*[Enwl-misc] Ваши данные уже украдены

0 προβολές
Παράβλεψη και μετάβαση στο πρώτο μη αναγνωσμένο μήνυμα

ENWLine

μη αναγνωσμένη,
1 Ιουν 2020, 9:42:30 π.μ.1/6/20
ως "ENWL-uni"

Воскресенье 31 мая 2020 / «Батенька, да вы трансформер»

Большие данные стали такими большими, что теперь непонятно даже, с какой стороны подбираться, чтобы про них рассказывать. Поэтому возьмём самое простое и наглядное — новости последних дней. Что мы видим? В пятницу японское агентство «Киодо» сообщило, что в ходе атаки на телекоммуникационного оператора NTT Communications хакеры украли более 100 файлов, содержащих данные о коммуникационных сетях Сил самообороны Японии, планах японских военных объектов и о военном оборудовании. В четверг хакеры украли личные данные 1,3 миллиона служащих системы министерства образования Индонезии: имена, номера удостоверений личности, анкетные данные, включая возраст, место рождения, адрес, прописку, имена родителей, семейное положение. Неделю назад компания AnalogBytes Conference рассказала, что департамент информационных технологий Москвы при проверке аннулированных цифровых QR-пропусков собирает разрешения для передачи личных данных третьим лицам и отправки рекламы с помощью СМС и электронной почты в течение 10 лет. В перечне данных, собираемых чиновниками, — ФИО, адреса, места работы, должности, гражданства, номера телефонов и имейлы.

Что? Да!

Подножие пирамиды потребностей Маслоу изменилось: информация теперь настолько же важна для выживания человека, как еда и сон. Человек — существо любопытное и социальное, и его желание узнавать, собирать, каталогизировать и использовать информацию стало двигателем прогресса, превратило в хозяина планеты, дало победить естественный отбор и, весьма вероятно, однажды его и прикончит. В каком великолепном мире людям ещё предстоит пожить — уму непостижимо, но очертания будущего можно заметить уже сейчас. В общем-то, в этом и состоит одна из задач самиздата — всматриваться в слаженно работающий хаос вокруг и изучать, как люди живут сегодня и как это может повлиять на завтра.

В четверг мы опубликовали подробное исследование витиеватой истории русских хакеров, изучили, как из касты хулиганов они выросли в грозную международную киберсилу, разделились на группировки. Мы разобрались, кто такие белые, чёрные и серые хакеры — там немало тонкостей и внутрицеховых особенностей. Бонусом в тексте — рассказ, как за 20 минут хакнуть «Сапсан» от скуки. Главное, что нужно знать про хакеров: очередная кибератака происходит каждые 39 секунд, объём рынка уже на 200 миллиардов долларов превышает всю мировую наркоторговлю, и расти это всё будет с каждым днём всё быстрее. Хакеры рассказали нам, насколько на самом деле каждый из пользователей современных технологий уязвим: ваши данные уже, скорее всего, давно украли, и если вы пока этого не знаете, значит, никто ещё не прикупил их на просторах даркнета и не воспользовался ими. В марте мы публиковали текст журналистки Виктории Аракелян, у которой, как и у многих, украли пароли от соцсетей, куда к ней залез буквально случайный прохожий, стал следить за личной жизнью Виктории и превратился в её сталкера. После чего Виктория не только собрала аналогичные истории, но и стала сталкерить своего сталкера, чтобы узнать про него больше. Wow, what a time to be alive.

Исследовательская компания Ipsos в своём докладе Global Trends 2020 говорит, что с 2013 года мировая озабоченность тем, как технологические компании и государство используют персональные данные, выросла на восемь процентов. Более того, ещё в 1990-м компания видела, что порядка 66 % человек были этим вопросом обеспокоены. И в общем рост на восемь процентов Ipsos оценивают как совсем небольшой, учитывая, что сегодня люди живут в обществе надзора и многие замечают, что корпорации и государства всё больше узнают о людях, их предпочтениях, вкусах, качествах и переживаниях. И вот парадокс: с одной стороны, люди всё больше размышляют, мечтают о прозрачности и хотят знать, как именно их данные будут использовать, и при этом, в какой бы ужас человек ни приходил от этих мыслей, он всё охотнее информацией делится. Больше половины, согласно данным Ipsos, с готовностью откажутся от приватной информации, если взамен им дадут какой-то персонализированный сервис, приятный продукт, классную услугу. Защита персональных данных — или персональный плейлист Spotify, рекомендации от ASOS и TikTok? Конечно, второе. В Индии и Китае на такой обмен с радостью пойдут две трети людей.

Историк Юваль Ной Харари в книге «21 урок для XXI века» (дочитываю её сейчас, и у меня постоянно ощущение, что я собственную рассылку читаю) пишет по этому поводу прямолинейно: «Если мы не хотим, чтобы все богатства и власть концентрировались в руках немногочисленной элиты, нам необходимо регулировать владение данными. В XXI веке место земли и машин как главного актива займёт информация, и политики будут бороться за контроль над потоками данных. Если данные сконцентрируются в руках слишком маленького числа людей, человечество разделится на разные виды». Будущее видится историку тоже воистину великолепным: цифровые гиганты, которые уже включились и лидируют в гонке за данными и пока используют их для заработка на рекламе, смогут, объединив огромные массивы данных и огромные вычислительные мощности, проникнуть в самые глубокие тайны жизни, а затем использовать это знание не только для того, чтобы делать за людей выбор и манипулировать ими, но и для переделки органической жизни и создания её неорганических форм. Сегодня бездумно ставишь галочку в очередном согласии на обработку персональных данных — завтра живёшь в фильме Нила Бломкампа «Элизиум» и ешь песок.

Что же делать? Не сказать, что люди готовы что-то менять и видят в этом смысл. Исследования показывают, что у людей растут апатия и невежество, они всё больше верят, что потеря данных — это неизбежность, а поэтому и переживать не надо. Лучше и не знать.

Правда, есть и другие сценарии. Вот наш читатель Евгений Кочергин, мой уже регулярный товарищ по переписке, делится рецептом. «Считаю, что раз уж компаниям так надо знать, что мне нравится, то пускай попотеют. Так легко сам я им сообщать свои предпочтения не хочу», — пишет Евгений. Например, он принципиально не ставит лайки, потому что сразу же как его презентовали в 2007–2009 годах, понял, зачем: так соцсети хотели лучше понимать, что нравится людям. Бонус: никто из знакомых давно уже не спрашивает у Евгения, видел ли он их пост и почему не лайкает. По этой же причине он никогда и нигде не регистрируется через соцсети — только через почту, только хардкор. «Причин две: всё ещё не хочу так легко отдаваться в лапы маркетологам и опасность того, что не смогу добраться до сайтов, если меня вдруг по каким-то причинам забанит фейсбук, „ВКонтакте“ или ещё какое-нибудь своенравное поделие», — сообщает Евгений. О том, каких сложностей и дискомфорта стоит блокировка аккаунта в фейсбуке, можно почитать вот тут. Евгений не исключает, что однажды и почту могут заблокировать, но к Google у него доверия больше, к тому же поисковик всё равно много о нём знает из истории поиска.

Ещё Евгений все куки настраивает так, чтобы отключить все рекламные отслеживания, но не уверен, что это работает. «Вам уже, наверное, кажется, что я такой луддит-луддит, но нет: я есть в соцсетях, у меня куча бонусных карт, и я даже не накрываю ноутбук фольгой перед выходом в интернет. Убеждён, что выдача информации о себе — это новая реальность, и не думаю, что от этого можно куда-то деться. На мой взгляд, можно лишь расслабиться и постараться получить удовольствие от того, что хоть как-то заставляешь добывателей информации поработать из-за себя дополнительно. А вот начальник мой, прекрасный мужик и айтишник в полный рост, — вот он строг с раздачей личных данных. Дома у него на компьютере отключён javascript (основной язык фронтенда на сайтах), что делает, конечно, часть передачи данных невозможной, но и делает недоступными для него многие сайты. Он на них, правда, и без того не заходит», — говорит Евгений. Евгений! Спасибо вам ещё раз большое: я, как и всегда, рад вашим письмам и надеюсь, что другие наши читатели тоже поделятся разными своими историями.

Как быть? Ну вот историк Харари говорит, что, чтобы избежать жизни в мире, где человек лишь органический подопытный кролик для огромных транснациональных корпораций, которые познали истину и стали всесильны как боги, нужно уже сейчас искать ответ на вопрос: кому на самом деле должны принадлежать эти данные. Он призывает юристов, политиков, философов и поэтов обратить внимание на этот вопрос и обсуждать его.

Мы же в самиздате «Батенька, да вы трансформер» продолжим вглядываться в толщу воды, смотреть, какими кругами расходятся последствия человеческих действий, и будем вам об этом рассказывать.

P. S. Я пока ещё не определился с темой следующего выпуска рассылки, поэтому буду рад услышать, что вас волнует, какие явления и микротренды вы замечаете вокруг, что вызывает обеспокоенность, а что, наоборот, вселяет надежду (ну вдруг)

Спасибо и удачи.

Подписаться
Переслать другу
Будние дни — новости со всей планеты. Суббота — письмо от незнакомца. Воскресенье — обзор трансформаций
Настроить рассылку
Нас можно читать не только в почте:
Facebook
Twitter