничего не могу вспомнить по существу.
Попробуйте спросить у Лены. :)

Thanks,
-- Michael

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Должно было быть s/Попробуйте/Попробую/ :)

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Мне не по чину. :)

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Ой, я тебя умоляю. :) Вдруг она заинтересуется, в порядке восстановления исторического наследия.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

Спасибо,
Leo

Леня, ты спрашивал вроде.

То, что вспомнилось - это сокращение от *SYSTEM LOAD LIST
которая является антонимом к *NO LOAD LIST

Что совершенно неочевидно, да. :)

dol@

signature.asc

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Я спрашивал, что такое *SUPER
(похоже, что это печать листингов в одну колонку, но почему SUPER?)

А *SYSTEM LOAD LIST - это печать любой загрузки, не только по *EXECUTE, а вообще по любой управляющей карте.

--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics
---
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "БЭСМ-6".

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

Упс… Совсем беда со склерозом :(

Извини.. :(

23 нояб. 2016 г., в 9:41, Leo Broukhis <le...@mailcom.com> написал(а):

Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес besm6+un...@googlegroups.com.
signature.asc

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Простой вопрос: если диск 2053 был 29 Мб, то что на нём было после 1744 зоны?

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6, le...@mailcom.com
Судя по вопросу, у тебя таки заработал обмен с 29-мегабайтными дисками.

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Нет еще, это я из любопытства спрашиваю.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Я думаю, там была 1745-я зона. :)
Сегменты там можно было держать. Ну и буфера ввода-вывода.
А вообще, идея делать 2053 на 29Мб диске не очень хороша.
Сегментов столько обычно не нужно, а больше ничего туда не положишь.

[...]

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Понятно. Ладно, будем думать крепче.

Макаров-Землянский Николай

Leo B.

to БЭСМ-6
Если раскрутим ОС Дубна, то есть шансы разобраться, как должно работать в Диспаке.
При генерации ОС "Дубна" задавался вопрос

HAБEPИTE HA T.P. 3-4 ИHФOPMAЦИЮ O ДИCKAX 3-4 HAПPABЛEHИЯ.
PAЗPЯДЫ 1:2 = TИП: 0-HET ДИCKOB; 1-ДИCKИ 7 MEГAБAЙT;
2-29 MБAЙT C ДYБHEHCKИM KMД; 3-29 MБAЙT C ЗABOДCKИM KMД).
PAЗPЯД 48 = ПPИЗHAK, ЧTO KMД OБCЛYЖИBAET ДBE MAШИHЫ.

Надо полагать, "заводской КМД" - это тот, который использовался для 29 Мб дисков везде, кроме ОИЯИ?

Michael Yaroslavtsev

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com

Да конечно , там же был препринт про переделку контроллера.
Система различала  дубненский и заводской кмд.
Так в чем проблема, какого знания нехватает?

to БЭСМ-6
Зачем было переделывать, если заводской КМД тоже мог работать с 29 Мб дисками?

Не хватает знания, как дать понять загрузчику Диспака (ВЫЗОВД) и/или Диспаку, что диски 29-мегабайтные.
Если по наличию 5-го разряда КУС, считать номер блока не полузоной, а целой зоной, то ВЫЗОВД при опознании системного диска
читает другие зоны, но не обращает на это внимания, и всё продолжает работать как обычно.

03.02.2017, 11:56, "Leo Broukhis" <le...@mailcom.com>:
Зачем было переделывать, если заводской КМД тоже мог работать с 29 Мб дисками?

Кажется, что заводской КМД мог работать только с дисками 7.25 МБ. Под 29 МБ его допаивали на месте.

Leo Broukhis