*[Enwl] Re: Re: Re: Re: охрана ОС в СПб попала в правильный блок

1 view

ENWLine

to "ENWL-uni"
Поддерживаю точку зрения Игоря Бабанина.
Экологисты вслед за журналистами многие коммунальные и сан-гигиенические
проблемы переименовывают в экологические. Это из того же класса "безобидных"
ошибок, что и "охрана плохой экологии" или "экологии души" = следствие
невежества и антропоцентристского мышления. Однако, в данном случае имеется
и вред для экодвижения, особенно в области природоохраны:
- элиминируются и забываются главные проблемы экологич. и цивилизационного
кризиса,
- смещаются акценты в постановке СТРАТЕГИЧЕСКИХ задач экодвижения,
- распыляются силы природоохранников,
- усложняется работа по эковоспитанию населения, а школьное экообразование
принимает уродливые формы. В ВУЗовских специальностях уже давно произошла
подмена понятий (инженер-эколог, напр.).

Свежий пример = злобно-агрессивное наступление догхантеров на выдающихся
экоэтиков (особенно С.Забелина и В.Борейко, которые-то и к
коммунально-собачьей проблемме отношение имеют лишь косвенное).

Та же борьба с ТБО часто принимает уродливые формы. Вдумайтесь в нонсенс:
"массовая акция по уборке мусора в заповеднике".
А понятие "экологический след" следует активно внедрять в экопропаганду и
просвещение.

Успехов!
Анатолий Лёвин

to "ENWL-uni"
EB> Втягиваюсь в бессмысленную и заведомо проигрышную дискуссию...

Хорошо хоть ты это понимаешь ;)

> [...]

EB> стоящая цель городского природоохранного ведомства - это снижение
EB> потребления этих втягиваемых ресурсов и отходов наоборот.

Это довольно забавные рассуждения, продиктованные спецификой
Петербурга как города-субъекта и отсутствием в публичном
пространстве достоверных данных о реальном развитии города.

Твой тезис подразумевает, что за пределами города есть
какая-то территория, которая называется "природой" и её надо
охранять. На самом деле таких территорий нет, потому что за
границей города сразу начинается территория других
поселений. И так - до берега моря ;)

Надеюсь, что ты не считаешь, что РФ не нуждается в охране ОС
по причине своего территориального устройства, а охранять
нужно только океаны и Антарктиду? ;)

Второй упущенный тобой момент - это прямое потребление
пространства человеком, которое растёт. Вот тебе три
картинки из одной книжки, которую ещё не перевели на русский
язык (и не скоро переведут, как я понимаю). Это про город
Амстердам в маленькой стране Голландии. На первой вверху -
динамика "следа" усреднённого амстердамца, но не
"экологического следа", а "городского", т.е. прямой
показатель площади застроенного пространства (кв.м. на чел).
Внизу, соответственно, динамика плотности населения на га.
(Два пика примерно соответствуют вспышкам бубонной чумы и
холеры, которые сильно прореживали население и приводили к
победе новых концепций урбанизма.)

На второй картинке внизу проиллюстрирован рост размера
типичных жилых единиц, индивидуального жилого пространства,
который является первичным драйвером роста, а на графике
сверху видно, что последний период роста "городского следа"
апроксимируется экспоненциальной кривой, что является
признаком наличия положительной обратной связи (чем больше,
тем больше). И действительно, чем больше личное
пространство, тем больше требуется вспомогательных
сооружений (дорог, объектов коммунальной инфраструктуры,
объектов для воспроизводства застройки и пр.) для его
поддержания, тем больше люди пытаются отдалиться от этих
объектов, вызывающих дискомфор и являющихся "экологически
неблагоприятными"... и так далее.
(при сохранении традиционных способов управления рисками и
комфортом городской среды)

Т.е., может случиться такая ситуация (в Европе она уже
кое-где случилась, и на многих территориях США, не говоря
уже о Японии), когда ты просто не сможешь найти территорию,
которая не является "территорией города" в принятом тобой
смысле.

(Кстати, в яблочной программе "Земля-Дома-Дороги", по поводу
которой я уже высказывался в некоторых дискуссиях,
приоритеты ставятся следующим образом:
"...При этом жильем застроено около 1 % территории страны
[России] (к примеру, в Германии застроено 8 %, а есть
страны, где и 20 %). - это, типа, идеал..."
"В течение первого года реализации Стратегии будет
разработан план развития территории страны,
предусматривающий в частности, увеличение территорий,
занятых поселениями." - ноу комментс...)

Соответственно на третьей картике - известные данные об
экспоненциальном росте энергопотребления при ПАДЕНИИ
плотности городов (т.е., при росте среднедушевого
потребления пространства). Поскольку, как мы знаем, рост
энергопотребления "тащит" за собой рост производства энергии
и далее всяческие прочие росты в силу удельного падения цен
на энергию, можно сделать вывод...

Таким образом, для себя я считаю доказанным тезис о том, что
стратегической целью экологического движения должно являться
управления использованием территорий, более конкретно -
управление плотностью использования.

Проблема, насколько я понимаю, заключается в том, что
"пространство" - настолько базовая категория, что
большинством населения, включая экологов, не осознаётся как
потребляемый конкурентный и конечный ресурс. Как-то оно
(пространство) исчезает из рассуждений на стадии подготовки
решений (и, тем более - стратегий) и возвращается только на
этапе локализации конкретных "экологических проблем" :((

EB> А управление территорией - это исключительно вопрос благополучия самих
EB> потребителей. С точки зрения же природы, чем хуже неудовлетвореннее и
EB> меньше будут жить потребители в городе - тем лучше.

Это модель концлагеря.
Тут, что называется, "бодливой корове..." :((
Не получится. Смотри первую картинку - переуплотнение
приводит к катастрофе, после которой общество либо гибнет,
либо вырывается из "гетто", часто оставляя за собой тысячи
гектаров "браунфилдз" - не рекультивированных помоек.

Низкий комфорт среды в городе является постоянным стимулом
для потребления пространства за пределами города - в виде
дополнительных поездок, покупок устройств, создающих комфорт
и пр., и др.

С другой стороны, неэкономичная пространственная структура
приводит к тому, что твой любимый "ЖКХ" жрёт колоссальные
бессмысленные ресурсы. Например, ты не можешь установить
жителям Васильевского острова нормативы потребления ниже,
чем в жителям других районов (не по моральным соображениям,
а по практическим). При этом В.О. соединён с "материком"
только двумя мостами (ещё два - на другой остров), и если на
самом острове нет места для сортировки, то весь мусор поедет
по этим мостам за 27 км даже не то что не сортированным, а
просто слабо компрессированным. Такая ситуация
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА пространственной структурой, и можно сколько
угодно кричать о низкой экологической культуре населения,
заниматься экологическим просвещением - кроме разбазаривания
денег это ни к чему не приведёт.

(Между прочим, я не уверен, что на В.О. намыве предусмотрена
ДОСТАТОЧНАЯ площадь коммунальных зон для обслуживания той
плотности активности, которая там намечена.)

Так что, во-первых, вопросы управления пространством -
первичны. Во-вторых, использованием пространства можно
управлять - в отличие от потребностей людей, попытки
управления которыми неизбежно приводят к делению общества на
касты и сословия со всеми грустными вытекающими.

ASK