Ввод задач с телетайпной ленты

Leo B.

to БЭСМ-6
Ради развлечения решил оживить ввод с 5-дорожечной телетайпной ленты (команда оператора ФС5). Для этого не должно быть нужно никаких изменений собственно в эмуляторе - нужно лишь разобраться с кодировкой.

Оказалось, что двоичный код в таблице - ровно то, что надо. Например, если на перфоленте ровно один символ с кодом 1,  то

ABBД   HПK HCT HC CИM  ШИФP  000000000000
 00000  0001 01 01 205  ЧУЖ CЛ
 00000  0001 01 01 005  З ШИФP

т. е. он воспринимается как цифра 5, согласно таблице, и по умолчанию ввод начинается в цифровом регистре. Буквы тоже работают, например, на последовательность 00000, 10011 Диспак жалуется как на букву Б (ГОСТ 041).

К сожалению, или где-то что-то побилось, или переключение регистров было хитрее, чем я думаю: код 01011 в цифровом регистре воспринимается не как буква Ш, а как символ [.

Кто помнит, где была эта таблица и могла ли она сохраниться в СВСовских исходниках?

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Каждый код телетайпа (и ПЛ телетайпа) соответствует трем разным символам. Все зависит от регистра телетайпа. Т.е. сначала надо установить регистр, а потом набирать символы. Если нужно перейти на другой набор символов, нужно переключить регистр. Как сейчас помню - "Ш" и "[" находились на одной кнопке ТТ. Какой третий символ был - не помню. Думаю, что В.Ф.Тюрин использовал таблицу перекодировки для ФС5 от от ТТ. Думаю, что для СВС эта таблица не изменялась.

30.01.2021, 20:54, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

30 янв. 2021 г., в 20:54, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

торможу что-то… в цифровом регистре оно и есть скобка, не?

Leo B.

to БЭСМ-6
Ссылка на таблицу кодировки МТК-2 в моем посте приведена не ради красного словца. Привожу в явном виде ещё раз: https://ru.wikipedia.org/wiki/МТК-2

Там хорошо видно, что буквы Ш, Щ, Э, Ю набирались в цифровом регистре. А буква Ч и цифра 4 не различались, вот меня и заинтересовало, как тогда печатали на телетайпе числовые константы при программировании в кодах.

В коде МТК-2 квадратных скобок вообще не было. То, что "соответствие"
 Ш и открывающей квадратной скобки имеется в КОИ-8 - не более чем совпадение, потому что упомянутые
 Ш, Щ, Э, Ю,
согласно экспериментам, вводятся как
[  ; ]  ×
соответственно, из чего можно сделать логичный вывод, что таблица перекодировки кодов телетайпа при вводе с 5-дорожечной перфоленты была специально заточена под АЛГОЛ-БЭСМ
(потому что нигде, кроме курочкинского Алгола, символ умножения не использовался).

Возможно, эта таблица осталась с до-Диспаковских времён, если когда-то курочкинский Алгол работал на почти голой машине, и никаких паспортов с телетайпной ленты вводить не надо было.
Так что очень возможно, что и под Диспаком ввод с телетайпной ленты с помощью команды ФС5 был сделан исключительно для "динозавров", и делался, как МЮЯ описывал, раздельным вводом "обрамления" и данных.
Но, раз телетайпный символ "запятая" по умолчанию превращается в знак "меньше", а она в языке есть, то, значит, был какой-то механизм escape-символов именно для ввода с перфоленты.

В книге Тюрина "ОС Диспак" в таблице кодов телетайпа они приведены в обратном коде и задом наперед по сравнению с таблицей в вики -- видимо, как они вводились с линии и выдавались на линию, и escapes там другие, с помощью буквы Щ.

Leo

Leo B.

to БЭСМ-6
On Saturday, January 30, 2021 at 11:36:37 AM UTC-8 nvmz wrote:
[...]

Сначала устанавливать регистр не обязательно - хоть какой-то да будет по умолчанию. Оказалось, цифровой. Если его устанавливать явно, результат не изменяется.

Ш и [ находились на одной кнопке видеотона (и трех символов на одной кнопке у видеотона не бывало).

На телетайпе квадратных скобок отродясь не было.

Сохранились ли таблицы перекодировки для телетайпа на СВС - интересный вопрос, ведь их, в принципе, можно было подключать через АС.
Но, судя по экспериментам, таблица для ввода по ФС5 была отдельная, а вот был ли на СВС перфоввод?

Кстати, "ненужные" русские буквы (т.е. совпадающие по начертанию с латинскими) при выбранном русском регистре вводятся
как разные служебные символы.

Leo

30.01.2021, 20:54, "Leo B." :

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

31 янв. 2021 г., в 00:32, Василий Долматов <vdol...@gmail.com> написал(а):

угу, стормозил, сорри…

Leo B.

to БЭСМ-6

Или перепутал, но не совсем стормозил.

С помощью Миши Ярославцева я нашел в исходниках Диспака СВС таблицу перекодировки
(она нашлась и на диске 2053 в зоне 624 со слова 1255)

и там какое-то безумие. Буква Ш, действительно, в русском регистре, у неё тот же код, что и у S, но отличается от кода квадратной скобки.
и много всего алгольного, плюс-минус ошибки в комментариях и опечатки (например, буква Z отсутствует, вместо нее надчерк,
и он же вместо перевода строки в одном из регистров; звёздочку можно ввести двумя разными способами, и пр.)
Благодаря тому, что "ненужные" русские буквы ликвидированы, стало можно различать Ч и 4.

То есть, возможно, было какое-то устройство подготовки перфоленты, сделанное на основе телетайпа, но с клавиатурой с массой спецсимволов, включая "десяточку".
Если оно и существовало, то к машине оно никогда не подключалось, а стояло только в перфораторных.

Создать файл, который бы успешно вводился, мне пока не удалось. В чём и где ошибка - непонятно.

Текст
ШИФР 419900^BPE 1^ ЕКОНЕЦ
при вводе с 8-дорожечной перфоленты вызывает ошибку
 ОШЛ0 419900000000
 ABBД   HПK HCT HC CИM  ШИФP  419900000000
 00000  0001 02 10 045  Ч ЛИCT

Действительно, Е (код ГОСТ 045) в "ЕКОНЕЦ" - 20-й символ текста, и ошибка в паспорте заключается в том, что не заказаны листы.

При вводе с 5-дорожечной ленты файла

@TLV_MD[J]CCMMH_SMPD[]HD_P^CEP@N

где, при игнорировании 6-го справа бита, @ - код 0 (РУС), [ - код 33 (ЦИФ), _ - код 37 (ЛАТ), D - код 4 (пробел) и т.п.
возникает ошибка

 ЗMЛ0 419900000000
 ABBД   HПK HCT HC CИM  ШИФP  419900000000
 00000  0001 03 06 045  CИMBОЛ

Ошибочный символ - та же буква Е (26-я в тексте, закодирована как P), но неясно, почему ЗМЛ, а не ОШЛ.
И при корректном паспорте ошибка "СИМВОЛ" возникает в позиции буквы Е в конце паспорта.

Leo

Leo B.

to БЭСМ-6
С огорчением констатирую, что ввод с 5-дорожечной перфоленты был в Диспаке сделан "на отвяжись" и никогда не тестировался.
В таблице перекодировки безумное количество ошибок: https://besm6.dreamwidth.org/21766.html
Так что неудивительно, что и в конечном автомате разборки паспорта при вводе с ФС5 в В1К тоже какие-то ошибки.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Хотел написать послание о телетайпах, о кодировках, о таблице перекодировке УПП-ТТ-VT (ОС  ДИСПАК), об истории этой таблицы (ругань в ИПМ была большая). Но вчера понял, что ФС5 и телетайпы не имеет почти никакой связи, кроме 5-ти разрядов. У меня есть две версии по ФС5:
1. Кто-то сделал чудо аппарат для подготовки данных для БЭСМ-6. Что сделали, то и запрограммировали.
2. Это использовали для передачи телеметрии в ЦУП ЦНИИМаш (и др.).
Сегодня почитал письмо от Леонида. Думаю, я тоже где-то прав.
Посылаю (без комментариев) фотографии телетайпов.

01.02.2021, 10:58, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/de1ce7b8-8ad3-4cb0-bb7a-e0493bdba971n%40googlegroups.com.
TT4.jpg
TT1.jpg
TT2.jpg
TT3.jpg

Leo B.

to БЭСМ-6
Насколько я понимаю, изготовление "чудо-аппарата" заключалось в некотором количестве слесарных работ по изготовлению металлических реек, "программирующих" соответствие между клавишами, регистрами и кодами, и стандартных действий по изготовлению нужных шрифтовых молоточков и клавиш. Странно, что ни какой документации я не видел упоминания этого устройства. Клавиатура "Консула" от УПП (и устр-ва подготовки 8-дорожечной перфоленты) много где была нарисована, а о существовании этого телетайпного чуда я 3 дня назад ещё и не подозревал.

В символах   ⏨    ×    ÷    ≠  мне видятся торчащие уши Алгола-БЭСМ, а не телеметрии.

Leo

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

1 февр. 2021 г., в 12:57, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

[...]

Мой склероз мне напоминает как раз УПП, где на клавиатуре все эти символы были (а еще Мир-1).
Почему напоминает? Потому что у нас одно и то же устройство УПП использовалось для набивки карт и для БЭСМ-4М и для БЭСМ-6, а переход между режимами осуществлялся заменой «кодовой плашки» где проводниками было разведено соответствие кода символа на машинке, дыркам, пробиваемым на перфокарте.

«Есть мнение» (с), что к этому УПП мог подключаться не только карточный, но и ленточный перфоратор в качестве выходного устройства (оно вполне себе модульно было сделано). Вот только не использовалось оно у нас в таком режиме…

А вот устройства подготовки 8-дорожечной перфоленты в составе пишущей машинки Soemtron и пристыкованного к ней перфоратора ПЛ-80 - вполне были…
И, кстати, ПЛ-80 переводился в режим работы с 5-дорожечной перфолентой двумя щелчками :)

dol@

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/8c3af9e5-de5e-4bdd-95b9-06b455e85fbfn%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Monday, February 1, 2021 at 3:00:31 AM UTC-8 ReedCat wrote:

1 февр. 2021 г., в 12:57, Leo B.  написал(а):

[...]

На УПП, разумеется, они все были на "Консуле". Интересно, сохранился ли хоть один, уж очень у него шрифт был хорош.

[...]

Разумеется, перфорировать строку перфоленты с соответствующим кодом по нажатию клавиши (или, как на УПП, иметь буфер на 10 символов) не составляет большой проблемы.

[...]

А вот переделать УПП с "Консулом" для подготовки 5-дорожечной перфоленты с тремя регистрами было бы нетривиально. Так что, думаю, это был модифицированный телетайп.

Leo

Leo B.

to БЭСМ-6
В совсем тривиальных случаях оно, правда, работает:

sim> !cat fs5
@TLV_MD[J]CCL\@Q_NR[H_P^CEP@N
sim> at fs0 fs5
sim> g