Вопрос к крутым сисадминам

Pan Szymanowski

Feb 17, 2024, 9:42:47 PMFeb 17
Нену, я и сам крутой, но нет возможности протестировать. Вопрос такой.
Вот есть у вас домашний роутер, который выдает вам динамические IPv4
от провайдера. Но у вас есть еще несколько IPv6. Они тоже меняются
от случая к случаю?
Дело в том, что у меня в теории динамические IP, но в жизни
никогда не меняются.
То есть вопрос. Если у вас меняется IPv4, то IPv6 тоже меняется?

--
(C) *** JES 2024 *** Урри Шимановски, известный американский писатель,
естествоиспытатель и некродизайнер.

Iakov Senatov

Feb 17, 2024, 10:13:10 PMFeb 17
On 2/18/2024 3:42 AM, Pan Szymanowski wrote:
> [...]
> Вот есть у вас домашний роутер, который выдает вам динамические IPv4
> от провайдера. Но у вас есть еще несколько IPv6. Они тоже меняются

Если провайдер отхватил себе изрядное количество IP4 то им это и не надо
делать каждый день. Но при перезагрузке оборудования, они это сделают
обязательно.

Если адресов в пуле мало - будешь получать новый IP4 каждый новый
коннект и даже каждые пару часов.

> Если у вас меняется IPv4, то IPv6 тоже меняется?
Меняются _независимо_ от IP4. Это разные системы.
Обычно провайдер ленится как-то менять IP6, хотя - зависит от конкретной
policy, конкретного провайдера - могут иногда и поменять, хотя корысти в
том им никакой нет.

--
Благословлѧю на ​добрыꙗ​ дѣла. Вашь Іаковъ.

Pan Szymanowski

Feb 17, 2024, 10:19:39 PMFeb 17
Iakov Senatov <derDegu...@henessy.sa> wrote:

> Если провайдер отхватил себе изрядное количество IP4 то им это и не надо
> делать каждый день. Но при перезагрузке оборудования, они это сделают
> обязательно.

Уж лет 10 держится, хотя я за это время два роутера сменил.

> [...]
> Обычно провайдер ленится как-то менять IP6, хотя - зависит от конкретной
> policy, конкретного провайдера - могут иногда и поменять, хотя корысти в

Ясно, спасибо. Будем наблюдать.

Sergey Kubushyn

Feb 17, 2024, 10:23:54 PMFeb 17
Pan Szymanowski <jes...@yandex.ru> wrote:
> [...]
> никогда не меняются.
> То есть вопрос. Если у вас меняется IPv4, то IPv6 тоже меняется?

V4 и V6 раздаются разными серверами, DHCP и DHCPv6. Теоретически они
взаимопопендикулярны, т.е. друг от друга не зависят.

А не меняются они оттого, что когда lease истекает, то его стараются renew.
Не выдать какой попало адрес с нуля, а продлить текущий. Это может не
получится если пул уже исчерпан и кто-то запросил новый адрес сбоку когда у
кого-то lease истекает и в пуле нет свободных адресов чтобы выдать адрес из
их числа тому запросившему. Но практически пул обычно достаточно большой и в
нём хватает адресов чтоб не отбирать их у существующих lease если те не
протухли достаточно давно так что их адреса были возвращены в пул.

* KSI@home KOI8 Net < > The impossible we do immediately. *
* Las Vegas NV, USA < > Miracles require 24-hour notice. *

Pan Szymanowski

Feb 17, 2024, 11:13:37 PMFeb 17
Sergey Kubushyn <k...@koi8.net> wrote:
> [...]
> взаимопопендикулярны, т.е. друг от друга не зависят.
>
> А не меняются они оттого, что когда lease истекает, то его стараются renew.

Спасибо.

Sergey Kubushyn

Feb 17, 2024, 11:19:10 PMFeb 17
> [...]
>

> Если провайдер отхватил себе изрядное количество IP4 то им это и не надо
> делать каждый день. Но при перезагрузке оборудования, они это сделают

Отхватить они могут столько, сколько захотят. Адреса конченым юзерам обычно
выдают из 10.x.x.x, 172.[16-31].x.x, или 192.168.x.x.

При перезагрузке тоже совершенно не обязательно потому как leases обычно
persistent, хранятся в файле, который обычно переживает перезагрузку. Но то
уже какая у конкретного абрама программа, могут и не.

> [...]

> Обычно провайдер ленится как-то менять IP6, хотя - зависит от конкретной
> policy, конкретного провайдера - могут иногда и поменять, хотя корысти в

Iakov Senatov

Feb 17, 2024, 11:27:23 PMFeb 17
On 2/18/2024 4:19 AM, Pan Szymanowski wrote:
> Iakov Senatov <derDegu...@henessy.sa> wrote:
>
> Уж лет 10 держится, хотя я за это время два роутера сменил.
Америка-же. Может они с 70-х годов провайдерством занимаются и
тогда отхватили себе 100 тыщ миллионов адресов у регулятора.
На всякий случай и БЕСПЛАТНО (тогда - бесплатно).
И теперь забивают постоянные IP4 своих кастомеров прямо в Excel - им так
удобней, со статичными IP4 работать.
Их последователи в бизнесе, в 90-е, себе уже такого уже позволить не
могли. Им надо постоянно обновлять пул адресов.

Pan Szymanowski

Feb 17, 2024, 11:49:41 PMFeb 17
Sergey Kubushyn <k...@koi8.net> wrote:

> Отхватить они могут столько, сколько захотят. Адреса конченым юзерам обычно
> выдают из 10.x.x.x, 172.[16-31].x.x, или 192.168.x.x.

У конечного юзера есть внешний белый адрес на роутере. Вот таких адресов фиг
отхватишь по нынешним временам.
Старлинк Маска не успел и поэтому опоздал. У станций нет уникального
выделенного IP. Поэтому ybrfrjq сервер на Старлинк не становится. А вот ip6
вроде бы есть. Они там собираются на ip6 полностью уйти.

Pan Szymanowski

Feb 17, 2024, 11:51:30 PMFeb 17
Pan Szymanowski <jes...@yandex.ru> wrote:
> выделенного IP. Поэтому ybrfrjq сервер на Старлинк не становится. А вот ip6

ybrfrjq = никакой

AVI

Feb 17, 2024, 11:53:10 PMFeb 17
On 18.02.2024 5:49, Pan Szymanowski wrote:

> У конечного юзера есть внешний белый адрес на роутере. Вот таких адресов фиг
> отхватишь по нынешним временам.

А вот мой пров в конце "нулевых" еще раздавал их всем своим
абонентам, благо я был 30-тысячным. Я даже не представляю себе, как это,
без "белого" IP и PTR.

Pan Szymanowski

Feb 18, 2024, 12:03:08 AMFeb 18
Такие чудеса еще бывают. В какой-то деревенской гостинице Вай Фай мне
белый адрес выдал.

Sergey Kubushyn

Feb 18, 2024, 12:28:50 AMFeb 18
Pan Szymanowski <jes...@yandex.ru> wrote:

> У конечного юзера есть внешний белый адрес на роутере. Вот таких адресов фиг
> отхватишь по нынешним временам.

Зачем? Конченый юзер не держит у себя никаких сервисов по определению, ему
инторнет чтоб пейсбук включать. Для этого никакой настоящий адрес не нужен,
_ВСЕ_ соединения он инициирует сам, никто к нему снаружи сам не приходит.

Всякие облачные камеры, магитофоны и прочая _САМИ_ ходят в то облако и все
те, прости г-ди, апы, ходят на облачный стервер, который уже и организует
связь с конкретным девайсом. Более того, в подавляющем их большинстве вообще
не предусмотрено такой возможности чтоб на них снаружи ходить, только по
открытому ими самими соединению через благодаря посредством того облачного
стервера. За особо дополнительные деньги :)

Другое дело если то "бусинес" инторнет, как у меня, например -- у меня свой
блок из 16 адресов плюс легальный адрес на модеме куда тот блок раутится.
Который легальный адрес на модеме тоже не так чтобы сильно нужен, просто так
уже исторически сложилось. Им так проще и таких, как я, у них по пальцам
одной руки можно пересчитать, так что они не трогают то, что когда-то много
лет назад было настроено каким-то русским, который понимал что он делает. У
меня от них только конективитя и in-addr.arpa на те 16 легальных адресов.
Там у них девочка есть, которая умеет в зону вписать запись, которую ей
присылают. Буковка-в-буковку, как прислали.

Но такой "бусинес" инторнет это крайняя редкость, по крайней мере в наших
Эбенях и кроме коксов у нас его не предоставляет вообще никто. Никак и ни за
сколько. Все только виндюк в сеть выпустить чтоб на ём пейсбук включать.
Иногда несколько виндюков с ихним раутером. Но для того тоже легальный IP не
нужен.

> Старлинк Маска не успел и поэтому опоздал. У станций нет уникального
> выделенного IP. Поэтому ybrfrjq сервер на Старлинк не становится. А вот ip6
> вроде бы есть. Они там собираются на ip6 полностью уйти.

Iakov Senatov

Feb 18, 2024, 6:22:31 AMFeb 18
On 2/18/2024 5:53 AM, AVI wrote:

>    А вот мой пров в конце "нулевых" еще раздавал их всем своим
> абонентам, благо я был 30-тысячным. Я даже не представляю себе, как это,
> без "белого" IP и PTR.

У некоторых провайдеров (которым железо и софт позволяют) есть такая
услуга "получить статичный IP4". Но стоит кое-что. Немного, но стоит.
Обычно, это игрунам нужно, зачем -то.
А у некоторых - и того нет.

Igor Sviridov

Feb 18, 2024, 6:40:06 PMFeb 18
On сб, 17 лют 2024 19:23:52, Sergey Kubushyn <k...@koi8.net> wrote:

> [...]
> нём хватает адресов чтоб не отбирать их у существующих lease если те не
> протухли достаточно давно так что их адреса были возвращены в пул.

Менятся адреса могут еще когда провайдер решил у себя net-block-и перераспределить,
или отправить часть пользователей на обслуживание в другой угол инфраструктуры;
тогда неожиданно на RENEW приходит DHCPNAK, и все начинается сначала.

Ну и конечно если поменять роутер (ту железку, которая запрашивает этот самый IP адрес,
она может быть как частью модема, так и внешним устройством), то адрес дадут другой, так как у него другой identifier (MAC address).
Многие отдельные роутеры могут для этой цели устанавливать произвольный MAC-адрес на интерфейсе, торчащем в Internet;
а вот модем+роутер гибриды обычно не умеют.

Для IPv6 есть разные методы выбора этого identifier-а (DHCPv6 DUID); большинство из них более динамичны, чем у IPv4,
но есть rfc6939, где ее тоже привязали к MAC-у; если это поддерживается, то иногда стоит выбрать, чтобы было не хуже, чем с IPv4;
а если с обеих сторон есть поддержка DUID-UUID, то это скорее всего оптимальный метод получить (более) стабильный IPv6 блок
(ну только если этот самый UUID не потерять при замене оборудования).

Ну и конечно лучше с этой всей бодягой не связываться - если есть необходимость,
то или статический адрес от ISP, или статический адрес через туннель/VPN (от другого ISP).

> ---
> ******************************************************************
> * KSI@home KOI8 Net < > The impossible we do immediately. *
> * Las Vegas NV, USA < > Miracles require 24-hour notice. *
> ******************************************************************

--igor

Pan Szymanowski

Feb 18, 2024, 9:44:14 PMFeb 18
Igor Sviridov <s...@usenet5.sink.nest.org> wrote:

> Ну и конечно лучше с этой всей бодягой не связываться - если есть необходимость,
> то или статический адрес от ISP, или статический адрес через туннель/VPN (от другого ISP).

С этой бодягой связываться нужно и очень желательно. Я в последние дни
втыкаю. На работе мне это не надо, бо весь бизнес состоит из динозавров,
которых и так все устраивает. А вот в домашнем хозяйстве великая вещь.
Провайдер выдает не какой-то жалкий IP, а целую подсеть, в которой можно
соорудить миллиарды IP собственноручно. Причем все IP сразу включаются
в интернет напрямую. Не надо заниматься фигней вроде проброса портов. Оно
просто работает. Тот адрес, который стоит в компе - он сразу внешний
в обе стороны.

Iakov Senatov

Feb 19, 2024, 3:50:44 AMFeb 19
On 2/19/2024 3:44 AM, Pan Szymanowski wrote:

> просто работает. Тот адрес, который стоит в компе - он сразу внешний
> в обе стороны.

я понял, пока и так работает. Но если что, можно приобрести акк у
какого-нибудь dynamic DNS провайдера, после чего клиент будет вам давать
, за небольшие деньги, всегда неизменный пингуемый внешний адрес, при
любом изменяемом провайдером IP4.

Igor Sviridov

Feb 19, 2024, 5:00:07 PMFeb 19
On нд, 18 лют 2024 18:44:12, Pan Szymanowski <jes...@yandex.ru> wrote:

> [...]
> в интернет напрямую. Не надо заниматься фигней вроде проброса портов. Оно
> просто работает. Тот адрес, который стоит в компе - он сразу внешний

Ну это как раз то, что я советовал - статический адрес от провайдера,
вместо возни по поддержанию динамического адреса - раньше или позже он изменится.

Хоть IPv4, хоть IPv6, их больше.
IPv6 по умолчанию автоматом выдают префикс/блок, но если он не статический, то время от времени приходится *все* перенумеровывать,
когда это взбредет в голову провайдеру.
Можно конечно делать бутерброды из ULA+GUA, или возвращаться к NAT, только уже IPv6.
В общем без статического блока IPv6 получается даже больше возни, чем из IPv4 + NAT.

--igor

Igor Sviridov

Feb 19, 2024, 5:10:07 PMFeb 19
On пн, 19 лют 2024 00:50:43, Iakov Senatov <derDegu...@henessy.sa> wrote:

> [...]
> какого-нибудь dynamic DNS провайдера, после чего клиент будет вам давать
> , за небольшие деньги, всегда неизменный пингуемый внешний адрес, при

Dynamic DNS будет давать имя, показывающее на текущий адрес, а не собственно неизменный адрес.
Неизменный адрес может дать провайдер туннелей/VPN, ну или изначальный ISP.

--igor