Кирза, как она есть

Leizer A. Karabin

========== fromecho RU.spelling (RU.spelling)
* Forwarded by Leizer A. Karabin (2:5005/14.44)
* From : Arnold Ziber, 2:5020/175.2 (Tuesday December 18 2001 08:51)
* To : Leo V. Kuznetsov
* Subj : Даже не соображу, где искать
From: "Arnold Ziber" <ar...@kaluga.ru>

Mon Dec 17 2001 22:03, Leo V. Kuznetsov wrote to Leizer A. Karabin:

LVK> Доброе утро, Leizer!

LVK> А мне рассказывали, что изначально это КирЗавод -- Кировский завод...
Сначала статья из БСЭ:
+++ Кирза, 1) плотная прочная многослойная хлопчатобумажная ткань,
вырабатываемая из тонкой кручёной пряжи. К., обработанная
плёнкообразующими веществами, используется как заменитель кожи;
применяется также для изготовления прорезиненных приводных ремней. 2) В
полиграфии - техническое сукно, употребляемое для обтяжки печатных
барабанов литографских машин. +++

Слово "кирза" -- пример редкой "многомерной" контаминации,
чрезвычайно удачно подобранный термин. Как один из вариантов "покрытия
чего-либо" слово известно давно (Даль: КИРЗА ж. олон. верхний слой
земли, почва). При подборе названия для нового продукта специалисты с
одной стороны отразили его функциональное назначение (...заменитель), с
другой стороны -- отдали дань родному заводу искуственных кож, ещё
ухитрившись при этом использовать русское слово! Bот цитата из статьи:

+++
В 30-е годы, на фоне бурного развития всех отраслей народного
хозяйства, кожевенно-обувная промышленность явно буксовала, поскольку ей
отчаянно не хватало натурального сырья. Требовалось что-то срочно
предпринять, чтобы обуть босую на две трети страну. И решение было
найдено. В дореволюционном центре кожевенно-обувных промыслов - Вятке
(впоследствии Кирове) начали строить комбинат искусственных кож, где в
1936-1937 годах, на основе изобретения химика Лебедева, инженеры
Плотников и Хомутов наладили производство кирзы - материала на тканевой
основе с каучуковым покрытием. Материал обрел неслыханную популярность,
а обувь из него в короткий срок приобрела статус национальной, потому
что была удобной, практичной и - что самое главное - доступной по цене
вконец обнищавшему народу. Такой востребованностью и всенародной любовью
в России пользовалась только телогрейка.
К производству кирзы на Кировском комбинате искусственных кож пришли
не сразу. Сначала выпускали кожгалантерейный гралекс (новый вид
кожзаменителя, название которого произошло от фамилий его создателей -
Графова и Алексеенко) черного и коричневого цветов, а также
шорно-седельный заменитель. Hо вот началась Великая Отечественная война,
и миллионы призванных в армию новобранцев нужно было обуть в короткий
срок. Завод "Гралекс" Кировского комбината "Искож", проработавший к тому
времени уже семь лет, был переориентирован на выпуск кирзы для армейских
сапог.
За годы войны комбинатом было выпущено 4,6 миллионов кв. м кирзы, из
которой сшили девять миллионов пар сапог. Война закончилась, а в
кирзовые сапоги - культовую обувь советского периода - оказалась обутой
большая часть населения страны. В них месили грязь на полях колхозники,
ходили по бетонному полу заводских цехов рабочие, по-прежнему
маршировали солдаты. После работы и в выходные дни выходили прогуляться
по центральной сельской улице или по городскому парку тоже в кирзе,
потому что другой обуви зачастую просто не имелось в наличии. Сегодня у
кирзы новые имена: "кожа искусственная для специальной обуви" или
"материал для голенищ обуви". Hемного длинно и несколько коряво - зато
современно, считают специалисты. В начале XXI века кирза все также
популярна и востребована, как и 60 лет назад. Этот феномен - следствие
проверенной поколениями высочайшей функциональности кирзы. В кирзе наш
народ победил фашизм, построил объекты космической промышленности и
ядерной энергетики. И поныне многие россияне в кирзе борются за место
под солнцем.
+++
(http://www.profodezda.ru/magazine/00006/kirov.htm)

WBR, Arnold

-+- ifmail v.2.15
+ Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

=== Cut ===
─ RU.spelling (2:5005/14.44) ──────────────────────────────────── RU.spelling ─
Msg : 795 of 800 -794 +796
From : Mike G. Jurkevich 2:5020/175.2 Tue 18 Dec 01 09:27
To : All Tue 18 Dec 01 20:14
Subj : Даже не соображу, где искать
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
From: "Mike G. Jurkevich" <jurk...@newchrono.every1.net>

Другая версия про кирзу с того же сайта:
http://www.profodezhda.ru/magazine/00006/kirza.htm

Каково же происхождение этого странного слова? Авторитетные словари
указывают, что русская "кирза" своим происхождением обязана немецкому
слову Kirsei, а то, в свою очередь, - английскому kersey, что означало грубую
шерстяную ткань. Возможно, что первые опыты на "непромокаемость"
производили с шерстью, но позднее для обувной ткани предпочитали хлопок.

Первая кирза была весьма непрочной. Hа морозе она затвердевала
настолько, что становилась ломкой. От жары же она плавилась. Hе исключено,
что из-за своего несовершенства прорезиненная ткань XIX века в России
стала называться исконно русским словом "кирза" (с ударением на первом
слоге), означающим "верхний слой замерзшей земли". Так, во всяком случае,
считал В.И.Даль, настаивавший, кстати, на том, что слово "кирзовый"
(сделанный из кирзы) тоже должно произноситься с ударением на первом
слоге ...

M. G. J.

-+- ifmail v.2.15
+ Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

─ RU.spelling (2:5005/14.44) ──────────────────────────────────── RU.spelling ─
Msg : 796 of 800 -795 +797 Rcv
From : Alexander Chelmodeev 2:5062/17.5 Tue 18 Dec 01 00:05
To : Leizer A. Karabin Tue 18 Dec 01 20:14
Subj : Даже не соображу, где искать
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
/Привет Leizer!/
17 Дек 2001 Пн в 23:40 : Leizer A. Karabin --> All:

LK> Я всегда думал, что "КиРЗ" пеpеводится как
LK> "коже-и-pезино-заменитель".

LK> Hо как-то же можно подтвердить/опровергнуть, что это именно такая
LK> была спервоначалу аббревиатура.

КИРЗА ж. олон. верхний слой земли, почва. Даль. ;)

КИРЗА - плотная прочная многослойная хлопчатобумажная ткань. Применяется
для изготовления прорезиненных приводных ремней; кирза, обработанная
пленкообразующими веществами, используется как заменитель кожи. БЭС.

КОЛЕТ (от франц. collet - воротник) - в русских и некоторых европейских
армиях в 18 - нач. 20 вв. кирасирский короткий застегивающийся на крючки
мундир из лосины, кирзы или сукна белого или палевого цвета. БЭС.

КИРЗА - р. (Орд.), вар. КИРЗУШКА. Вероятно, от тюркского кыр - <край, высокий
берег, гребень горы и за (из су) - <река>, т.е. река с высокими берегами.

По названию английского острова Джерси мы называем различные виды трикотажных
изделий особой вязки÷ А какой материал мы называем по названию английского
города Керси? Ответ: кирзу. ЧГК

... http://ichip.chat.ru ... mailto:ichip(a)chat.ru
-+- GoldED+/386 1.1.5-20010807 rev.0813 (MS-DOS 7.10 pc) * Chip&Deal *
+ Origin: Любишь кaтaться, люби и кaтaйся! (2:5062/17.5)

Добрый день, All свет All!

Так что не только в моэхе есть спецы по всем профилям. Рулят и подписчики
других эхоконвергенций.

За сим навеки и проч. Leizer (ICQ 62084744) [Team Smile'ик - отменить!]
... UI120:ORFFANJYDADBFFALOAMMBHHIJEACKHMDHBUFHHIEHIJ