Ввод с перфокарт

Leo B.

to БЭСМ-6
Через 10 с лишним лет я, наконец, собрался сделать ввод с перфокарт согласно
части IX TO (см. стр. 171 соотв. файла на http://www.besm6.org/doc/ )

Там многое мутно (разряды готовности совсем не описаны), а кое-что и не соответствует действительности (порядок колонок в регистре).

Тем не менее, за вчерашний вечер и сегодняшнее утро удалось добиться успешного ввода задачи, состоящей из одной карты.

Насколько я смог инвертировать логику работы с УВВК с точки зрения эмуляции, порядок такой:

После выдачи команды включения (*) начинаем генерировать события для драйвера эмулятора  с частотой примерно (600 карт/мин * 40 = 400 Гц). По приходу первого такого события читаем очередную строку (если обнаружен конец входного файла, то сбрасываем готовность и прекращаем генерировать события) и только устанавливаем разряд в ГРП (это прерывание "начало карты").

По приходу следующих N (в норме 40) событий записываем в регистр содержимое очередных двух колонок перфокарты и устанавливаем разряд в ГРП.

По приходу N+1-го события устанавливаем разряд в ПРП (это прерывание "конец карты"), и начинаем считать события с начала.

По команде ВВД Диспак включает первое из УВВК с имеющейся готовностью в режиме непрерывной подачи. Если карта всего одна, т.е. в первой же имеется ЕКОНЕЦ (ШИФР 419900ЗС5^ЕКОНЕЦ), то ввод завершается успешно, а задача, разумеется, по "МАССИВ НЕ СУЩ-Т", потому что по А3 ничего не вводилось.

Если же я разбиваю это на две строки, то происходит вот что:

 CБB1 419900000000 CЧCИ 00

независимо от того, выставлять разряд в ПРП одновременно с последней парой колонок или по следующему событию, и вторая карта отрабатывается вхолостую, т.е. команды чтения регистра для не не выдаются.

Если выставлять разряд в ПРП раньше или позже, то печатается аналогичная диагностика с правильным значением СЧСИ.

Если вообще не выставлять, то "НЕТ КНЦА ПК".

Предложения, где что пошевелить (интервалы между теми или иными прерываниями) , чтобы оно заработало в полном объёме, принимаются.

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
ЕМНИП, подача каждой карты - старт-стопная, т.е. каждую п/к ОС явно запрашивала.

--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics

--
Thanks,
-- Michael

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
На УВВК было два режима ввода - непрерывный и старт-стопный. ДИСПАК, как помню, умел работать в двух режимах. Однако основной - старт-стопный.

07.12.2020, 02:18, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzueRtnQ7G2O2PqKJZinTWCbKRHbsYY9XHer0K3c6RU6ORA%40mail.gmail.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Как я понял, Вы хотите эмулировать УВВК-601. Думаю, что информации о его подключении никто не найдет. В 9-той книге описана работа ВУ-700 (судя по первым страницам). Почитаю. Думаю, УВВК-601 эмулировать не надо, достаточно ВУ-700. Однако в ГЕНСе ДИСПАКа надо посмотреть - какое устройство подключено. Это должно быть там.
Перевод режима УВВК-601 на непрерывный (т.е. ВУ-700) можно  было сделать нажатием каких-то разрядов ТР Это знал Василий Долматов и инженеры БЭСМ-6.

07.12.2020, 00:14, "Leo B." <leo...@gmail.com>:

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, December 6, 2020 at 3:18:18 PM UTC-8 BOPOHOK wrote:
ЕМНИП, подача каждой карты - старт-стопная, т.е. каждую п/к ОС явно запрашивала.

Очень возможно, поскольку в описании рассказывается про УВвК-601, а в приложении (стр. 4) указаны разряды для ВУ-700, и Диспак пытается пользоваться общим подмножеством. Вкратце, для регистра управления вводом с п/к (УВВ 150),
Р.1 описан как "Ввод массива" в описании, и как "Пуск" в таблице. Р.3 описан как "Ввод карты" в описании, и как "Двиг" в таблице.
Р.4 упомянут только как "сброс буферного регистра УВУ" в описании, в устройство не поступает.

Диспак пишет в регистр сначала 011 (сброс+ввод массива), а потом каждый раз после чтения регистра данных - 010 (сброс). Если по концу карты перестать генерировать прерывания, новой команды не выдается, диагностируется замятие.

Еще у каждого устройства ввода есть три флага состояния, УВВ 4102 (стр. 6 приложения): "Готов" (про который мы давно выяснили, что он должен быть установлен в 1, чтобы устройство считалось неготовым), и "Реле подачи" и "Разр пуска", которые нигде не описаны. Но Диспак этот регистр читает только сразу после команды ВВД для проверки готовности, а ни перед, ни после диагностики "СЧСИ 00" - не читает, поэтому манипуляции с установкой той или иной комбинации по концу карты не помогают.

Из исходников ОС "Дубна" поиском 4102B много понять не удалось, кроме того, что ОС как-то различает ВУ-700 и УВвК-601. В Диспаке это задавалось параметром генерации, судя по полному списку слов, которые знает ГЕНС:

МЛЗАГ МЛСТА МЛВВО МЛВЫВ !!!!!!МЛСВЯ СЛОЙК МБКОН МБИНФ
МБПРО ОЗУ   РЕСУР НОММА ЧАСЫ  ГОД   ДИСКО УВВК
СВ СВ ТРГЕН УКВП  НРДИС СИМП  ТКАНА ШКСВМ СОЮЗ
СКБЭ  КОНМД СВЯЗЬ УСТПЛ ПРОГО СЭВМ  АСТРВ АРХИВ
ШКУСТ ШКОПТ ЛИСТА РПГ   САLСО ТТ    ТЕРМ  МДРЗО
УПДК  БЮДЖЕ ВЛЭВМ ПМДИС АБОНЕ ЕСАЦП ЕСПИ  ЕСПЛ
ЕСТЕР ОТАС  ЗАКЛИ ЗАКСЕ VIDI  МД29М ЕСМЛ  СРОЧ
ОБЩМЛ ЗАХВ  УЧЕТ  РПГБ  ГРА   КАНАЛ А0ЕС  А1ЕС
ЧКАН  Э256К ТМГУ  СМИТА МБ32  МПД12

А как надо было работать с ВУ-700, т.к. какие прерывания оно выдавало и когда - бог весть.

Так что лучшее, что пока работает - это однострочные программы типа

ШИФР 419900^BPE 1^BXO 1^PAG 0^EB1K000640003K000740000K000000005000000006C4000000000000000БHELLO БWORLD!ЕКОНЕЦ
(печатает HELLO WORLD!)

Возможно, имеет смысл мне зачекинить, что есть, чтобы можно было экспериментировать с ОС "Дубна".

Leo

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

7 дек. 2020 г., в 9:56, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

[...]

Если был зажат 1Р ТР6 то нажатие кнопки «Запрос» на пульте (генерирует разряд в ГРП, не помню какой, 39-й что ли) запускало ввод в перфокарт - полностью эквивалентно команде «ВВД» на телетайпе.
Если не был зажат, то не делало ничего.
А проводок от кнопки «запрос» был разнесен по УВВК и там была прикручена маленькая кнопка (КП2-1 типа), чтобы оператор мог стоя у УВВК её нажимать.

dol@

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/2032171607323564%40mail.yandex.ru.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sun, Dec 6, 2020 at 11:39 PM Василий Долматов <vdol...@gmail.com> wrote:

[...]

Ну это несколько поверхностный взгляд.
По нажатию кнопки "Запрос" выполнялась операторская директива, код которой задан на т.р. Младшие разряды 6-го т.р. - собственно код команды, 5-й и 4-й - параметры.
Нулевой код соответствовал команде "ВЦПП", которая и выполнялась, если в мл.р. содержался нулевой код.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/72CCB84A-B68D-4CC7-B685-D5A8FA83899A%40gmail.com.

--
Thanks,
-- Michael

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

7 дек. 2020 г., в 10:45, Michael Yaroslavtsev <absolutel...@gmail.com> написал(а):

[...]

точно - ВЦПП… :)
был такой прикол, что если забывали его зажать, то операторы получали ВЦПП вместо старта ввода с карт :)

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzufbNEyvv68qE44A0QvjkUZNXTzuDW%3D0SpuusjTXqvdF9g%40mail.gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Я пытаюсь эмулировать то, что описано в документации, в надежде, что Диспак умеет работать с чем-то похожим. В текущей конфигурации параметра УВВК нет, и он не описан в имеющейся документации, поэтому что там было по умолчанию, и что писать в конфигурации, чтобы её изменить, неясно.

Сейчас ситуация такая:
кол-во прерываний в ГРП перед прерыванием по концу карты в ПРП / диагностика
40 / СЧСИ 40
41 / СЧСИ 00
42 / СЧСИ 42

Что-то мне подсказывает, что какая-то команда перехода в диспаке хакнута, поэтому было бы интересно поэкспериментировать с ОС "Дубна".

Кстати, текст "СЧСИ" встречается на 2053 лишь однажды, в зоне 600 - там же, где "АВВД НПК НСТ...", и где единственная команда УВВ - управление перфолентой. А чтение регистра ввода с перфокарт (4150) в интересном диапазоне зон - в зонах 673 и 675.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Леонид!
Если Вы взялись за Эмулятор, то заодно реализуйте канал ИРПР для БЭСМ-6. Это намного проще, чем ВУ-700. Там все как у Консула, но есть еще одна команда, которая "говорила" о том, что байт принят.
Прицепляю фото ВУ-700 и считывалку перфоленты, которые были у БЭСМ-6 изначально.

07.12.2020, 20:08, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/df42bcf6-0d21-4f15-a8a7-80013dc07e04n%40googlegroups.com.
besm6.jpg
Андрей у вводилки.jpg

Leo B.

to БЭСМ-6
Каким же всё-таки бегемотом было это ВУ-700. УВвК было намного компактнее. Перфоленточные устройства мне в жизни не встречались.

А что касается ИРПР, то, перефразируя одного моего тёзку, если есть спецификация - будет и реализация.

В частности, как SIMH должен общаться с внешним миром, эмулируя ИРПР?

Leo

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Tue, Dec 8, 2020 at 8:59 AM Leo B. <leo...@gmail.com> wrote:
Каким же всё-таки бегемотом было это ВУ-700. УВвК было намного компактнее. Перфоленточные устройства мне в жизни не встречались.

В мои годы для этого уже повсеместно использовался чешский FS 1501 - очень приятный и компактный фотосчитыватель. Засасывал ленту с дикой скоростью.
Встречал его и на БЭСМ-6 и на МИР-2.
В бытность мою оператором в НИВЦ МГУ, что-нибудь раз в неделю во входном потоке появлялась колода с прикреплённым к ней мотком перфоленты.
Уметь вводить такие задания входило в обязанности оператора.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/3818bbbe-b38d-40a6-9a22-75fc5ac12b57n%40googlegroups.com.

--
Thanks,
-- Michael

Leo B.

to БЭСМ-6
Артем Кашканов https://dekatronpc.com/ - голова; подписался на него на YouTube.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Про FS-1501 и НИВЦ МГУ.
Где-то 82-84 год. Для создания своего ВЦ (НИВЦ отделился от ВМК) я и Игорь Машечкин притащили на ВМК две машины СМ-3 в комплектации АРМ, которые заняли две аудитории на ВМК (100 кв.м). Пытались на них организовать практикум. Не очень получалось. Нас стали поругивать - привезли хлам. Тогда Игорь предложил сделать АИС для приема студентов (абитуриентов). Сделали. Но надо было передавать данные в центральную  приемную комиссию, т.е. на БЭСМ-6 НИВЦ. На СМ-3 был перфоратор, на БЭСМ-6 был FS-1501. Однако никакими средствами нам не удалось ввести перфоленту - меняли считыватель, писали различные программы ввода. Перфолента рвалась. Только потом я понял, что где-то ошибка в ДИСПАКе.
Так в кротчайшие сроки (одна неделя) появился первый в МГУ канал связи СМ-3 и БЭСМ-6. Я клепал аппаратуру на СМ-3, Игорь Машечкин писал ПО для СМ-3, Саша Саночкин писал ПО для БЭСМ-6. Комплексная отладка была сделана за день. Этот канал проработал 2-3 года.

09.12.2020, 01:29, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzufzHHzPShP-p7f0niY%2B61j5qCCigZEaOLxm%3DAmkgr3nJQ%40mail.gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Значит, нам повезло, что с 82-84 года до "ВЕРСИЯ 117 06.12.88"  (недавно была 32-я годовщина!) ввод с перфоленты в ДИСПАКе починили, иначе мы бы так и не смогли вводить никакие пакетные задачи.

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

9 дек. 2020 г., в 1:28, Michael Yaroslavtsev <absolutel...@gmail.com> написал(а):

[...]

угу… вообще-то в этом процессе для оператора не было ничего сложного, главное, чтобы не было «конкурирующего ввода» :)

вводилась перфолента (диспак вводил с первого готового устройства ввода) в конце перфоленты опять наступал «сбой ввода»
и потом довводились две последние перфокарты…

вот с точки зрения того, кто колоду собирал - было посложнее :)

вот так:
<паспорт>
В1А3
<задача>
<конец ввода по А3>
В<какой-то другой адрес>А3
<тут перфолента>
<конец ввода по А3>
ЕКОНЕЦ

равно как и более сложная задача выбрать этот адрес таким, чтобы вызванная мониторка при обработке задачи (трансляции, сборке и запуске)
не расхерачила введенный массив и он дожил бы до запуска пользовательской задачи… :)

поэтому те, кто работал с перфолентой, транслировали программу отдельным запуском и записывали её в PERSO,
а задача с перфолентой только собирала и запускала готовую программу из PERSO
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzufzHHzPShP-p7f0niY%2B61j5qCCigZEaOLxm%3DAmkgr3nJQ%40mail.gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Во-первых, вводить по А3 (А5) в конкретный адрес было нельзя, нужно было всегда писать В1А3, поскольку образы перфокарт в любом случае выдавались по адресу, указанному в Э61.

Во-вторых, объяснение происходящему простое, и в Диспаке, скорее всего, не было никакой ошибки.

Чтобы вводить перфоленту по А3 как часть задачи на перфокартах, от оператора потребуется установить ее в считыватель с точностью до байта, и она должна содержать образы перфокарт по 120 байт ровно, включая конец ввода (24 раза "\200\0\0\0\0"), или иметь длину, равную точному кратному 120 байт от первого считанного байта до окончания ленты, что практически невозможно. Таким образом, колода перфокарт для задачи с данными на перфоленте должна заканчиваться картой *EXECUTE, а на перфоленте с данными задачи для мониторки, должно быть, по-хорошему, <N*120 байт образов карт, включая *END FILE><"\200\0\0\0\0" x 24> ЕКОНЕЦ (или без ЕКОНЕЦ, а ЕКОНЕЦ на перфокарте, которую нужно довводить, но зачем мучить оператора?)

Так что Василий прав: удобнее всего было иметь на перфоленте всё от ШИФР до ЕКОНЕЦ; как, собственно, и происходит на эмуляторе.

Leo

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

9 дек. 2020 г., в 22:36, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

Во-первых, вводить по А3 (А5) в конкретный адрес было нельзя, нужно было всегда писать В1А3, поскольку образы перфокарт в любом случае выдавались по адресу, указанному в Э61.
да, тут мой склероз глючит возможно…

[...]

нет, это было не нужно… пустая синхродорожка не вводилась…

[...]
этого тоже было не нужно… сбой считывателя по концу перфоленты, видимо, выполнял функцию «конца карты»…
доввод с карточного устройства уже давал новый образ карты.

[...]
я рассказал как было сделано…
вводили ни разу не какие-то «образы перфокарт», а, например, телеметрию, которая шла в своем, произвольном формате и в своем количестве байт…

а разбирала эти данные разложенные по «образам» уже пользовательская программа.

и вводилось _точно_ с довводом с перфокарт, тут мой склероз мог слегка подглючить и финальных карт было три:
*END FILE
<конец ввода по А3>
ЕКОНЕЦ

Так что Василий прав: удобнее всего было иметь на перфоленте всё от ШИФР до ЕКОНЕЦ; как, собственно, и происходит на эмуляторе.

Василий говорил ровно обратное.
В частности потому, что в свое время пытался сделать задачу полностью на перфоленте - и не смог.
Сейчас понятно почему - не знал, как закодировать на перфоленте <конец ввода по А3>
И никто в МГУ не знал, поэтому вводили так, как описал я - колода перфокарт, разделенная на две части и между ними вводилась перфолента.

Поскольку требовалось понимание как разделить колоду на две части - занимались этим обычно самые опытные операторы (старшие смены) :)

Ну, или Миша Ярославцев… :)

dol@

Leo

On Wednesday, December 9, 2020 at 1:24:11 AM UTC-8 ReedCat wrote:
[...]

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/8a57226b-abee-4181-9ab2-b4506ac0a395n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Wednesday, December 9, 2020 at 1:41:56 PM UTC-8 ReedCat wrote:

[...]

Тады ой; механика в ТО не описана, поэтому я и не в курсе был.

[...]

Если/когда наладим ввод с перфокарт - проверим. Тогда, при "потоковом" вводе с перфоленты, что служило признаком конца строки?

[...]

Значит, был неправ, как оказывается. :)

[...]

Вот так и у людей, necessity is the mother of invention. Мне тоже поначалу казалось невообразимым, что конец ввода по АЗ будет аж целых 120 байт, но лень эмулировать УВвК в своё время заставила попробовать. Как сейчас оказывается - повезло; иначе мы бы бились с вводом с перфокарт довольно долго, пока бы не осмелились попробовать ввод всей задачи с перфоленты.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

10 дек. 2020 г., в 2:39, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

[...]

В паспорте и при вводе по А1 - надчерк же, не?… :)

[...]

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/26cfc9d1-e626-454c-aa5d-d90082e0b9d2n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Wednesday, December 9, 2020 at 11:50:32 PM UTC-8 ReedCat wrote:

Если/когда наладим ввод с перфокарт - проверим. Тогда, при "потоковом" вводе с перфоленты, что служило признаком конца строки?
В паспорте и при вводе по А1 - надчерк же, не?… :)

Если это делалось по А1, тогда нет проблем, и тогда, действительно, нужно было указывать адрес ввода, и по Э73 с номером массива вся халабуда переписывалась в память, начиная с указанного адреса.

Кстати, я победил ввод с п/к. Дело было в том, что бит прерывания по концу карты мало того, что нехранящий, поэтому о его сбросе должен заботиться эмулятор, так еще он и сбрасывается не командой очистки регистра ввода, а по времени, и очень быстро - быстрее, чем интервал между прерываниями по вводу колонок (2.5 мс модельных). 1.25 мс было ещё много, 0.125 мс работает.

Ввод следующей карты происходит автоматически, никакого старт-стопного режима не замечено.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com

10.12.2020, 11:17, "Leo B." <leo...@gmail.com>:

Леонид!
Вы описали работу ВУ-700. УВВК работал в двух режимах - старт-стопный и непрерывный. Мне казалось, что это задавалось на ТР. Но может быть, на самом УВВК (если открыть крышку). Это я утверждаю потому, что инженеры гоняли тест УВВК в двух режимах.

Leo

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/ca6b4bfb-741a-4958-8b5a-0ecb7f162311n%40googlegroups.com.

Василий Долматов

Василий Долматов

to be...@googlegroups.com

10 дек. 2020 г., в 11:17, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

[...]

мой склероз подтверждает… :)

аналогичными мерзкими свойствами обладали прерывания АЦПУ :)

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Значит, значение этого тумблера передавалось в какой-то разряд какого-то регистра БЭСМ-6.
Иначе бы тест УВВК в ДИСПАКе не работал.

--

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/F3A4BF97-A9F3-453B-AFCD-5B45DBA0CC5C%40gmail.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Изначальное (родное!) "АЦПУ" БЭСМ-6. СМ. фото.
Второй снимок - "а прерываний все нет и нет"

10.12.2020, 11:56, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/4CC41E85-A9A3-487A-83D9-AEE5F18EE952%40gmail.com.
Томилин разводит руками.jpg
Томилин смотрит на часы.jpg

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

10 дек. 2020 г., в 11:58, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Значит, значение этого тумблера передавалось в какой-то разряд какого-то регистра БЭСМ-6.
Иначе бы тест УВВК в ДИСПАКе не работал.

или в коде ДИСПАКа корректно отрабатывались оба режима…
например, если за М миллисекунд не прилетела следующая колонка, то считаем, что это старт-стоп и посылаем команду в УВВК «читай дальше»…
если после К таких команд ни одной колонки не пришло, то считаем, что «замятие».

и ничего в регистры передавать не нужно в таком алгоритме.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/136091607590567%40mail.yandex.ru.

Василий Долматов

Leo B.

to БЭСМ-6
Всё странче и странче, как говорила Алиса.

 Есть такая колода (задача проверки перфокарт):
ШИФР 419999^ ОЗУ 5^ ВРЕ 20^ ВХО 6^ ЛЕН 30(2048)^ ЕВ6
К 00 070 0007 C 0010 0000 0030 0113 ЕВ1А3
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
``````
ЕКОНЕЦ

`````` - это "диспетчерский конец"

Я включил в ГЕНСе "УПДК ДА" и говорю эмулятору, чтобы он все карты, начиная с четвертой (которая с латинскими буквами), переводил не в УПП,
а в УПДК. Это очень просто, потому что он совершенно регулярный для всех кодов от 000 до 177, считающихся валидными, за исключением пробела,
который, исходя из кода 017, должен был бы иметь пробивки 078, но кодируется пустой колонкой, согласно Мазному.

Получаем:
<<< VU-1: ..OOO...O.O.O.....OO.O..O.OO....O...OOOO.....O.........OO...O..OO...O..OO...O..O
<<< VU-1: O...O..OOO..OO.OO...OOOOO.O.OOO.O.O..OOOO.OO..OOO...OOOOO....O.OOO..OO.OO...OOOO
[...]
<<< VU-1: O.O...O.O....OO.................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ###
<<< VU-1: ..O.O.O.O...OOOOO.......O.......O...OOOOO............OOOO.......O...OOOOO.......
<<< VU-1: O.......O............OOOO...OOOO..OO...OO...OOOOO.......O..............OO.......
<<< VU-1: O...OOOOO.......O.......O.......O.......O...OOOOO.......O.......O.....OOO.......
<<< VU-1: O...OOOOO..............O.......OO.....OOO...OOOO..O..O.OO.O...O........O..O.....
<<< VU-1: O.....OO........................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ###
[...]
<<< VU-1: ..OOOO.O..OOOOO.O...OOOO........................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ###
[...]
<<< VU-1: .O...............O.................O...O..O..........O.O........................
<<< VU-1: ..O.......O.......O........O......O......OOO........O.OO........................
<<< VU-1: ...O.......O.......O......O.O.........OO.OO.O.O..OOO.OOO.OO.....................
<<< VU-1: ....O.......O.......O........O..............OO............O.....................
<<< VU-1: .....O.......O.......O....O...O......O..O.....O.........O.......................
<<< VU-1: ......O.......O.......O........O...............O.O..............................
<<< VU-1: .......O.......O.......O............O.............O.............................
<<< VU-1: ........O.OOOOOO........O.OOOOOO....O...O..O.O.O...O.OOO..O.....................
<<< VU-1: .........O...............OO...........OO.OO.O.O..OOO.OOO..O.....................
<<< VU-1: ###
<<< VU-1: ................OOOOOOOOOOOOOOOO................................................
<<< VU-1: OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO.OOOOO................................................
<<< VU-1: .OOOOOOOOO......O..........OOOOO................................................
<<< VU-1: .O...............O..............................................................
<<< VU-1: ..O.......O.......O........O....................................................
<<< VU-1: ...O.......O.......O......O.O...................................................
<<< VU-1: ....O.......O.......O........O..................................................
<<< VU-1: .....O.......O.......O....O...O.................................................
<<< VU-1: ......O.......O.......O........O................................................
<<< VU-1: .......O.......O.......O........................................................
<<< VU-1: ........O.OOOOOO........O.OOOOOO................................................
<<< VU-1: .........O...............OO.....................................................
<<< VU-1: ###
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: O.......................................O.......................................
<<< VU-1: ###
<<< VU-1: .....O..........................................................................
<<< VU-1: OOOOOO..........................................................................
<<< VU-1: O...O...........................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: .O..............................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: O..OO...........................................................................
<<< VU-1: ..O..O..........................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: .OOO............................................................................
<<< VU-1: ................................................................................
<<< VU-1: ###

Всё честно вводится, включая ЕКОНЕЦ в УПДК. Проверка перфокарт при этом печатает:

N/ПК                                                                                                     1         1         1 Т
               1         2         3         4         5         6         7         8         9         0         1         2 И
      123456789012345678901234567890123456789012345678901234567890123456789012345678901234567890123456789012345678901234567890|П

   1 |АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ                                                                                        |2
   2 |АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ ЫЬЭЮЯ АВСDЕFGНIJКLМNОРQRSТUVWХУZ                                                             |4
                                ↑
   3 |АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ                                                                                        |2

ВСЕГО ПРОВЕРЕНО П/К          3

КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК      1

Первая строка, действительно, была в УПП (тип 2). Во второй строке, уже в УПДК (тип 4), проверка не распознала твердый знак (и у Мазного в таблице считается, что твёрдого знака, как и ещё нескольких символов, в УПДК не бывает. Третью строку Диспак распознал как УПДК, несмотря на твердый знак, и превратил в УПП (снова тип 2).

Диспак, оказывается, не любит пустую колонку, а хочет видеть пробел как 078 (проверка понимает оба варианта).
Если вторую карту колоды записать без пробелов, то ее тоже можно "пробивать" как УПДК.

Но почему он превратил 3-ю карту в УПП, хотя его не просили (ввод был по А3, а не А5)? Я так понимаю, потому, что если в ГЕНСе задано УПДК ДА, то УПДК-валидные карты превращаются из в ГОСТ/УПП еще на уровне драйвера, и до "слойки" доходят уже как УППшные.

Мониторка (МС-80), при этом, твёрдый знак понимает, а пробел как 078 - нет.

Ради кого всю эту поддержку УПДК городили, если так друг с другом и не договорились?

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Канал ИРПР.
ИРПР - однонаправленный канал. Состоит из линий данных и управляющих сигналов.
Ненужные линии я описывать не буду.
Главные:
Линии данных - 8 шт.
Управляющие линии (2 шт.):
Строб - сигнал говорит о том, что на линиях данных установлены данные для передачи.
Запрос - сигнал говорит о том, что приемник готов к приему данных.

Существовало много реализаций этого канала. Например, строб или запрос могли фиксивоваться по переднему
или заднему фронту. К сожалению, такие устройства не могли быть использованы на длинных линиях.

Для БЭСМ-6.
Канал ИРПР на БЭСМ-6 заменял канал Консула. Состоял из двух ячеек - преобразователей уровней БЭСМ-6 в ТТЛ и
управления сигналами Строб, Запрос. Фактически это два канала ИРПР (прием и передача).

Вывод из БЭСМ-6.
033 0174 - ВЫВОД БАЙТА
При этом сигнал Строб БЭСМ-6 устанавливался в "1". По обнаружению этого сигнала абонент переводил
сигнал Запрос Абонента в "0", а на БЭСМ-6 8 Р РГ КВУ (033 4102) устанавливался в "0"
По считыванию данных устанавливался 10 Р ПРП в "1" и 8 Р РГ КВУ - в "1".

Ввод (прием) в БЭСМ-6.
По сигналу Строб Абонента устанавливался 12 Р ПРП в "1" и 7 Р РГ КВУ - в "1".
При этом сигнал Запрос БЭСМ-6 устанавливался в "0".
Считывание принятого байта - 033 4174. После чтения выполнялась команда 033 0176, по которой сигнал Запрос БЭСМ-6
устанавливался в "1".

Кратко используемые регистры и команды описаны в модуле ТЕРМАС МГУ (файл DC1):
* ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕГИСТРЫ:^
* 10 Р ПРП - ПРЕРЫВАНИЕ ПО ВЫВОДУ^
* 12 Р ПРП - ПРЕРЫВАНИЕ ПО ВВОДУ^
* 7 Р РГ КВУ (033 4102) - ГОТОВНОСТЬ ВВОДА^
* 8 Р РГ КВУ (033 4102) - ГОТОВНОСТЬ ВЫВОДА^
*^
* ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КОМАНДЫ:^
* 033 0174 - ВЫВОД БАЙТА^
* 033 4174 - ВВОД БАЙТА^
* 033 0176 - УСТАНОВКА СИГНАЛА ВДЗП^

Для общения с внешним миром подойдет современный (дуплексный) интерфейс для принтера - Centronics.
Наверное, для небольших расстояний - 10-15 метров.

08.12.2020, 19:59, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/3818bbbe-b38d-40a6-9a22-75fc5ac12b57n%40googlegroups.com.

Leo B.

to be...@googlegroups.com
Я могу в эмуляторе это реализовать, но проще будет, если это сделает кто-то в Москве, чтобы не мучиться с отладкой через 11 часовых поясов.
В МГУ явно должны найтись люди, понимающие Си на достаточном уровне. Там достаточно изменить три процедуры в файле besm6_tty.c:
consul_print (вызываемую по 033 0174), consul_read (вызываемую по 033 4174) и consul_receive (вызываемую по внутреннему таймеру для проверки, поступила ли информация из внешнего мира).

При использовании UNIX socket для общения с внешним миром необходимость в детальной эмуляции стробов пропадает. Так что эмулировать их или нет - решать вам.

Leo

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Я понял. Но есть вопросы:
1. Как бы мне поработать через putty (telnet) с каналом (существующим) консула?
2. Куда грузился ТЕРМАС в ДИСПАК БЭСМ-6? В ДИСПАК Э-Б в зону 421.

20.12.2020, 10:05, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/d4fc9703-d8e8-4b5b-a667-e850d48ef70en%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Sunday, December 20, 2020 at 6:59:48 PM UTC-8 nvmz wrote:
Я понял. Но есть вопросы:
1. Как бы мне поработать через putty (telnet) с каналом (существующим) консула?

Через putty не успеть. Ситуация сейчас такая: если сделать конфигурацию ОС, в которой для удобства убраны все терминалы через КВУ, а вместо них только видеотоны, подключеные по каналу консулов, первый из которых операторский,
т.е. задать
ТКАНА  Ф31:0-7^ ШКОПТ Ф31^ ТЕРМ CONS:31-32^ VIDI 3^
а в dispak.ini написать "attach tty25 console"

то при загрузке (если в это время часто нажимать на Enter, или даже просто нажать и держать) будет так:
  2048 - 00

  2052 - 40
 20.12.99   22.26.00
 1HMБ-01234567     2HMБ-34567

  PEC:  1710

 ECTЬ

  2047 - 67
 3,T031

 3,T031
 3,T031

 3,T031
 3,T031

 3,T031
 3,T031

 3,T031
 ДATA:20.12.90 BPEMЯ:22.27.00
 CM1П:00.00.ЭBM-3  ДATA:20.12.90 BPEMЯ:22.27.00  000.00

И всё виснет. Почему автоматическое введение смены-даты-времени убивает канал консула, неясно.

Если в эмуляторе закомментировать вызов check_initial_setup(), т.е. не вводить смену-дату-время автоматически, то на пустые посылки реакция нормальная,
а после любых двух других символов зависает на пару десятков секунд, потом срывает с приема (с переводом строки), и снова реагирует на пустые посылки.

 3,T031
 3,T031

 3,T031

 3,T031

 3,T031
BP

 3,T031

 3,T031

 3,T031

 3,T031

Где ошибка - в эмуляторе или какие-то битики побились, но никто не заметил, потому что консулами не пользовался? Как узнать?

2. Куда грузился ТЕРМАС в ДИСПАК БЭСМ-6? В ДИСПАК Э-Б в зону 421.

 В ДИСПАК БЭСМ-6 не было модуля с таким именем. Модуль для работы с терминалами АС назывался МОНТЕР и грузился в зону 674 (там сейчас есть команды 033 с адресами АС, например, 0153).

В зоне 421 сейчас какой-то нерезидент, в котором нет ни единой команды 033, а в ДИСПАКе СВС, судя по командам загрузки https://github.com/besm6/besm6.github.io/blob/master/sources/dispak-svs/%D1%80%D0%B2%D1%81.bemsh  эта зона не используется).

СВС-овский аналог модуля МОНТЕР ( МОТТ) грузится в зону 627, где сейчас лежит что, что работающее с КВУ (033 0140, 033 4100).

Leo

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

[...]

Кхгм…

Мой склероз подсказывает мне, что и МОНТЕР и МОТТ были в ДИСПАКе БЭСМ-6 и отвечали за обслуживание терминалов.
Один из них был резидентным (в старших адресах жил, по-моему, это был МОТТ) и отвечал за сам обмен, а второй нерезидентный - и занимался командами…

Про ТЕРМАС - не скажу, в связи с отсутствием АС - никогда не интересовался :)

dol@

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Нет, Василий. Ты путаешь МОТТ и БНБОТ.
МОТТ (он же МОНТЕР) - Модуль Обработки ТелеТайпов. Это "склад" всяческих терминальных кусочков. Хотя, наверное, изначально он был именно для правильным модулем. МОНТЕРом он стал только по имени в каталоге АРАП.
БНБОТ - Большой Нерезидентный Блок Обработки Телетайпов. В нем была реализована обработка принятых строк.

21.12.2020, 12:36, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CA129648-8D60-4967-82EB-47EEB5A1FE09%40gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

21 дек. 2020 г., в 15:03, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

[...]

Ага, stand corrected.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/5041461608551309%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
1. Почему я задаю подобные вопросы. Дело заключается в том, что один работу по подключению БЭСМ-6 к Интернету я не сделаю. Нужна некоторая команда. Сейчас общаться непосредственно друг с другом затруднительно.
Поэтому было предложено разбить работу на несколько "независимых" работ.
1.1. Эмулятор. Здесь мне почти все ясно - кто и как что делает.
1.2. Запись ГП ТЕРМАСа в ГП ОС.
1.3. Запуск файлового обмена на БЭСМ-6. Там все упирается в АСТРу. Но Василий обещал помочь.
1.4. Написание конвертера протоколов НЕРПа в протоколы Интернет.

2. Передача информации от БЭСМ-6 (в формате НЕРПа) на конвертер протоколов удобнее сделать по telnet.

3. Про МОТТ, МОНТЕР, БНБОТ я немного сообщил.

4. ТЕРМАС в ОС ДИСПАК БЭСМ-6 существовал. Его модуль (ЗОНМОД) лежал в зоне 1373. В СВС его не было (точнее, я не нашел). Однако мне непонятно, как запускалась НЕРПа в Куйбышеве. На Э-Б он был. Его ЗОНГП я сообщал.

5. Хорошо бы сделать в Эмуляторе, чтобы к разным терминалам (КВУ, Консул, АС) было подключение по разным портам.

21.12.2020, 10:14, "Leo B." <leo...@gmail.com>:
--

[...]
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/f1a61e6e-e09a-4748-a542-33d1c4dc7cd2n%40googlegroups.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Monday, December 21, 2020 at 5:11:28 AM UTC-8 nvmz wrote:
[...]

Тем более что в эмуляторе много делать не надо.

1.2. Запись ГП ТЕРМАСа в ГП ОС.

Я вчера говорил с Мишей Ярославцевым на тему подмены или добавления нерезидента в имеющийся у нас ДИСПАК БЭСМ-6, и его мнение, что без исходников это занятие неблагодарное.

1.3. Запуск файлового обмена на БЭСМ-6. Там все упирается в АСТРу. Но Василий обещал помочь.

Я сейчас скажу нечто кощунственное, но ради обмена файлами между БЭСМ-6 и хост-машиной у нас есть целая команда ВЫПР (32), которая используется только с нулевой адресной частью, поэтому для этой команды с ненулевым адресом можно придумать аж 32767 разных функций, которые будет выполнять эмулятор.

Например,
"ИР 32 00001" - взять имя файла (в кодировке ASCII/UTF-8) для последующего обмена из строки, начинающейся с адреса в ИР, и заканчивающейся нулевым байтом;
"ИР 32 00002" - передать файл, начинающийся с адреса в ИР и длиной, указанной на СМ, на хост-машину;
"ИР 32 00003" - прочитать из файла в буфер, начинающийся с адреса в ИР,  длиной, указанной на СМ;
"ИР 32 00004" - выполнить UNIX stat() для указанного файла, занести результат по адресу в ИР;
и т.п.

Другой вариант - найти на наших образах дисков и оживить KERMIT (я его где-то видел); проблема лишь в том, что найти kermit для хост-машины может быть большей проблемой.

1.4. Написание конвертера протоколов НЕРПа в протоколы Интернет.

Они же, вроде, уже когда-то были написаны?

2. Передача информации от БЭСМ-6 (в формате НЕРПа) на конвертер протоколов удобнее сделать по telnet.

Пожалуй.

3. Про МОТТ, МОНТЕР, БНБОТ я немного сообщил.

Ларчик открывается просто. В СВС не было КВУ, поэтому работу с последовательными линиями из резидентного МОТТ в ДИСПАК СВС выкинули, и вставили в него то, что было в бэсмовском МОНТЕРе. А в какой зоне жил МОНТЕР в ДИСПАК БЭСМ-6, я не помню. И по диску 2053 это не определить, потому что его там явно чем-то подменили. В зоне 674 на самом деле не МОНТЕР, а

(GOST) 0674.0053:   <<  СДО  Я Н У С  * ВЕР. ОТ 26 ЯНВ 83 >>

Команда сброса АС ещё находится в (идентичных) зонах 1377 и 1437 - видимо, или его туда спрятали, или - судя по разнице в 40 зон - он чудом сохранился от копий барабанов. В какую бы зону его переписать, чтобы проверить на функциональность? Если мне память не изменяет, мы 10 лет назад куда-то пробовали, но не заработало, и мы бросили.

4. ТЕРМАС в ОС ДИСПАК БЭСМ-6 существовал. Его модуль (ЗОНМОД) лежал в зоне 1373. В СВС его не было (точнее, я не нашел). Однако мне непонятно, как запускалась НЕРПа в Куйбышеве. На Э-Б он был. Его ЗОНГП я сообщал.

Возможно, дело в том, что было две разных аппаратуры сопряжения - "челябинская" и какая-то ещё, поэтому и было два варианта поставки?

5. Хорошо бы сделать в Эмуляторе, чтобы к разным терминалам (КВУ, Консул, АС) было подключение по разным портам.

Когда мы сделаем, чтобы работало что-то,  кроме КВУ, тогда и разнесем терминалы разных видов на разные устройства с разными портами.
Меня огорчает, что консулы работают на уровне "близок локоть", и я начинаю понимать, в чём дело:

2.57.VIDI N
* РАЗДЕЛ ЗАДАЕТ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВИДЕОТОНОВ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ
* ИНТЕРФЕЙСОМ ПО КАНАЛАМ СОNSUL’А (31,32).
* ПАРАМЕТР N ПРИНИМАЕТ ЗНАЧЕНИЯ:
* N=1 - ВИДЕОТОН ПОДКЛЮЧЕН ПО 32 КАНАЛУ;
* N=2 - ВИДЕОТОН ПОДКЛЮЧЕН ПО 31 КАНАЛУ;
* N=3 - ВИДЕОТОНЫ ПОДКЛЮЧЕНЫ ПО ДВУМ КАНАЛАМ.

* В РАЗДЕЛЕ "ТЕРМ" УКАЗАННЫЕ ВИДЕОТОНЫ ЗАДАВАТЬ
* ПО-ПРЕЖНЕМУ КАК СОNSUL.

* ДЛЯ РАБОТЫ НУЖНЫ АППАРАТНЫЕ ПЕРЕДЕЛКИ. ЗА СПРАВКАМИ
* ОБРАЩАТЬСЯ К Ч Е Р Е П К О В У
* ВАЛЕРИЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ, ТЕЛ.535-55-59, 535-17-79.

Видимо, "аппаратные переделки" включали в себя не только согласование уровней, но и какие-то стробы в дополнительных битах, о которых мы не знаем.
Найти бы этого Черепкова Валерия Владимировича, иншалла.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com

On Mon, Dec 21, 2020 at 9:49 AM Leo B. <leo...@gmail.com> wrote:
[...]

Это мой отладчик ОС.
Он умеет работать с управляющим терминалом как через КВУ, так и через АС/МПД, так что наличие в этой зоне адресов УВУ 143, 153 вполне понятно.

[...]

Были АС и МПД. Обе челябинские. Разница невелика. Адреса УВУ те же.
Был ещё тяпкинский МПД для Эльбруса-Б, но к БЭСМ-6 его, вроде, не подключали нигде

НИИМЭ, Зеленоград.

--
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/1a58c549-c9dc-4f42-aa49-fec39a47c034n%40googlegroups.com.

21.12.2020, 20:49, "Leo B." <leo...@gmail.com>:

[...]

Но так подключен ТЕРМАС в Э-Б. Тюрин не дал сделать сборку (РВС) даже в ИТМиВТ. Поэтому связи выглядят так:
*^
* ВНЕШНИЕ МЕТКИ - ШКАЛЫ И ТАБЛИЦЫ^
*--------------------------------^
*^
АДРВЫХ ЭКВ '77773'^
НЕРТАЙ ЭКВ '73254'^
ВВБК0 ЭКВ '73235'^
ВЫБК0 ЭКВ '73234'^
ШЗНКТ ЭКВ '77532'^
СЛОN ЭКВ '77526'^
ШКАС ЭКВ '76047'^
ШКВЫД ЭКВ '77536'^
ШКСТ ЭКВ '77774'^
СТАСТ ЭКВ '77632'^
ТАС ЭКВ '2672'^
ТСЛ ЭКВ '2452'^
ТБЛ ЭКВ '2532'^
Н ЭКВ '6'^
ДЛ ЭКВ '3'^
ВН ЭКВ '1'^
ЕСЛВ ЭКВ '117'^
R ЭКВ '76020'^
ШЗПРИМ ЭКВ '77537'^
АДРЭ77 ЭКВ '7416'^
СМ ЭКВ '64'^
НЗАД ЭКВ '62'^
ГОД ЭКВ '221'^
ГУС ЭКВ '474'^
КВНЗАД ЭКВ '117'^

Для ТЕРМАС в Эмуляторе я планировал подобное.

[...]

Сделать можно практически все.
Но цель работ не разработать что-то новое, а создать музейный вариант БЭСМ-6. При этом с имеющимся обеспечением.

Другой вариант - найти на наших образах дисков и оживить KERMIT (я его где-то видел); проблема лишь в том, что найти kermit для хост-машины может быть большей проблемой.

KERMIT - без меня. Я его не знаю. Я могу делать то, что знаю и понимаю.
1.4. Написание конвертера протоколов НЕРПа в протоколы Интернет.

Они же, вроде, уже когда-то были написаны?

Там было хитро. На машине PDP-11 польского исполнения протоколы переводились для Р-11 (ЕС-1011). А уже на Р-11 был реализован обмен с Интернетом.

[...]

К сожалению, если этого не сделать, то планируемая работа по ТЕРМАС МГУ бессмыслена.
Про VT-340 через Консул. У VT-340 кроме последовательного интерфейса был параллельный. Это практически канал ИРПР. Я на 99% уверен, что в Зеленограде использовали его. Думаю, что если бы к нашему реальному каналу на БЭСМ-6 подключить такой VT-340 (кабелем), он бы работал с точностью до кодировки символов.

[...]

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

> К сожалению, если этого не сделать, то планируемая работа по ТЕРМАС МГУ бессмыслена.
> Про VT-340 через Консул. У VT-340 кроме последовательного интерфейса был параллельный.

_мог_быть_…
он не одновременно существовал, смена интерфейса- замена платы в VT-340

> Это практически канал ИРПР. Я на 99% уверен, что в Зеленограде использовали его. Думаю, что если бы к нашему реальному каналу на БЭСМ-6 подключить такой VT-340 (кабелем), он бы работал с точностью до кодировки символов.
ну, что-то там поправить в длительностях/напряжениях скорее всего пришлось бы, потому как консульный интерфейс был слегка «не совсем ИРПР» (не по смыслу сигналов, а по их электрическим характеристикам).

22.12.2020, 11:09, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:

[...]

Конечно, не одновременно. Платы переткнуть это не проблема.

[...]

Я говорю про наш канал ИРПР на БЭСМ-6. Он был ТТЛ совместимый. Ничего для управляющих сигналов мы не делали. Как было в БЭСМ-6 - так все осталось. Единственное, что может быть надо было бы добавить - после чтения принятого байта выдавать команду 033 176. Она была сделана из-за лени сильно перепаивать  БЭСМ-6. Когда делался этот канал, Е.И.Гуревич сказал что-то типа - искать свободный усилитель, тащить к нему провода .... И предложил устанавливать сигнал готовности приемника в "1" программно. Однако думаю, что на этот сигнал Консулу глубоко плевать - готов, не готов, передавай байт на БЭСМ-6, она сама разберется, я (Консул) ввожу символы клавиш в миллион раз медленнее, чем она работает (читает мой байт).

--
[...]

Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/2C876744-BF30-44CF-84BA-4122A79D9ED5%40gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
On Monday, December 21, 2020 at 11:59:58 PM UTC-8 nvmz wrote:
[...]

Далеко не все из перечисленных имен присутствуют в 500-й зоне 2053. Боюсь, что разница между ДИСПАКОМ версии 117, которая у нас есть, и ДИСПАКом Э-Б, который вырос, видимо, из ДИСПАКа СВС, разница слишком большая, чтобы можно было прилинковаться без разборок с исходниками.

Сделать можно практически все.
Но цель работ не разработать что-то новое, а создать музейный вариант БЭСМ-6. При этом с имеющимся обеспечением.

В данном случае музейную ценность имеет адаптация стандартных сетевых протоколов к архитектуре и ограничениям БЭСМ-6, а детали реализации хардвера можно будет уточнять, и ликвидировать передачу данных "под столом" постепенно.
5. Хорошо бы сделать в Эмуляторе, чтобы к разным терминалам (КВУ, Консул, АС) было подключение по разным портам.
К сожалению, если этого не сделать, то планируемая работа по ТЕРМАС МГУ бессмыслена.

Можно подойти к проблеме с другой стороны: сделать так, чтобы при подключении с конкретного IP адреса выбиралась линия консула. Это всё детали, несущественные для текущей стадии разработки.

Leo