Без чего хакспейс/фаблаб/ЦМИТ не построишь: токарный станок

Pavel Bilenko

to make...@googlegroups.com
Всем добрый день! Выбираем сейчас оборудование для центра творчества. Могли бы подсказать по токраному станку: тип, модель, поставщик? Заранее спасибо. Прокомментируйте также, пожалуйста, какое оборудование считаете очень важным для центра?

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
Добрый день!

Какой масштаб токарного станка нужен?

Если речь о малогабаритном (настольном) станке, то вариантов совсем
мало. Есть китайский Sieg, он продается под десятками разных названий
("Корвет", "Grizzly" и т.д.), отличается в основном цветом краски. Есть
менее жесткий, но более точный американский "Sherline", он же в
Европе продается под названием "Uniturn". Есть "Taig", это близкий
аналог "Sherline", еще менее доступный. Есть зеленые "Xendoll" J-серии -
это частичный клон Sherline крайне низкого качества, к использованию
почти непригоден. Есть дорогие европейские и японские токарники
("Prazi" и др.), но о них обычно и речи нет - слишком дорого. (Если
денег хватает на такую ценовую категорию, то вопрос выбора не стоит
вообще, надо брать их).

Реальный выбор, стало быть, между Sieg и Sherline.

Sieg: тяжелый, потому жесткий. Позволяет работать большим инструментом.
"Из коробки" может быть неточным, смазанным чем попало, с остатками
литейного песка на станине, с потеками краски на поверхностях
скольжения. После покупки следует сразу перебрать, почистить, сменить
смазку и настроить. Установка ЧПУ не предусмотрена заводом, но
возможна. Токарно-винторезный. Продольная подача от руки довольно
грубая, точная только на "самоходе". Дешев, но может потребовать
дорогих доработок.

Sherline: легкий, всего около 10 кг, преимущественно алюминиевый. Как
следствие, гораздо более слабый - большие заготовки приходится точить
во много проходов. Точность хорошая, подстройки не требует. Легко
ставится ЧПУ (есть версия с ЧПУ с завода). Позволяет устанавливать
заготовки по размерам больше, чем Sieg, но с разумной скоростью тянет
на таком размере только дерево и пластик. На маленьких диаметрах
ограничений по материалам не имеет, берет даже инструментальную сталь.
Токарный, винторезным становится с приставкой (нарезание резьбы
рукояткой, мотор снимается) или в ЧПУ-режиме (штатный мотор
заменяется на шаговый); без ЧПУ и винторезной приставки "самохода" не
имеет. С необходимым набором аксессуаров и приставок значительно
дороже, чем Sieg.

Сразу скажу, что если нет возможности купить токарный и фрезерный
станки, то лучше купить только фрезерный. В крайнем случае - токарный с
фрезерной приставкой. Существуют токарно-фрезерные гибриды. Обычно без
токарника жить можно, а вот без фрезерника тяжко. Роутер НЕ заменяет
классического фрезерника, ибо у роутера слишком мала жесткость; роутеры
работают только по листовым материалам.

Если речь о станке побольше (вроде тех, на которых старшеклассников в
СССР учили), то скорее всего искать надо что-нибудь б/у не слишком
убитое. Точный тип станка тогда не играет роли, лишь бы состояние было
нормальным.

Pavel Bilenko

to make...@googlegroups.com
Спасибо, очень доходчиво ответили. Сразу виден опыт!

А по фрезерам таким что скажете:

Фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ POLYAX 2130, серии Z+

Фрезерно-гравировальный станок Roland MDX-40A с 3D

сканирующей головкой Roland ZSC-1

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
On Thu, 24 Jul 2014 06:39:24 -0700 (PDT)
Pavel Bilenko <pavelb...@gmail.com> wrote:

> [...]
>
> А по фрезерам таким что скажете:
>
> Фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ POLYAX 2130, серии Z+
>
> Фрезерно-гравировальный станок Roland MDX-40A с 3D

Это типичные роутеры. Их основное назначение - вырезание из листового
материала (могут заменить лазерную резку), гравировка изображений и
надписей.

Roland - типичный гравер, он прекрасно пишет надписи, но плохо делает
все остальное (слаб). Его можно рассматривать как что-то вроде
принтера для нанесения гравировки на подарки.

POLYAX - довольно стандартный роутер. От подобного роутера требуется в
основном достаточно большой стол, чтобы на него можно было положить
заготовку, скажем, корпуса прибора. Покупать заводской роутер в
принципе необязательно, все его детали можно сделать на других станках.

Такие конструкции, к сожалению, не могут заменить обычный фрезерный
станок, особенно горизонтально-фрезерный. Роутер обрабатывает большую
деталь при небольших нагрузках и высоких оборотах. Фрезерный станок
обрабатывает маленькие детали при низких оборотах и больших усилиях
резания. На роутере невозможно сделать, например, шестеренку или кубик
из стали. Кубик можно сделать и на токарнике, а вот шестеренку уже нет.

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
Вообще "идеальная мастерская" может выглядеть примерно так, по
приоритетам:

0. Хорошие большие слесарные тиски с наковальней, ножовка и молоток.
Ручной инструмент: РУЧНОЙ ЛОБЗИК со столиком и разными пилками (для
работы по оргстеклу, фанере, текстолиту), надфили, напильники, ручные
тисочки, сверла, резьбонарезной инструмент (особенно под малые
диаметры, с М1.6 по М4, дюймовые и мелкие метрические резьбы тоже
желательно). Ручной лобзик, на самом деле, способен заменить 80%
лазерного резака, надо только немного потренироваться.

1. Хороший измерительный и разметочный инструмент: штангенциркуль,
индикаторы часового типа, микрометры (внешние и внутренний), станочные
угольники, стальные линейки и чертилка, концевые меры. Желателен
измерительный микроскоп.

2. ЛЕНТОЧНАЯ ПИЛА. Или какая-нибудь другая небольшая электрическая
пила, способная резать по прямой листы оргстекла, фанеры, алюминиевые и
стальные болванки. По частоте эта операция уступает лишь сверлению
отверстий.

3. Вертикально-фрезерный станок, желательно с возможностью поворота в
горизонтально-фрезерный и четвертой осью. Он же на первое время
послужит сверлильным станком. Если нет возможности поставить сразу
фрезерный станок, тогда сверлильный. Если предполагается сверлить
печатные платы, тогда ЧПУ.

3а. Сверлильный станок. При наличии фрезерного станка можно не
торопиться с покупкой сверлильного, а сверлить на фрезерном.

3б. 3d-принтер. Можно использовать в паре с фрезерным станком, когда
деталь грубо печатается, затем точно фрезеруется. Возможно
использование фрезерного станка с ЧПУ вместо 3d-принтера - вместо фрезы
на станок тавится экструдер.

4. Хорошее точило для заточки инструмента и для изготовления токарных
резцов.

5/6. Токарный станок. Удобно, если есть возможность использовать его
для дерева. Может быть совмещен с фрезерным - токарно-фрезерный.

5/6. Роутер для фигурного вырезания из оргстекла, фанеры и листового
алюминия. Можно заменить на лазерный резак, но роутер проще. Если уже
есть фрезерный станок, то роутер нетрудно сделать самостоятельно из
полуфабрикатов.

7. Опционально: небольшой муфель для закалки сталей, вакуумный стол для
вакуум-формирования и т.д.

Этот идеал вряд ли достижим, но, надеюсь, примерно понятно, как и что
можно делать. Вообще я лично главными в мастерской считаю ИЗМЕРЕНИЯ,
потому что невозможно качественно изготовить то, что не можешь
измерить. Точности, например, штангенциркуля обычно недостаточно для
хорошей посадки вала, нужен микрометр или калибры. Без индикаторов
невозможно добиться центровки заготовки или получить параллельные
плоскости.

Pavel Bilenko

to make...@googlegroups.com
Sherline - очень интересные комплекты. Не очень понятно пока, как в России приобрести?

четверг, 24 июля 2014 г., 17:26:43 UTC+4 пользователь agalakhov написал:
On Thu, 24 Jul 2014 06:03:45 -0700 (PDT)

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
On Thu, 24 Jul 2014 08:45:45 -0700 (PDT)
Pavel Bilenko <pavelb...@gmail.com> wrote:

> Sherline - очень интересные комплекты. Не очень понятно пока, как в
> России приобрести?

Заказывать из США почтой. У меня как раз Sherline, и куплены как раз
так.

Только сразу предупреждаю, к ним оснастки надо много, и она дорогая.
Цена может почти удвоиться. У этих станков жесткость невелика, они не
могут резать "грубой силой", поэтому приходится очень тщательно
продумывать технологическую карту. Sieg/Корвет грубой силой резать
может.

Vyacheslav Anisimov

to make...@googlegroups.com
Всем привет.

Алексей, а можно примеры моделей и ценообразования на минимально интересные в хакспейсах
Sherline и Sieg/Корвет?

--
Веб-адрес группы: https://groups.google.com/forum/?fromgroups#!forum/makeitlab
---

Чтобы отменить подписку на эту группу и больше не получать от нее сообщения, отправьте письмо на электронный адрес makeitlab+...@googlegroups.com.
Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/makeitlab/20140724220053.40b0483e%40thinkpad.
Настройки подписки и доставки писем: https://groups.google.com/d/optout.

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
On Thu, 24 Jul 2014 22:40:45 +0600
Vyacheslav Anisimov <web...@gmail.com> wrote:

> Всем привет.
>
> Алексей, а можно примеры моделей и ценообразования на минимально
> интересные в хакспейсах
> Sherline и Sieg/Корвет?

Вот для примера набор сразу с аксессуарами:
http://sherlinedirect.com/index.cfm?fuseaction=product.display&Product_ID=36
Примерно $2500, расходы на пересылку (EMS) такого комплекта около $200
(это если пересылать частями, чтобы уложиться в пока еще действующий
1000-евровый лимит).

Цены на Sieg при аналогичной остастке примерно те же, зависят от
дилера. Например, "Корвет" токарно-фрезерный гибрид в Екатеринбурге за
84500 продают. Эти лучше у местных дилеров покупать, потому что они
тяжелые, доставка EMS-ом уже не проконает, дорого получиться может.

Pavel Bilenko

to make...@googlegroups.com
А что скажете про D250х550 с ЧПУ – OPTIMUM MASCHINEN? http://s-awangard.ru/catalog/?goods=664

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
On Fri, 25 Jul 2014 01:32:50 -0700 (PDT)
Pavel Bilenko <pavelb...@gmail.com> wrote:

> А что скажете про D250х550 с ЧПУ – OPTIMUM
> MASCHINEN? http://s-awangard.ru/catalog/?goods=664

По внешнему виду и характеристикам подозрительно похож на перекрашенный
http://www.siegind.com/products_detail/&productId=8019136b-16d1-4dfc-b263-8924b301f680.html
с шаговыми двигателями NEMA23, установленными на место штатных
рукояток. Двигатели зачем-то тоже покрашены.

Павел Серков

to make...@googlegroups.com
Забыли про токарные станки PROXXON, качество выше китайцев, но цена соответствующая.
http://paradox-ltd.ru/proxxon_equipment/stand_devices/PD230_e.jaw
Минус - очень миниатюрные, мельче только часовые.

--

Просмотреть это обсуждение в Сети можно по адресу https://groups.google.com/d/msgid/makeitlab/20140725162948.381f0e38%40thinkpad.

Настройки подписки и доставки писем: https://groups.google.com/d/optout.

--
С уважением, Серков П.А.

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
On Fri, 25 Jul 2014 17:34:30 +0600
Павел Серков <pavel....@gmail.com> wrote:

> [...]
> http://paradox-ltd.ru/proxxon_equipment/stand_devices/PD230_e.jaw
> Минус - очень миниатюрные, мельче только часовые.

Они и есть часовые - очень мала жесткость. Даже меньше, чем у Sherline.
У фрезерника тоже.

Dmitry Ponyatov

to make...@googlegroups.com
Тоже гипотетически (потому что нет финансирования) продумывал оборудование,

Станка всегда будет мало, даже имея М50 захочется немного побольше 8)
Поэтому лучший вариант -- восстанавливать старые советские станки, причем только универсалы, ЧПУ можно сколхозить потом и сильно позже
Идеальный вариант для мастерской 1К62 (или хотя бы ИЖ250) и 676 фрезер, (или хотя бы НГФ110 с хоботом (настольный мелкий, но позволяет горизонтальную фрезеровку))
Из китайцев самый критичный минимум JET BD11W + JET JUM X2

Реальный вариант, чего и вам советую: топаете и пытаетесь договориться с ближайшим техникумом или школой: доступ на станки в обмен на участие в учебном процессе.

Alexey Galakhov

to make...@googlegroups.com
On 29.07.2014 17:40:09, Dmitry Ponyatov wrote:
> [...]
> https://github.com/ponyatov/CHBZ/blob/master/presentation.pdf?raw=true
>
> Станка всегда будет мало, даже имея М50 захочется немного побольше 8)

+1, поэтому обычно плясать разумно от имеющегося МЕСТА. Если станок
ставится в жилой
квартире, то это будет Sherline, потому что все остальное нельзя
убрать, пока
не пользуешься. Если есть возможность поставить станок на пол, тогда
однозначно
что-нибудь советское

> [...]
> горизонтальную фрезеровку))
> Из китайцев самый критичный минимум JET BD11W + JET JUM X2

Они же Sieg; JUM X2 = Sieg X2, BD11W не помню который. Они же под кучей
других названий,
они же "Корвет".

> Реальный вариант, чего и вам советую: топаете и пытаетесь
> договориться с
> ближайшим техникумом или школой: доступ на станки в обмен на участие в
> учебном процессе.

И в обмен на ремонт этих станков, потому что с вероятностью 99% они еще
и не включались
с момента распада СССР, там уже наверное и паутина в редукторе %)

Pavel Bilenko

to make...@googlegroups.com
А вот режущие плоттеры Roland GX-24, к примеру, кто для чего использует? Если резать пленку-самоклейку, то желательно сразу с принтами на ней, так? Чем кто печатает на пленке?