диофантов кинжал

Max Alekseyev

* Crossposted in RU.CRYPT

Hi, All !

Hу что, вынем диофантов кинжал? ;)

Для начала 2 наблюдения:

1) если в уравнении

n m p t
x + y + ... + z = w
\-------v-------/
k членов

число t попарно взаимно просто со всеми n,m,...,p, то уравнение имеет решение
вида
x=k^a, y=k^b, ..., z=k^c, w=k^d, причем x^n=y^m=...=z^p и d*t=n*a+1.

Hапример, x^6+y^15=w^7 имеет решение x=2^15, y=2^6, z=2^13
А уравнение x^2+y^4+u^8+z^16=w^33 имеет решение x=4^16, y=4^8, u=4^4, z=4^2,
w=4

2) перепишем уравнение x^6+y^15=z^12 в виде (x^2)^3+(y^5)^3=(z^4)^3 и оно
неразрешимо как уравнение Ферма при n=3 (строго доказанный факт!). Аналогично
неразрешимо уравнение x^6+y^15=z^15.

И что же мы имеем:

1 4 4 | 6 6 6 6 | 3 2 | 100 3 3 3 | 2 2 2 | 3
2 4 4 | 15 15 15 15 | 3 3 | 100 4 4 4 | 4 4 4 | 15
2 4 4 | 12 10 15 7 | 3 4 | 100 12 5 6 | 8 8 8 | 2
4 | | 3 6 | 4 | 16 16 16 |
| | 8 | | 32 33 8 |
| | 5 | | |

. - - | - * - . | . . | # * . * | * . * | .

* - неизвестно точка или тире
# - особый случай: если мы примем гипотезу Эйлера, то на этом месте должно
стоять тире, ибо согласно ей уравнение (x^25)^4+(y^25)^4+(z^25)^4=w^4 не имеет
решения. Холмс по этому поводу сказал:
"...это утверждение есть не более чем гипотеза, но, учитывая, что ее высказал
сам Эйлер - математик с поразительнейшей интуицией, мы вполне можем поверить
ему
на слово."

А в буквах, соотвественно, имеет такие варианты:

В | Ц,Ч | И | Б,Ь,З,Щ | С,У,Д,К | Е

Я как ни думал не смог придумать хоть какого-то слова. ;( Единственное, что
приходило на ум В_ЦИРКЕ, но Р в четвертой позиции не может получиться даже,
если
отвергнуть гипотезу Эйлера.

Какие у кого еще мысли есть?

Regards, ° °
Max ~

Konstantin Knop

Привет!

> Автор: Max Alekseyev <Max.Al...@f60.n5015.z2.fidonet.org>
> Дата: 3-Мар-98 07:10
> Тема: [NEWS] диофантов кинжал

>И что же мы имеем:
>
> 1 4 4 | 6 6 6 6 | 3 2 | 100 3 3 3 | 2 2 2 | 3
> 2 4 4 | 15 15 15 15 | 3 3 | 100 4 4 4 | 4 4 4 | 15
> 2 4 4 | 12 10 15 7 | 3 4 | 100 12 5 6 | 8 8 8 | 2
> 4 | | 3 6 | 4 | 16 16 16 |
> | | 8 | | 32 33 8 |
> | | 5 | | |
>
> . - - | - * - . | . . | # * . * | * . * | .
>
>* - неизвестно точка или тире
>

>А в буквах, соотвественно, имеет такие варианты:

> [...]

Замечу, что если в столбике 3-4-12 стоит точка, то в 3-4-6 тем более точка.
Это значит, что буква -..- (Ь) там невозможна.

Аналогично, невозможна буква ..- (У) на предпоследнем месте.

Кстати, а есть ли шанс, что автор использует английскую азбуку
Морзе? Она немного отличается от русской.

Константин

Max Alekseyev

Hi, Konstantin !

Replying to a message of Konstantin Knop to All:

KK> Замечу, что если в столбике 3-4-12 стоит точка, то в 3-4-6 тем более
KK> точка. Это значит, что буква -..- (Ь) там невозможна.

Согласен. Она там невозможна и с грамматической точки зрения: интересный слог
ИЬ ;)

KK> Аналогично, невозможна буква ..- (У) на предпоследнем месте.

Итого получаем:

В | Ц,Ч | И | Б,З,Щ | С,Д,К | Е

KK> Кстати, а есть ли шанс, что автор использует английскую азбуку
KK> Морзе? Она немного отличается от русской.

Сомнительно. Все рассуждения велись от выписанной там азбуки Морзе, ничего
другого даже не предполагалось.

Интересно был насколько знаком был автор с математикой... С одной стороны, его
решение для самого длинного столбца нетривиально (чтобы такую формулу отыскать
пришлось бы подсуетиться ;), а с другой стороны, странно, что он не зашифровал
что-нибудь осмысленное - сомневаюсь, что расшифровка несет какой-то смысл. Hо
тем не менее, она все равно интересна сама по себе.

Regards, ° °
Max ~

Max Alekseyev

Hi, All !

Replying to a message of Max Alekseyev to Konstantin Knop:

MA> Интересно был насколько знаком был автор с математикой... С одной
MA> стороны, его решение для самого длинного столбца нетривиально (чтобы
MA> такую формулу отыскать пришлось бы подсуетиться ;),

Кстати, стоит добавить, что впервые рассказ напечатан в 1981 г.

> [...]
MA> стороны, странно, что он не зашифровал что-нибудь осмысленное -
MA> сомневаюсь, что расшифровка несет какой-то смысл. Hо тем не менее,

Konstantin Knop

Добрый день, Max Alekseyev !

4-Мар-98 05:14 Max Alekseyev писал в статье
"[NEWS] диофантов кинжал" :

MA> Интересно был насколько знаком был автор с математикой... С одной
MA> стороны, его решение для самого длинного столбца нетривиально (чтобы
MA> такую формулу отыскать пришлось бы подсуетиться ;),

Фигня это, а не рассуждение. Делается это так:
автор увидел две больших степени (16807 и 15625) довольно близко
друг от друга. Вычел меньшую из большей - получил 1182.
А затем представил в виде суммы степеней первым пришедшим
в голову способом: 1000+100+81+1. Для единицы
записал в показатель совершенно отбалдовую степень.
Присочинил рассказец о том, что это искалось на компьютере. Всё!

Хотите другой такой же фокус? Пжалста:

x^2 + y^4 + z^5 + t^8 = w^5

Решение: x=20 (400)
y=6 (1296)
z=8 (32768)
t=4 (65536)
w=10 (100000)

Не так ли получены у автора остальные "секретные" столбцы?

Константин

Max Alekseyev

Hi, Konstantin !

Replying to a message of Konstantin Knop to All:

KK> Фигня это, а не рассуждение.

Убедил ;)

KK> Делается это так:

Hадо ему было уравнение еще пострашнее прудумать...

KK> x^2 + y^4 + z^5 + t^8 = w^5

KK> Решение: x=20 (400)
KK> y=6 (1296)
KK> z=8 (32768)
KK> t=4 (65536)
KK> w=10 (100000)

KK> Hе так ли получены у автора остальные "секретные" столбцы?

Может быть, но жалко, что там бессмыслица получается ;(

Regards, ° °
Max ~

Leonid Broukhis

In article <8889...@f60.n5015.z2.ftn>, Max Alekseyev wrote:

> 1 4 4 | 6 6 6 6 | 3 2 | 100 3 3 3 | 2 2 2 | 3
> 2 4 4 | 15 15 15 15 | 3 3 | 100 4 4 4 | 4 4 4 | 15
> 2 4 4 | 12 10 15 7 | 3 4 | 100 12 5 6 | 8 8 8 | 2
> 4 | | 3 6 | 4 | 16 16 16 |
> | | 8 | | 32 33 8 |
> | | 5 | | |
>
> . - - | - * - . | . . | # * . * | * . * | .

Если предположить, что в столбце 6 15 12 опечатка, то получающийся
ответ вполне логичен и в стиле Мориарти, но нецензурен.
Если вместо этого отвергнуть гипотезу Эйлера,
то добавляются буквы Х, Ж, Л, Я, но они ничего не дают.

> [...]

>приходило на ум В_ЦИРКЕ, но Р в четвертой позиции не может получиться даже,

Автора на мыло.

Leo

Eugene Myasoedov

прЮвет, Max, не знаю как по батюшке!

Вначале было слово... А потом Max Alekseyev черкает для
All на тему диофантов кинжал

MA> Hу что, вынем диофантов кинжал? ;)

- Скипнуто -

MA> Какие у кого еще мысли есть?
У меня такая мысль. Если есть какой-нибудь вариант расшифровки, то
значит, что автор текста его знает. Следовательно, он абсолютно уверен
относительно разрешимости/неразрешимости уравнений. А такое, имхо,
невозможно, иначе он был бы (наверняка) великим математиком, каковым он,
скорее всего, не является. Или я ошибаюсь? :)

≈Евгений Мясоедов, собственной пеpсоной≈ [Team SCORPIONS]

Max Alekseyev

Hi, Leonid !

Replying to a message of Leonid Broukhis to Max Alekseyev:

LB> Если предположить, что в столбце 6 15 12 опечатка, то получающийся
LB> ответ вполне логичен и в стиле Мориарти, но нецензурен.

А ведь действительно, это бы придало смысл рассказу! ;)
Hо как доказать, что
6-15-10 ~ .
3-4-12 ~ -
3-4-6 ~ .
2-4-8-16-32 ~ -
2-4-8-16-8 ~ .
???

Я проверил что уравнение x^6+y^15=z^10 не имеет решений при z<=100.

LB> Если вместо этого отвергнуть гипотезу Эйлера,

Кстати то, что 100-100-100-4 есть "-" является следствием уже того, что третий
столбец 4-4-4-4 есть "-". Последнее же по тексту Холмс утверждал, основываясь
не
только на гипотезе Эйлера, а еще и на лингвистических соображениях.

LB> то добавляются буквы Х, Ж, Л, Я, но они ничего не дают.

Это так.

[...]

LB> Автора на мыло.

Да уж! Логичным было бы зашифровать какую-нибудь прикольную фразу (пусть даже
нецензурную) так, чтобы ее, если немного подумать, можно было бы легко
расшифровать (а не угадать). Меня же что-то берут большие сомнения, насчет
столбцов с * можно утверждать что-то конкретное, за исключением взаимосвязей,
на
которые указал Константин.

Regards, ° °
Max ~

Max Alekseyev

Hi, Eugene !

Replying to a message of Eugene Myasoedov to Max Alekseyev:

> [...]
EM> имхо, невозможно, иначе он был бы (наверняка) великим математиком,
EM> каковым он, скорее всего, не является. Или я ошибаюсь? :)

То, что в рассказе с большим апломбом написано про разрешимость/неразрешимость
не совсем соотвествует действительности. И в частном случае, чтобы расшифровать
совсем не обязательно быть великим математиком. Ведь, чтобы доказать
разрешимость, достаточно привести хоть какое-нибудь решение. А неразрешимость
можно показать, например, сведя к известному неразрешимому уравнению (например,
к Великой теореме Ферма).

Уже сейчас мы общими усилиями в эхе пришли к тому, что ограничили множество
возможных расшифровок до 2*3*3=18 вариантов.

Regards, ° °
Max ~

Valentin Shikhov

Hello, Max!

04.03.98 Max Alekseyev (2:5015/60) -> Konstantin Knop:

> [...]

MA> стороны, странно, что он не зашифровал что-нибудь осмысленное -

MA> сомневаюсь, что расшифровка несет какой-то смысл. Hо тем не менее, она
Может гдето ошибка есть для пpимеpа 1 столбец в pазных местах написан то 122 то
222. Может где то описка.
WBR. Valentin.

Alexei Medvedev

Hello Eugene!

Wed 04 Mar 98 20:22, Eugene Myasoedov wrote to Max Alekseyev:

EM> У меня такая мысль. Если есть какой-нибудь вариант расшифровки, то

EM> значит, что автор текста его знает. Следовательно, он абсолютно уверен
EM> относительно разрешимости/неразрешимости уравнений.

Досюда все пpавильно. Тепеpь ваpианты:

1. Он может быть yвеpен в pазpешимости ypавнения, если знает конкpетное pешение
(ypавнение подобpано по методy, yказанномy Константином Кнопом).

2. Он может быть yвеpен в неpазpешимости ypавнения, если оно достаточно пpосто
сводится к доказанно неpазpешимомy ypавнению (столбец 6,15,12).

3. Он может быть yвеpен в неpазpешимости ypавнения, если емy известно
доказательство неpазpешимости (а нам - нет. Что ни говоpи, мы в этом вопpосе
владеем инфоpмацией настолько, насколько автоp счел нyжным нам сообщить).

4. Он может быть yвеpен в неpазpешимости ypавнения, если он сам это доказал.
Только в этом слyчае можно более-менее yтвеpждать:

EM> А такое, имхо,
EM> невозможно, иначе он был бы (наверняка) великим математиком, каковым
EM> он, скорее всего, не является.

Sincerely Yours Alexei

Konstantin Knop

Добрый день, Max Alekseyev !

5-Мар-98 01:03 Max Alekseyev писал в статье
"[NEWS] диофантов кинжал" :

> А ведь действительно, это бы придало смысл рассказу! ;)

Да уж...

> Hо как доказать, что
> 6-15-10 ~ .
> 3-4-12 ~ -
> 3-4-6 ~ .
> 2-4-8-16-32 ~ -
> 2-4-8-16-8 ~ .

Особенно меня удивляет сравнение двух последних строчек.
А также - сравнение строчек 3-4-12 и 3-4-6.

То, что в обеих случаях результаты (- или .) именно такие,
выглядит вполне согласованно и поэтому логично. Но это означает,
что автор владеет какой-то информацией, которую нам раскрыть не
пожелал. Например, о неразрешимости "уравнения Мориарти",
если степень в правой части равна (или кратна) НОК всех степеней,
стоящих в левой части. А также - о разрешимости в каких-то
случаях, когда она не кратна НОК.

Что-то мне это сомнительно...
Во всяком случае, к списку Алексея мне хочется добавить пятую
возможность:

> [...]
>
> 4. Он может быть yвеpен в неpазpешимости ypавнения, если он сам это доказал.

5. Его уверенность в разрешимости и неразрешимости не соответствует
истинному положению вещей.

Авторская ошибка с тем столбцом, где надо предполагать букву П,
заставляет всерьез рассматривать и такую возможность...

Константин

Alexei Medvedev

Hello Max!

Thu 05 Mar 98 01:03, Max Alekseyev wrote to Leonid Broukhis:

> [...]

MA> Меня же что-то берут большие сомнения, насчет столбцов с * можно
MA> утверждать что-то конкретное, за исключением взаимосвязей, на которые

Если доказать неpазpешимость никак не полyчается, то скоpее всего "." - для ее
"неломаемой" шифpовки автоp подобpал по способy, yказанномy Константином,
конкpетный пpимеp.

Hо, конечно, 2-4-8-16-32 - слишком богатая возможностями констpyкция, чтобы
можно было yтвеpждать, что элементаpными сpедствами неpазpешимость не
доказывается.

Sincerely Yours Alexei

Alexey Borovskikh

Hello Max!

Tuesday March 03 1998 07:09, Max Alekseyev wrote to All:

> [...]

MA> Я как ни думал не смог придумать хоть какого-то слова. ;( Единственное,
MA> что приходило на ум В_ЦИРКЕ, но Р в четвертой позиции не может получиться

Ты знаешь, мне кажется, тут ты обломался. Просто со словом "где" рифмуется
единственное широко известное выражение. Так что вторая буква там П, а
про 6-ю, 15-ю и 12-ю степень автор либо не знал, либо в книге была допущена
опечатка. Либо так и было задумано - для трудности. Или это и было то самое
ошибочное решение профессора Мориарти. :)

Вот так.

С приветом

Alexey