Народнохозяйственное (не военное и не космическое) использование БЭСМ-6

Денис Медведев

to besm6
Добрый день!
А для чего использовались БЭСМ-6, если не для военки, космоса и науки?
Cчиталась ли на них бухгалтерия? Агрономия?
Есть ли примеры решения прикладных народнохозяйственных задач?

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Не могу сказать за весь СССР. Но в МГУ использовалась (!) для функционирования системы "Абитуриент". В кабинете ректора даже стоял Видеотон для этих целей. Более того БЭСМ-6 №2 покупалась исключительно для функционирования этой системы. Это я слышал от руководителя отдела информационных систем.

10.03.2021, 20:50, "Денис Медведев" <mdl...@gmail.com>:
--
Данное сообщение отправлено Вам, как участнику группы "БЭСМ-6":
http://groups.google.com/group/besm6/topics

Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес besm6+un...@googlegroups.com.
Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAFMLjA%3DXu9UtTbt5T9kYyHXm9T8OiCRKTEY%2B_0X9vJvZAZv5zw%40mail.gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Если прогнозы погоды считать прикладной народнохозяйственной задачей, то использовалась.
Да и в проектных организациях БЭСМ-6 стояла: например, в Гидропроекте.

Leo

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
В курчатнике бухгалтерия считалась на БЭСМ-6. Потом переползла на СВС-Б и дальше на Эльбрус-Б, благо совместимость.

--Сергей

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
Несть им числа.
Один пример.
Во второй половине 70-х делали шестиметровое параболическое зеркало для телескопа-рефлектора в Нижнем Архызе.
ВНИИ электротермического оборудования (ВНИИЭТО) в Москве получил БЭСМ-6 специально для расчёта новой печи, необходимой для отжига этого зеркала.

--
[...]

Thanks,
-- Michael

nl...@yandex.ru

to be...@googlegroups.com
9 марта скончался В.Ф.Тюрин

11.03.2021, 02:10, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzuevnth0ccMrXkvOs1gcThjjhmepvBiLHbGbYLGCPtD9Hg%40mail.gmail.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com

On Wed, Mar 10, 2021 at 6:01 PM <nl...@yandex.ru> wrote:
9 марта скончался В.Ф.Тюрин
Да, Коль, спасибо. Нас Костя Пылаев уже поутру известил.
Скорбим.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/358031615428031%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Земля ему будет пухом. Скорбим.

11.03.2021, 09:58, "Michael Yaroslavtsev" <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzuez9WpsDM8_ji0wcJpdNEOmnFc6x%2B40h027822j58b7aw%40mail.gmail.com.

Sergey Ryzhkov

to be...@googlegroups.com
Был электронный САПР на ней где то в Киеве точно. Меня Игорь Пасынков туда водил, когда я с ним в Киев ездил, не помню уже по какому поводы.

Pavel Severov

to БЭСМ-6
Да, в Гидропроекте трудились две БЭСМ-6: №135 с 75-го и №335 с 80-го

среда, 10 марта 2021 г. в 22:37:54 UTC+3, Leo B.:

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Thu, Mar 11, 2021 at 7:39 AM Sergey Ryzhkov <s...@rinet.ru> wrote:
Был электронный САПР на ней где то в Киеве точно. Меня Игорь Пасынков туда водил, когда я с ним в Киев ездил, не помню уже по какому поводы.
Думаю, речь идёт о ПО "Кристалл", метро "Нивки", ул. Сырецкая.
И САПР тот назывался "Атос". Сделан он был в НИИТТ в Зеленограде.
Ну и в самом Зеленограде САПРы на БЭСМ-6 активно применялись, по крайней мере, в НИИТТ, НИИМЭ и НИИНЦ.
Однако же, в этом случае вопрос военка/не военка сильно размыт.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CALUV2czf6gZc1c8Xer95tfHJjFp3TEtagKBMdo6FXdPYx2tWNg%40mail.gmail.com.

--
Thanks,
-- Michael

Александр Кызлаков

to be...@googlegroups.com
Вот это да! молодежь уже не знает что делала БЭСМ 6. перечислю часть вычислительных центров...Южно Сахалинск, Иркутск, Тюмень, Колпашево, Нарофоминск, Ашхабад и др. Это геофизические зкспедиции занимающиеся поиском нефти и газа. плюс в Новосибирске две геофизические организации. Академия наук СССР:  институты математики в городах: Вильнюс, Ташкент, Ленинград, Минск, Новосибирск и др.

пт, 12 мар. 2021 г. в 09:30, Michael Yaroslavtsev <absolutel...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CADLwzufePXfbnTP%3DasQ1MpZheU7MvoO0LFC_JOGAHsUQBXsNXw%40mail.gmail.com.

Александр Кызлаков

to be...@googlegroups.com
Я работал в Иркутске СО АН СССР Сибирский энергетический институт. Имелось три БЭСМ 6, Аппаратура сопряжения на 64 терминала типа Видеотон. Общее поле дисковой памяти для трех процессоров БЭСМ 6 - 64 устройства. терминалы во всех лабораториях института и других институтов Иркутского Академгородка. с любого терминала по желанию выбираешь машину и работаешь. безбумажная технология. процессоры имели память 512 Кслов. т.к. мы сами разработчики этой памяти. успели внедрить в 40 организациях Союза.Коммутаторы дисковой памяти тоже внедрили штук 10, даже в КБ Южное...Могу рассказать и о других ВЦ, очень интересных....

Александр Кызлаков

Александр Кызлаков

Денис Медведев

[...]

Какие это года были? Я просто ищу подтверждение или отрицание тезиса
о том, что ЕС ЭВМ закупали полностью зря, БЭСМ и ее потомки могли
покрыть все задачи, решаемые ЕС.

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Какие это года были? Я просто ищу подтверждение или отрицание тезиса
о том, что ЕС ЭВМ закупали полностью зря, БЭСМ и ее потомки могли
покрыть все задачи, решаемые ЕС.

При всех преимуществах БЭСМ-6 перед ЕС, и это преимущество было бесспорным при решении численных задач, где требовалась точность более F32 (и это преимущество сохранялось до середины 80-х, до появления ES-1065/66), но ... есть одно «но», и это «но» - следующая таблица. Завод САМ не освоил бы такие объемы.

Ниже приведены только ЭВМ, разработанные в СССР, с учетом произведенных в Болгарии. Немецкие машины ЕС-1040, ЕС-1055 не учтены и поставлялись в СССР в количествах около 100 шт. в год.

Тип ЭВМ 1970-1975 гг. 1976-1980 гг. 1980-1985 гг. 1986-1990 гг. Всего за 1970-1997 гг.
ЕС-1020 595 160 - - 755
ЕС-1030 310 126 - - 436
ЕС-1050 20 67 - - 87
ЕС-1022 100 3300 428 - 3828
ЕС-1033 - 1249 1051 - 2300
ЕС-1052 - 35 39 - 74
ЕС-1035 - 105 1711 322 2138
ЕС-1045 - 50 1716 - 1766
ЕС-1060 - 103 212 - 315
ЕС-1061 - - 186 380 566
ЕС-1065 - - 2 3 5
ЕС-1036 - - 94 1979 2073
ЕС-1046 - - 12 1615 1627
ЕС-1066 - - 14 408 422
ЕС-1068 - - - 16 18
ЕС-1007 - - - 251 251
ЕС-1130 - - - 237 237
ЕС-1181 - - - - 1
ЕС-1220 - - - 20 20
Итого 1025 5195 5465 5231 16919

Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAFMLjAmdS3YaduyMFjEES4MUP9TVLbuMte3muNJ7juz_hjwk%2BQ%40mail.gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

28 марта 2021 г., в 08:13, Mikhail Popov <mikha...@gmail.com> написал(а):

[...]

Вот та же мысль была, но написать поленился.

Спасибо!

dol@

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAHBB7Y5y5_WhK__nrHKQQvC7uaS5S1bUmE6AwRFdrxgSwiccZA%40mail.gmail.com.

Leo B.

to БЭСМ-6
Довольно очевидно, что при ориентации на БЭСМ-6, её производство было бы освоено и другими заводами. В конце концов, делали бы втрое-вчетверо более медленный вариант на малой интеграции, например. Ну помедленнее, зато дёшево,  более компактно и с меньшим энергопотреблением.

Leo

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

30 марта 2021 г., в 08:10, Leo B. <leo...@gmail.com> написал(а):

[...]

А при ориентации на 5Э51 - и её производство тоже… :)

Не забываем о том, _зачем_ исходно был запущен проект «ЕС ЭВМ»… И сколько всего в разных ведомствах он стартовал в своё обеспечение…

То, во что он потом превратился стараниями НИЦЭВТа и бюрократического ресурса вокруг него - второй вопрос. :)

dol@

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/796e3441-c079-4ae3-80da-f45847c20b29n%40googlegroups.com.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Я внимательно читал переписку по этой теме. Хотел даже написать, что в год завод САМ выпускал 30 машин в год. Но дело заключается не в мощностях заводов. Во-первых, БЭСМ-6 была очень сложна в эксплуатации, а ее последователи (Эльбрус-Б) также требовала значительных усилий - водяное охлаждение. Когда устанавливали Э-Б для моей лаборатории, я очень переживал за это охлаждение. Но инженеры НИВЦ МГУ справились, но я сомневаюсь, что в СССР могли устанавливать 1000 таких машин в год.
Но, во-вторых, и это главное! Для БЭСМ-6 практически отсутствовало математическое обеспечение, для ЕС ЭВМ его было много. Это и решило проблему!

30.03.2021, 08:22, "Василий Долматов" <vdol...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/44E8B52F-3B0B-461E-829D-0FE7D3423815%40gmail.com.

Денис Медведев

to be...@googlegroups.com
Вот это-то меня всегда и раздражало в объяснениях про ЕС.
"отсутствовало математическое обеспечение, для ЕС ЭВМ его было много"
Какого именно? Программ на Коболе? И где они у нас были внедрены в итоге?
Фортран был переносим.
САПР какой-нибудь? Геофизика? Это действительно было на ЕС но не было в СССР?
в 1965 году IBM OS уже была хороша?

30.03.2021, Макаров-Землянский Николай<nv...@yandex.ru> написал(а):
> https://groups.google.com/d/msgid/besm6/22511617117954%40mail.yandex.ru.

Макаров-Землянский Николай

to be...@googlegroups.com
Я не агитирую и никогда не был поклонником ЕС ЭВМ. Я объясняю "причину" появления ЕС. Правительство СССР ничего не понимало в вычислительной технике. Оно только прислушивалось к мнениям.
Лет 20-25 назад Михаил Романович сказал - извините меня, я был не прав.
Учтите  и настроения в ИТМиВТ (конфликт Мельников-Бурцев). Я не говорю про другие взаимоотношения конструкторов ВТ в СССР.

01.04.2021, 17:30, "Денис Медведев" <mdl...@gmail.com>:
Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAFMLjAnBGGCDS4AG5Pmhu__9qzDB2xwsh94Oh%2B418fp%3DsRG1BA%40mail.gmail.com.

Mikhail Popov

to be...@googlegroups.com
Я тоже не сторонник ЕС, и вся история с ЕС может
быть примером плохого директивного управления в СССР.
Но всегда прислушивайтесь к тому, что говорит другая сторона:

https://habr.com/ru/company/dataart/blog/458572/

и с ним легко не согласиться, потому что IBM PC
был основным драйвером в популяризации программирования.
Забугорные пакеты программирования, были доступны даже
для VAX (которые были единицами), не спрашивайте меня,
как они были доступны, в то время это называлось
адаптированным программным обеспечением.
Я думаю, что это был дух времени: «наверстать упущенное
с минимальными затратами времени и усилий», что в конечном
итоге очень неверно.

Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/546621617288166%40mail.yandex.ru.

Sergey Ryzhkov

to be...@googlegroups.com
Я уже вроде писал, но повторюсь. В защиту ЕС можно сказать примерно следующее.

1. ЕС ЭВМ были не единственным клоном IBM 360/370 в мире. Это был некий общий тренд.
2. Какое матобеспечение действительно было в виде, например, тех же реляционных БД, которые реально использовались. А на это было завязано все планирование, которое в СССР было неким фетишем.
3. Архитектура не так плоха. В ней много того что осталось в индустрии - байтовая адресация, 32 бита в адресе, строковыеиоперации на аппаратном уровне. Много лишнего, типа десятичной арифметики.  Очень тяжеловесный ввод-вывод. Главный и роковой недостаток в организации памяти, а именно в полном отсутствии вмюиртуалтного адресного пространства в серии 360. В 370 это как то пофиксили, но слишком много осталось в архитектуре ОС  решений, которые были уместны только для 360., Советской проблемой было то, что по причине, как я понимаю, отсутствия элементной базы стали прямолинейно копировать 360. В результате на рынок пошли в огромном количестве машины с просто динозавровой организацией памяти, в 79е и тем более 80е этотбылтпростотужас.
4. Кроме IBM копировали еще и DEC, а там с архитектурой все было очень хорошо и красиво. Это были машины эталоны для своего времени, да и сейчас смотрелись бы не так уж плохо.
5. С копиями IBM в стране появилась неплохая периферия - дисковые накопители, например, без которых никак.

чт, 1 апр. 2021 г., 20:06 Mikhail Popov <mikha...@gmail.com>:
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAHBB7Y7rEf9fZjeMjb645YYDryLc9Wiae11UEKMitLixQ%3Da7vQ%40mail.gmail.com.

Serge Vakulenko

to БЭСМ-6
В целом в СССР был огромный массовый спрос на ЭВМ во всех отраслях. Централизованное директивное управление не могло быть "хорошим". В нормальной экономике взрывной спрос вызывает быстрый рост компаний, производящих нужное количество компьютеров и софта, как это было в америке и других странах. При социализме ничего этого низзя, запрещено, да и ресурсов нету.

Директивное управление кое-как работало для военных и смежных областей, хотя даже и они годами стояли в очереди на получение БЭСМ-6 от завода САМ. Но машин надо было в сто раз больше. Пусть бы попроще, для обычных бухгалтерий или "вычислительных центров обкомов партии", как в статье по ссылке от Михаила. Так что я могу понять точку зрения Келдыша, Шуры-Буры и прочих, которые голосовали за ЕС ЭВМ. Потом многие пожалели, но было поздно.

Хотели как лучше, а вышло как всегда. "Обучение" системных программистов выродилось в дизассемблирование IBM-овских бинарников и разгадывание головоломок чужого софта. Уровень советской школы программирования сильно упал.

--Сергей

Денис Медведев

to be...@googlegroups.com
"Пусть бы попроще, для обычных бухгалтерий или "вычислительных центров
обкомов партии", как в статье по ссылке от Михаил".
Наири, Урал последних версий, М-20 (МЭСМ), Мир-1, Минск-32?
Можно было дорабатывать. И недооценили портируемость кода на языках
высокого уровня против роста аппаратных возможностей.

01.04.2021, Serge Vakulenko<serge.v...@gmail.com> написал(а):
> [...]
> отправьте письмо на электронный адрес besm6+un...@googlegroups.com.
> Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу

Единственно достойной машиной для обычных бухгалтерий была Минск-32. Интересно - сколько их выпускали в СССР? Я не знаю.

09.04.2021, 22:04, "Денис Медведев" <mdl...@gmail.com>:
Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAFMLjAnA_707t2AsC_hvx4rkDYfDg3JqZiFv7%2BwdYnwLtvLHFQ%40mail.gmail.com.

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

10 апр. 2021 г., в 12:50, Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> написал(а):

Единственно достойной машиной для обычных бухгалтерий была Минск-32.

соглашусь… видел их в министерских ВЦ… и работал на них…  как раз под задачи планирования и учета…

Минск-22 была неудобной, а Минск-32 - уже вполне приятна в работе…

dol@
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/751211618048040%40mail.yandex.ru.

Денис Медведев

to be...@googlegroups.com
Кобол?!
А где он вообще на советских ЭВМ был? Он был руссифицирован?

10.04.2021, Василий Долматов<vdol...@gmail.com> написал(а):

> [...]
> отправьте письмо на электронный адрес besm6+un...@googlegroups.com.
> Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу

Про Кобол Василий лучше расскажет.
У меня есть реальное предложение использование БЭСМ-6 в народнохозяйственном творчестве.
Я сейчас делаю модули для Умного дачного участка. Сегодня появилась идея управления и индикации с помощью БЭСМ-6. Для этого нужно чтобы Леонид сделал вызов из Интерпретатора DLL, т.е. через какой-либо экстракод БЭСМ-6 вызывалась DLL (можно EXE-шник). Достаточно один. Параметры можно передавать абы-как, например, никак.
По ключу ОС ДИСПАК будет вызываться диалоговая программа, которая будет всем управлять и все отображать. Надеюсь, за это лето написать программулю. Будет в стиле 80-х - на БЕМШе.

16.04.2021, 20:20, "Денис Медведев" <mdl...@gmail.com>:
Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/besm6/CAFMLjAkZURX1ybwr78%3DqpOpuhe4fXP2MBsdg8vNjUU%2BAgA%2BAdg%40mail.gmail.com.

Michael Yaroslavtsev

to be...@googlegroups.com
On Sat, Apr 17, 2021 at 3:18 AM Макаров-Землянский Николай <nv...@yandex.ru> wrote:
[...]
Думаю, и проще и интереснее просто запустить эмулятор на Raspberry Pi и прикрутить к нему вывод на GPIO.
Чтобы посмотреть обсуждение на веб-странице, перейдите по ссылке https://groups.google.com/d/msgid/besm6/2077631618654720%40mail.yandex.ru.

--
Thanks,
-- Michael

Василий Долматов

to 'Кирилл Кобелев' via БЭСМ-6

15 апр. 2021 г., в 14:07, Денис Медведев <mdl...@gmail.com> написал(а):

Кобол?!
А где он вообще на советских ЭВМ был? Он был руссифицирован?

Тот, на котором программировал я, был вполне русифицирован, назывался «КОБОЛ МИНСК-32».

И да, любимый оператор «ИДИ НА»… :)

Вполне штатный язык, не экзотика какая-нибудь,  на нем в том конкретном случае была написана система учета кадров Министерства промышленности строительных материалов СССР.

:)