*[Enwl-inf] ECO-HR.6111 (Lev A. Fedorov)

ENWLine

to "ENWL-uni"

                         Право на жизнь без вредной химии

               28 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    На Объект "Марадыковский" в Кировской области собираются ввозить отходы химического оружия. Местные жители готовят референдум.

    В 2016 на территории "Марадыковского" был построен полигон для хранения отходов. Причём его помещения оказались настолько просторными, что было принято решение "для экономии бюджетных средств" захоронить здесь не только отходы собственного ОУХО, но и запасы соседних Объектов. По этому поводу были назначены "общественные обсуждения" с местным населением. О предстоящей встрече жители Мирного узнали из небольшого объявления, напечатанного мелким кеглем на последней полосе районной газеты "Искра". Несмотря на столь невыразительную информацию в назначенный час актовый зал поселкового Дома Культуры был полон взволнованных граждан. На "общественное обсуждение" прибыли не только жители Мирного, но и других населенных пунктов, входящих в "зону защитных мероприятий" вокруг Объекта. На сцене за столом, покрытым красным сукном, разместились представители воинской части, специалисты ОУХО, чиновники областных министерств, федеральных ведомств и поселковой администрации.

    Первым выступил командир воинской части Объекта полковник Дмитрий Невенченко.

    - Думаю, не надо объяснять, в какой сложной ситуации находится наше государство. Ради экономии бюджетных средств РФ было принято решение отказаться от строительства полигона на Объекте "Камбарка" в Удмуртии, на что пришлось бы выложить дополнительный миллиард рублей. Вместо этого химические отходы одинакового класса опасности из "Камбарки" планируется захоронить на полигоне "Марадыковский" в Кировской области. На полигоне "Марадыковский" есть свободное место, а именно два отсека. В них планируется поместить одну тысячу тонн отходов оставшихся от уничтожения люзитно-ипритных смесей. Это отходы III-IV класса опасности. Что бы Вы поняли, я могу отметить, что к такому же классу опасности относится обыкновенная поваренная соль. Надеюсь, вам не надо доказывать, что солью нельзя отравиться? Конечно, если не кушать соль килограммами!

    Командир улыбнулся, довольный собственной шуткой. Но жители Мирного, похоже, не оценили юмора.

    - Если эти отходы такие безопасные, что Вы их с солью сравниваете - поинтересовалась Марина Заславская, экологическая активистка - зачем их вообще везти в соседний регион и хоронить на специальном полигоне? Если соль, грузите в мешки и бросьте на обычной свалке в Удмуртии или закопайте у себя на даче! И откуда мы знаем, что Вы именно такие отходы привезете? Как это можно проверить?

    - Пожалуйста, Вы можете организовать группу общественного контроля, и если пройдете проверку ФСБ и медкомиссию, приходите и проверяйте хоть каждую бочку! Только их ночью могут привезти. Но если Вас это не пугает:

    - Нас пугает другое, так как мы слышали, что собираются ввозить не только отходы химоружия, но радиоактивные отходы от "РосРАО". Можете ли Вы подтвердить эту информацию?

    На этот вопрос ответил начальник отдела специальных мероприятий Министерства промышленности Кировской области Александр Денисенко.

    - Да, действительно, такие планы существуют - подтвердил чиновник - Этот вопрос прорабатывается, взвешиваются плюсы и минусы. Но решение еще не принято. И сейчас нечего обсуждать!

    - В любом случае, уже построенный полигон рассчитан только на химические отходы, ничего лишнего мы здесь хранить не будем - успокоил население полковник Невенченко - А отходы III-IY класса опасности - это нестрашно, поверьте мне!

    Но люди отказывались верить и буквально вырывали друг у друга микрофон, спеша высказаться.

    - Как же верить Вам? Вы же все время обманываете! - выступала пожилая учительница русского и литературы - Недавно слушала Путина: Его спросили об арсеналах химического оружия. Дескать, как там жители живут в санитарной зоне? "А жителей всех отселили!" - сказал президент. Как же отселили, если мы тут?!  Это не нас отселили, а санитарную зону сократили вокруг Объекта! Первоначально была зона три километра, стала километр! И льготы теперь никому не положены! А теперь еще отходы: и такие, и этакие, и радиоактивные и химические! Сколько можно проводить эксперименты на живых людях?!

    Микрофон передали другому оратору.

    - В поселке возле Объекта химоружия закрыли единственную больницу - взволновано говорила пожилая женщина в вязанном берете - бывший работник ОУХО -  Работает один терапевт общей практики, молодая девица, которая только и умеет - выписать рецепт, да больничный. Измерить давление - проблема! Приезжаешь в райцентр Оричи, а там на приезжих смотрят как на врагов! Своих больных у них хватает! Когда открыли Объект обещали, что будет зарплата высокая как в Москве, а что мы получили? Я работала на очистных сооружениях, у меня зарплата была сначала 14 тысяч, а потом 8 тысяч! А я ходила по колено в отходах! Потому что оборудование все время ломалось, и мы не знали, как починить его! А пенсия у меня 7 тысяч! И за вредное производство никаких надбавок! Только памятник в Кирове - ликвидатору химического оружия! А зачем мне памятник при жизни, если нет никакой жизни?!

    Общее мнение выразила экологическая активистка, депутат сельской Думы из Котельнича Светлана Пасынкова.

    - Если это публичное обсуждение, и Вы действительно хотите знать наше мнение, так оно отрицательное, давайте проголосуем и внесем данные в протокол! Я уверена все здесь против будут! Люди, голосовать давайте! Никаких отходов нам не надо!

    Но проголосовать против ввоза отходов химоружия из Камбарки людям не позволили.  "Это не соответствует формату данного публичного обсуждения!" - твердо заявила мэр посёлка Мирный Ирина Смердова и поспешила закрыть собрание.

    После встречи я решила задать военным вопрос, который лично у меня вызывал большое недоумение.

    - Скажите, пожалуйста, сколько сейчас находится отходов химического оружия на Объекте "Марадыковский"?  - обратилась я к молодому офицеру. Сообщать его воинское звание и фамилию не буду, так опасаюсь, что после откровенной беседы с корреспондентом офицера могут разжаловать в солдаты.

    - Сейчас имеется 8 тысяч тонн - сообщил офицер - но мы ещё точно не знаем, работа продолжается. По нашим расчётам, битумированных, бетонированных и других отходов ориентировочно должно получится 21 тысяча тонн. В целом мощность полигона рассчитана на 24 тысячи тонн.

    - Что из себя представляет полигон? Это бункер?

    - Нет, это не бункер. Это герметичное сооружение на поверхности земли, очень прочное. Выдержит любое землетрясение, наводнение, бомбежку. Срок хранения отходов - сто лет.

    - В Камбарке уничтожение химоружия закончилось в 2009 году, если там не построили полигон, где же хранились отходы?

    - Под открытым небом, в бочках. А сейчас привезут к нам, захороним.

    - Когда привезут?

    - В ближайшее время. Ведем переговоры с ЖД.

    - Скажите, пожалуйста, если Вы только ориентировочно знаете, сколько отходов получится на полигоне "Марадыковский", как же Вы можете точно знать, что останется "свободное место", чтобы разместить там отходы с Объекта в Камбарке для экономии бюджетных средств?

    Мой собеседник не нашелся, что ответить на столь заковыристый вопрос и порекомендовал обратиться к специалисту. Но специалист - заместитель начальника воинской части по экологическим вопросам Светлана Шабунина, объявила что  "в данный момент не владеет данными" и поспешила к выходу.

    А вот жители Мирного не спешили разойтись по домам и уже на улице, несмотря на нежданный апрельский снегопад, обсуждали свои ближайшие нерадостные перспективы.

    - Я так думаю, они здесь решили устроить общий могильник для всего! Привезут и химические, и радиоактивные отходы - взволнованно говорила девушка с косой, местная активистка - Сначала из Камбарки, а потом и с других арсеналов. А потом "РосРАО" подкинет нам радиации! Будет здесь и Чернобыль, и Чапаевск одновременно?

    - Уезжать надо, но куда уедешь? Как продать жилье? Никому не нужны квартиры у могильника химического оружия! - соглашались с ней соседи.

    - Лечь на рельсы и не пускать! Акции протеста устроить! Сколько можно издеваться над народом?!  Воровать надо меньше, и не надо тогда будет экономить "бюджетные средства"! -  возмущался житель Котельнича.

    - Может быть, написать письмо Путину? - робко предлагала пенсионерка - Вдруг он не знает?

    Обсуждение продолжилось и на следующий день.

    Кролик возвращался живой

    Деревянный старенький дом с печным отоплением. Здесь живет семья старшего прапорщика в отставке, ныне военного пенсионера Анатолия Васильевича. Все жизнь Анатолий Васильевич охранял авиабомбы с нервно-паралитическим газом - зарином, зоманом и V-газом. О былой службе "ветеран химического оружия" рассказывал охотно, добродушно посмеиваясь.

    - Когда начинал служить, приборов ещё не было, поэтому мы, прежде чем зайти на склад, пускали кролика, если кролик возвращался живой, значит все нормально. Тогда и люди могли зайти.

    - Всегда кролик возвращался живой?

    - Всегда. Бомбы были стальные, крепкие, протеканий не было. Это у американцев были алюминиевые бомбы, они протекали, а советские могли лежать ещё сто лет. Очень хорошие были бомбы.

    В голосе Анатолия Васильевича прозвучала нотка гордости за советское химическое оружие.

    - На складе мы проводили четыре часа в день, больше нельзя. Каждый раз медик проверял давление, температуру. Давали молоко. Облачались в защитный костюм Л-1 и противогаз, на ногах резиновые сапоги. Конечно, если жара +40, ходить в таком костюме четыре часа очень тяжело, буквально задыхаешься. Солдаты срочной службы, молодые ребята, так и норовили снять противогаз. Только отвернешься, глянь он уже с открытой башкой! И я что придумал, поймал ворону, и на глазах новобранцев сунул её в наливное отверстие в авиабомбе, чтобы надышалась. Пять секунд подержал, вынул - труп! Уже глаза закатила, не дышит, лапы к верху! Как мои солдатики посмотрели на мертвую птицу, у всех сразу пропало желание снимать противогазы, дошло наконец, что это не шутки, а химическое оружие!

    - Бывали какие-то аварии на складе?

    - На моём складе утечек не было, это были современные авиабомбы с V- газом, а вот на соседнем, где лежали снаряды с ипритом еще с войны, бомбы лопались, иприт вытекал прямо в почву. Даже мимо проходишь, чувствуешь специфический запах как будто чесноком пахнет. Корпуса закапывали в траншею, а сам иприт жгли на специальных установках КУАСИ.

    - Грибники до сих пор находят в лесу старые бомбы, это ваши, наверное?

    - Должно быть, наши! - засмеялся Анатолий Васильевич.

    - Сейчас как Вы относитесь к химическому оружию?

    - Хорошо, что уничтожили его.

    Чесались все

    Тишина, библиотека, стеллажи с классической и современной литературой. За столом пожилая интеллигентная дама, одиноко ждала читателей, зябко кутаясь в вязанную кофточку. Ее рассказ тоже мог бы стать бестселлером мировой литературы в разделе "ужасы".

    - Случилось это, после того как заработал ОУХО в "Марадыковском", если не ошибаюсь, был 2007 год. Сижу я себе тихо в библиотеке, читаю классику, Пушкина, Толстого, Чехова: Размышляю о судьбе "маленького человека" в русской литературе. И вдруг замечаю, вся чешусь! Посмотрела, а все руки и ноги у меня покрылись мелкими прыщиками! А сковырнёшь прыщик, на его месте вскакивают три! Пошла в аптеку, а в аптеке очередь. Люди стоят, тоже чешутся. Старухи, молодежь, дети. Причём особенно много таких высыпаний было на нежных местах, извините, на попе, на половых органах у мужчин и женщин. И никакие мази, кремы и народные средства не помогали. Я поехала в райцентр Оричи на прием к дерматологу. Отсидела очередь, захожу в кабинет. Показываю руки, ноги, доктор, что делать? У доктора глаза на лоб: "Вы откуда?!" "Марадыковский!" Доктор испугался не на шутку: "Что, началось?! Авария?!" А я откуда знаю, авария или нет, нам же не скажут ничего! Доктор выписал несколько мазей, и я делала из них смесь, постепенно прошло. И все в поселке как-то разом перестали чесаться, а что это было, до сих пор никто не знает. Наверное, какие-то испытания:

    - Выброс газов кожно-нарывного действия в атмосферу? - догадалась я.

    - Все может быть - согласилась библиотекарша - точно мы уже никогда не узнаем! Но еще отходов химоружия нам не надо! Я буду голосовать против!

    В поселке Мирном и соседнем Котельниче сейчас организована инициативная группа, которая занимается организацией местного референдума с одним единственным вопросом: согласны ли Вы на ввоз отходов от уничтожения химического оружия и отходов "РосРАО" на территорию Оричевского района Кировской области?  Уверенна, что большинство жителей Оричевского района, да и всей Кировской области ответят на такой вопрос отрицательно.

    Но проблема в том, что подготовка референдума - дело хлопотное, требует много времени и сил, а отходы химоружия из Камбарки готовы завезти уже в ближайшее время.

    P.S. По мнению местных жителей, само название "Марадыковский" следует писать через "о", от слова - "мор". Мужчины в этой местности редко доживают до старости, проработав на Объекте химоружия лет тридцать, быстро выходят не только на пенсию, но и на тот свет. Общий диагноз - рак или инсульт. "Отнесут меня к высоковольтной!" - грустно шутят местные жители. Под высоковольтной линией в "Мородыковском" - кладбище.

                                               Екатерина Лушникова, lisa...@yandex.ru, 23 апреля 2017 г.

*************************************************************************************************** *

* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность". Редактор и издатель Лев А.Федоров.     *

* Каждый получатель бюллетеня лично запросил его присылку. Отказ от получения осуществляется        *

* по E-mail: lef...@gmail.com.                                                                      *

*****************************************************************************************************

*    Адрес: 117218 Россия, Москва, ул.Б.Черемушкинская, 20-4-250.                                   *

*    Телефон: по России 8-499-129-05-96, извне России 7-499-129-05-96          "UCS-PRESS" 2017 г.  *

    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##

  #### Сообщение ECO-HR.6111    28 апреля 2017 г. ****************##

Sent: Friday, April 28, 2017 12:02 PM
Subject: ECO-HR.6111 (Lev A. Fedorov)