ротация Скрам-мастера

Alexey Krivitsky

to Agile Ukraine
Привет

Кто пробовал ротацию Скрам-мастера?

Лично я думаю, что эта практика может иметь положительные результаты. Почему:
  • члены команды начинают понимать, что Скрам - это для них же;
  • все, кто был Скрам-мастером лучше понимают процесс и затем, "возвращаясь в строй" остаются положительно заряженными и готовыми помогать всем членам команды;
  • пропадает частая проблема ежедневного митинга - репортинг Скрам-мастеру, вместо командной планёрки, так как Скрам-мастер больше не лидер и не менеджер, а такой же как и ты.
Интересует реальный опыт.

Alexey Krivitsky,
www.scrumguides.com
www.agileukraine.org
www.scrum.com.ua
www.agileee.org

GSM: +380 50 358 92 12
Skype: alexeykrv
CV: http://www.linkedin.com/in/alexeykrivitsky

Taras Kornichuk

to agile-...@googlegroups.com
  • члены команды начинают понимать, что Скрам - это для них же;
Только снобы этого не понимают. И не поймут ;(
  • все, кто был Скрам-мастером лучше понимают процесс и затем, "возвращаясь в строй" остаются положительно заряженными и готовыми помогать всем членам команды;
Чтобы успешно поиграть в роли скрам мастера, это как минимум нужно захотеть. У нас в команде заинтересованные личности и книжечки по скраму читают, и на гезеринге побывали. Одним словом -- хотят знать. Да им будет полезно, но не так сильно как может показатся.
Метание бисером пред проблемными членами тимы не принесет положительного результата никому -- ключевая должность не будет справлятся с возложеной ролью.
  • пропадает частая проблема ежедневного митинга - репортинг Скрам-мастеру, вместо командной планёрки, так как Скрам-мастер больше не лидер и не менеджер, а такой же как и ты.
Тут согласен, само смазывание ролей даст такой эффект. Позиционированность члена скрам команды будет не такой дискретной.

Имхо, скрам команде такая перетасовка никчему - все и так работает.Другое дело если ротация происходит по обоюдной заинтересованности. Не каждому может понравится, что его "подвинули".
Если же еще не всё налажено, то не нахожу верным заменять Скрам мастера
--
Best regards, Taras Kornichuk

Alexey Krivitsky

to agile-...@googlegroups.com
Привет, Тарас.

Я хочу попросить тебя прочесть этот пост завтра сутра, когда будет светить яркое солнце, петь птички и будут всё ещё выходные.

Читая, попробуй найти 10 слов "нет" или "не", которые можно удалить из твоего оригинального поста, и при этом он не станет бессмыслицей.

(:

---
Позитивный Лёша.

Sergiy Movchan

to agile-...@googlegroups.com
но перестанет быть его мнением... :)

2009/5/3 Alexey Krivitsky <alexeyk...@gmail.com>

ые можно удалить из твоего оригинального поста, и при этом он не станет бессмыслицей

--
...dali bude...

Иван Мосев

to agile-...@googlegroups.com
Доброго времени суток

Собственно мы пробовали, хотя это не назовешь в полной мере ротацией.
Просто поменяли один раз скрам-мастера.
Плюсы:
- разгрузили ведущего разработчика, теперь он может больше внимания
уделить собственно разработке и больше помочь команде решать именно
технические вопросы
- добавили чувства ответственности и дисциплинированности новому скрам-мастеру
- команда стала активнее работать с таск-бордом, сама выявлять
проблемы, сама решать на каких задачах сконцентрировать усилия (эх..
хорошо завернул, надо было в презентаху вставить ...)
Минусы:
- новому скрам-мастеру сложнее влиять на топ-менеджеров компании, т.к.
он в компании новичок и ему не достаёт авторитета

__
Best regards
Ivan Mosev aka Verber
ver...@rambler.ru
i.k....@gmail.com

3 мая 2009 г. 22:26 пользователь Sergiy Movchan

Alexey Krivitsky

to agile-...@googlegroups.com
Спасибо, Ваня.

Сделали бы вы так снова, зная то, что знаете сейчас?

a.burdun

to Agile Software Development Group, Ukraine
Давно слежу за группой, решил вмешаться)))

Ротацию как таковую не пробовали, по скраму работаем в команде
сравнительно не давно, но у меня имеется опыт в менеджменте по каскаду
а так же некоему подобию работы по агил...

у меня напрашивается следующий ответ:

1. Собралась команда программистов/артовиков (в текущий момент работаю
в геймдеве, посему и примеры оттуда), а потом пришли к тому что ими
нужно кем-то управлять...
1.1. в такой ситуации да, ротация поможет, ибо все и так равноправны,
и ставить кого-то скрам-мастером будет означать поставить его лидером,
а в такой команде это порою проблематично... (не все понимают, что
скрам мастер такой же член команды но с иными обязанностями)
2. опять же команда но есть какой-то ПМ... у него некий авторитет,
возможно призрачный, и он да, является лидером...
2.1. тут уже вопрос спорный.. если этот ПМ не является исполнителем в
других сферах, то такая ротация будет означать:
2.1.1. забрать у него его работу
2.1.2. возложить на какого-то члена команды дополнительную часть
работы (хотя бы на неделю, допустим, потом этот член команды
поменяется)

так что тут много зависит от изначального состава команды как мне
кажется... Однозначно ответить на этот вопрос сложно...

по варианту 1 работают в основном все молодые команды...

по варианту 2 - какие-то более-менее крупные устоявшиеся конторы, в
которых есть некий набор человеков которые подходят на роль ПМ, им
доверяют вышестоящие личности, они имеют авторитет (о чем писал Иван
Мосев в своем посте) и т.д.

Искренне ваш, Александр.

On May 3, 8:06 pm, Alexey Krivitsky <alexeykrivit...@gmail.com> wrote:
> [...]

>    всем членам команды;

>    - пропадает частая проблема ежедневного митинга - репортинг

Alexey Krivitsky

to agile-...@googlegroups.com, Alek Kozlov
Спасибо, Александр.

Да, естественно возникает вопрос, что делать ПМу такого проекта, если Скрам-мастера по очереди играют члены его команды.

Тут, мне кажется, есть как минимум такие сценарии:
1. ПМ становится Product Owner-ом
об этом на конференции говорил Алек в своей презентации Эффективный Продакт Менеджмент

2. ПМ становится коучем - занимает стороннюю позицию, коучит команду и заказчика (о это важно!) для повышения эффективности, в то время, как текущий Скрам-мастер выполняет более секретарскую работу

Alexey

a.burdun

to Agile Software Development Group, Ukraine
Ну тут тоже мне есть что ответить...

по предложенным вариантам:
вариант1: да, впринципе приемлемо, как минимум у меня нареканий нету и
противоречий
вариант2: тут уже могу поспорить... в полной мере ПМ будет
отрабатывать свой хлеб только в случае если он работает с несколькими
командами. Я не уверен что работая с одной командой в нем(в ПМ) станет
такая острая необходимость. но вот если будет хотя бы две команды,
тогда да, он будет коучить обе команды + заказчика. В таком варианте я
представляю это чуть ли не идеальной схемой.

П.С. Это мое имхо, но мне кажется что ПМ по-умолчанию должен занимать
исключительно стороннюю позицию, и смотреть только с позиции расчета
времени/ресурсов. Я даже против чтобы ПМом был какой-то из сениоров.
Сениоры на то и сениоры, чтобы заниматься тем чем они умеют заниматься
лучше других, а не вдруг бросать всё и начинать учиться управлять. Это
абсолютно разные сферы. (Привел эти строки потому что это немного
объяснит мое субъективное мнение насчет ротации. Всё зависит от
политики конторы. Если скрам-мастер это просто "ведущий митинга", то
конечно его можно и нужно менять. Если же это еще и ПМ, то тут уже
варианты.)

On May 4, 10:50 pm, Alexey Krivitsky <alexeykrivit...@gmail.com>
wrote:

> [...]

> заказчика (о это важно!) для повышения эффективности, в то время, как
> текущий Скрам-мастер выполняет более секретарскую работу

a.burdun

to Agile Software Development Group, Ukraine
Оффтоп:

Каким образом можно бороться с упомянутой проблемой: "репортинг
Скрам-мастеру, вместо командной планёрки"

у меня пока получается две крайности: или балаган, или такой вот
репортинг...

Что я неправильно делаю, и какие будут советы?

(Сорри что пишу тут, если что-то подобное обсуждалось, отправьте в
правильную ветку)

> [...]

>    всем членам команды;

>    - пропадает частая проблема ежедневного митинга - репортинг

sun

to agile-...@googlegroups.com
Не возможно ротировать скрам-мастера. Можно дать поиграть человеку в ведущего скрама, фасилитатора ретроспективы. Но не более того. СкрамМастер - это тот же менеджер, только в другой обёртке и с особой пропорцией личных качеств, опыта и умений.
Каждая доярка НЕ может управлять страной. Это доказано историей.

2009/5/5 a.burdun <a.bu...@gmail.com>

--
sun

Иван Мосев

to agile-...@googlegroups.com
> Сделали бы вы так снова, зная то, что знаете сейчас?
Я думаю мы бы сделали это, причём роль эта вполне может опять достаться новичку.

__
Best regards
Ivan Mosev aka Verber
ver...@rambler.ru
i.k....@gmail.com

4 мая 2009 г. 22:11 пользователь Alexey Krivitsky

Kononov Roman

to agile-...@googlegroups.com
Ротировать не пробовали ни разу, но пока проблема в наличии кадров с
соответствующей квалификацией, да и необходимости нет, дейли скрам
проходит достаточно адеватно

Александр Бурдун

to agile-...@googlegroups.com
Ну я не согласен с взглядом на команду как на "доярок" а на ПМ как на
"управляющего страной"...

Всё не настолько жестко... но в реальности да, поставить сениора в ПМ
это все-равно что поменять программера с дизайнером местами.
Уточняю: роли равноправные, но разные. Это важно.

Иногда полезно чтобы ПМ был лидером в команде (к тому же лидерские
качества - одно из требований ПМ, без этого сложно порядок навести в
команде), но все же он не должен ставить себя выше команды.

Sergiy Movchan

to agile-...@googlegroups.com
так никто ж не говорит, что "доярки" хуже "управляющего". просто разные скилы.

2009/5/5 Александр Бурдун <a.bu...@gmail.com>

--
...dali bude...

sun

to agile-...@googlegroups.com
тот "скраммастер", про которого вы читали в книжках - это талант. это 100%-ый максимум. все новоиспечённые "студенты-скраммастера" зачастую обладают 10-20% качеств и знаний и за свою жизнь никогда не перевалят за 50%.
У меня создаётся такое чувство, что вы считаете, что проведение дейли скрама - это самая главная задача СМ.

Artem Marchenko

to Agile Software Development Group, Ukraine
Привет

Знаю несколько команд (все - части одного отдела), в которой это
работает довольно хорошо. Эти команды достаточно взрослые, Скрам-
мастер действительно помогает находить и решать проблемы. Ротация
происходит не слишком часто и только среди заинтересованных людей.

Знаю несколько других команд, разбирающихся в Scrum значительно меньше
и меняющих Скрам-мастера каждый спринт просто потому, что люди не
хотят быть мастерами. У них мастер занимается в основном секретарским
делом - развешивает карточки, считает velocity и т.д. Более того, даже
результаты ретроспективы иногда теряются, потому что проводить их в
жизнь должен новый мастер.

Это - наблюдаемые мной факты. Что касается домыслов, то мне кажется,
что ротация имеет смысл только для достаточно взрослых команд либо под
чутким контролем коуча (как раз для целей обозначенных тобой). Ну и
конечно, чтобы быть мастером/коучем нужен определённый склад характера
либо, опять-таки, чуткий контроль со стороны старшего товарища.

С уважением,
Артём.

> [...]

>    всем членам команды;

>    - пропадает частая проблема ежедневного митинга - репортинг

Taras Kornichuk

to agile-...@googlegroups.com
Первых толкает интерес к новому, они от работы получают удовольствие, команда для них - друзья. Тут ротация скорее не попытка увеличить профит, но скорее fun.

Вторых же - необходимость. Человека нету, а нужно и по очереди всех "толкают" на амбразуры.

Внимание! Вопрос:

прожила бы налаженная команда без ротации?

насколько НЕ налаженной команде это поможет?

и на закуску риторический вопрос:
а профит в ротации где?

Serhiy Yevtushenko

to agile-...@googlegroups.com
Профит в ротации - может быть предотврашение выгорания скрам мастера (для случая тяжелого проекта, или проекта, где очень сложно изменять внешнюю среду).

Сергей

Sergiy Movchan

to agile-...@googlegroups.com
я не пойму - это теория? в теории конечно... а на практике я не вижу вокруг столько людей, подходящих на роль скрам-мастера, чтобы была возможность их ротировать (разве что ротировать скрам-мастеров между проектами :))

а вот ротировать часть роли, которая отвечает за секретарство можно... но имхо это и так происходит естественным образом в командах - ведь не будешь же каждый раз СМа звать, чтобы точку на бурндауне ставить.

2009/5/8 Serhiy Yevtushenko <syevtu...@gmail.com>

--
...dali bude...

Max Kolodezniy (WDG)

to Agile Software Development Group, Ukraine
У нас так и происходит - burndown может обновить только scrum-master,
он и обновляет, например. Ведь роль scrum-mastera в основном
заключается в поддержании здоровой атмосферы в команде, слежении за
соблюдением agile-правил всяких, имплементе решений и т.д. Так вот -
канцелярские проблемы и даже отсутствие кофею для команды - забота
мастера. Поэтому, несмотря на кажущуюся мелочность - эта забота
приносит плоды.

Соблюдение всяких "церемоний" ака daily-meeting, demo, retrospective и
т.д. - тоже забота мастера. Именно он подготавливает и подытоживает
спринт, во время спринта всех поднимает на митинг и т.д. - это тоже
немаловажная роль.

У нас в команде все эти правила - уже как рефлекс - люди сами
подымаются на митинг, если нет борд-маркеров - кто-нить купит, кофе
нет - не беда... Поэтому смена мастера на нас не сильно отразилась и
только пошла на пользу вновь назначенному товарищу. Scrum-процесс
только выиграл от этого.

On 8 май, 22:48, Sergiy Movchan <sergiy.movc...@gmail.com> wrote:
> [...]
> имхо это и так происходит естественным образом в командах - ведь не будешь
> же каждый раз СМа звать, чтобы точку на бурндауне ставить.

Borys Lebeda

to agile-...@googlegroups.com
Всем привет!

Не могу сказать, что это даёт какой-то бенефит команде (разве что самому СМ, который решился на этот психологический непростой шаг,  см. комент Сергея Евтушенко и следующие за ним ...)
Проблема однако не в том, что бы предложить ротацию команде.
И даже не в том, что нужны определённые навыки для того, что бы быть эффективным СМ (А они действительно нужны).
А в том, что подавляющее большинство вообще не захочет брать на себя эту роль. В тех командах, в которых я был, людей которые вообще готовы были быть модератором ЛЮБОЙ дискуссии было меньше 20%.

Надо ли говорить, как человек, который с чьей-то подачи должен вести митинг, вопреки своей воли, будет его вести?

2009/5/3 Alexey Krivitsky <alexeyk...@gmail.com>

--
Borys L.

Serhiy Yevtushenko

to agile-...@googlegroups.com
По поводу ротации скрам мастера - я слышал от Асхата Урузбаева, что у него на команде в Люксофте такой подход использовался (причина - скука работы скрам мастера). В его случае этот вариангт был успешным.
У меня на команде - я пробывал такой подход, не могу сказать, чтобы он тогда хорошо сработал (вариант был с сеньйорным (по возрасту), и менее сеньерным по квалификации как разработчика членом команды, который считал, что он может выполнять эту роль. Результат был не очень хороший - начинания, начатые одним скрам мастером, не завершались/продолжались другим скрам мастером. (Хотя следуют сказать, что проект под скрам вследствие условий тоже не очень подходил).

Сергей

Borys Lebeda

to agile-...@googlegroups.com
А о каких начинаниях идёт речь? Нельзя было бы по хорошему договориться при переходе булавы от одного СМ к другому?

И не рассматриваешь ли Ты данную ситуацию как просто попытку поставить менее сеньёрного специалиста на место?

2009/5/12 Serhiy Yevtushenko <syevtu...@gmail.com>

--
Borys L.

Sergiy Movchan

to agile-...@googlegroups.com
про "незаконченность начинаний" - это был саботаж или "просто забыл"?

2009/5/12 Borys Lebeda <borys....@gmail.com>

--
...dali bude...

Serhiy Yevtushenko

to agile-...@googlegroups.com
Нет, это не была попытка поставить человека на место.
Просто не сделал ничего, пока другой человек был в отпуске, при том, что все дела были переданы. (Не посчитал важным)

Сергей

pep...@gmail.com

to Agile Software Development Group, Ukraine
Время от времени во всех проектах роль СМ переходит другим людям в
связи с обстоятельствами (отпуск основного СМ-а, командировки, болезни
и т.д.).

Из замеченного на практике у нас - когда булава переходит человеку с
хорошими лидерскими качествами и достаточно мотивированному - всё
проходит просто на ура.
Пару раз были случаи, когда на пару дней лидеров в команде просто
небыло (грип кажется бушевал) - вот тогда формальности кой-как
исполнялись,
но из-вне казалось что команда уснула - ни внятного статуса, ни
хорошего прогреса...