Почему пишем ब्रह्म а читаем Bramha?

Ivan Dostovalov

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Здравствуйте,

Не дает покоя замена Brahma на Bramha, встречающееся например здесь.

ब्रह्मार्पणं ब्रह्महविर्ब्रह्माग्नौ ब्रह्मणा हुतम्।
ब्रह्मैव तेन गन्तव्यं ब्रह्मकर्मसमाधिना।।4.24।।

Особенно удручает, что практически вся переводы переводят его как Брахма. Всего то, ошиблись в имени Бога.

Подскажите пожалуйста, есть ли какие то исследования по этому вопросу, буду благодарен за ссылку или направление куда копать.

Иван.

TIRTHA JA

to nag...@googlegroups.com
это просто массовое невежество

пт, 16 июл. 2021 г. в 10:36, Ivan Dostovalov <i.dost...@gmail.com>:
--
Чтобы отменить подписку на группу, посвященную санскриту,
отправьте сообщение по адресу - мы поймем, простим даже:

Narayan Prasad

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
<<это просто массовое невежество>>

Exactly.

Narayan Prasad

Marcis

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Уши как честный пракритянин учит переставлять

см. 161-я стр. https://yadi.sk/i/aaRcO06HL--k3g

brahma vs. brahmma согласно Ригведапратишакье:

mma.png

Marcis

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
193-я, отдельно, но снова в другом контексте оговорено именно это слово, про удлинение конечной гласной

193.png

Marcis

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
327-я в PDF

327.png

Konstantin I.

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
я до конца не верил в перестановку. И че я тут не спросил сразу.

Иван Достовалов

to nag...@googlegroups.com
Спасибо огромное, о столь исчерпывающем ответе даже не смел мечтать!

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/36c5a497-7448-410e-bb1e-f2d65bf5c623n%40googlegroups.com.

--

Ivan Dostovalov

DevOps Engineer

+38(067)-819-25-24  i.dost...@gmail.com  |  skype: emris_sokolov

ли ла

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Устоявшаяся привычка.
Всё течёт и всё меняется.
В 90 году купил и читал книжку, изданную в начале перестройки, название не помню.
Зарубежные англоговорящие посетили уроки английского  в советских школах и свели в таблицу  услышанные на уроках примеры того, как не говорят по - английски.
Почти  всё , чему учили в школах СССР,  было ошибочно.

пятница, 16 июля 2021 г. в 14:36:58 UTC+7, Ivan Dostovalov:

padmavat...@gmail.com

to nag...@googlegroups.com

https://youtu.be/yZ-1ReISNac?t=2102
c 35й минуты, я установила ссылку на эту минуту

кому интересно послушайте

как я поняла
здесь нет специальной сутры, но есть специфические сутры отн-но ха-кары, после которой следуют М или Н и др... вайдика-произношение, традиционное, вайдика-парампара-дРштйа - произносится браМХа,
в Аштаадхйайи такой сутры нет, но есть вот эти (если вы отмотаете на 5 минут раньше) то увидите сутру после которой браМХа произношение естественно - это не директивно, но удобно и потому в Ведах используется.

20:03, 16 июля 2021 г., Marcis <gas...@gmail.com>:
327-я в PDF

b6c2ec66-4965-4837-b56f-f22fc298cb6e

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/0868d3a7-e861-4b88-b5ae-bc2b92ed6e75n%40googlegroups.com.

--
Отправлено из мобильного приложения Яндекс.Почты

Marcis

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
В Ригведа пратишакье тоже нет такой сутры, специально искал.

Serge A

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Есть в разных парампарах разное произношение. Тётенька на видео просто не умеет произносить иначе, поэтому она называет своё произношение традиционным. И сутру Панини она перевирает. Её аргумент "вы не можете произносить" не прокатывает. Если она не умеет произносить, то другие могут уметь. Да и сутры она приводит факультативные, такие вообще не обязательно применять. Т.е. анусвара может меняться на соответствующий носовой или оставаться анусварой, и вы можете произносить и так и так, и оба правильно: kiṁ hnute или kin hnute (но не *kinhute* как она произносит - это не по Панини). А если она говорит шикша-шастрэ - ну так пусть процитирует конкретную шикшу, а не фантазирует.

четверг, 26 августа 2021 г. в 06:34:52 UTC+3, padmavat...@gmail.com:

Евгений Уланский

to nag...@googlegroups.com
Да и перед h никаких опций нет - только анусвара

чт, 26 авг. 2021 г., 16:19 Serge A <renu...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/75a87933-1d88-4ec9-b2d9-6a4cd99d61e2n%40googlegroups.com.

padmavat...@gmail.com

to nag...@googlegroups.com

Кажется сутры ЛСК 82-83 (Или Аштадхьяи 8.3.26 и 8.3.27) как раз об опциях, когда за h идут перечисленные согласные, то анусвара перед ней будет опционально заменяться на эту согл. Хоть оно и на современном письме не отображается, как упадхмания или замена на шипящую перед шипящей, но в шикше все-таки такое правило есть. А вот такого чтоб после h звуки пропадали - нету. Меня эта тетенька тоже не убедила, но уж больно хочется найти какое-то рациональное объяснение, почему в парампаре, которая по определению должна основываться на шастре, это передается.

 когда 16:24, 26 августа 2021 г., "Евгений Уланский" <ulan...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/CACLgnX3spUWKMzNOatSFomSLMi6%2B7_DQx62%3DELgOUaDi_u5bKQ%40mail.gmail.com.

Евгений Уланский

to nag...@googlegroups.com
Ой, я невнимательно Сергея прочитал до этого - такие опции как ṁ/m+hm и ṁ/n+hn прописаны, да, но это только между отдельными словами, а не внутри простого слова, и после h там ничего не пропадает, как Вы и заметили

пт, 27 авг. 2021 г. в 05:40, <padmavat...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/6494391630031492%40myt6-42156e6ef20a.qloud-c.yandex.net.

Виктор Кочергин

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Всем доброго. Насколько  я понял из представленных источников, правил санскрита и ведийского языка, которые бы заменяли brahma на bramha нет. Также насколько я знаю, есть такое правило в пракрите, но оно не может применяться ник санскриту, ни к ведийскому языкам.
Или кто-то еще что-то раскопал?
пятница, 27 августа 2021 г. в 09:54:43 UTC+3, Евгений Уланский:

Владимир Карицкий

to nag...@googlegroups.com
В комментарии к «Тайттирия Упанишад» Саяна пишет:  '' बृंह् बृहिँ वृद्धौ '' इत्यस्माद्धातोर्निष्पन्नो ब्रह्मशब्दो वृद्धं वस्त्वभिधत्ते । «Слово «Брахман», происходящее от корня «бримх» (увеличиваться, возрастать), определяется как растущая (вриддхам) сущность». Не берусь утверждать, но возможно именно в этом (т.е. в корне) причина.

Среда, 22 февраля 2023, 18:18 +03:00 от Виктор Кочергин <arbi...@gmail.com>:

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/153a3568-10b2-4811-9e91-736424bfa453n%40googlegroups.com.

--
Владимир Карицкий
Отправлено из Почты Mail.ru

ли ла

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
विप्रलिप्सा
Люди обманывают ближнего своего.

четверг, 23 февраля 2023 г. в 11:48:53 UTC+7, Владимир Карицкий:

Виктор Кочергин

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Уважаемый Андрей Клебанов ответил на этот вопрос:

Одной сутрой на Ваш вопрос ответить, к сожалению, не возможно. Упрощая можно сказать, что с точки зрения исторической лингвистики (науки об изучении истории языка), изначально верным санскритским произношением должно быть б-р-а-х-м-а. При этом фонетическое изменение на м-х произошло скорее всего довольно давно (во всех современных южно-индийских языках, звукосочетания типа h-m, h-n и т.д. произносятся как m-h, n-h и т.д.

У Панини и его ранних комментаторов ничего подобного не описано, но подобные правила встречаются в смежной с грамматикой (vyākaraṇa) шастрой, а именно в т.н. śikṣā (что-то типа фонетика).

Среди таких правил, как правило указывается шлока в Pāṇinīyaśikṣā
हकारं पञ्चमैर्युक्तमन्त:स्थाभिश्च संयुतम् । उरस्यं तं विजानीयात् कण्ठ्यमाहुरसंयुतम् ।।]

Эта шлока говорит, что, среди прочего, когда h идёт вместе с назальным звуком, то произношение этого h меняет некоторые фонетические качества (становится urasya), однако об изменении h-m -> m-h там речи не идёт.

Сутра, описывающая именно такое изменение есть в Kauṇḍinyaśikṣā:
हकारान्नणमा ऊर्ध्वाः पूर्वं तु प्रसरन्ति हात्

Как бы то ни было, произношение bra-m-ha вместо bra-h-ma крайне распространено в современной Индии

Могу разве что добавить, что самые древние источники, которые описывают подобное фонетическое изменение -- это грамматики и просто тексты на Пракритах

воскресенье, 26 февраля 2023 г. в 18:27:32 UTC+3, ли ла:

Marskoy Gato

to nag...@googlegroups.com
Коллеги, приветствую!

Скажите, а это то же самое, что пишем 'प्रह्लाद', а произносим 'pralhād', да? Или это произношение не корректное?

С уважением,
மக்சிம்

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/nagari/c2c3138a-bc6f-46e1-a546-12ff1bbacde6n%40googlegroups.com.

Николай Прокунин

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Наверное это "кочующей" буква l. То же самое и с brahma и bramha. Мне объяснял Малликарджуна Шастри, что "так бывает" при прочтении текстов ))

суббота, 11 марта 2023 г. в 15:17:54 UTC+3, Marskoy Gato:

Виктор Кочергин

to Общество ревнителей санскрита (Sanscrit)
Нашел мнение Вагиша Шастри, - все-таки правильно читать brahma
Посмотрите первые 5 минут.
https://www.youtube.com/watch?v=5rFpMwyUL40

Он так и говорит - не коверкайте индийскими правилами.

суббота, 11 марта 2023 г. в 16:14:27 UTC+3, Николай Прокунин: