Эмулятор ОС "Дубна"?

Leo B.

to БЭСМ-6
Михаил Попов (и другие специалисты по ОС "Дубна", если есть),

Что вы думаете о реализации эмулятора окружения ОС "Дубна" по аналогии с утилитой dispak?

Вся работа с внешними устройствами эмулируется напрямую; прочая функциональность ОС делается с помощью урезанного ядра, пользующегося специальными командами для общения с эмулятором.

Так, по крайней мере, мы сможем узнать, как выглядела и работала ОС "Дубна" с точки зрения пользователя.

Leo

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Да, идея, конечно, хорошая, сейчас все работает (как-то) на simh, в том числе интерактивный и пакетный режимы,
но все это очень тяжеловесно, потому что требует и консоли оператора, и интерактивного сознания тех верменов т.е. 70-80-х годов.
Мы, помнится, обсуждали это 2-3 года назад, и я даже распрашивал М. Ярославцева о том, что и как он изменил в Диспаке,
но пока у меня нет видения, как это можно сделать для Дубны. Понятно только, что от диспетчера можно многое отрезать.
Основные вопросы это память:
1) как разделить память диспетчера, задачи и физ.память
2) как впихнуть все нерезиденты диспетчера в 32К
3) и можно-ли обойтись без приписки (т.е. без ее эмуляции)

Ввод-вывод не проблема, т.к. на simh-е я уже закуклил большую часть задачи ввода-вывода.
И последнее, мое представление о том, что я конктетно помню об ОС Дубна, сильно поменялось,
с тех пор, как я поднял ОС на simh: память, только уверяет, что она помнит, а на самом деле - нет.

Но если все обсудить, то задача вполне реализуема, т.к все исходники мониторной системы и диспетчера есть.

МП.

--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Для начала, я пройдусь по коду dispak, я его 3 года назад смотрел, но надо вспомнить, и если будут вопросы то буду постить в эту ветку.

On Thu, Dec 3, 2020 at 11:27 PM Leo B. <leo...@gmail.com> wrote:

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
Вроде из нерезидентов нужен только 64-й экстракод. По опыту dispak, приписка не нужна. Память диспетчера располагается в следующих 32К словах (со смещением 0100000).

Начать можно вообще без диспетчера и всех этих наворотов. Запускается же dispak с флагом --bootstrap. Берём готовый образ диска с мониторной системой от ОС Дубна, установленной под simh. И делаем симулятор dubna, по аналогии с dispak. Первая задача: суметь обработать колоду из двух карт '*name' и '*end file'.

--Сергей

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Сергей, да, спасибо, я уже разобрался с supmode и sup_mmap.
Идея раскрутки с нуля - интересная, но я думаю, что придется
тащить несколько больше, чем только Э64, типа оставить максимально
все, кроме драиверов устройств и конктетного железа,т.к на ,FUN, у нас
было много чего напихано

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/69427f80-b70d-47ee-ad89-227091681bf6n%40googlegroups.com.

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
Вот и повторить всё, что было напихано, на Си - почему нет?

Leo B.

to БЭСМ-6
On Friday, December 4, 2020 at 7:43:24 PM UTC-8 Serge Vakulenko wrote:
Вот и повторить всё, что было напихано, на Си - почему нет?

Даже не всё, что было напихано, а только то, что реально используется имеющимся софтом. А если что-то из этого проще втащить из диспетчера, чем разбираться с деталями функциональности (как тот же Э64), то  и втаскивать в минимальный псевдо-диспетчер по мере надобности.

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Fri, Dec 4, 2020 at 7:16 PM Serge Vakulenko <serge.v...@gmail.com> wrote:
Вроде из нерезидентов нужен только 64-й экстракод.
Припал к исходникам и вижу, что ещё реализованы в "супервизоре" как нерезиденты
  • Э66
  • Э62 '41'  (запрос выходного потока АЦПУ)
  • Э50 '104' (запрос ФИО по шифру)
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/69427f80-b70d-47ee-ad89-227091681bf6n%40googlegroups.com.

--
Thanks,
-- Michael

Leo B.

to БЭСМ-6
On Friday, December 4, 2020 at 11:04:47 PM UTC-8 BOPOHOK wrote:
On Fri, Dec 4, 2020 at 7:16 PM Serge Vakulenko  wrote:
[...]
Именно как нерезиденты, т.е. подгружаются по необходимости, или сразу загружены и никогда не выгружаются?

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Не помню как сделал. Скорее всего, каждый раз с диска читаются. Глядеть надо.
В настоящем Диспаке разные бывали. Некоторые качались как листы 60-й задачи (что вело к ИПЗ persistence), а другие заново читались, ЕМНИП.

Leo

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/2d003489-b220-4713-9db3-c042c605b289n%40googlegroups.com.

--
Thanks,
-- Michael

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6
Э66 - не помню, что это такое, с разбегу.

все Э62 - это листовой нерезидент - ЭКГДР
Э50  104 - тоже очевидно нерезидент, название не помню.

но я не про ОС «Дубна», я про Диспак, про вынесенное в subj - не знаю ничего.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sun, Dec 6, 2020 at 7:45 AM Василий Долматов <vdol...@gmail.com> wrote:
Э66 - не помню, что это такое, с разбегу.
Экстракод вызова стандартных программ с барабана. Для наших целей интересны
  • вызов систем программирования, а именно БЕМШ. Обычно в стандартном паспорте (номер СП не помню на память)
  • вызов программы ЛИСТ (сп 200)

все Э62 - это листовой нерезидент - ЭКГДР
Собственно, нерезидент там РЕСУРС, но он может подгружать ещё 2 листа - ЭКГДР и ещё один, не вспомню какой.
Э50  104 - тоже очевидно нерезидент, название не помню.
Да, только, касательно вот этих 2-х я не стал заморачиваться и написал коротенький нерезидентный модуль (ЭКДИСП), который только эти 2 ЭК и реализует, но можно добавлять.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/EC7D9BF1-B05C-4C98-9744-FDBCD4ABF475%40gmail.com.

--
Thanks,
-- Michael

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Ну, вот, имя печатать как-то научились

 88          БЭСМ-6/0     ШИФР-00
 МОНИТОРНАЯ СИСТЕМА  ′Д У Б Н А′  -  20/10/88

            Ж   Ж
            ЖЖ  Ж
            Ж Ж Ж
            Ж  ЖЖ
            Ж   Ж
            Ж   Ж
            Ж   Ж

*NАМЕ N
*ТIМЕ:24.00
*LIВRА:23
 <ЭКСПРЕСС-ЗАДАЧА>
*DISС:700/******,******
*FILЕ:ЕХТRА,55
ОШИБОЧНЫЙ НОМЕР В КАРТЕ !!!!0000  0000
 КОНЕЦ ЗАДАЧИ
 27070: 00 074 0000     *74

Начальная стадия Монитора сильнее, чем я думал, завязана на Дубну, в Диспаке Монитор покусан, на что я и налетел - адреса в резиденте не совпадают.

М.П.

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
Ого, круто!
Миша, ты начал делать симулятор dubna а-ля dispak?
А я только морально готовился подступиться.
Дай глянуть исходники?
Может помогу чем.

Лёня, у тебя не найдётся времени отсканировать книжку Мазного?

--Сергей

On Monday, January 11, 2021 at 11:27:13 PM UTC-8 mikhailp wrote:
[...]

Leo Broukhis

to БЭСМ-6
Если искать Гуглом "Мазный Дубна djvu", находится твой пост, в котором говорится, что ты нашёл скан в формате djvu. Это оказалось не то?

Если дашь машинку, отсканирую.

Leo

--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics
---
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на одну из тем в группе "БЭСМ-6".

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
On Tuesday, January 12, 2021 at 12:03:50 AM UTC-8 Леонид Брухис wrote:
Если искать Гуглом "Мазный Дубна djvu", находится твой пост, в котором говорится, что ты нашёл скан в формате djvu. Это оказалось не то?

Не, там подборка моих старых постов с тегом "история". Книжки Мазного там нету.

Если дашь машинку, отсканирую.

Машинку отчего бы и не дать.
Заезжай при случае.

--Сергей

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Сергей на сегодня, там: там пускалка монитора, ДД стартер  плюс обрубок dispak, от монитора сыпятся Дубненские экстракоды, так что основная нагрузка будет связана с вытаскиванием ДД компонент, я как привязку дисков пройду, так выложу сразу.
Если что - звони.

Alexander ILIN

to БЭСМ-6
После обсуждения с Леонидом, выяснили, что под "Дубну" какого-либо ПО почти нет. Мне кажется целесообразно вытащить оттуда более новую версию МС "Дубна" от 1988 г. и имплементировать её в наш "Диспак".

вторник, 12 января 2021 г. в 21:47:29 UTC+3, mikhailp:

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
Ну, как нет ПО под Дубну. Разве большая часть имеющихся трансляторов не под Дубной работает? Вся книжка Мазного про них.

Научиться пересобирать мониторную систему "Дубна" из исходников это неплохая задача.

--Сергей

Leo B.

to БЭСМ-6
On Monday, January 18, 2021 at 3:15:07 PM UTC-8 Serge Vakulenko wrote:
Ну, как нет ПО под Дубну. Разве большая часть имеющихся трансляторов не под Дубной работает? Вся книжка Мазного про них.

Имеется в виду - специфичного для ОС "Дубна", что в принципе не может работать в МС "Дубна" под Диспаком.

Научиться пересобирать мониторную систему "Дубна" из исходников это неплохая задача.

Как для ОС "Дубна", так и для ОС "Диспак". Интересно, что умеет новейшая МС "Дубна" от 1988 г., чего не умеет Монитор-80.

Leo

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
Конечно, мониторка может работать и под диспаком. Но запускать Дубну под Дубной намного удобнее. Не нужно мучиться с паспортами и дозаказом дисков/лент. И система хорошо документирована: есть книжка Мазного.

--Сергей

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6
«Впрочем, Ваше Высочество, каждый борется со скукой по-своему» (с)  :)

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/574877d2-70ce-40f4-b959-38faeb89efdcn%40googlegroups.com.

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
>Научиться пересобирать мониторную систему "Дубна" из исходников это неплохая задача.

Да, это было специальное знание, я знал только несколко специалистов кто это мог делать в любое время суток (Веретенов, Сахаров, Сапожников, Петров), принципиально сложного ничего нет, но есть масса мелких деталей, которые надо и знать и помнить.  Есть, также,  и грабли
с компиляцией и сборкой компонент из Дубны, но хорошо, что 9/monsys сохранился, чего-то можно наХакать и под Диспаком.

> Как для ОС "Дубна", так и для ОС "Диспак". Интересно, что умеет новейшая МС "Дубна" от 1988 г., чего не умеет Монитор-80.

По моим воспоминаниям, основные изменения это интерфейсы к новым возможностям диспетчера: файловая система, интерактивные экстракоды , а также, дополнительные библиотеки lib21 - lib23, ну и: работа с управляющими картами и подключением новых трансляторов (не уверен, что они сохранились на 9/monsys)

The status update:
У меня, время только по выходным, да и то не всегда, но состояние следующее: монитор вызывается, fortran и assembler - компилируют, madlen - пока нет, т.к. заказ моделей лент не работает, т.е. доп. статика и динамика пока не вызывается. уже понятно, что тянуть из диспетчера и что эмулировать в C,  на распутье: как моделировать файлы, скоре всего, как отдельные файлы в директории диска.

м.п.

Leo B.

to БЭСМ-6
Вот пока вариант скана книжки Мазного от А. Ильина: https://disk.yandex.ru/i/-ssyeIaAMIPJ5Q