*[Enwl-inf] ECO-HR.5326 (Lev A. Fedorov)

ENWLine

to "ENWL-uni"
Право на комфортную окружающую среду

ТЕКУЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

РУСЛО РУЧЬЯ НА УЛИЦЕ ПОГРАНИЧНОЙ В НОВОРОССИЙСКЕ ПРЕВРАТИЛИ В
КРУПНОМАСШТАБНУЮ СВАЛКУ

Уже четыре года с благоволения властей города балка ручья, стекающего с
хребта Маркотх, де-факто является новой городской свалкой

В конце декабря 2014 года в результате общественной экологической
инспекции, проведенной Экологической Вахтой по Северному Кавказу в Восточном
районе города Новороссийска, была выявлена крупномасштабная незаконная
свалка бытовых, строительных и промышленных отходов. Помимо ее масштабов
особой отличительной характеристикой этой свалки является тот факт, что
находится она прямо в русле полноводного ручья, стекающего с хребта Маркотх.
Токсичные вещества, вымываемые из отходов, поступают сразу в расположенную в
километре ниже свалки Новороссийскую бухту.

Ручей протекает через густонаселенный район по балке, расположенной
между улицами Кронштадтской и Пограничной, оба склона балки завалены
огромным количеством покрышек от машин, пакетами с мусором, остатками старой
мебели, оконными рамами и прочим хламом. Свалка тянется на многие сотни
метров. От нее страдают не только жители улиц Кронштадтской и Пограничной,
которые живут в крайне неблагополучной санитарно-эпидемиологической
обстановке на берегу отравленного ручья. Ветер поднимает вверх лёгкий мусор
и несёт его также на соседнюю улицу Байкальскую.

По словам местных жителей, история этой свалки началась в 2011 году.
Тогда в Новороссийске прошли сильные дожди. Старые дамбы в русле ручья между
улицами Пограничной и Кронштадской не выдержали напора воды и были снесены.
Чтобы обезопасить население, администрация Новороссийска распорядилась
выстроить новые дамбы. При этом никто не озаботился тем, что мусор,
образовавшийся при строительстве, нужно вывезти, и потому его просто свалили
в эту же балку.

В том же 2011 году в блоге новороссийца Виктора Очагова появилась
заметка "Новороссийск. Восточный район. Варвары", в которой было рассказано
о том, что сотрудники администрации Восточного района распорядились свалить
стихийную свалку, расположенную вдоль балки, прямо в русло реки. В своей
заметке Виктор Очагов написал: "Летом в администрации Восточного района
прошел слух, что глава города будет проезжать по улице Пограничной к
водохранилищу. Вначале чиновники района наложили в штаны, зная
антисанитарную обстановку вдоль дороги, и что Владимир Синяговский может
увидеть. В их куриные мозги ничего не пришло лучшего, как бульдозером
спихнуть всю нечисть с дороги в зеленый овраг. Это практикуют некоторые
главы районов."

После этого глава администрации Новороссийска Владимир Синяговский
потребовал пресечь какие-либо попытки снова сваливать мусор в этот природный
объект.

Прошло уже четыре года, однако власти не предприняли никаких мер для
ликвидации незаконной свалки, мусор продолжают сваливать в ручей, масштабы
свалки растут.

Подобные действия являются прямым нарушением Водного кодекса Российской
Федерации, согласно которому: "Сброс в водные объекты и захоронение в них
производственных, бытовых и других отходов, в том числе захламление водных
объектов и их берегов отходами ... запрещаются."

В этой связи, 12 и 13 января Экологическая Вахта направила официальные
обращения по этой проблеме в различные государственные органы, требуя
разобраться в ситуации и привести русло и берега ручья вдоль улицы
Пограничной в его изначальное состояние. Кроме того, учитывая, что за три с
лишним года руководители администрации Восточного района Новороссийска так
ничего и не сделали, чтобы ликвидировать несанкционированную свалку, в своём
письме в Азово-Черноморскую прокуратуру ЭкоВахта потребовала привлечь
нынешнего главу к уголовной ответственности по статье 293 Уголовного кодекса
РФ "Халатность". ЭкоВахта намерена добиться ликвидации незаконной свалки.

Также на место свалки съездил Виктор Очагов, который написал новую
заметку о мусорной проблеме на улице Пограничной.

Новороссийск и без подобных незаконных мусорных полигонов, отравляющих
водные объекты и превращающих жилые зоны города в хранилища отходов,
является одним из самых грязных городов России из-за большого количества
экологически опасных промышленных и транспортных объектов. Почему власти
Новороссийска закрывают на это глаза и не выполняют возложенные на них
законом обязанности в части недопустимости загрязнения свалками отходов
городской среды? Получается, что благополучие и здоровье жителей их
совершенно не волнует. Экологическая Вахта надеется, что природоохранные и
правоохранительные контрольные органы помогут городски властям вспомнить о
своих обязанностях.

Иван КАРПЕНКО, Экологическая Вахта по
Северному Кавказу

enwl.b...@gmail.com, 16 января 2015 г.

Суд вгляделся в <Черную дыру>

Контракт на 1,6 млрд бюджетных рублей признан недействительным

Арбитражный суд Нижегородской области по иску региональной прокуратуры
признал недействительными итоги конкурса и муниципальный контракт стоимостью
1,6 млрд руб. по ликвидации шламонакопителя <Черная дыра> в Дзержинске. По
данным надзорного органа, в конкурсной документации отсутствовали
необходимые требования к подрядчикам по ликвидации особо опасного
экологического ущерба. В саратовской компании <Экорос>, заинтересовавшей
следователей ФСБ, ситуацию не комментируют.

По иску прокуратуры Нижегородской области арбитражный суд признал
недействительным проведенный в октябре 2013 года конкурс на работы по
ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов <Черная дыра>
(осталась от бывшего производства ОАО <Оргстекло>). Также суд признал
недействительным муниципальный контракт стоимостью 1,621 млрд руб.,
заключенный по итогам этого конкурса администрацией Дзержинска с саратовской
компанией <Экорос>. Как сообщили в прокуратуре, в нарушение норм
Градостроительного кодекса РФ в конкурсную документацию не были включены
<обязательные требования о наличии у потенциальных участников допусков
саморегулируемой организации на право выполнения работ по организации
строительства, а также на работу с объектами, являющимися особо опасными и
технически сложными>. Это, по мнению прокуратуры, привело к тому, что в
конкурсе победила неквалифицированная компания, а бюджетные деньги
расходовались неэффективно и нецелевым образом.

Напомним, федеральные средства на ликвидацию <Черной дыры> было решено
выделить после того, как в 2011 году в Дзержинске побывал тогдашний
президент Дмитрий Медведев и впечатлился масштабами накопленного
экологического ущерба от химзаводов. Но крупный экологический контракт
быстро оброс скандалами и уголовными делами. Так, в сентябре прошлого года
была осуждена на условный срок бывший директор департамента стратегического
развития, промышленности, инвестиционной политики и экологии Дзержинска
Наталья Федосеева. Суд признал ее виновной в служебном подлоге и
злоупотреблении полномочиями: по версии следствия, в декабре 2013 года она
незаконно подписала акт выполненных работ на 45,8 млн руб. подрядчику,
который на деле не выполнил первый этап контракта (перечислить деньги
администрация Дзержинска не успела - оплата по акту была остановлена после
вмешательства прокуратуры, которая совместно с сотрудниками ФСБ проводила
проверку расходования бюджетных средств). Однако впоследствии обвинительный
приговор был отменен и дело направлено на новое рассмотрение - сейчас
городской суд Дзержинска во второй раз рассматривает дело в отношении
дзержинской чиновницы. Кроме того, в нижегородском УФСБ против
компании-подрядчика расследуется уголовное дело по факту покушения на
мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.

Комментируя судебное разбирательство с прокуратурой, в дзержинской
администрации вчера сообщили, что изначально возражали против исковых
требований, но дальнейшие решения по арбитражному спору будет принимать
другой ответчик - государственное бюджетное учреждение Нижегородской области
<Экология региона>. <Они сейчас курируют этот контракт и выступают основным
ответчиком, мы лишь соответчики>, - отметили в мэрии Дзержинска. В бюджетном
учреждении пообещали позже озвучить свою позицию. В саратовской компании
<Экорос> отказались от любых комментариев по поводу контракта на ликвидацию
<Черной дыры>.

Депутат регионального законодательного собрания от фракции КПРФ Сергей
Лесков уверен, что под видом ликвидации <Черной дыры> имела место попытка
похитить бюджетные деньги. <Еще более двух лет назад мы били тревогу,
обращая внимание на сомнительного подрядчика, я давал показания в
прокуратуре. Предполагаю, что именно активные действия ФСБ смогли разрушить
всеобщую коррупционную поруку властей, которая сложилась в Нижегородской
области вокруг этого конкурса, проводившегося с грубейшими нарушениями.
Дзержинцы смогли доказать, что реально работ на "Черной дыре" не
проводилось, а деньги уводились. Теперь надо расследовать не только
деятельность саратовского "Экороса", но и бывшего министра экологии>, -
считает депутат Лесков.

Роман Кряжев, 3 марта 2015 г.,
http://www.kommersant.ru/doc/2678616

Автор фильма о нефтеразливе в Усинске 1994 года Ирина Власова: Я верю,
когда фильм увидит большое количество людей, это сможет изменить ситуацию

Ирина Власова, студентка Санкт-Петербургского института кино и
телевидения, участница "Эко Арт академии", которая в эти дни проходит в
городе Апатиты Мурманской области, сняла фильм "Черный рекорд" о большом
нефтеразливе 1994 года в Усинске Республики Коми. Это была ее курсовая
работа в вузе, которую она сдала в январе, а несколько дней назад выложила в
интернет. Корреспондент "7х7" стал свидетелем съемок фильма, которые
проходили летом прошлого года в рамках экспедиции Гринпис "Нефтяной патруль"
в Усинске, так как сам был там в августе. А недавно пообщался с режиссером
13-минутной документальной картины, чтобы узнать, как проходила работа и
какие отклики получил автор.

По разным источникам, общий объем нефти, разлившейся в 1994 году из
многочисленных дыр старого нефтепровода, оценивался 100 до 120 тысяч тонн.
По официальной версии, в окружающую среду попало около 60 тысяч тонн нефти.
Об Усинской трагедии тогда сообщали все мировые информационные агентства, и
только местные нефтяники долго делали вид, что ничего не произошло.
Последствия аварии устранялись многие годы. Местные жители уверяют, что они
до сих пор чувствуют последствия аварии.

- Почему ты решила снять фильм об аварии 1994-го года в Коми, самой
крупной аварии нефтепровода на суше?

- Летом я очень хотела снять курсовую работу. Нужна была какая-то
хорошая тема. Мне посоветовали: раз занимаешься экологией - сними что-нибудь
на эту тему. И тут я получила приглашение в лагерь "Нефтяной патруль" в
Усинске. Потом погуглила, нашла информацию, что там как раз произошла авария
в 1994 году. Стало очень интересно. Нашла только убогенький фильм про
"Лукойл" о том, что он всех очистил и спас. Решила снять об этом кино,
поговорить с местными жителями, чтобы люди узнали больше.

- Расскажи, как ты работала над фильмом. Как искала фактуру, героев, как
размышляла о внутренней структуре фильма?

- Я никогда до этого не была в Коми, Усинске, никогда в жизни не видела
настоящую нефть. Я все это представляла абстрактно, что там все будет ужасно
грязно. Я поспрашивала у ребят, которые тоже собирались снимать там ролики,
можно ли будет с ними поездить, пообщаться с местными жителями. Сказали, что
если будет время между уборками нефти, то конечно. В поезде примерно
набросала сценарий, что надо будет пообщаться с людьми и из этих историй
сложить фильм.

Когда приехала в Усинск, все оказалось гораздо хуже, чем я думала и с
разливами нефти, и со съемками. Мы были в деревне Парма, она не такая
старая, как Колва или Усть-Уса, и поэтому самые колоритные местные жители
там не жили. Плюс у нас постоянно была какая-то волонтерская работа, и я
сильно расстраивалась, что ничего вообще не получится. На открытие лагеря к
нам приехали женщины из хора "Пелысь" и общественники из "Комитета спасения
Печоры". И я поняла, что надо их снимать. Нам много всего рассказали, мы
поняли, что тема глубокая. Потом появилась возможность погулять по Усинску,
там немножко поснимать.

У нас возникли проблемы, потому что жители устали об этом рассказывать.
К ним часто приходили журналисты, расспрашивали, а вспоминать об этом часто
тоже, видимо, не очень приятно.

Еще мне повезло, потому что со мной был оператор из Бразилии Тулио
[волонтер "Нефтяного патруля"], у которого был квадрокоптер. Он сделал
съемки с квадрокоптера, я была в восторге, потому что действительно объектив
широкоугольный, и создавалось ощущение, как будто вся земля покрыта нефтью.
Плюс еще оператор "Гринписа" Влад Залевский снимал материал для своих
роликов. Потом он мне отдал все эти материалы, мы с ним об этом заранее
договорились. Уже дома я начала отбирать материал и думать над структурой
фильма.

- Кстати, один из самых интересных моментов в фильме, когда под коми
песню о том, какая прекрасная северная природа, наложен видеоряд с
масштабными нефтеразливами на севере региона...

- Это песня о том, какая здесь красивая природа и как пришли чужаки и
начали все разрушать. Записи этой песни, кстати, у меня не было, я о ней
услышала в лагере, но не знала даже ее названия. То есть я знала только
примерный перевод, и смысл песни меня очень затронул. Уже когда я приехала в
Питер, обыскала весь интернет, нашла группу коми-сообщества "ВКонтакте". Я
написала туда людям, чтобы они помогли найти ее. Я написала, о чем эта
песня, и мне ее прислали. Даже с переводом. Я очень благодарна этим людям.
Тогда решила, что финал будет таким, потому что он открытый, и непонятно,
что будет происходить в республике дальше.

- Ты еще упоминала, что в подготовке фильма участвовала другой волонтер
"Нефтяного патруля" Ирина Батурина, которая тоже приехала в Усинск. Как вы
нашли друг друга?

- Она учится на звукорежиссера и занималась звуком. Мы встретились в
поезде, оказалось, что мы едем в одном купе. Там и познакомились. "Меня
зовут Ира", "Меня тоже Ира". "Я звукорежиссер", "А я режиссер" [смеется].
Подумала, что, кажется, я нашла себе команду. Ира помогала, задавала
вопросы, я-то бегала и в качестве оператора, и в качестве режиссера. Потом
сложности были во время монтажа звука. Она в Москве, я в Питере. Мы
созванивались по скайпу, я объясняла, что мне нужно. Было сложно, но мы
справились.

- Как оцениваешь сам фильм? И что тебе сказали в институте?

- Работу я делала весь октябрь, ноябрь, и в декабре мы уже правили
какие-то мелочи. Когда я принесла ее на защиту, я ее уже видеть не могла.
Сидела и просто смотрела в пол. Экзамен принимал завкафедрой, наш мастер и
еще преподаватель, которая нас в жизни не видела. И когда пошли титры, я
поворачиваю голову, а завкафедрой говорит: "Ира, дай я тебя сейчас
расцелую". И я понимаю, что, кажется, я попала в точку. Потом он стал
говорить, что это фестивальная работа. Достойно оценили. Реабилитироваться
после прошлой неудачной сессии у меня получилось.

- Как ты сама видишь дальнейшую судьбу этой работы?

- Я изначально не относилась к этой работе только как к курсовой, за
которую получу пятерку и буду счастлива. Нет. Изначально у меня была задача
сделать фильм качественно, рассказать большому количеству людей о проблеме.
Будем подавать работу на различные экологические фестивали. Мне уже сделали
перевод всего текста на английский. В ближайшее время будем делать субтитры
и продвигать фильм. Может, в силу моего возраста и наивности я верю, что
каким-то образом можно изменить ситуацию, сложившуюся там. И когда это
увидит большое количество людей, может, появится какая-то позитивная
реакция. Чтобы люди не просто задумались, как все там плохо, а чтобы
подумали, что с этим делать.

- Вспомни свое первое впечатление, когда вы приехали в поселок Парма и
стали убирать нефть? Первые твои мысли: что это и как к этому относиться?

- Мне было, мягко говоря, паршиво. От нее так воняло, и сильно болела
голова. И мне было жутко от того, что в этой нефти росли желтые цветы... Это
были такие ужасные контрасты, и я не понимала, как это все рядом уживается.
И меня поражала земля такого оранжевого цвета, как на Марсе - от технической
воды, которая выжигает землю. И я даже потом использовала это. Кадр земли
Марса и земли в Коми. Мне было непонятно, как люди там живут. И сами местные
жители говорили: "Ну да, это было, но сейчас мы ловим рыбу, едим ее, если от
нее не пахнет нефтью, но как-то очень грустно".

- У тебя сформировалось отношение к компаниям, которые добывают нефть?
Как ты их называешь?

- Я не подбираю для них какого-то определенного слова. Но я и не буду
говорить, что надо перестать добывать нефть. Просто ко всему нужно
относиться по-человечески, а не так, что ты эксплуатируешь, и тебе
наплевать, что происходит вокруг тебя. И ты хочешь обогатиться и не думаешь,
что тут вообще-то люди живут и природа гибнет. Это нечеловеческое отношение.
Не знаю, как это четче сформулировать. Я, конечно, была под сильным
впечатлением и до сих пор не понимаю, что происходит в голове у этих людей,
что они это допускают, а потом пишут в своих газетах, что они спасают
экологию.

- Зачем тебе это все? Погружение в историю, экологическое волонтерство?

- Я занимаюсь экологией и, наверно, вхожу в число тех "странных" людей,
которые верят, что могут что-то изменить в этом мире. Это некая теория малых
дел. Я это могу, и у меня есть свое видение. Вот вижу я это нефтяное озеро,
я убрала его и помогла природе. Есть в компаниях корпоративная социальная
ответственность. Мне кажется, у каждого должна быть такая внутренняя
программа, чтобы когда есть возможность помогать природе - делать это. Мы
все-таки на одной планете живем. Свои силы надо тратить на это.

Максим Поляков, Ярослава Пархачёва, 24
февраля 2015 г., http://7x7-journal.ru/item/54733

Жители Челябинской области жалуются на непроглядную мглу и едкий запах

При этом смог не рассеивается из-за слабого ветра.

Задымление в поселке Октябрьский началось еще накануне вечером и только
усиливается с каждым часом. Местные жители, которых цитирует портал
Znak.com, говорят о том, что ничего не видно дальше пятисот метров, а также
отмечают наличие едкого характерного запаха, из-за которого нечем дышать, а
во рту стоит горечь.

В качестве возможного источника называется Коркинский разрез, который в
конце прошлого года попал под административное дело из-за выбросов.

Между тем, ранее Росприроднадзор предупредил о неблагоприятных
метеоусловиях в Челябинске и на близлежащей территории. Ресурс "URA.Ru"
сообщал со ссылкой на министерство экологии региона, что вредные примеси
будут плохо рассеиваться в воздухе из-за слабого ветра и инверсии. В связи
этим ведомство рекомендовало предприятиям снизить выбросы вредных веществ в
атмосферу, водителям - отказаться от поездок на транспорте, а администрациям
муниципалитетов - запретить движение грузовиков в спальных районах и
ограничить погрузочно-разгрузочные работы. Спасатели также советовали
местным жителям при сильном запахе гари не покидать квартиры, заткнуть щели
в дверях и окнах мокрыми тряпками, а также носить защитные маски.

Подобная ситуация уже наблюдалась в конце декабря прошлого года. Тогда
причиной стало самовозгорание угля в Коркинском разрезе. Концентрация
вредных веществ были превышены в полтора- два с половиной раза, местами смог
был такой сильный, что видимость составляла всего 20-30 метров, напоминают
местные СМИ.

1 февраля 2015 г.,
http://www.echo.msk.ru/news/1484872-echo.html

Челябинск задыхается в неблагоприятных метеоусловиях

Жители областного центра привыкают к воздуху первой степени опасности

Вчера в Челябинске синоптики продлили предупреждение о неблагоприятных
метеоусловиях, которое действует в областном центре с конца минувшей недели.
Горожане уже несколько недель жалуются на смог, накрывший областной центр, и
сетуют по поводу бездействия чиновников. Те, в свою очередь, заявляют о
проведенных проверках и ждут выводов компетентных специалистов.

Жители областного центра массово жалуются на повисшую над городом дымку
и вызванное ею ухудшение самочувствия. Еще в выходные в южноуральской
столице была объявлена первая степень опасности из-за загрязненного воздуха
(это начальный уровень опасности неблагоприятных метеорологических условий,
всего их три). Во вторник утром многие горожане были опять обеспокоены
ухудшением состояния воздуха - сообщениями об этом заполнены соцсети. "На
проспекте Ленина много высотных зданий, но сегодня из-за смога даже высоток
видно не было, - рассказала "НГ" местная жительница Алла Волкова. -
Горизонт, окутанный грязной дымкой, это все, что я увидела утром. И такие
явления в нашем городе стали регулярными". Челябинский блогер Иван Демидов
написал в Живом Журнале, что с самого утра город накрыло облако смога. "Я
бесконечно люблю свой город. Только здесь можно выйти в семь утра на улицу и
понять, что живешь в промышленном сердце России, - пишет Демидов. - Не даст
об этом забыть смог, висящий над городом, и вонь. А еще у нас веселые
экологи и синоптики, они считают, что виной всему некая Роза Ветров, которая
обычно неблагоприятная, потому-то и воняет".

Еще в понедельник утром чиновники сообщили, что проведена очередная
проверка воздуха. Как пояснил глава администрации Челябинска Евгений
Тефтелев, в городе работала передвижная лаборатория, главная задача которой
- оценить реальное состояние воздуха. "Мы работаем совместно с
правительством области и Министерством экологии в этом направлении, -
рассказал Евгений Тефтелев. - В выходные вывели машину, которая произвела
замеры в 11 точках города. Сейчас материалы находятся в работе, им будет
дана правовая оценка". По словам сити-менеджера, региональное Минэкологии
будет принимать решение, как выходить из сложившейся ситуации.

Политаналитик Александр Мельников отметил, что утро челябинцев
начинается с традиционного массового обсуждения экологической ситуации в
городе. "Озвучиваемые губернатором и общественниками стратегические и
тактические подходы к решению проблемы - это замечательно, - отметил
Мельников. - Но проблема в том, что системные подходы имеют отложенный
эффект. Они хороши, если смотреть в будущее с горизонтом в 30-50 или хотя бы
3-5 лет. А новые тактические идеи вроде экологической полиции не проверены
практикой. Не отточены механизмы их реализации, не известно, насколько
эффективно это сработает и сработает ли вообще, тем более сразу". Мельников
предложил решать вопрос дедовским методом: губернатору Борису Дубровскому
нужно максимально задействовать свой лоббистский ресурс в Кремле, чтобы там
адресно провели жесткую воспитательную работу с "небольшим кругом лиц" -
владельцами загрязняющих воздух в Челябинске предприятий.

Александр Малышев, 4 марта 2015 г.,
http://www.ng.ru/regions/2015-03-04/6_chelibinsk.html

* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность". Редактор и
издатель Лев А.Федоров. *
* Каждый получатель бюллетеня лично запросил его присылку. Отказ от
получения осуществляется *
* по E-mail: lef...@gmail.com.
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83.
* Телефон: по России 8-499-129-05-96, извне России 7-499-129-05-96
"UCS-PRESS" 2015 г. *

########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#### Сообщение ECO-HR.5326 5 марта 2015 г. ****************##