*[Enwl-misc] ПРАВО ОБЩЕСТВО ЗНАТЬ 63

ENWLine

to "ENWL-uni"

              ФЕДОРОВСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
                               ПРАВО ОБЩЕСТВО ЗНАТЬ 63

                                                       ШАМАНЫ РОССИИ

Самая первая поездка в Туву-
 http://yadi.sk/d/ICSzPaPaB8qCN
 http://yadi.sk/d/Qdn_RzU7B8qDy
 http://yadi.sk/d/oLHxSNMQB8CEG
 походы и вылазки на природу нашу

 писатель. Михаил Юровский.
 Кызыл – Иркутск
 И не попал бы ни разу сам в Туву, если бы не срочный заезд-встреча с
 девушкой на Красноярских Столбах. Так получилось, что мы списались в
 нэте—условились о дате и встретились в Красноярске
 Уже первая прогулка на Столбы дала знакомство с местным человеком учёным
 преподавателем Сергеем, который потом любезно отвёз до Ергаков—куда он
 собирался со своей подругой. А это уже полпути до Тувы – основной перевал
 на неё—родимую. Сами Ергаки тоже очень впечатляют красотой гор, родниками
 и лугами – всем тем, чем изобилуют и Алтай и Саяны.  Несмотря на июльскую
 жару, мы попеременно постояли босиком на не дотаявшем клочке снега в горах
 там.
 Сразу же ещё в Красноярске мне пошли давать советы—очень дельные – к кому
 и зачем таз зайти на поклон. Например, был упомянут Кенин-Лопсан – самый
 старый и уважаемый писатель-шаман. С ним мы сразу же и встретились в его
 домике у городского музея, он ни с кого денег не берёт, говорит всё как
 есть сразу и смотрит путь человека по камушкам – так что он меня огорошил
 сразу предложением – написать книгу о Туве. Меня терзал вопрос – когда ж
 выйдут «Шаманы Байкала». Как только он меня увидел – ещё краем глаза,
 сказал две вещи: «Где твои книги, привези мне их. Напиши о Тыве». Легко
 сказать – где – нигде, напиши о нас – странно и по-детски, но уже тогда я
 почувствовал, что это случится – нереальными способами книги мои о шаманах
 будут изданы, и даже о Туве напишу… Для жителей больших городов: Тува
 по-прежнему остается этакой  чуть нищей индейской резервацией… Но она
 настоящая! Она живая и бурлящая – это не гетто, это не трущобы – большой
 край и очень, очень красивый, такой разнообразный по ландшафту, климату,
 настолько красивый – всё это так нереально. Но, смирив свои бьющие через
 край чувства, попытаюсь описать это великолепие…
 Вот я из домика Кенин-Лопсана иду до избы общества Тюнгур—Бубен то есть в
 домик на Рабочую. Итак, всегда чудом находя приют – в данном случае в
 шаманском центре Тюнгур-Бубен у очень гостеприимных и отзывчивых шаманок –
 тувинок, так неожиданно приютивших меня, бродягу с больших дорог – что это
 вначале настораживает и не верится, что люди искренни. Они искренни! И вот
 я сажусь в маршрутку и собираюсь ехать в Тоджу – плато в высокогорье, где
 водятся олени, холодная земля, много болот и комаров. Покупаю даже крем от
 комаров, но… просто спросив в последний момент водителей-тувинцев, есть ли
 там шаманы – изменяю мигом решение. Они говорят, шаманка есть в Шагонаре.
 Это в другую сторону - говорят. Уже в Шагонаре, сидя в местном кафе,
 поедая вкуснейший мясной обед как идиот, спросил, но очень осторожно, у
 тувинцев уже в который раз: «Есть ли тут шаманы?» – и вдруг наконец
 нашлась женщина: «Да, знаю!» Она ей тут же звонит – передаёт свой
 мобильный мне – на другом конце провода мне говорят: «Да, да… но вы не
 успеете! Мы уезжаем через полчаса надолго на обряды на несколько дней...»
 Полчаса. Я бегу как пёс к дому – жара, душно, но я спешу – не зря же сюда
 приехал, хотя название городка Шагонар тогда у меня вылетело из головы. От
 страха, что такой дурак – где нахожусь и зачем же приехал – меня прошибает
 пот. Тува — это очень далеко, непонятно и странно. Зачем же сюда заехал!?!
 И вот тот домик на улице Кудажы, 29, где ныне живёт она, а прежде жил
  старый шаман, давший ей посвящение… На пороге домика появляется
 европейского типа женщина, смотрит сквозь меня – на те силы, что меня сюда
 привели, внезапно ее синие глаза фокусируются на мне и смотрят мне в самую
 душу… Мне нечего сказать, объяснять что-то – перечисляя какие-то слова и
 мотивы глупо, я весь замер… Наконец говорит: «Вижу, вы исследователь,
 испытатель, добро пожаловать в Туву, едем с нами!» Странно. Очень странно
 – получить билет в самолёт лишь потому, что вдруг оказалось нормальное
 лицо – другой аналогии придумать не могу. Но я был счастлив и очень
 благодарен Вере. Рядом… были французы. Они, как всякие французы, снимали
 кино. Ох уж эти французы с их кино! Везде. Ольхон. Алтай. Куда не приеду –
 там именно французы снимают кино о том, о чём я тоже пишу.
 Целых семь лет выпускница психфака МГУ работала в обычной клинике
 психотерапевтом. Люди шли к ней со своей душевной болью, и она помогала,
 хотя считала, что традиционная медицина лечит не души, а лишь последствия
 определенных болезней.
 Она понимала это с детства, видела, что ее бабушка-знахарка использовала
 совершенно другие методы исцеления людей. И мама эти способности своей
 единственной дочери передала.
 - Шаманом нельзя стать любому, - рассказывает Вера. - Его выбирают духи.
 Шаманы - люди, имеющие особое чувство природы, люди, понимающие и тайные
 движения человеческих душ, и язык животных. Они чтят воду, огонь, землю,
 предков, луну, солнце... Шаман - посредник между миром людей и духов. Он
 разгадывает будущее, открывает нуждающимся их путь. Но основная задача
 шамана - лечить людей. И если этого не делать, он может умереть. Духи
 требуют помогать людям.
 Если б не Вера
 Тяга лечить людей у Веры появилась с детства. Тогда же она научилась
 извлекать странные звуки - как оказалось, девочка сама освоила горловое
 пение. Что-то в душе не давало Вере жить как все. Она много читала, желая
 понять, в чем же ее предназначение на земле. Ее сердце встрепенулось,
 когда она узнала о шаманах. Вера уже была замужем, когда друзья мужа
 пригласили ее в Америку, помогли с визой. Она отыскала там индейские
 резервации и смогла на хорошем английском (полученном в университете)
 пообщаться с индейскими вождями и шаманами.
 - Белых, тем более женщин, с распростертыми объятиями там не ждут, -
 признается Вера. - Но мне было разрешено пожить у них несколько месяцев.
 Устроили палатку рядом с шаманами. И они усовершенствовали мои способности
 лечить людей. И перед отъездом домой благословили.
 Вернувшись домой, Вера решила поехать в Туву, где шаманизм официально
 признан одной из официальных религий. Там ее взял в ученицы старый шаман
 Хуурак Кыргыс Хавандайович, испросив перед тем разрешения у своих духов.
 Выучившись, она прошла посвящение в шаманы. О том, что происходит во время
 ритуала, не рассказывает никто. Это мучительная тайна, о которой Вера
 загадочно сказала:
 - Во время посвящения внутренности буквально выворачиваются. Что-то
 исторгается изнутри. И все внутри меняется. После посвящения шаман больше
 не вправе рассказывать о своих прошлых мучениях, с этого момента прежняя
 личная жизнь у него стерта.
 Проваливаясь в свои воспоминания, купаясь в ярких сценах пережитого,
 утрачиваешь самого себя. Понимаешь, что есть лишь пространство – оно
 поделилось с тобой частью себя, ты стал чуть- чуть разумней, капельку
 осознанней и на миллиграмм добрее. От тебя ничего нет, и тебя нет. Ты лишь
 муляж – здесь и сейчас через грубое тело набирающий буквы, чтобы что-то
 ему же отдать…
  После этого и мне отчего-то зачастилось в Туву, тут как дома – в моём
 детстве, признаюсь честно—и не так далеко как моя Родина, Казахстан, да и
 тепло тут встречают и лето чаще всего не как у нас:  шикарно-стойко-тёплое
 с такими ландшафтами, что не снятся уже даже ночами…  Ну да ничего –
 Чаще всего располагаюсь первые дни пребывания в столице Южной Сибири –
 Туве в шаманской избе – днём там идут интенсивные приёмы страждущих, а
 ночью, такие как  «скитостранцы», да и прочие охотники за шаманами там по
 лавкам ночуют походя. Но самые интересные встречи, я уверен, всё ещё
 впереди – как с людьми, так и с событиями и явлениями природы – там их
 всегда безграничный кладезь, и только за три приезда ничего не увидать!
 Например, вспоминается чех Стас, ростом  два метра – фотограф, годами
 ездящий в Туву, продающий снимки для евро прессы.
 Главные страшилки — про криминогенную обстановку в Туве. Дескать, вышел
 мужик из машины, дальнобой, то есть – только купить воды на трассе в кафе,
 хотя его сто раз и предупреждали – не делай того – тут и толпа пьющих без
 продыху тувинцев его окружила и съела. У нас предупреждают приезжих по
 ночному городу Иркутску без сопровождения местных ни к клубы, ни по
 улицам, особенно отдалённым ни за что не ходить – всё равно ходят и
 нарываются…. И что же получается – не ходите дети в Туву гулять, по
 Иркутску без охраны ни днем, ни ночью… ну да ладно – времена то лихие
 время от времени вылезают своими представителями тут и там.
 Но безмятежные прогулки по дневному спокойному городу Кызылу запоминаются
 навсегда своим очарованием и полной простотой и свободой. Пространство у
 малого Енисея дышит и трепещет… Нет никакого напряга в том месте. Кругом
 степи, сопки, редкие густые невысокие тополя и небо… Какое оно – разве
 можно описать одним абзацем? Нет – то надо пережить, просто побыть в этом.
 Когда у тебя есть друзья и люди тебе благоприятствующие – возможно
 комфортно тебе повсюду.
 Но если быть обычным неконтактным туристом, возможно здесь и не так всё
 просто и дёшево: вот для сравнения: степень доступности жилья—аренды для
 приезжих в сезон отпусков и еда. Что касается первого – цен на гостиницы –
 то по-моему они даже выше иркутских—так любят туристов, зато еда, особенно
 в придорожных кафешках—где и питается всякий не застаивающийся в стойле
 конь-странник на порядок дешевле – ещё года два назад за сто рублей
 полноценный обед. Сами тувинцы любят даже не дома есть – в бесконечных
 кафе-столовых цены там как до поры в Монголии держат на минимальной
 отметке – кухня в основном сытная, домашняя, добрая.
 В плане не напряжённости жизни – это когда полу полиция или как их там
 люди в форме могут вас задержать, арестовать, досмотреть, допросить,
 доставить, до потрошить короче. Там то да—пожёстче по мне как в Европе –
 всё бы им тебя ободрать – если не аборигенам, то уж полиции то точно, у
 нас вроде бы полояльнее как к местным, уж тем более к приезжим – Иркутск
 столица всех гастарбайтеров—будущих правителей округов, на первом месте:
 там нет стольких чужих «гостей». Столкнулся только с микро диаспорой
 дружелюбных армян – к ним то на чай, то на арбуз заходил, прямо рядом с
 шаманской избой на улице Рабочей в Кызыле. У них там что-то типа
 киномонтажи.
 Вся Азия—на юге Сибири
 Другое дело обаяние Азии – там, через местечковые среднеазиатские дворы,
 тут у нас настоящий Бишкек с Бухарой в цепких объятиях сплелись и бьются в
 экстазе прямо на центральной площади имени Павла Чекотова! Интернационал и
 пролетарии всех стран соединились в Иркутске Там, в Кызыле свой сегмент
 приезжих – почти нет почему-то китайцев и среднеазиатов, совсем немного
 кыргызстанцев, и то только потому, что их предки вышли как раз из Алтая и
 Тувы лишь… То есть несмотря на пыхтение, бдительность у замочных скважин
 кобуроносных блюстителей, там соцсреда и люди саморегулируют потоки
 приезжих – что только шокировало лично меня – число единичных, но в массе
 своей своеобразных белых американцев, переселившихся на ПМЖ в ТУВУ и
 взявших себе в жёны именно что тувинок, быть может, страсть к убитым их
 предками индейцам столь высока, что они комплекс победителей решили
 применить по назначению на новой земле? По такой логике коренные немцы
 должны взяв удила в стремена нестись в тот же Казахстан на переселение и
 оплодотворение казашек и кыргызок ради чувства справедливости и вины
 отцов… Но коль те не шевелятся – миллионы арабов идут пешком к ним и скоро
 заарабят весь Фатерланд.
 Но самое интересно начинается, конечно же, не в городе—столице, а в других
 простых маленьких городка вроде Шагонара – где живёт моя знакомая шаманка
 Вера Сажина. Скудными словесами очень трудно описать мистическую силу
 Тувы. Говорят, тувинцы дики и жестоки… Нет, они добры и откровенны.
 Посмотрев в глаза любого тувинца: пусть он посмотрит в мои – да, он молча
 кивнёт – отвезет туда, куда надо, всё поймет, очень многим поможет. Любой.
 Они просто защищают свой хрупкий мир, пьют иногда, но в целом это люди
 сердца и нежных душ. Были ли у меня конфликты за два автостопочоных заезда
 в Туву? Нет. Но пьяные приставали часто – просто остановившись, посмотрев
 молча в глаза – посочувствовав и всё поняв, шёл. Они трезвели.
 Первое, что я сделал – выйдя из Иркутска в Туву – никого там не зная,
 поехав как всегда в никуда – это спросил людей, где есть шаманы. Это
 вопрос идиотский, конечно. Но нет глупости большей, чем недоверие людям.
 Итак, сменив всего две (!) машины, преодолев расстояние почти в три тыс.
 километров, оказываюсь на сарайного типа улочках Кызыла. Город из
 деревянных теремов, мало в нём бетонок, мало в нем удобств, просто
 полу-деревня – но очень просторно и легко в нём жить…
 Утуг-Хая… Место поклонения. Беседка у горы. На гору лезть по сыпучей с
 километр. А там просто щель в скале. Просто щель и просто сыпучка. Но
 сколько переживаний, дрожи, нервов и пота, страхов и отчаяний дало мне всё
 это… Ну, не могу я описать! Не могу. Простите. Ладно, позже чуть-чуть
 продышусь, прогуляюсь, может быть успокоюсь, сосредоточусь, подберу слова…
 И обряды и наряды
 Вера была в шаманском костюме. С перьями на голове, с бубном и очень
 сурова, и старалась провести обряд таким образом, чтобы души дали нам
 добро. Французы посчитали – это шоу для них. Мне показалось, Вера очень
 нервничает и переживает, но не потому, что надо на их камеру что-то такое
 воспроизвести – для неё всё и всегда серьезно. Она очень далеко идущая
 душа. Вера! Мне не хватает теперь твоей вдумчивой сосредоточенности –
 твоего шаманского осторожного жеста не потому, что мне нужна твоя помощь,
 нет – мне нужно научиться такому образу мысли. Это не то, что пишут юные
 на форумах как зомби – хочу стать шаманом, хочу стать шаманом. Нет. Это
 просто преклонение перед опытом, методами и величием души, знающей всё,
 стремящейся поделиться этим с людьми… О, люди, это так часто неблагодарно
 и нелепо жующие стереотипы, алчные существа. Вот что они думают о шаманах:
 вырядились и хотят наших денег! Они просто как цыгане – они нас
 обманывают! Сами мы всё знаем – сами им что-то подсказали, да Они просто
 грязные ряженые, что они делают — просто смешно, у нас будет доход и
 комфорт…
 Так думает 99% населения. Люди так думают: лишь только о том, что их
 манера жить одна на всех. Им не важен чужой опыт, чужие намерения не ясны,
 чужой мир культуры для них закрыт навсегда. Что ж говорить мне о шаманах –
 о них вам ничего хорошего не расскажу, вы мне и не поверите. А зачем
 говорить, а тем более писать о том, во что всё равно никто и никогда не
 поверит… В силу своего примитивного комфортного и алчно-похотливого
 состояния сознания. Нет Веры — нет идей. Нет ни друзей, нет ни смысла, нет
 и жизни в итоге. Ничего у таких людей нет – они нищие духом… Вы, Нищие
 духом. Именно вы. Читающие. Каждый. Точно. Потому что мудростью невозможно
 ни с кем поделиться – её надо только пережить. Постараться. Потратить свои
 силы, нервы и время. И только тогда – вспомнив всё, осознав, что нет ни
 прошлого, ни будущего – одно ощущение жизни, Вы тогда только, быть может,
 поймете меня, просто обменявшись со мной одним взглядом. Одним.
 Поэтому это и хорошо, правильно, что люди не верят в чудеса – это такое
 явное безумие – общий стадный рефлекс: у нас всё в норме, мы нормальны, мы
 делаем всё как надо, мы всем довольны! Только вот повторяя эту мантру на
 все лады, подавляя все свои инстинкты и ущемляя потребности человеком-то
 стать невозможно – никогда! Только пережив испытания, страсти, страхи и
 выменяв своё скудное время на глубину ощущений можно надеяться хоть что-то
 понять. Не верьте никаким шаманам! Они вас не спасут! Они вам не помогут!
 Они вам ничего не расскажут, да не подскажут… Просто когда-нибудь начните
 жить… Когда-нибудь морок круговерти между домом и работой как меж Содомом
 и Гоморрой вам так надоест, что вы сбежите в лес, вы убежите в степи, вы
 кинетесь в моря, если всё это ещё не будет отравлено и загажено,
 не вычерпано и доступно. Вы все точно сбежите – потому что ничто так не
 утомляет, не подавляет, не ущемляет и не возмущает дух как комфортная
 ложь! Дикий ветер ворвется в ваши умы, они всколыхнутся как ковыль в
 степи, вас понесёт к шаманам и не будет вам никакого утешения и поблажек в
 городах – вся ложь личин разом схлынет, вы не сможете это воспринимать
 всерьёз и вам захочется бежать и плакать, и побыть хоть где, хоть с кем –
 лишь бы не входить в пошлые отношения с уютом и в итоге с явным
 пренебрежением. С ложью и самодовольством. С обменом своего времени –
 которого у всех всё меньше – на нелепые дензнаки. С утратой своих надежд –
 самого ценного – ради призрака быта.
 Теперь и с Петрой
 Заехать в третий раз в Шагонар и погостить с недельку у яркой, доброй,
 отзывчивой Веры мне помогла на сей раз Петра. Очень хотелось показать ей
 Туву, заодно познакомить с этой женщиной. Сама природа Тувы с её
 просторами, сопками, теплым летом и ветром с разнотравьем и создает
 всемогущий ореол нужности присутствия в ней тебя самого, чаще всего нигде
 никому не нужного. То дополняется детскими ассоциациями с таким же точно
 ярым климатом, но чуть более плоским ландшафтом, чем в казахской степи –
 те ж травинки, пыль дорог та, твёрдость почвы, ярость ветра. Бродить по
 этой странной, но точно не равнодушной к тебе республике – где ты не
 можешь затеряться ни в толпе, ни в сырых мутных просторах вдвойне
 интересно – отношения к тебе людей самые противоположные. От желания
 ощипать – до полного приюта, от алчности до бескорыстия. И это тоже очень
 нужно душе – ощутить на таких качелях то, кем же ты являешься на самом
 деле...Пройти по полной шкале отношений—от кидалова до самого настоящего
 нахождения себя здесь. Настоящая жизнь. В городах ныне многие застревают
 на фазе кидалова и ненависти к себе – и так и живут – бродя от одной такой
 работы до другой и везде получая дерьмо вместо денег, портя свой вкус к
 жизни калом, которым люди так часто любят заменять нал – потому что
 безнаказанно. Никто никого не застыдит, не привлечет к суду – не найдет
 управы – только ходить и охать будет. И многие, очень многие мои друзья
 так и живут – от кидал к коалам бродят и ещё их ублажают. Задаром,
 разумеется, не понимая природу человеческих отношений – если раз халява
 катит, чел всегда будет искать идиотов, которые будут ему служить
 безвозмездно – это сильно развращает. Могу рассказать массу историй из
 своей практики, когда помогай человеку бескорыстно долго и верь в него и
 старайся – а он просто глумится над тобой и в глаза, и за глаза просто
 презирая... И что остаётся? Да просто не вестись на то, чтобы быть во что
 бы то ни было... хорошим человеком. А многих так воспитали – именно
 работать за идею, выполнять свой долг, стараться помогать... Выслуживаться
 перед гипотетически строгим родителем. Такова бессознательная программа. И
 она очень сильна. Угодить старшему! Во что б то ни стало сделать дела – не
 важно, как воспримут. Главное оказаться хорошим мальчиком в своих глазах и
 поверить, что всё будет хорошо в итоге... Но как ни старайся – мир
 перенаселен манипуляторами, провокаторами, идолами-грабителями – просто
 ворами твоей энергии. Тупо вестись на обещанную зарплату или сказочное
 гостеприимство или супер посулы после того как... ты всё для них сделаешь
 – но такого никогда не происходит... и твоя энергия утраченных надежд
 ложится болью и мукой только на твою душу – и везде оно так. И никто тебя
 не выручит, не утешит, не поймёт, не приютит просто так – пока ты в той же
 программе. Но чтобы избежать блужданий в трёх соснах «Я хороший – люди
 такие» надо просто уйти далеко... Не многим это дано. Чтобы выйти из
 рабства рутины нужна только решимость. Время и деньги вот что кажется
 дефицитом. Но это всё не так. Только отчаянный поиск других отношений даёт
 шанс успокоиться, пересмотреть модель своих отношений с миром и вернуться
 обновленным. Ради этого я и езжу каждое лето автостопом в неизвестные и
 совершенно дикие края. И нахожу в пути ответы на все, все и ещё раз
 повторю все свои вопросы в реальности – в людях и просторах. Потому что ты
 попадаешь в совершенно новые ситуации и выход из них ищешь по-другому...
 Быть же вечно в одном дне сурка и верить, что вот ты натужишься, наденешь
 новую рубашку, съешь супер салат и так сказочно выложишься --- что всё и
 вся вдруг изменится в твою пользу – это бред. Бред – моя обычная жизнь с
 повтором каждого дня из года в год в серию ударов волны о камень. Если не
 бояться дискомфортных отношений к тебе и нагрузки своему телу – всё быстро
 меняется в сторону осознанности своих сновидений. Ведь чем больше я живу,
 тем чётче вижу те сны, в коих живут многие люди – дом и работа, как Соддом
 и Гоморра, но вот движется кто-то, пора сушить вёсла. Всё неспроста, всё
 очень просто – одни взгляд, один жест и одна мысль меняют весь сон.
 Помните сны? Малейшее изменение мысли и сценарий катастрофы или отчаянья
 подвергается мгновенной метаморфозе – вы тут же всё меняете в долю секунды
 – стоит догадаться и всё иначе. Так вот и тут – в этом вашем сне – где вы
 читаете эту записку бродяги, прошу одуматься и выйти из строя вон и сесть
 на массажный стул или кресло-трон и помедитировать, подышать пранаяму и
 понять – только вы сами виновник своей несчастной жизни. Никто не
 заставляет вас страдать. ... Все, все, ну все долговые обязательства,
 решения ходить на работу где вы хуже чёрта в аду, или просто собаченье с
 самыми близкими – это ваш дурной сон, в котором пока вы спите и не хотите
 всё осознать – таким кошмаром, длинной на множество долгих, бессчётно
 долгих дней они будет. Конечно, мир не однороден и не везде одно и то же
 самое... Везде всё и все разные, но свою же модель само мотивации, пусть
 ложной, но по-вашему только лишь вашей вы принесёте с собой. Сколько вижу
 моделей боли и муки – они все зациклены на чём-то нелепо-неубедительном
 для других – будь то семейный долг, непонятно кому нужное творчество,
 желание быть хорошеньким – всё это звенья одной цепи – и цепь эту человек
 кует сам и сам в неё на всегда влезает и по уши... Никто не должен быть
 хорошим. Никто и никому ничего не должен доказывать. Если это не нужно –
 но если вы считаете – что ещё сто тысяч таких же точно дней и ситуаций вам
 к лицу – мучайтесь!! Боритесь за то, чтобы внушить какой вы хороший, как
 вы всё хорошо можете сделать – мучайтесь! Ничего личного – просто
 старайтесь ничего нового не изобретать – давите на эту кнопку как крыса!
 Боль – это же адреналиновый наркотик. Спортсмены от наркоманов отличаются
 только внешне, та же биохимия – но одни растягивают удовольствие от
 порно-брусьев, рвущих их связки, а другие то – но сидя в тени акаций под
 деревом банана мечтают лишь о том, как всё будет круто уже завтра... А
 сегодня одна и та же химическая впрыска, доводящего до умопомрачения
 адреналина в кровь. Боль от жизни – горечь каждого дня от гнусной рутины
 то же самое – с тем же результатом ломок. Ничего личного – просто вы
 тащитесь на работу как нарк за дозой, как спортсмен за своим шоком –
 только вот кайф или удар вы получаете от шалых коллег или ошалевших
 домочадцев – ваш бой. Конечно всё это полная чертовщина, скажете уже вы,
 ну нельзя же всё сводить к одним острым ощущениям от жизни – но кто их не
 ищет? Да они всех настигают – яды-эмоции – не спрячешься. Вот я, например,
 работаю ногами – а иногда и головой... как футболист, например. Но и голы
 есть! Их я забиваю не воображаемой команде соперника – а вам – прямо в
 голову – пиная шарик идей. И пусть этот мяч бывает часто и мимо ворот –
 потому что всё это лишь плоды моего ума, но ведь вы понимаете, о чем я
 писал выше – поиск острых ощущений, стыда, мучений, дискомфорта – всё это
 шок конечно, но уверен – вы любите его больше покоя, свободы, природы – вы
 это находите! Ничто не может этот цикл изменить –только общение с
 духовно-развитыми людьми даст шанс... Но вы его вряд ли используете – кому
 надо так рисковать – вдруг дома забудут, с работы уволят?? Вот и выходит –
 вы наркоманы-спортсмены, бизнесмено-айкидошники, нудящие о том, как бы
 больше заработать, и при этом так заброшенно-опустошенные, что мама-моя
 психиатр ждет вас. Она сразу пинает вас по голове своей адской атакой – вы
 даже улыбнуться перед этим не успеете – просто отдадите ей всю энергию,
 или деньги что заработали таким трудом или все свои мечты. Она их возьмёт
 конечно: ни-пол-слова благодарности – один бред ярости и чудовищный
 диагноз. И вот после этого я выхожу из этих чёртовых личин, в которые
 прячется каждый эмоцио-наркоман – становлюсь свободным и утешенным
 осознанием всего. Конечно не без помощи добрых людей. Но чтобы тебя
 правильно поняли и приняли те же мудрые люди, могущие всё понять и принять
 ты сам должен быть готов к переменам – а не искать у каждого столба 220
 Вольт для своего безумия. Конечно, работать надо – надо помогать людям,
 трудиться и делать мир лучше. Но если вся твоя жизнь – а я её всю и описал
 на этих двух страницах такова в точности – задумайся ты не спишь? И если
 это сон длинною во всю твою маленькую и странную жизнь – не пора ли
 проснуться и жить? Никаких советов нет и быть не может. Сам был такой – до
 позавчера. А теперь я принял решение. И мне будет не так больно от тех
 граблей, что я ещё поймаю – но укорачиваться то уже научился... Если
 завершать очерк тем с чего начал – кратко опишу день предыдущий. Мы с
 Петрой просидели полдня на берегу Малого Енисея – Улуг-Хема и
 помедитировали – каждый о своем... И небо было за нас и даже дым от
 костра, который разожгли сердобольные тувинцы, чтобы отогнать нас от них –
 тоже был вначале шоком – обидно же – мы же в гостях в этом мире – но потом
 пришла радость!
 Утуг-Хая, Бижитиг-Хая
 Бижитиг-Хая. Каменный воин. Истукан в степи. Тысячелетний памятник. Ничто
 не вечно. А он вечен. Он – вечность. Просто некий артефакт вне времени и
 пространства. Кто поставил и сколько времени он стоит, и почему многие
 умерли почти сразу же, пытаясь его ещё при Советской власти выдрать из
 земли тракторами? Умирали на следующий день, а он всё стоит. И смотрит
 сквозь. И нет ничего – ни одно государства, религии, условий – которые бы
 он не видел. И странно, что кто-то в виде ученых пытается примитивно
 датировать, объяснить всё и рассказать. Если вы хоть раз были в
 национальном музее Тувы – вы осознаёте, что мы сейчас живем в пещерном
 веке. Мы неандертальцы. Питекантропы – это все мы. Кроманьонцы, вашу мать.
 Такие высокие технологии были и такие филигранные вещи созданы древними
 культурами – что обезьяны то как раз мы. Не знаю, что там в головах ученых
 – по-моему, это всё шизофреники. Один буддист сказал: никто так не далек
 от действительности, как ученые. Потому что они не верят настоящему, не
 видят текущего. У них ложные системы отсчетов, у них нет ни времени, ни
 методов. И пространства они тоже не чувствуют. Оно и они – это абсолютно
 разные плоскости и величины. Точка отсчета – ум человека, где переплелись
 прошлое, настоящее и будущее. Это многомерность – она не в пространстве –
 она вся в памяти и ощущениях и осознанности. А мерить жизнь по датам,
 объектам и артефактам – безумие.
 Время – вымысел. Никто мне не докажет, что секундная стрелка – мерило его.
 Оно само по себе в нас. Если мы что-то осознаём. А объедки эпох – да, они
 существуют и сосуществуют с нами, но нельзя их отмерить вымышленной
 величиной,… Тем более, что время в каждом из нас совершенно по-разному
 тикает. Нет единого хронометра. Нет. Никогда не было. И не будет. Он
 выдуман лжецами и жрецами – ныне они как бы ученые, чтобы паразитировать
 им на фарсе стада, которому кроме комфорта и уюта – кокона его страха
 – почти ничего не нужно. До поры, пока дух и смысл не проснулись, всё так
 и будет. Останься твёрд, когда твоё же слово калечит плут, чтоб удивлять
 жрецов. Вымышленные категории, вымышленная реальность, выдуманные
 физические законы, в которые всех приучают с малолетства поверить…
 Это всё временно. Это так кратковременно – что даже не стоит придавать
 этому значения. Как миг. Реальны лишь только твои личные ощущения – твой
 смысл, твой стиль мышления. Остального нет. Все эти мысли пронеслись в
 моей голове, когда я подошел и молча стоял у Бижитиг-Хая, молча… Мы
 поговорили – и только теперь я что-то понял, по прошествии тех лет – а ему
 это три секунды. И нет ничего, чтобы нас на каких-то категориях и весах
 сопоставило. Просто он – каменный Бог – творение рук, жертва Вечности,
 сотворённый кумир – нам, язычникам – тем, кто веру насаждает языком –
 болтовнёй, блудливыми преемническими категориями, подарил спустя три года.
 Только сейчас эти мысли до меня дошли – потому что вызрела необходимость
 их донести, выразить вам. Не знаю, смог ли в чём-то убедить, быть
 правильно понятым. Но как мог, это сделал. Поделился…
 Шагонар—осока и вечера
 Что мне ещё рассказать о Туве? Она такая милая, теплая, добрая… Это
 детство человечества – его колыбель, и как только может Природа – а
 остального у нас просто нет – она всегда возвращает нас в состояние
 ребенка, в личине которого каждый и пребывает. Но научившись врать и нагло
 вести себя, с напыщенным пафосом держась всюду и начиная дуреть от этого –
 тут ты беззащитен. Тут ты личинка. Ты просто пылинка, и она тебя бережно
 держит в своих гигантских ладонях-степях, мило позволяя побродить по своим
 горам-грудям и даже полазить по её деревьям-волосам… А мы, что мы
 возомнили о себе? Ну это даже не смешно, а просто страшно так
 самообольщаться. Накопив массу ненужных никому, да и нам уже надоевших
 игрушек, абсолютно бесполезных и бессмысленных на природе – мы отучились
 думать сами, чувствовать, переживать и очень верить. И вот, сидя у малого
 Енисея в паре километров от Шагонара и слегка ощущая осоку, видя горы и
 думая, что я думаю, я понимаю – ничего не было и не будет – а такие места
 как Тува останутся в нашем сердце навсегда. Она – Тува – это край между
 Монголией и казахской степью, за бортом Алтайских гор и вдали от вод
 мощного Байкала – она спрятана. Она — последняя тайна. Какие тут
 потрясающие переживания, противоречивые и милые чувства со слезами на
 глазах, ну нельзя это описать! Только выдумав фабулу, только залив краской
 очередной ходульный муляж, налепив кучу образов и никому не нужных сюжетов
 можно косвенно – лишь на 1% отразить всю её силу.
 Когда у меня появляется выбор ехать снова в Монголию или Казахстан—чаще
 всего выбираю Туву. Потому что она собой воплощает всё: и моё детство и
 самую ближнюю экзотически-суровую Азию и немного форс-мажора с абсурдизмом
 городской не утрясаемым тут никак бытом только сластят вояж. Ведь в
 Иркутске, как ни крути всё отлаженней, монотонней и сытее становится наша
 жизнь.
 Кызыл-Иркутск
 Михаил Юровский
Подготовил Вениамин Гольденберг