FictionBook Editor Next — новая версия FictionBook Editor

86 views
Skip to first unread message

Артем Скляров

unread,
Jul 1, 2026, 3:41:21 AM (3 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor

Здравствуйте!

Хочу представить FictionBook Editor Next — новую ветку FictionBook Editor для Windows.

Это не попытка заменить историю старого FBE и не переписывание редактора «с нуля». Цель другая: сохранить привычную работу с FB2, но привести программу в более современное состояние, добавить удобства для обычного пользователя и упростить дальнейшее развитие.

Репозиторий проекта:
https://github.com/sklart/fictionbook-editor-next

Страница для скачивания установщика и архива портативной сборки:
https://github.com/sklart/fictionbook-editor-next/releases

Актуальная версия на момент публикации — 3.0.2.

Что нового и полезного

1. Более аккуратная установка

Установщик стал понятнее: основные файлы программы, плагины, интеграция с Windows и пакетные конвертеры разделены по отдельным пунктам.

Важно, что теперь не обязательно сразу назначать FBE Next программой по умолчанию для .fb2. Если вы уже открываете книги в привычной читалке, можно оставить всё как есть, но отдельно добавить, например:

  • команду «Проверить FB2 на ошибки» в меню правой кнопки мыши;

  • отображение свойств книги в Проводнике;

  • миниатюры обложек для .fb2.

установщик.png

2. Улучшена работа .fb2 в Проводнике Windows

Для FB2-файлов теперь можно видеть не только имя файла, но и книжные данные: автора, название, язык, жанры, серию, дату, ключевые слова и другие сведения.

Эти данные отображаются в правой панели сведений, в колонках Проводника и во всплывающей подсказке при наведении на файл.

FB2_properties.png

FB2_columns.png


FB2_Tooltip.png

Если в книге есть встроенная обложка, Проводник может показывать её как миниатюру файла.

FB2_miniatures.png

3. Проверка FB2 стала доступнее

Проверка FB2 возвращена в состав проекта. Команду проверки можно добавить в контекстное меню Windows и запускать её прямо из Проводника.

FBV_localize.png

4. Появились новые возможности импорта и экспорта

В сборку добавлены плагины:

  • экспорт FB2 в DOCX;

  • экспорт FB2 в EPUB;

  • импорт EPUB в FB2.

Это делает FBE Next удобнее не только как редактор FB2, но и как инструмент для переноса книг между форматами.

Настройки экспорта в DOCX:

ExportDOCX_1.png

ExportDOCX_2.png

ExportDOCX_3.png

ExportDOCX_4.png

Настройки экспорта в EPUB:

ExportEPUB.png
Настройки импорта EPUB:

ImportEPUB.png

Для тех, кто обрабатывает много книг, добавлены отдельные пакетные конвертеры. Они нужны не всем, но могут быть полезны при массовом тестировании или обработке больших подборок.

ExportDOCXBatch.png

ExportEPUBBatch.pngImportEPUBBatch.png

5. Меньше риска потерять изменения

Улучшена ситуация с файлами, открытыми «только для чтения». Теперь программа заранее предупреждает, что обычное сохранение невозможно, и предлагает сохранить копию через «Сохранить как…».

FB2_readonly_save.png

Также исправлены некоторые случаи, когда файл мог некорректно открываться при запуске программы из командной строки или через ярлык с относительным путём.

6. Обновлена внутренняя основа программы

Внутри проекта обновлены компоненты, отвечающие за проверку орфографии, поиск и замену, работу с текстовым режимом и окнами программы. Для пользователя это не выглядит как новая кнопка в интерфейсе, но важно для будущей поддержки: программа должна лучше жить на современных версиях Windows и проще обновляться дальше.

Что скачивать

Для большинства пользователей лучше брать обычный установщик:

FictionBookEditorNext-Х.Х.Х-win32-setup.exe

Также есть portable-версия, которую можно распаковать и запускать без обычной установки:

FictionBookEditorNext-Х.Х.Х-win32-portable.zip

Архив с debug-символами обычному пользователю не нужен. Он нужен только для разбора возможных падений.

Поддерживаемые версии Windows

Основной ориентир — Windows 10 и Windows 11.

Windows 7 SP1 и Windows 8.1 могут оставаться совместимыми при наличии необходимых обновлений, но основной упор сейчас сделан на более современные версии Windows.

Windows XP и Vista стандартной сборкой Next не поддерживаются. Возможность отдельной legacy-сборки для Windows XP и Vista добавлена как отдельная возможная задача в todo список и потребует осознанного отказа от части современной функциональности.

Буду благодарен за тестирование.

Особенно интересны реальные книги и реальные сценарии работы:

  • открытие и редактирование FB2;

  • проверка книг через FBV;

  • экспорт в DOCX;

  • экспорт в EPUB;

  • импорт EPUB;

  • отображение свойств и обложек в Проводнике Windows.

Если будут замечания, примеры проблемных файлов или предложения по интерфейсу — пишите. Хочется развивать FBE Next как продолжение привычного FictionBook Editor, но с более удобной установкой, новыми форматами и лучшей совместимостью с современными Windows.

Артем Скляров

unread,
Jul 1, 2026, 3:44:18 AM (3 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor
Насколько я понял, скриншоты получились мелковатые, и в полном размере их здесь посмотреть не получается.
Если что, эти же скриншоты, на github можно посмотреть покрупнее.

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 9:41:13 AM (3 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
> Насколько я понял, скриншоты получились мелковатые, и в полном размере их здесь посмотреть не получается.

Я в Firefox-е кликаю на картинку *правой* кнопкой мыши, в появившемся
контекстном меню выбираю "Открыть изображение в новой вкладке", - и
картинка открывается в полном размере (в отдельной вкладке).

ср, 1 июл. 2026 г. в 10:44, Артем Скляров <skla...@gmail.com>:
>
> Насколько я понял, скриншоты получились мелковатые, и в полном размере их здесь посмотреть не получается.
> Если что, эти же скриншоты, на github можно посмотреть покрупнее.
>
> --
> Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "Fiction Book Editor".
> Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес fiction-book-ed...@googlegroups.com.
> Чтобы посмотреть обсуждение, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/fiction-book-editor/02eaf829-7745-4093-9583-99f4f032618bn%40googlegroups.com.

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 9:42:14 AM (3 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
А хотя, оказывается, это не для каждой картинки срабатывает, а только
для некоторых.

ср, 1 июл. 2026 г. в 16:40, Sclex <scl...@gmail.com>:

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 9:44:46 AM (3 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
А, в Firefox у меня, если просто кликнуть по самОй уменьшенной
картинке *левой* кнопкой мыши, то изображение показывается в
натуральном размере в той же вкладке.

ср, 1 июл. 2026 г. в 16:41, Sclex <scl...@gmail.com>:

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 9:56:44 AM (3 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
sklart, после вставки картинки в пост, если кликнуть по картинке, то под ней появятся варианты размера: "Маленький | Оптимальный | Исходный размер". Вы можете выбрать тот размер, который вам нужен. Это работает примерно одинаково и при написании сообщения в Gmail-е и при написании через интерфейс гугл-группы.

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 9:57:22 AM (3 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
> после вставки картинки в пост, если кликнуть по картинке, то под ней появятся варианты размера:

(Если кликнуть *левой* кнопкой.)

ср, 1 июл. 2026 г. в 16:56, Sclex <scl...@gmail.com>:

Артем Скляров

unread,
Jul 1, 2026, 10:11:02 AM (3 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor
>>sklart, после вставки картинки в пост, если кликнуть по картинке, то под ней появятся варианты размера: "Маленький | Оптимальный | Исходный размер". Вы можете выбрать тот размер, который вам нужен. Это работает примерно одинаково и при написании сообщения в Gmail-е и при написании через интерфейс гугл-группы.

Да, я это делал и подбирал удобные (на мой взгляд) размеры изображений. Но возможно кому-то захочется посмотреть полностью изображение. В общем, Вы подсказали уже как это можно тут сделать (ну или на github посмотреть).

Latimur

unread,
Jul 1, 2026, 11:34:12 AM (3 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
а начало где или где на него смотрите? 

ср, 1 июл. 2026 г. в 16:44, Sclex <scl...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/fiction-book-editor/CAKw_SM3wNFkyo3m9DmCKMD5uzFU3gRPEsR-8pHzkbmVjsRSNHA%40mail.gmail.com.

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 11:37:54 AM (3 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor
Latimur, начало *чего*? Я не понял ваш вопрос.

среда, 1 июля 2026 г. в 18:34:12 UTC+3, shahl...@gmail.com:

Sclex

unread,
Jul 1, 2026, 11:41:20 AM (3 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor
> возможно кому-то захочется посмотреть полностью изображение. В общем, Вы подсказали уже как это можно тут сделать (ну или на github посмотреть).

Оказывается, в Gmail-е и в интерфейсе гугл-группы, для просмотра картинок в исходном размере нужно совершить *разные* действия. В Gmail-е нужно кликнуть по картинке левой кнопкой мыши, а в интерфейсе гугл-группы - вызвать контекстное меню и выбрать пункт "Открыть изображение в новой вкладке".

среда, 1 июля 2026 г. в 17:11:02 UTC+3, skla...@gmail.com:

Lancer

unread,
Jul 1, 2026, 5:26:56 PM (2 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor
Из другой ветки по теме этой...

>>В версии 3.0.2 обновил readme, добавив раздел " Коротко о терминах ". Если что-то не раскрыто, напишите, дополню.

Спасибо! Быстро тестировать что-то и читать обновления не получается. Но намерения опробовать и ознакомиться - есть, поэтому по возможности и когда будут мысли - буду озвучивать.

>>контекстная команда проверки FB2

Пока до тестирования программы не добрался, а предварительные вопросы есть: о проверке речь идет в рамках пакета FBEN - это валидация без открытия в самой программе, т.е. внешний валидатор? Или что-то больше/шире по функционалу?

>>свойства .fb2 в Проводнике; правая панель сведений; всплывающие подсказки; shell-интеграции

Этот функционал FBEN активируется, как я понял из ответов, только при инсталляции в систему. Портативка этого не даст. Верно я понял?
Про shell-интеграции хотелось бы чуть уточнить смысл. На Гитхабе читал, но не въехал, что это такое в рамках FBE, представление весьма поверхностное, о том что это внешние (для FBE) системные процедуры с продвинутой командной строкой. По возможности неплохо было бы чуть больше раскрыть эту часть в Ридми. Ну и в общих чертах, в паре предложений (если возможно, опять же) в описании.

>>если на Windows 8.1 проявится отличие поведения Проводника, это надо будет отдельно разобрать. Если у Вас есть эта система, то можно проверить.

Я писал - у меня только эта система, практически с ее появления. Заряжена она вроде бы целиком и полностью - обновлялась. Разве что из-за отдельных багов что-то мимо пролетело. С помощью подсказанных ИИ тестов выяснено, что максимально возможное, что-то там необходимое Винде установлено, типа Майкрософт Вижуал С++ 2015-2022 Редистрибьютбл (х64) 14.42.34433 (х86) 14.40.33810, и что-то там еще вроде ДжавыСкрипта, честно говоря, не помню точно. В общем, она должна была быть доведена до возможного максимума. При этом в нее не навалено всякого на что юзеры много и часто ругались по мере выхода 10-ки. Потому и не переходил на 10-ку, а потом и вообще бросил думать об этой затее. К тому же железо слабоватое для прокачки, хоть и не совсем старый хлам.
Потому, потестировать FBEN именно на 8-ке, думаю будет возможность, по мере сил. Но не очень активно скорее всего.
Интеграция с Вин интересна конечно, но не больше, чем именно редактор.

>>если текущая система настроена привычно и менять её не хочется

Именно так, о том речь и была.

>>Насчет панели инструментов идея хорошая (она, кстати, в вышеуказанной сводке идей как раз есть).

Кнопочные панели скриптов (1-3 шт) автор сборки 2.8.0 Портабл сделал, это удобнее, чем одна панель, но для работы с клавиатуры и тачпада без мыши это не самый простой вариант. Постоянное метание в главное меню и по дереву Скриптов - утомительное занятие. А левая панель, занятая Структурой документа (СД), в которую можно интегрировать что-то еще, с возможным переключением кнопками или как-то еще - отличное место для размещения скриптов, т.к. сама панель СД не сильно в ходу.
Панель скриптов была бы рядом с СД отличным исполнением. Впрочем и вынос ее в правую сторону редактора тоже вариант неплохой.

Всё что вы написали - отдельная левая панель “Скрипты”; - вкладка рядом со “Структурой документа”; - дерево скриптов с сохранением структуры папок; - быстрый запуск избранных скриптов - об этом всём речь и идет.

Поиск по скриптам может и не так актуален, не знаю, а возможность закреплять часто используемые команды это панельки Скриптов сверху - вроде как и есть. Для них, кстати, тоже было бы неплохо иметь возможность перетаскивания по экрану - вроде браузерных панелей - закрепить справа, закрепить слева, снизу (по типу Панели задач Винды). Хотя такое может из области фантазий, но озвучить стоит.
Пока вроде бы всё, остальное - если появится по тестам, для начала Портабки (наверное).

среда, 1 июля 2026 г. в 10:41:21 UTC+3, skla...@gmail.com:

Lancer

unread,
Jul 1, 2026, 5:33:44 PM (2 days ago) Jul 1
to Fiction Book Editor
У меня в группе в постах картинки не кликаются. Видны вложенные миниатюры на треть (примерно) экрана. Но как Sclex подсказывал - ПКМ на каждой и Открыть в новой вкладке (для любой). Если картинка крупнее браузерного окна, то есть плюс на курсоре, картинка раскрывается. Либо видна в размере как есть. С Гитхаба вроде бы так же.

среда, 1 июля 2026 г. в 10:44:18 UTC+3, skla...@gmail.com:

Latimur

unread,
Jul 1, 2026, 6:08:56 PM (2 days ago) Jul 1
to fiction-b...@googlegroups.com
Все нормально, вопрос снялся, с новым сообщением выше.

ср, 1 июл. 2026 г. в 18:37, Sclex <scl...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/fiction-book-editor/edcb64b3-514d-4139-ae35-f1b553e591cbn%40googlegroups.com.

Артем Скляров

unread,
Jul 2, 2026, 8:14:34 AM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
Особенно интересуют моменты, если были на старой версии падения на каких либо файлах или скриптах
1. Есть ли данные падения на новой FBE Next&
2. Прислать данные файлы или скрипты и сообщить последовательность действий для воспроизведения ошибки.

Артем Скляров

unread,
Jul 2, 2026, 8:17:48 AM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
>> о проверке речь идет в рамках пакета FBEN - это валидация без открытия в самой программе, т.е. внешний валидатор? Или что-то больше/шире по функционалу?

изначально программа FBV (FB Validator) - это отдельная программа, которая использует те же механизмы проверки файла на соответствие схеме, что и сам редактор (функция "проверить"), но предназначенная для быстрой проверки файла без открытия самого редактора. 
Я пока кроме технических правок и локализации ничего в ней не делал.

Sclex

unread,
Jul 2, 2026, 8:20:04 AM (2 days ago) Jul 2
to fiction-b...@googlegroups.com
sklart, в старой версии FBE был (и есть) баг "FBE подвисает при изменении последнего абзаца в разделе". Может, в FBE Next вы исправите этот баг.


чт, 2 июл. 2026 г. в 15:14, Артем Скляров <skla...@gmail.com>:
Особенно интересуют моменты, если были на старой версии падения на каких либо файлах или скриптах
1. Есть ли данные падения на новой FBE Next&
2. Прислать данные файлы или скрипты и сообщить последовательность действий для воспроизведения ошибки.

--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "Fiction Book Editor".
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес fiction-book-ed...@googlegroups.com.
Чтобы посмотреть обсуждение, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/fiction-book-editor/4ab603e2-3e05-45d3-818f-baa90ff86531n%40googlegroups.com.

Lancer

unread,
Jul 2, 2026, 9:54:56 AM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
>>  Особенно интересуют моменты, если были на старой версии падения на каких либо файлах или скриптах

Чтобы конкретно падения - не наблюдалось ни разу. В Некст будем посмотреть.
Для грамотного описания крашей желательно знать, что и где можно найти в пакете программы (логи или что-то), что предусмотрено для диагностики, если, конечно, это есть.

>> изначально программа FBV (FB Validator) - это отдельная программа, которая использует те же механизмы проверки файла

Ок, понятно!
четверг, 2 июля 2026 г. в 15:14:34 UTC+3, skla...@gmail.com:

e-paper.ru

unread,
Jul 2, 2026, 10:22:19 AM (2 days ago) Jul 2
to fiction-b...@googlegroups.com
Возможно, есть смысл использовать внешний валидатор fb2utils-0.4.2 или fb2utils-0.6.0
https://github.com/jn0/fb2utils
(может есть и свежее версия, не в курсе).

Он, по сравнению со штатным, более информативен и придирчив.

чт, 2 июл. 2026 г. в 15:17, Артем Скляров <skla...@gmail.com>:
>> о проверке речь идет в рамках пакета FBEN - это валидация без открытия в самой программе, т.е. внешний валидатор? Или что-то больше/шире по функционалу?

изначально программа FBV (FB Validator) - это отдельная программа, которая использует те же механизмы проверки файла на соответствие схеме, что и сам редактор (функция "проверить"), но предназначенная для быстрой проверки файла без открытия самого редактора. 
Я пока кроме технических правок и локализации ничего в ней не делал.

--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "Fiction Book Editor".
Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес fiction-book-ed...@googlegroups.com.
Чтобы посмотреть обсуждение, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/fiction-book-editor/d98b6b8c-775e-4c99-815c-db48cba9f440n%40googlegroups.com.

Артем Скляров

unread,
Jul 2, 2026, 11:18:07 AM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
>>Для грамотного описания крашей желательно знать, что и где можно найти в пакете программы (логи или что-то), что предусмотрено для диагностики, если, конечно, это есть.

Как сообщить об ошибке в FictionBook Editor Next

Если FictionBook Editor Next работает неправильно, падает, зависает или не запускается, пожалуйста, оформите баг-репорт так, чтобы ошибку можно было повторить и исправить.

Где создать отчёт

Создайте новый отчёт в разделе Issues репозитория FictionBook Editor Next.
В заголовке кратко укажите суть проблемы:
Падение при открытии FB2 с обложкой в PNG
или:
FBE Next зависает при запуске после обновления
или:
ExportEPUB создаёт EPUB с ошибками в сносках

Что обязательно указать

В баг-репорте укажите:
1. Версию FictionBook Editor Next
Например:
3.0.3
2. Тип сборки
Укажите, что именно использовалось:
- обычный установщик;
- portable-архив;
- Win7-сборка;
- основная сборка для Windows 8.1 / 10 / 11;
- сборка из исходников.
3. Версию Windows
Например:
Windows 10 x64 22H2
или:
Windows 7 SP1 x86
4. Как установлена программа
Укажите:
- ставили через установщик или распаковали portable-архив;
- включали ли интеграцию с .fb2;
- включали ли shell-интеграцию: свойства, миниатюры, контекстное меню проверки FB2;
- обновляли ли старую версию поверх предыдущей.
5. Шаги для повторения
Опишите действия максимально конкретно:
   1. Запустил FictionBook Editor Next.
   2. Открыл файл book.fb2.
   3. Перешёл в режим «Код».
   4. Нажал «Проверить FB2».
   5. Программа закрылась без сообщения об ошибке.
6. Что ожидалось
Ожидалось: программа должна была показать список ошибок FB2.
7. Что произошло фактически
Фактически: окно программы закрылось, в папке Crashes появился crash-report.
8. Повторяемость
Укажите один из вариантов:
- повторяется всегда;
- повторяется иногда;
- получилось только один раз;
- зависит от конкретного файла;
- зависит от конкретного действия;
- не удалось повторить повторно.

Если программа упала

FictionBook Editor Next умеет сохранять локальные crash-отчёты автоматически.
После падения откройте папку:
%LOCALAPPDATA%\FBE\Crashes
Для этого можно нажать Win + R, вставить путь и нажать Enter.
В этой папке должны появиться файлы вида:
FBE-crash-20260702-154233.txt
FBE-crash-20260702-154233.dmp
К баг-репорту приложите оба файла с одинаковой датой и временем:
- .txt — текстовый crash-log;
- .dmp — minidump для диагностики падения.
Лучше упаковать их в архив:
FBE-crash-20260702-154233.zip
Если в папке несколько отчётов, приложите самый свежий или тот, который соответствует моменту ошибки.

Что содержит crash-log

Текстовый файл crash-log обычно содержит технические сведения:
FictionBook Editor crash report
Version:
Process ID:
Exception code:
Exception address:
Minidump written:
Minidump error:
Эти данные помогают понять тип падения, но для полноценной диагностики почти всегда нужен и .dmp-файл.

Если программа не запускается или зависает при запуске

Для проблем запуска включите стартовую трассировку.

Вариант через CMD
1. Откройте командную строку.
2. Перейдите в папку, где находится FBE.exe.
Например:
cd /d "C:\Program Files\FictionBook Editor Next"
или для portable-сборки:
cd /d "D:\Programs\FictionBook Editor Next"
Запустите программу с включённой трассировкой:
set FBE_STARTUP_TRACE=1
FBE.exe
После запуска или зависания откройте файл:
%LOCALAPPDATA%\FBE\startup-trace.log
Приложите его к баг-репорту.

Вариант через PowerShell

Откройте PowerShell в папке с FBE.exe и выполните:
$env:FBE_STARTUP_TRACE = "1"
.\FBE.exe
После воспроизведения проблемы приложите файл:
%LOCALAPPDATA%\FBE\startup-trace.log

Важно про startup-trace.log

Файл startup-trace.log перезаписывается при следующем запуске с включённой трассировкой.
Поэтому после воспроизведения проблемы сразу скопируйте его в отдельную папку или приложите к issue.
Например:
FBE-startup-trace-after-freeze.log

Если ошибка связана с открытием, сохранением или конвертацией книги

Приложите:
- исходный .fb2, .epub, .docx или другой файл, если его можно публиковать;
- файл, который получился после неправильного экспорта;
- crash-log и .dmp, если программа упала;
- startup-trace.log, если проблема возникла при запуске;
- скриншот окна ошибки;
- настройки импорта или экспорта.

Если книгу нельзя публиковать из-за авторских прав или личных данных, сделайте минимальный пример:
- удалите основной текст;
- оставьте структуру, картинки, сноски, таблицы или тот фрагмент, который вызывает ошибку;
- проверьте, что ошибка повторяется на сокращённом файле.

Если ошибка связана с плагинами

Для ошибок импорта/экспорта укажите, какой модуль использовался:
- ExportDOCX;
- ExportEPUB;
- ImportEPUB;
- ExportHTML;
- batch-конвертер.

Также приложите:
- исходный файл;
- получившийся файл;
- настройки экспорта/импорта;
- лог batch-конвертера, если запуск был из командной строки;
- текст команды, если использовался batch-режим.

Пример:
ImportEPUBBatch.exe "input.epub" "output.fb2"
или:
ExportEPUBBatch.exe "input.fb2" "output.epub"

Если ошибка связана с Проводником Windows

Если проблема в свойствах .fb2, миниатюрах, иконках или контекстном меню, укажите:
- использовался установщик или portable-сборка;
- включали ли shell-интеграцию при установке;
- меняли ли приложение по умолчанию для .fb2;
- есть ли проблема только в Проводнике или и внутри FBE Next;
- помогает ли перезапуск Проводника или Windows.
Приложите:
- скриншот Проводника;
- пример .fb2;
- сведения о версии Windows;
- crash-log, если падал Проводник или FBE Next;
- описание, какой пункт интеграции был включён при установке.

Если crash-файлы не появились

Если в папке:
%LOCALAPPDATA%\FBE\Crashes
нет файлов FBE-crash-*.txt и FBE-crash-*.dmp, приложите сведения из Windows.

Через Монитор стабильности
1. Нажмите  Win + R  .
2. Введите:
perfmon /rel
3. Найдите день и время падения FictionBook Editor Next.
4. Откройте критическое событие.
5. Скопируйте подробности ошибки в баг-репорт.
Особенно важны строки:
Имя сбойного приложения:
Имя сбойного модуля:
Код исключения:
Смещение ошибки:
Версия приложения:
Версия модуля:

Через Просмотр событий
1. Нажмите Win + R.
2. Введите:
eventvwr.msc
3. Откройте:
Журналы Windows → Приложение
4. Найдите событие Application Error в момент падения.
5. Скопируйте текст события в баг-репорт.

Если нужен расширенный dump
Обычно достаточно встроенного .dmp из:
%LOCALAPPDATA%\FBE\Crashes
Если разработчик попросил расширенный dump, можно использовать ProcDump.
Пример запуска уже установленной программы под ProcDump:
procdump.exe -accepteula -ma -e -x C:\FBE-Dumps "C:\Program Files\FictionBook Editor Next\FBE.exe"
Если программа уже запущена:
procdump.exe -accepteula -ma -e FBE.exe C:\FBE-Dumps
После падения приложите созданный .dmp из папки:
C:\FBE-Dumps

Какие файлы лучше приложить архивом

Хороший архив для баг-репорта может выглядеть так:
FBE-bug-report.zip
├─ README.txt 
├─ book.fb2 
├─ screenshot.png
├─ FBE-crash-20260702-154233.txt 
├─ FBE-crash-20260702-154233.dmp 
└─ startup-trace.log

В README.txt можно кратко продублировать:
Версия FBE Next:
Windows:
Тип сборки:
Что делал:
Что произошло:
Повторяется ли:

Что не стоит публиковать открыто
Не прикладывайте публично:
- книги, которые нельзя распространять;
- документы с персональными данными;
- файлы с паролями, токенами, закрытыми ссылками;
- dump-файлы, если в них могли остаться личные данные.
Если файл нужен для воспроизведения, но его нельзя публиковать, напишите:
Файл содержит личные данные / защищён авторским правом. Могу предоставить сокращённый пример или отправить файл непублично.

Попозже добавлю инструкцию в репозиторий.




>>Возможно, есть смысл использовать внешний валидатор fb2utils-0.4.2 или fb2utils-0.6.0

FBV.exe из FictionBook Editor — это аккуратный Windows-валидатор, встроенный в экосистему редактора.
fb2utils — это старый Python-набор утилит, где валидатор делает больше, чем простая XSD-проверка. Он требует lxml и исторически рассчитан на Python 2.
Для использования в FictionBook Editor Next лучше основным валидатором оставить FBV.exe. Он нативный, простой, без внешних зависимостей, соответствует bundled-схеме редактора и хорошо подходит для команды «Проверить FB2» в меню программы/Проводника.

Но по строгости проверки, судя по всему, да, fb2utils лучше. Он ловит больше практических проблем FB2, особенно по ссылкам, картинкам, пустым тегам и пакетной обработке. Его минус — древняя технологическая база: Python 2 + старый стиль кода + зависимость от lxml.
 
На мой взгляд надо в дальнейшем:
1. Оставить FBV.exe как пользовательский валидатор.
2. Не заменять им fb2utils один-в-один, потому что fb2utils неудобен для установки обычному пользователю.
3. Перенести идеи из fb2utils в FBE Next как “расширенную проверку FB2”:
- проверка битых xlink:href="#id";
-   проверка неиспользованных <binary id="">;
-   проверка внешних картинок;
-   проверка внешних type="note";
-   предупреждения по пустым тегам;
-  опционально HTML/текстовый отчёт для batch-режима.
четверг, 2 июля 2026 г. в 17:22:19 UTC+3, TaKir:

Lancer

unread,
Jul 2, 2026, 12:13:33 PM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
В Next Portable не понял как и откуда подтянулась папка скриптов. Вернее появилась она из скачанного архива вроде как, но редактор в версии 3.0.4 (по Справке) отображает, судя по панели скриптов сверху и содержанию папок самих скриптов - видимо "архитектуру" из инсталл-версии 2.7.8. Туда я закидываю обновления скриптов и мои модификации тоже, их я вижу и в 3.0.4. Но не вижу модификации из экспериментов, которые были накиданы мною в папки версии 2.8.0.
Где-то что-то путает.

В связи с этим обнаружилось что Next не имеет трёх панелек скриптов. И вопрос - есть ли возможность перетянуть хотя бы одну из версии 2.8.0 (тоже Portable)? Чтобы не перенастраивать.

В виде предложений в todo...

1) Согласен с предложением Takir-а (в соседней ветке) - окно настройки панели скриптов сильно маленькое, очень неудобное в первую очередь зрительно. Искать приходится больше по иконке, чем по названию скриптов.
В давние времена такие окна делались под те размеры экранов мониторов, теперь это совсем другие цифры, можно растянуть и вдвое.

2) Можно проверить функцию в меню Файл - Предыдущие документы. У меня подозрение, что там не фиксируется файл после Сохранить как..., т.е. переименованный. Файл конечно сохраняется, но в список вроде не попадает. И лист списка (количество) - не ясно сколько туда влезает строк (имен файлов). В 2.8.0 вижу 12, в 3.0.4 - 15. Кстати, к вопросу о проверке свойств файлов книг - в этом окне отображается полный путь к файлу. Значит прежний FBE как-то может читать пути.

3) В FBE 2.7.8 и 2.8.0 в меню Сервис - Настройки - Слова прокрутка списка слов жестами тачпада не работает. Только стрелками полосы прокрутки или тапом по ней. В 3.0.4 так же, но в тех версиях тап по строке ее подсвечивает синим, в 3.0.4 тап активирует "окно редактирования" - курсор в слове и мигает. Нажатие на чекбокс Выделить всё активирует прокрутку содержимого окна слов донизу и подсвечивает синим последнюю строку (не все). В окне со словами проставлены цифры в столбце Встретилось, но открыт "эбаут-бланк" - пустой стандартный файл для FBE, в котором по сути ничего нет.

4) Вспомнил недавно обсуждавшийся с Sclex баг редактора: выделение текста в режиме Body, переход в режим Source и уплывание при этом выделенного текста вниз за видимый экран. Shift+стрелка это выделение находит, но это лишнее действие. Т.е. баг - потеря позиционирования в тексте. В 3.0.4 пока неясно как работает, надо смотреть на нормальной книге.

5) Хорошо бы вернуть в режиме кода (S) первую строку файла (скрин), в которой объявляется кодировка. Строка никому не мешает, а видеть ее иногда нужно. Блокнот и Ноутпад++ ее видят и показывают, а FBE почему-то прячет.

6) Небольшое неудобство в меню Скрипты, на примере папки 16_Поиск форматирования. Когда разворачиваются скрипты этой папки, их там больше строк, чем на экран выводится, надо сверху или снизу нажимать стрелки - кнопки перемотки списка скриптов. Хорошо бы, если эта кнопка была "интерактивна", как она работает например в закладках браузера: когда наводишь (без тапа) курсор на стрелку (вниз) начинается быстрая перемотка закладок вниз. Поиск упрощается и ускоряется. Долгий тап (зажатие) стрелки непрерывный скролл включает, но без нажатия удобнее.

7) Про закрытие текущей книги в редакторе в новом Некст где-то на Гитхабе было написано.

8) В качестве занудства - Панель ссылок, имхо, неуместно широка, приплюснуть бы ее до половины экрана или сделать настраиваемой. Переставлять ее можно, но сложно. С тремя панельками скриптов, которые легко таскать, переставлять и двигать, как-то попроще, чем с этой.

9) И "голубая мечта" - возможность раскраски кода (в S) книги, точнее - тегов. В "стандарте" FBE все теги в строках вроде коричневые, скажем date value="2026-07-02" подсвечивает голубым value и зеленым дату, так же раскрашиваются сноски, но было бы хорошо для зрения выделять (цветом), например, группы section, title и т.п. одним цветом, а скажем <р> или цитаты - другими. Кроме того, скобки </> тоже неплохо "отделить" другим цветом. Ориентироваться в коде становится легче.
Частично так было сделано в древнем редакторе (скрин), правда вроде без перенастройки.

ред.jpg


четверг, 2 июля 2026 г. в 15:14:34 UTC+3, skla...@gmail.com:
Особенно интересуют моменты, если были на старой версии падения на каких либо файлах или скриптах

Артем Скляров

unread,
Jul 2, 2026, 5:22:32 PM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
Вроде перенёс все пожелания и замечания (в т. ч. и поступивших в личную почту) в соответствующие issues. Посмотрите, может будут уточнения и дополнения. 
Также был бы признателен, если бы все остальные предложения там же сразу добавлять, т. к. Вытаскивать из кучи мест и переписок немного сложновато😅 
четверг, 2 июля 2026 г. в 19:13:33 UTC+3, lanc...@gmail.com:

Lancer

unread,
Jul 2, 2026, 5:36:10 PM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
>> Попозже добавлю инструкцию в репозиторий

Да, где-то там, близко к иссью инструкция и нужна, потому что тут потом ее найти будет непросто, а к себе сохранять - склероз может всё позабыть...

Кстати, ссылка %LOCALAPPDATA%\FBE\Crashes помогла, точнее - подсказала, откуда взялись в версии 3.0.4 Portable "данные скриптов" из имеющейся инсталл-версии. Папка  %LOCALAPPDATA%\FBE  создана (или перезаписана) в момент запуска распакованной версии 3.0.4. Кладу некоторые программы, особенно неустанавливаемые, не в папки C:\Program Files или C:\Program Files (x86), а недалеко, в C:\Distr, не требующую прав админа. Туда же распаковал 3.0.4.

В  %LOCALAPPDATA%\FBE в то же время созданы папки Crashes и Recovery, и 4 файла: Settings.xml; Hotkeys.xml; Words.xml; update-check-trace.log. 
В Settings и указан путь к скриптам - на папку инсталл-версии C:\Program Files (x86)\FictionBook Editor\Scripts. В файле лога инфа про version=3.0.4. Так что это она вытащила в свои настройки путь к папке скриптов инсталл-версии 2.7.8. Или этот путь вписан в Некст руками.
Да, в "О программе" рапортует о версии 3.0.4, а в настройках FBE указан именно этот путь  C:\Program Files (x86)\FictionBook Editor\Scripts к скриптам. В то время как в версии 2.8.0 путь прописан: .\Scripts\ и скрипты там "свои". 
В теории конечно можно попробовать единую папку скриптов, но будет ли это нормально работать - не знаю.


четверг, 2 июля 2026 г. в 18:18:07 UTC+3, skla...@gmail.com:

Lancer

unread,
Jul 2, 2026, 7:34:03 PM (2 days ago) Jul 2
to Fiction Book Editor
Да, перенесено даже в более подробном виде.

О гитхабе: там есть авторизация с Гугла, вторым акком? Гитхаб за несколько акков не банит?

Здесь предложения всё же тоже стоит дублировать, чтобы охват был больше. Не все ходят на Гитхаб.

Пока сюда чуть добавлю замеченное (добавки/поправки).

Вопрос "штатного комплекта" скриптов не очень согласован (или я проглядел). 
Автор версии 2.8.0 Portable (здесь ветки: https://groups.google.com/g/fiction-book-editor/c/J-M8NP4xPIE и https://groups.google.com/g/fiction-book-editor/c/Hr27IEMWKvU ) брал какой-то комплект в свою сборку. Его репозиторий вроде тоже есть на Гитхабе. Посмотрел, нет, он выдавал в облако мейлру. А на Гитхаб выложили сюда пакет: https://github.com/cobra838/fictionbookeditor/releases/tag/FBE-Portable-2.8.0 с актуальными на 04.04.2026 скриптами.
У Sclex свой репозиторий, куда он загружает актуальные, обновленные и новые скрипты, но у него надо уточнить адрес. 
Есть некий небольшой разнобой по полноте пакета и актуальности версий.
Плюс мои (здесь в ветке) последние раскопки поведения версии 3.0.4 в части считывания источника скриптов, случайное поведение это, ошибочное или запрограммированное. 
Вроде бы всё верно. Пересекается с issues/13

В https://github.com/sklart/fictionbook-editor-next/issues/1
В описании "Ссылки и сноски" следует добавить: section type="comments" с id комментов #c_n (как бы стандарт для FBE, но возможно и что-то иное, кастомное).

В одной из выше указанных веток автор сборки 2.8.0 что-то писал про эту функцию. Если честно, я не оч понял. Вероятно может быть полезно (если осталось незамеченным).

По справке, насколько я помню, многое было изложено в книгах Izekbis: FictionBook Editor V 2.66 Руководство, 2013 года, и Кондратович: Создание электронных книг в формате FictionBook 2.1: практическое руководство, 2006.
Не могу утверждать, да и подзабыто, но мне показалось, что справка содержит части этих книг/какой-то книги.

пятница, 3 июля 2026 г. в 00:22:32 UTC+3, skla...@gmail.com:
Reply all
Reply to author
Forward
0 new messages