*[Enwl-inf] Я – лес. Я горю

ENWL

to "ENWL-uni"

Слева: Липа амурская, Синий хребет, Приморье. Дальний Восток. В центре: Начало лесного пожара. Приморский край, Дальний Восток. Справа: После пожара в Приморье. Дальний Восток.

Добрый день!

Я – лес, зеленый океан деревьев, дарю прохладу и радую взгляд. Я – лёгкие Земли, поглощаю углекислый газ, даю дыхание всем обитателям планеты. Я – дом для миллионов зверей, птиц, насекомых, цветов и трав, под моей сенью есть кров и пища для каждого из них. Человек приходит ко мне за отдыхом, спокойствием, ресурсом, и всегда найдет у меня то, что ему нужно для жизни. Я – как вы, я живой организм, любое дерево, цветок и травинка – часть моего большого тела.

Я – лес, и, когда приходят пожары, я горю, я тоже испытываю боль. Вместе со мной задыхаются и гибнут мои дети – деревья и населявшие меня существа, среди них – редкие и исчезающие виды. Те, кто сумеет спастись, лишатся привычной среды обитания, и поэтому тоже могут погибнуть. На планете становится меньше меня – и все больше природных катастроф и климатических катаклизмов... Но я уже не могу думать о глобальных последствиях – я горю, и мне просто очень больно. Помогите мне. И себе – помогите.

Начинается лесной пожар. Плавящийся воздух и дым не позволяют сделать четкий кадр. Приморский край, Дальний Восток.

Горение. По следам огня

Пройти пешком расстояния, пройденные пожарами только в экорегионах России и Центральной Азии за последние годы, вряд ли кому-то под силу. Давайте полетим на самолете. Или запустим дрон. Что мы видим сверху?

Средняя площадь экологически ценных лесов, пройденных огнем за последние 5 лет, на приоритетных территориях в экорегионах, где Всемирный фонд дикой природы реализует новый противопожарный проект:

  • Дальний Восток: 225 тыс. га на 6 млн га ценных лесов

  • Алтае-Саяны: 15 тыс. га на 1,5 млн га ценных лесов

  • Северный Кавказ: 100 тыс. га на 0,5 млн га ценных лесов

  • Центральная Азия: 36 тыс. га на 1 млн га ценных лесов

Давайте спустимся ниже. Что там? Смотрим.

Дальний Восток. Один из самых горимых по ДФО – Приморский край. Ежегодно выгорает 18% Хасанского района Приморья. За последние 50 лет площадь хвойно-широколиственных лесов в Хасанском районе сократилась в 2 раза под влиянием пожаров. По данным космического мониторинга, только за 2021 г. в Приморском крае произошел 1 461 лесной пожар общей площадью 475 522 га. В 1-м полугодии 2022 г. уже действовало 1,28 тыс. лесных пожаров на площади 337 тыс. га.

В Сибирском (СФО) и Дальневосточном (ДФО) федеральных округах площади пожаров увеличиваются в среднем на 442 тыс. га в год.

Я хочу помочь

Алтае-Саяны. В лесах Сибири ежегодно возникает от 1,5 до 18 тыс. пожаров, они охватывают площадь от 133 тыс. до 10,7 млн га. Данные о пожарах за последние 15 лет демонстрируют устойчивую тенденцию роста горимости лесов Сибири, как по числу, так и по площади пожаров. 2015 г.: в Хакасии случилась настоящая катастрофа – 12 апреля всю республику охватили степные пожары, полностью рукотворные. Сгорело много леса, райцентров, населенных пунктов, дома выгорали целыми улицами. Погибли 30 человек, 900 пострадали. 2019 г.: в Сибири масштабными пожарами было охвачено 7 млн га леса. Эти пожары вошли в список наиболее масштабных за последние 20 лет. В СФО площадь пожаров на природных территориях за последний год выросла на 39% (с 2,34 млн га в 2021 до 3,66 млн га к 28 августа 2022 г.). Ежегодный ущерб от лесных пожаров в Сибири – 10-15 млрд руб.

Северный Кавказ. Пожар можно встретить почти на каждом патрульном выезде добровольных и штатных пожарных патрулей. Горят плавни –  тростниковые массивы – в течение всего года, горит лес в сухие сезоны. Горят даже островки жизни меж полей и рисовых чеков – растительность на склонах каналов, которые люди «чистят» таким образом, или лесополосы, на которые переходят сельхозпалы. Да, с принятием закона о запрете сжигания сельскохозяйственных отходов сельхозпалов стало меньше, но кто-то продолжает сжигать стерню[1].

Центральная Азия: На юго-востоке Казахстана, Алматинская обл., юго-восточное побережье оз. Балхаш, находятся водно-болотные угодья международного значения, тугайные леса в дельте реки Или и Южного Прибалхашья – государственный природный резерват (ГПР) Иле-Балхаш, а также Караойский и Прибалхашский заказники. Всемирный фонд дикой природы реализует здесь программы реинтродукции бухарского оленя (с 2018 г.) и куланов (с 2022 г., совместно с Программой развития ООН). В последние десятилетия средняя годовая температура в Казахстане растет вдвое быстрее, чем средняя глобальная температура. Участились экстремальные погодные явления – сильные ветры, волны жары, засухи, пыльные бури и сильные осадки. К концу XXI века абсолютная температура воздуха, вероятно, повысится еще на 2-4,5°C[2]. Усыхание водно-болотных угодий, антропогенный фактор приводят к частым пожарам, которые охватывают огромные массивы тростника и других биотопов. Тростниковые заросли легко воспламеняются и горят с очень большой скоростью. В результате происходит потеря кормовой базы и местообитаний ключевых видов фауны. В 2020-22 гг. территория резервата Иле-Балхаш катастрофически пострадала от пожаров. Пожароопасный сезон длится с апреля до конца октября. Гибель молодняка в пожарах в весенний период, когда происходит гнездование птиц и размножение животных, а главное, уничтожение огнем возможных мест для зимовок копытных (укрытие и питание) является главной угрозой для сохранения их местообитаний. Пожары также создают риски для центров реинтродукции животных, вольеров передержки и для ценных участков восстановления тугайных лесов.

Данные регионов, факты и статистика, которую невозможно назвать «сухой». За каждой цифрой – огромные территории выгоревших лесов, погибших и потерявших исконную среду обитания животных и птиц (включая редкие и исчезающие виды), пострадавшие населенные пункты и человеческие жертвы. Еще – ущерб экономике. И ускорение процессов климатических изменений.

[1] Рассказывает Ада Тауберг, добровольный пожарный Кубани.

[2] Сценарии выбросов парниковых газов RCP 4.5 и RCP 8.5 Репрезентативной траектории концентрации (RCP) – траектории концентрации (не выбросов) парниковых газов, принятой МГЭИК.

И самое главное. Данные, которые подтверждены для всей России и для любого из регионов. ВСЕ эксперты по пожарам сходятся в том, что минимум 90% пожаров возникают по вине человека.

Что нужно делать? Я помогу!

Догорающая тайга. Вид при облете с дрона. Красноярский край

Спасти леса

Сохранение ценных лесов в экорегионах России и Центральной Азии – одна из стратегических целей Всемирного фонда дикой природы на ближайшие 5 лет. Мы планируем снизить на 50% средний показатель горимости ценных лесов, в первую очередь в самых пожароопасных экорегионах, где работает Фонд:

  • Дальний Восток: до 112,5 тыс. га

  • Алтае-Саяны: до 7,5 тыс. га

  • Северный Кавказ: до 50 га

  • Центральная Азия: до 18 тыс. га

Что и кого мы будем защищать от пожаров?

Дальний Восток. 6 млн га ценных лесов в Приморском крае: кедровые леса, местообитания амурского тигра и дальневосточного леопарда, нерестоохранные полосы лесов, первозданные леса, долинные комплексы, орехово-промысловые зоны и зоны покоя липы.

Алтае-Саяны. 1,5 млн га ценных лесов в границах ООПТ (особо охраняемых природных территорий): кедровники, горно-таёжные, лиственничные и другие леса.

Северный Кавказ. 517,4 тыс. га: западная часть региона, включает горные леса на территории ООПТ, которые являются ценными местами обитания копытных. Благородный олень, косуля,

серна, кабан – основные объекты охоты и кормовая база переднеазиатского леопарда.

Центральная Азия. 1 млн га: Тигриный ландшафт в Республике Казахстан в границах республиканских ООПТ, включает тугайные леса и тростниковые заросли. Это естественное местообитание ключевых видов животных: бухарский олень, кулан, джейран, кабан и косуля, 284 вида птиц (из них 20 видов имеют статус находящихся под угрозой исчезновения Международного союза охраны природы – IUCN).

Я поддержу борьбу с пожарами

Регионы реализации противопожарного проекта Всемирного фонда дикой природы. На врезках: Слева: Термические точки пожаров на Прибалхашском участке резервата Иле-Балхаш за 2021 г. по данным NASA. Казахстан, Алматинская область. В центре: Пожары в октябре 2021 года на прилегающей к резервату Иле-Балхаш территории. Казахстан, Алматинская область. Справа: Карта горимости территории Приморского края за 2010-2021 гг, Приморье, Дальний Восток.

Для всех, кто неравнодушен

Всемирный фонд дикой природы начинает новый проект по защите лесов России от пожаров.

Что мы намерены делать:

  • закупать оборудование, снаряжение и транспорт высокой проходимости для региональных ООПТ и бригад добровольных пожарных для тушения природных пожаров;

  • обеспечивать рейдовые мероприятия региональных ООПТ и бригад добровольных пожарных техсредствами, ГСМ и др.;

  • информировать местное население о технике пожарной безопасности в лесу и последствиях нарушения правил и др.;

  • привлекать специалистов для системной аналитической, технической, образовательной, юридической и другой противопожарной работы;

  • разрабатывать и внедрять системные технологические решения для тушения и предотвращения пожаров: системы мониторинга, информационные Web-системы, приложения и др.

Проект по борьбе с пожарами задуман как ежегодный. Для реализации проекта на новый пожарный сезон Всемирный фонд дикой природы планирует собрать 10 млн рублей до апреля 2023 г.

Мы понимаем, что это очень большая сумма, хотя для реализации проекта по предупреждению пожаров она минимальна. Однако, сезон пожаров уже наступил, и сейчас нам необходимы первоочередные 3 млн рублей на поддержку пожарных бригад ООПТ и добровольцев техникой, запчастями и горючим.

Узнать подробнее о наших планах и о том, на что будут израсходованы собранные средства, можно здесь.

Лучше предупреждать пожары, чем бороться с огнем.

Я участвую!

Сгоревший лес на Кубани. Краснодарский край, Северный Кавказ.

Новый сезон пожаров уже наступил. Помогите нам бороться с огнем и сохранять ценные леса России и их обитателей.

Вставайте на борьбу с лесными пожарами!
Команда Всемирного фонда дикой природы

 Тел: 7 (495) 727 0939

vk
twitter
youtube
telegram

Вы получили это письмо, так как участвовали в акциях WWF России (подписывались на новости, проходили тест, отправляли электронную открытку) и подписаны на рассылкy.

Всемирный фонд дикой природы, Ул. Николоямская, д.19, стр.3, Москва, Москва 109240, Russian Federation

Sent: Sunday, August 07, 2022 3:07 PM
Subject: Я – лес. Я горю