*[Enwl-inf] Мое мнение: Решение Парламента Адыгеи противоречит российской Конституции

ENWLine

to "ENWL-uni"

23 марта депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея сразу во всех чтениях приняли поправки в республиканскую Конституцию и в Закон Адыгеи «О Главе Республики Адыгея», в результате чего у народа отобрали конституционное право выбирать Главу Адыгеи на прямых всенародных выборах. Депутаты доверили самим себе избрание высшего должностного лица республики из трех кандидатур, предлагаемых Президентом Российской Федерации по представлениям парламентских политических партий. В этой избирательной схеме задействованы все основные акторы политического процесса, кроме одного, но самого главного, – народа.

Несложно догадаться, кому на руку такой ход событий. С одной стороны, у Аслана Тхакушинова и его уляпской команды на прямых выборах нет практически никаких шансов, особенно после 8 лет правления в Адыгее. В прежние времена у Асланчерия Китовича лучшим результатом на прямых выборах были скромные 2,06% голосов избирателей. С другой стороны, и Владимиру Владимировичу так спокойнее, когда сам называешь кандидатуры, а не ждешь, кого там народ пожелает. Народ ведь у нас как дитё малое, за ним глаз да глаз нужен.

С позиций логики власти такой выбор порядка выборов (простите за тавтологию) главы субъекта РФ совершенно обоснован и понятен, но зачем же основы конституционного строя России подрывать? Ведь четко же указано в статье 10 Конституции РФ, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. А раз так, то не может законодательная власть выбирать высшего руководителя исполнительной власти или наоборот. Если мы находимся в едином правовом пространстве, то возникает следующий логичный вопрос: почему Президента Российской Федерации избирает народ, а не Федеральное Собрание? Или там, наверху, тоже планируют отстранить народ от этих непосильных забот?

Я не политолог и даже не философ, и мое мнение можно было бы проигнорировать. Как высказался премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов в июле прошлого года во время встречи с членами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, «Бриних – человек, за которым людского ресурса нет. Он может тему оседлать. А за мной, могу сказать, людской ресурс есть. Я могу людей собрать. Я не буду работать премьером, но со мной будут ребята, которые пойдут на выборные кампании». Странно только, что людского ресурса для победы на выборах, как я понял, у Мурата Каральбиевича хватает (не говоря уж о пресловутом  административном ресурсе), но почему-то от прямых выборов власти Адыгеи отказались.

Однако мое мнение еще в 1996 году разделил Конституционный Суд России, приняв постановление № 2-П от 18 января 1996 года «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края». Так вот, судьи постановили, что Конституция РФ «предусматривает в статье 3 (часть 2), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно. Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные». Далее в постановлении Конституционного Суда сказано, что недопустимо и антиконституционно превращать законодательный орган субъекта РФ «в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей. Избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах. Эти требования, вытекающие из самостоятельности исполнительной и законодательной властей и обосновывающие независимое формирование их органов, отражены в статье 95 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Такое раздельное представительство становится бессмысленным, если оба представителя – председатель Законодательного Собрания и глава администрации – избраны одним и тем же органом».

Постановления Конституционного Суда России являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения и действуют непосредственно. Исходя из этого, наделение депутатами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея самих себя полномочиями выбирать руководителя другой самостоятельной ветви государственной власти вызывает, как минимум, сомнения в легитимности как такого решения, так и избранного по принятой схеме Главы республики. Хотя бы потому, что присягает вновь избранный Глава Адыгеи народу, который, фактически, его не избирал.

Как мне кажется, более справедливым и конституционным стало бы решение нашего парламента о том, что порядок избрания Главы Адыгеи должен приниматься народом на референдуме, а потом уже оформляться в виде поправок к Конституции и законам Адыгеи  решением Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. Народ, как единственный источник власти, должен сам, без посредников, определять способ и формы государственного устройства и управления.

Мне могут возразить, что, мол, депутаты – это народные избранники и через них народ как раз свою власть и осуществляет. В целях экономии государственных средств, как считают депутаты Госсовета – Хасэ Адыгеи, на излишние, по их мнению, всенародные выборы. Не на том экономят наши депутаты! Может, больше сэкономим, распустив республиканский парламент, принимающий антиконституционные решения? Всё равно ведь в Государственном Совете – Хасэ Республики Адыгея 76% депутатов – от «Единой России». Я уверен, что при таком раскладе закрепление парламентских полномочий за республиканским штабом политической партии «Единая Россия» было бы честнее и эффективнее, при том же законотворческом «выхлопе».

Добавлю, что даже поверхностный анализ данных, находящихся в интернете в свободном доступе, ставит под сомнение тезис о том, что республиканские депутаты – полноправные представители всего населения Адыгеи. Так, в выборах депутатов последнего созыва участвовало, в лучшем случае, только половина потенциальных избирателей. При этом половину мандатов получили люди из партийных списков, т.е. голосовали не за конкретных людей, а за политические партии. Предсказуемо победила партия «Единая Россия», набрав 58,65% и получив в итоге квалифицированное (конституционное) большинство в республиканском парламенте. Таким образом, можно считать все решения, принимаемые Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея, решениями «Единой России», представленной в республике всего лишь 9387 членами. Это значит, что законодательная власть в Адыгее практически работает от имени 2,5-3% совершеннолетнего населения республики.

Нелишне напомнить, что почти всё нынешнее руководство исполнительных органов власти Адыгеи, включая Главу и Премьер-министра республики, являются членами «Единой России» и обязаны подчиняться партийной дисциплине. Получается, что исполнительная и законодательная власть в республике принадлежит одной политической партии, представляющей, напомню, не более 3% дееспособного населения.

Так кто будет выбирать в следующем году Главу республики – весь народ или одна партия? И что по этому поводу говорит Конституция Российской Федерации? Сделают ли что-то в ответ на этот явный вызов жители Адыгеи, или опять привычно утрутся и промолчат?

А сделать в сложившейся ситуации каждый из нас может только одно – в сентябре этого года не отсиживаться дома, а прийти на выборы и проголосовать за тех, кому доверите управлять Адыгеей вместо вас самих. В Библии сказано: «Не ропщите на своего правителя, ибо каждый народ достоин своего правителя». Но на самом деле каждый из нас достоин лучшей судьбы. Известный русский философ Иван Александрович Ильин по этому поводу написал: «Каждый народ заслуживает, — и морально, и политически, — лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим». Но для этого надо самому, как гражданину, приложить хотя бы небольшие усилия.

С уважением, Валерий Бриних
Моб. тел. +7 (918) 425-84-35
Берегите Природу, мать вашу!

Sent: Sunday, March 27, 2016 12:31 AM