Новая дисциплина

Андрей Чемышев

Feb 8, 2012, 5:30:13 AM2/8/12
to <<Ассоциация поддержки электронной письменности языков России>>, aper...@googlegroups.com
Всем привет.
Вот рыба программы по новой дисциплине "Марийский язык в электронном
информационном пространстве".
У кого какие идеи? дополнения? правки? пожелания?
Тау
Programma.doc

Андрей Чемышев

Feb 8, 2012, 7:20:34 AM2/8/12
to marla...@googlegroups.com, aper...@googlegroups.com
Меня как раз попросили разработать эту дисциплину в институте
финно-угроведения, которая находится при МарГУ.

8 февраля 2012 г. 15:14 пользователь Юрий Юсупов <tris...@mail.ru> написал:
> Андрей, а что думают об этом в институте финно-угроведения? Ты к ним ходил?
>

> 08 февраля 2012, 14:30 от Андрей Чемышев <chemyshe...@gmail.com>:

> www.tonshaevo.ru - Добро пожаловать в Тоншаевский район Нижегородской области!

Андрей Чемышев

Feb 9, 2012, 3:48:39 AM2/9/12
to marla...@googlegroups.com, aper...@googlegroups.com
Немножко накрапал.
Может кто-то что-то исправит? или дополнит?

9 февраля 2012 г. 10:10 пользователь sim_emrom <sime...@gmail.com> написал:
> [...]
>
> Вводная лекция - интересно, что там должно быть? Объяснение целей и
> задач дисциплины, о значении информационного пространства, об
> операционных системах, языках в компьютерной среде... связать
> компьютерное и филологическое именно здесь, показать, что современная
> филология связана с информационными технологиями и без них не может
> существовать (что в принципе никому из нас доказывать не надо, а вот
> студентам - бывает).
>
> Помогу с редактированием и коррекцией в любое время.
> Я так понимаю, что дисциплину надо сформировать к следующему учебному

Programma_v2.doc

Andrew Boltachev

Feb 9, 2012, 8:31:18 AM2/9/12
to aper...@googlegroups.com
Присылаю замечания:
1. Думаю, что обучение филологов данной дисциплине несёт за собой цель приобретения студентами (будущими филологами) навыков, облегчающих их обычную работу. Чем обычно занимаются филологи можно посмотреть, я думаю, в их учебном плане по конкретным предметам. взять что-то и автоматизировать, например, составление каких-нибудь там таблиц и т.п. Добавить туда чисто марийское, например сортировку по марийскому алфавиту (разработать программу-лабораторную установку). Думаю, что нужно показать полезность компьютерных технологий при решении конкретных задач, которые актуальны именно для филологов и тем самым возбудить интерес к дисциплине.
2. Конечно, необходимы обзорные лекции по всем и вся. На них нужно дать обзор всех средств и перспектив, слегка ознакомить с подробностями того или иного.
3. Конкретные вещи, такие как "Основы Unix для филологов" — думаю, смело, но не вполне реально. Изучение Unix — это что-то абсолютно новое и довольно сложное. Не думаю, что за пару занятий можно это освоить, нужен целый семестр скорее. То же самое по поводу Apertium — это очень сложная система.
4. По поводу раскладок — думаю, что это — как раз более простой вопрос, и нужно учить процессу установки раскладки для Windows, объяснить "безвредность" этой процедуры для компьютера. Нужно также снабдить студентов подробными инструкциями по поводу установки и удаления раскладок на разных операционных системах для решения конкретных проблем.
5. По поводу кодировок — не думаю, что нужно изучать CP1251, KOI8-R и т п, стоит лишь показать неправильные методы написания (типа "у:дыр") и возможности их решения. Могу помочь с более подробным теоретическим материалом.
6. Думаю, отдельным вопросом дисциплины может стать создание и перспективы марийской компьютерной терминологии.

Андрей

HalanTul

Feb 9, 2012, 5:03:49 PM2/9/12
to aper...@googlegroups.com
6. Думаю, отдельным вопросом дисциплины может стать создание и перспективы марийской компьютерной терминологии.

Вот это - краегульный камень.
Обязательно отразите. С основами словообразования (путем придания забытым архаичным словам нового терминологического смысла, с помощью прибавления к лемме разных аффиксов, путем фонетического преобразования иноязычных терминов, путем заимствования из родственных языков).
Возможно в курсе можно было бы дать основы веб-строительства (обзор CMS, блоговедение, основы маркетинга, вики-разметка).
Также может быть стоит попробовать дать хотя бы обзор методических инструментов для преподавания (интерактивные доски, презентации и т.п.) - с тем, чтобы специалисты позже могли помочь желающим создавать больше таких материалов на языке и они бы не оставались достоянием отдельных учителей-преподавателей, а внедрялись в широкую практику.

Андрей, как видишь у меня только хотелки. К сожалению, за неимением времени не смогу все это отразить в виде пунктов твоего документа.

Николай,
Якутск
--
Кэскилгит кэҥээтин, ойбоҥҥут уолбатын!

Николай,
Дьокуускай

Hèctor Alòs i Font

Feb 10, 2012, 1:37:17 AM2/10/12
to aper...@googlegroups.com, <<Ассоциация поддержки электронной письменности языков России>>
Салам, Андрей!

Мне, прежде всего, не хватает рассматривание лингвистических корпусов. Это очень важное направление (и даже, необходимо) для всех направлений филологии (включая преподаватели и литературоведы), для переводчиков и т.д. У меня есть презентацию, которую я приготовил для студентов чувашской филологи. Я могу посылать её без проблем и, если хочешь, приехать один день в Йошкар Ола и поговорить о ними перед студентами. Было бы важно, получить о  Jorma Luutonen <Jorma.L...@utu.fi> корпус Турку марийского языка. Я получил без проблем его корпус чувашского языка. Для этого нужно только подписать договор для защиты авторских прав (но процесс оказывается немного медленно). Эту часть я добавил бы с электронами словарями, после обсуждения морфологических (и синтаксических) анализаторов.

Кроме того у меня есть учебников двух каталонских университетов. Там проблема кодировок давно решена и не обсуждается - конечно не так здесь. Но, напротив, там обсуждаются такие семантические сети, какие WordNet. Это было бы также важно, по моему мнению. Может быть, но только важно, было бы рассматривать базы знаний. Другое направление, которое, может быть, было бы интересно, это дискуссия системы общения на естественном языке (понимание/генерирование, устно/письменно), но это, наверно, было бы слишком далеко нужд в скором будущем марийского языка.

С практической точки зрения, я понимаю из программы, что студенты будут изучать как редактировать и создать статьи в Википедий (я удивляюсь, что, по крайне мере в Чувашии, это не преподаётся в школах). Но также было бы интересно, чтобы была практическая работа о переводе других программ и сайтов, например Вконтакте. Я чувствовал, что филологи быстро паникуют когда нужно работать с форматами, где смешны кодировки и естественный язык (например, HTML). Необходимо, что им приучать. По мере того как марийский язык социально нормализуется, будет открываться больше работ, где это будет необходимо.

Эктор

Андрей Чемышев

Feb 10, 2012, 2:09:08 AM2/10/12
to aper...@googlegroups.com, <<Ассоциация поддержки электронной письменности языков России>>
Спасибо друзья, что откликнулись.

Проблема в том, что я тоже не преподаватель...
Насчёт часов: лекции - 12 часов, практические занятия - 24 часа,
самостоятельные занятия - 36 часов, общее время - 72 часа и зачёт по
итогам - эти те исходные данные, которые мне дали в МарГУ.
Я думаю, основным критерием зачёта должно быть, например, написание в
свой блог 10-15 качественных постов (на марийском языке) + допустим 50
статей в марийской википедии + ...
Если это они сделают качественно, значит усвоили, хоть немножко
компьютерную грамоту применительно к марийскому языку. Ведь не секрет,
все марийские филологи (я не знаю как другие) выпускаются абсолютно
безграмотными (насчёт использования марийского языка в компьютерных
технологиях).
Насчёт Windows - я считаю из-за нехватки времени на лекции и
практические занятия, пусть эту заразу (Виндовс) они изучают
самостоятельно: вот правильные раскладки - ставьте, вот правильная
кодировка (UTF-8) - используйте, вот правильные шрифты (Юникод) -
используйте.
Насчёт "Unix для филологов" - я предлагаю только изучить основные
команды (их штук 10-15): pwd - где я?; ls - что тут?; далее cd, mrdir,
rm, mv, gedit (see и т.д.), make, ну и конечно же - grep.
Спасибо всем за замечания. Я понимаю, что я тут написал - это почти
что "конь не валялся", но будем работать дальше....

Андрей.

10 февраля 2012 г. 10:37 пользователь Hèctor Alòs i Font

Andrew Boltachev

Feb 10, 2012, 3:06:34 AM2/10/12
to aper...@googlegroups.com, <<Ассоциация поддержки электронной письменности языков России>>
Я забыл ещё спросить — а дисциплина "Информатика" (или "Математика и информатика" и т.п.) у них есть? Что там изучают? Наверняка печатать в Word'е?

Андрей Чемышев

Feb 10, 2012, 3:21:42 AM2/10/12
to marla...@googlegroups.com, aper...@googlegroups.com
Именно, их учат печатать в Worde, но только русские тексты.
Ни один информатик МарГУ даже понятия не имеет про юникод, UTF-8 и прочее.
Они виндузятники, и при чём безнадёжные....

10 февраля 2012 г. 12:06 пользователь Andrew Boltachev

Andrew Boltachev

Feb 10, 2012, 3:33:58 AM2/10/12
to aper...@googlegroups.com
Вот, думаю, что нужно согласовать курс программы по информатике с курсом по новой дисциплине. Возможно ли это? Трудно будет, наверное, правда. Когда будет лаборатория с компьютерами, на которых установлен Линукс (я рекомендую Debian или Ubuntu), тогда будет и возможность изучать Линукс в том числе. Правда вот преподаватели информатики — это другой вопрос уже, конечно.