*[Enwl] [council] Лев Пономарев на Эхо Москвы о требованиях регистрироваться агентами

ENWLine

to "ENWL-uni"
*Лев Пономарев *
правозащитник

Тем, кто не понял
11 апреля 2013, 14:09

http://www.echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1051010-echo

Сначала медицинский факт: Владимир Путин принял как личный вызов себе отказ
правозащитников, получающих финансовую помощь от международных фондов,
регистрироваться в качестве иностранных агентов. Наблюдатели предсказывают,
что те организации, которые не подчинятся этим требованиям, будут
ликвидированы.

Решимость Путина сделать это подчеркивает его готовность верить и
произносить несусветную чушь о получении около миллиарда долларов за три
месяца неправительственными организациями.

Все чаще даже сторонники правозащитников высказываются в таком духе:
<<Борьба бесполезна, для сохранения себя согласитесь и зарегистрируйтесь
<<иностранными агентами>>.

*Тем, кто не понял, почему правозащитники никогда не будут регистрироваться
<<иностранными агентами>>, объясняю.*

Существует, по крайней мере, пять причин, почему Движение <<За права
человека>> не будет проходить эту унизительную процедуру:

1. Очевидно, что в представлении обычного человека понятие <<иностранный
агент>> несет негативную коннотацию. Поэтому российские граждане, которым
требуется помощь правозащитников, будут опасаться обращаться в
правозащитные организации и, значит, *работа их станет менее эффективной.*

2. Еще большее значение имеет другой аргумент. Дело в том, что основная
работа нашего Движения заключается в общественном лоббировании интересов
конкретного человека, обратившегося к нам. Многочисленными обращениями в
госорганы мы побуждаем их действовать в интересах граждан. И к нам
госорганы относятся вполне лояльно -- во время отвечают и зачастую идут
навстречу. Но если на бланке нашей организации будет написано:
<<зарегистрированы в качестве иностранного агента>>, *найдется ли хоть один
чиновник, который будет с нами взаимодействовать? *

3. Современные правозащитники естественно считают себя продолжателями дела
советских диссидентов-правозащитников. Многие из них за противостояние
тоталитарному режиму также были названы иностранными агентами, не
признавали это и зачастую платили за это жизнью. *Можем ли мы совершить
предательство по отношению к ним?*

4. Зарегистрировавшись как <<иностранный агент>>, я, бесспорно, нарушу те
договорные отношения, которые у меня есть с иностранными фондами. Для тех,
кто плохо знает суть отношений грантополучателя и грантодателя, коротко
расскажу процедуру. Организация, специализирующаяся в какой-то сфере,
например, Фонд <<В защиту прав заключенных>>, пишет заявку на определенный
проект, эта заявка участвует в конкурсе, и, если грантодателя устраивают
деятельность, указанная в заявке, на нее выделяются деньги. При этом,
никогда грантодатель не ставит никаких условий для предложенного проекта.
Таким образом, грантодатель не является заказчиком работ (с точки зрения
гражданского права <<принципалом>>), а организация, выполняющая проект, не
является исполнителем (с точки зрения гражданского права представителем, то
есть агентом). *В этих обстоятельствах могу ли я позволить себе
зарегистрироваться как <<иностранный агент>>?*

5. И самое главное, моя организация и я знаем, что мы никакие не агенты.
*Можем
ли мы лгать всем и самим себе? *

*p.s.* Во всем мире под понятием <<политическая деятельность>>
подразумевается борьба за власть и участие в выборах. На такую деятельность
политические партии не могут брать деньги из иностранных источников, и это
правильно.

В законе об <<иностранных агентах>> политической деятельностью почему-то
называется влияние на общественное мнение и влияние на принимаемые
госорганами решения -- то есть то, что не просто может, а должна делать
нормальная неправительственная организация.

*Выполнение закона об <<иностранных агентах>> означает узаконивание этого
ложного представления и объявление всей дальнейшей деятельности
правозащитных организаций незаконной. *

--

От кого: Лев Пономарев <levp...@mail.ru>
Дата: 11 апреля 2013 г., 14:47